Наличное денежное обращение

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «финансы» 

 

выполнила: студентка з/о

специальность: финансы и кредит

Назарова  Юлия

Проверил: Шириникина Е.В.

    
 

                                                                                                                

                                                                                                             

 Сургут,2012 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

  1. Наличное денежное обращение………………………………………….3
  2. Принципы обеспечения финансовых резервов на предприятии………..3
  3. Выручка от реализации продукции - основной источник формирования денежных средств………………………………………………………….4
  4. Федеральный бюджет: расходы, доходы и дефицит…………………….4

    5.  Организация и основные формы безналичных расчетов……………...10

    Практическая  часть………………………………………………………….12

    Список  используемой литературы…………………………………………13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Наличное  денежное обращение

      Денежное  обращение — это движение денег  во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее  реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

      Денежное  обращение подразделяется на две  сферы: наличную и безналичную.

      Налично-денежное обращение — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно  обслуживается банкнотами, разменной  монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным  банком, составляют подавляющую часть  налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют  в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки — казначейские билеты. 

  1. Принципы  обеспечения финансовых резервов на предприятии

      Принцип обеспечения финансовыми резервами  диктуется условиями предпринимательской  деятельности, сопряженной с определенными  рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

      Финансовые  резервы могут формироваться  предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. АО обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном  порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия  образуют финансовые резервы, необходимые  для их финансовой устойчивости. 
 
 

  1. Выручка от реализации продукции - основной источник формирования денежных средств
 

      Под выручкой понимают поступление или  иное увеличение активов предприятия  или выполнение его обязательств, которое происходит в результате основной, или главной, деятельности предприятия. 

      Выручка от реализации продукции – это  денежные средства, поступившие на расчётный  счёт предприятия  за продукцию, отгружённую покупателю.

      Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Несвоевременное поступление  выручки влечет простои в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

      Реализацией продукции и поступлением выручки  на расчетный счет завершается кругооборот  средств предприятия. Своевременное  поступление выручки - очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия, так как выручка  от продаж является основным регулярным источником доходов для организации  из всех возможных средств. Во-первых, выручка от реализации продукции  – основной источник средств из всех возможных поступлений. Во-вторых, процесс кругооборота средств  предприятия заканчивается реализацией  продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных  на производство денежных средств и  создание необходимых условий для  возобновления, следующего кругооборота. От поступления выручки зависит  устойчивость финансового положения  предприятия, состояния его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами,  поставщиками, рабочими и служащими. 
 

  1. Федеральный бюджет: расходы, доходы и дефицит

Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства  на текущий год, объединяющий главные доходы и  расходы и имеющий  силу закона.

      Бюджет  утверждается законодательным органом  власти - Парламентом.

      Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием РФ как закон.

      Доходы  Федерального бюджета

      Основной  источник доходов - это налоги.

      Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.

      Налоги  выполняют две основные функции:

Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.

      Основные  элементы налога: 

      Субькт налога - юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;

     Обьект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом);

     Источник  налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);

     Единица обложения - единица измерения обьекта (например, гектар земли по земельному налогу).

     Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. При регрессивных ставках процент изьятия дохода уменьшается при возрастании дохода. (Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров всегда регрессивные). При пропорциональных ставках ставка остается неизменной при изменении дохода. При прогрессивных ставках процент повышается при возрастании дохода.

     Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим доходом.

     Налогооблагаемая  база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется путем вычета из валового дохода разрешенных законом налоговых льгот

     Налоговый оклад - сумма налогов, уплачиваемых субьектом.

     Совокупность  налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов представляют налоговую систему.

     Налоги  можно подразделить на: прямые и косвенные

     Прямые  налоги  предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др).

     Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).

     Налог на добавочную стоимость (НДС) - это форма изьятия в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности.

     Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Обьектом обложения выступает стоимость подакцизных товаров (вино-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.)

     Таможенные  пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.

     Используются  следующие ставки таможенных пошлин:

     ·адвалерные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товара;

     ·специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

     ·комбинированные  - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.

     Действующая в РФ система налогообложения  включает налоги следующих видов:

     ·федеральные  налоги;

     ·региональные налоги (налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований: республик в составе  РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

     ·местные  налоги.

     Основные  федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.

     Из  этих налогов полностью в федеральный  бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.

     НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые  в виде процентных отчислений поступают  также в бюджеты субьектов Федерации и в местные бюджеты.

     Основное  место в федеральном бюджете  занимают косвенные налоги.

     Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.

     К неналоговым доходам относятся:

     ·доходы от имущества, находящегося в федеральной  собственности;

     ·доходы от приватизации;

     ·доходы от внешнеэкономической деятельности;

     Основное  направление государственной политики в области налоговой реформы  состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых  платежей, что должно найти отражение  в налоговом Кодексе 
 
 
 

     Расходы Федерального бюджета 

Все расходы  бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.

      Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

      Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

      Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:

      ·достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

      ·целевой  характер использования бюджетных  ассигнований;

      ·предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и  с учетом использования ранее  отпущенных ассигнований;

      ·безвозвратность  бюджетных ассигнований.

      В области расходов бюджета имеют  место серьезные недостатки. Поэтому  основными задачами в области государственных расходов можно считать следующее:

      ·сокращение числа федеральных целевых программ для обеспечения концентрации бюджетных  средств на наиболее эффективных  и социально-значимых проектах;

      ·снижение расходов на содержание госаппарата;

      ·продолжение  децентрализации инвестиционного  процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;

          ·повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс.

      Дефицит- [budget deficit] — превышение расходов бюджета  над доходами. Дефицит государственного бюджета означает превышение суммы правительственных расходов над суммой налогов и увеличение, таким образом, накапливаемого государственного долга. Доказано, что бюджетый дефицит является важнейшим фактором, ускоряющим инфляцию, и потому, казалось бы, задачей экономической политики является сведение его к минимуму или, лучше, к нулю. Однако, по мнению ряда экономистов, умеренный бюджетный дефицит. в периоды экономического спада не только допустим, но и может быть рекомендован, так как увеличенные расходы бюджета благодаря действию мультипликатора  Кейнса способны вызвать повышение национального дохода, компенсирующее и даже превышающее дефицит. Практика не подтверждает, по-видимому, этого предположения.

      В странах с высоким уровнем  инфляции дефицит федерального бюджета  обычно оценивается в процентах  от валового внутреннего продукта (ВВП); анализ номинальных цифр не приемлем, поскольку невозможны их сопоставления во времени. Противоположность дефицита — профицит бюджета. 
 
 
 
 
 

  1. Организация и основные формы  безналичных расчетов

      В безналичном обороте используются две основные группы расчетов: расчеты  за товары и оказанные услуги; расчеты  по нетоварным операциям с бюджетом, банками, по регулированию средств с вышестоящими организациями и т.д.

      В безналичных расчетах обязательно  участвуют два (или более) хозяйствующих  органа и банк. Без открытого в  банке счета невозможно совершение жирооборота, т.е. платежей без участия  наличных денег, расчетов путем записей  по банковским счетам. Обслуживание платежного оборота банками заключается  в отражении соответствующих  сумм по активу или пассиву этих счетов.

      Между банком и клиентом заключается договор  банковского счета. По договору банк обязуется хранить денежные средства на счете клиента, зачислять поступающие  на это счет суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче денег со счета и проведении других банковских операций, предусмотренных  для счета данного вида законодательными актами, банковскими правилами и  договором.

      Участники хозяйственной сделки имеют право  выбрать любую форму безналичных  расчетов с учетом конкретных хозяйственных  операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные  условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств.

В современных условиях рекомендуются следующие  формы расчетов:

Расчеты платежными поручениями

      Платежное поручение – документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручение действительно в течение 10 дней, не считая дня выписки.

      Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Расчеты чеками

      Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, депонированных, т.е.  специально отложенных, на отдельном чековом счете 722 «Счет расчетных чеков». Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чеков). 

Расчеты аккредитивами

      Аккредитив – обязательство банка, возникающее по поручению клиента, произвести поставщику платеж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнение условий договора. При данной форме расчетов платеж производится не в учреждении банка, обслуживающем покупателя, а по месту нахождения поставщика.

Расчеты платежными требованиями-поручениями.

      В рыночных условиях получили распространение  расчеты платежными требованиями-поручениями, при которых поставщик предъявляет  требование к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных  документов стоимость поставленной продукции или выполненных работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть

      Задача: Сумма цен по реализованным товарам-4500млрд, сумма цен товаров проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил-42млрд,сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки  которых наступили-172млрд,сумма взаимно погашающихся платежей-400млрд,среднее число оборотов денег за год-10

      Определить: количество денег, необходимых в качестве средства обращения

          Решение:Д= Ц-В+П-ВП/Со где:

      Д - количество денежных единиц, необходимых  в данный период для обращения;

      Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

      В - сумма цен товаров проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил

      П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

      ВП - сумма взаимопогашенных платежей ;

      С.о. - скорость оборота денежной единицы.

      Д=4500-42+172-400/10=423млрд

      Ответ: 423млрд. необходимо в качестве средства обращения 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы:

1.Финансы  предприятий: Учебник/Под ред. М.В.Романовского. –

2.Финансы  предприятий: Учеб. пособие/Под ред. Поповой Р.Г., Самоновой И.Н., Добросердовой И.И. – Спб: Питер, 2005г.

3.Финансы:  Учебник для вузов/Под ред.  Проф. М.В.Романовского, проф

Наличное денежное обращение