Наказание и поощрение

Содержание

 
 
  1. Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  2. Основная часть

         2.1.    Наказание и поощрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

         2.2.    Принуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

         2.3.    Общественное поручение для раскрытия  организаторских

                   способностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

    1. Воспитание на примере другого человека . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
  1. Заключение   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
  2. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение. 
 

     Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся, взглядов и убеждений, выработки навыков, привычек, поведения, а также для совершенствования с целью формирования качеств и свойств личности. 

     Важность  воспитания, актуальна во все времена  и является неотъемлемой частью становления  человека, его мировоззрения. Рассматривая данные методы педагогики, их влияние и приемы на формирование личности  в высших школах, можно наблюдать крайне интересный и познавательный процесс, когда перед воспитуемым встают  уже куда более серьезные для него  задачи, пути их решения и осознанного выбора, обдуманность выводов и решений.  Следует отметить, что умелое применение методов воспитательного процесса обеспечивает успешное развитие учащихся в целом. Педагогический процесс основывается на целостности, непрерывности и целенаправленности, и важно, чтобы обучаемые понимали необходимость  совершенствовать свои знания, умения и человеческие качества, для того чтобы стать интересной личностью.

     По  моему мнению,  процесс становления  полноценной личности без воспитания   не возможен в современном мире и, для подрастающего поколения  необходимы специализированные методы воспитания, с помощью которых они формируют свое сознание, восприятие реальности, поведенческие и моральные аспекты. Наибольшая направленность и выражение своего мировоззрения проявляется в период, когда перед учащимся ставятся более  сложные задачи, которыми насыщено обучение в высших школах и методы воспитания, как то: наказание и поощрение, общественное поручение, принуждение и воспитание на примере других людей, позволяют в полной мере раскрыть потенциал учащихся и их личностные качества. 

2.1. Наказание и поощрение. 

     Наказание - один из самых старейших методов  воспитания. Наказание корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем  он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять учащемуся ни морального унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного воспитанника - чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других воспитанников, от коллектива.

     Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

     Важнейшее условие педагогической эффективности  поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника. Как правило, похвала и замечания оказывают воздействие не только на тех, к кому это относится, но и на коллектив. 
 
 
 
 

     2.2. Принуждение. 

     Принуждение — выражение отрицательной оценки, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения; сильное средство воздействия, требующее от преподавателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя.

        Принуждение осуществляется применением  таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждение и т.д.   Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами способствует успеху воспитательной деятельности руководителя. Но, с точки зрения отечественной педагогики, оно выступает крайним методом воспитания и применяется лишь тогда, когда  другие не позволяют достичь желаемого воспитательного эффекта. Наказание

унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Есть необходимость отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения. Такой позиции придерживается креативная1 педагогика – искусство и наука творческого обучения. Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего. 
 
 
 
 
 

2.3. Общественное поручение для раскрытия организаторских способностей. 

     Для всестороннего формирования личности студента наряду с учебной деятельностью  также необходима общественная деятельность. Будучи активным,  в общественной деятельности - предпосылка развития духовной зрелости студента, накопления социального опыта, подготовки к решению организационных и других задач, которые встретятся на практической работе.

Содержание  и характер общественной деятельности студентов зависит от их возраста, жизненного опыта, курса, факультета, на котором они обучаются, интересов, способностей и т.д.

     Таким образом, психологические особенности  общественной деятельности, общественных поручений, проявляются в отношении к ней со стороны студентов, в мотивах участия в ней, степени влияния ее на формирование их личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Воспитание на примере другого человека. 

     Воспитание  на примере другого человека - сущность состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся  недостатков.

     При использовании положительного примера  в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся.

     Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного  поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом. Для этого используются средства моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и пр.

     Таким образом, ставя перед обучаемым  в качестве примера определенную модель поведения, преподаватель стимулирует  сравнительный метод воспитания, предлагая  оценить ситуацию, ее возможные и уже совершенные выводы,  сделать выбор и здраво оценивать ситуацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Психологическое развитие личности  студента  - процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

     Возраст 18 - 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и т.д. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.

     Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

     Вместе  с тем специалисты в области  возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.  
 
 

     Таким образом, можно предположить и сделать вывод, что в высшей школе необходимо продолжать воспитательную работу, так как  именно в  этот период у человека формируется окончательные и уже сложившиеся моральные, общегражданские, этические взгляды и позиции, определяется четкая позиция и своя точка зрения на общепринятые факторы.

     Важно, чтобы на протяжении всей жизни человек  осознавал и четко понимал необходимость постоянного самосовершенствования себя и своих знаний, умений и качеств как личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Список  используемой литературы 

  1. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы" Изд. Харвест, 2006 г.
  2. Л.Д. Столяренко  «Основы психологии»  учебное пособие,  М. 2010г.
  3. А.А. Радугин «Психология и педагогика» учебное пособие для вузов,   М. 1996г.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Креативная_педагогика
Наказание и поощрение