Налог как экономико-правовая категория
Содержание
Введение
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Данная тема актуальна
тем, что для того, чтобы налоги
можно было взыскать, закон должен
содержать некоторый набор
Налог как экономико-правовая категория
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК) определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8). Данное определение предусматривает следующие основные моменты:
- утверждение налогов — прерогатива законодательной власти;
- налог является индивидуально безвозмездным;
- отмечается односторонний характер установления налога;
- уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;
- налог взыскивается на условиях безвозвратности;
- цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Функции налогов. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством их функций: фискальной, регулирующей, социальной, контрольной. Фискальная функция налогов означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу. Регулирующая функция налогов призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. Социальная функция налогов затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
а) неравного
обложения налогом разных сумм доходов
(использование прогрессивной
б) применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
в) введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).
Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица. Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.
Налог как экономическая
Основные черты налога как правовой категории – всеобщность и обязательность, безвозвратность и индивидуальная безвозмездность – в значительной мере предопределены объективным экономическим содержанием налога.
В части установления и взимания налогов налоговые отношения носят государственно – властный характер, в рамках которых органы законодательной и исполнительной власти реализуют в налоговой системе властные полномочия, а хозяйствующие субъекты и граждане обязаны своевременно и в полном объеме осуществлять налоговые платежи.
Налоговый механизм
изначально встроен в сферу
распределительных отношений,
Экономико-правовая сущность налогов, пошлин, сборов проявляется в том, что они включают финансово-экономические и правовые отношения.
Финансово-экономические отношения представляют собой передачу определенной суммы денежных средств плательщиками в соответствующий бюджет. Факт передачи денежных средств плательщиком (негосударственными юридическими лицами, к примеру акционерными обществами, кооперативами, частными предприятиями, физическими лицами: дееспособными гражданами, гражданами-предпринимателями, работниками предприятий) в соответствующий бюджет есть не что иное, как смена формы собственности. Это объясняется тем, что согласно ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Отсюда и значение налога как инструмента государственного регулирования экономики.
Характеристика элементов налог
а, их практическая значимость
Основные элементы налогообложения. К основным (обязательным) элементам налога относятся:
а) субъект налогообложения (налогоплательщик) — лицо, на которое в соответствии сост. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода;
б) объект налогообложения — это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.);
в) налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);
г) налоговый период — срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства;
д) налоговая ставка — размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.
Так, в зависимости
от способа определения суммы
налога ставки делятся на равные (для
каждого налогоплательщика
е) порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);
ж) порядок уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:
- направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
- средства уплаты налога (в рублях, валюте);
- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
- особенности контроля уплаты налога.
Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:
- уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию);
- уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
- кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);
з) сроки уплаты налогов и сборов. Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.
Факультативные элементы налогообложения. Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:
а) изъятия —
налоговые льготы, выводящие из-под
налогообложения отдельные
б) скидки — льготы, сокращающие налоговую базу;
в) налоговые кредиты — льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
- снижение ставки налога;
- вычет из налогового оклада (валового налога);
- отсрочка или рассрочка уплаченного налога;
- возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
- зачет ранее уплаченного налога;
- целевой (инвестиционный) налоговый кредит;
г) инвестиционный
налоговый кредит — такое изменение
срока уплаты налога, при котором
организации при наличии
Каждый элемент
налога имеет самостоятельное
Специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве
Институты, понятия и термины г
Индивидуальные
предприниматели — физические лица,
зарегистрированные в установленном
порядке и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, а также частные нотариусы,
адвокаты, учредившие адвокатские
кабинеты. Физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, но не
зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных
предпринимателей в нарушение требований
гражданского законодательства
Физические лица — налоговые резиденты РФ — физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Лица (лицо) —
организации и (или) физические лица.
Бюджеты (бюджет) — федеральный бюджет,
бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты),
бюджеты муниципальных образований (местные
бюджеты).
Внебюджетные
фонды — государственные
Источник выплаты
доходов налогоплательщику — организация или физическое
лицо, от которых налогоплательщик получ
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением тех, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге.
Именно за счет
носителя налога налоговый платеж уплачивается
в бюджет. Российское законодательство
запрещает использование
Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налогоплательщик
может в налоговых отношениях
через законного представителя (по
закону) или уполномоченного
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства).
Резиденты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, прожившие не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Их доходы, полученные на территории РФ и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность).
Нерезиденты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, прожившие менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены на территории РФ.
Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия, а при необходимости дополнительные критерии: место расположения привычного местожительства, гражданство, место обычного проживания, а так же по договоренности налоговых органов.
Для юридических лиц – место центрального управления компанией, юридический адрес и др.
Все юридические лица, зарегистрированные в России, являются резидентами и несут по налогу на прибыль полную налоговую обязанность.
Место нахождения
обособленного подразделения
Место жительства
физического лица — адрес (наименование субъекта РФ, района,
города, иного населенного пункта, улицы,
номера дома, квартиры), по которому физическое
лицо зарегистрировано по месту жительства
в порядке, установленном законодательство
Четкое определение сущности налогового правоотношения, изучение его субъектов и содержания необходимо для совершенствования норм налогового законодательства, регулирующих права и обязанности сторон отношения, что направлено на соблюдение конституционных прав и свобод налогоплательщиков и плательщиков сборов. Дальнейшая разработка налогового законодательства с учетом предпринятых теоретических исследований налоговых процессуальных правоотношений может пойти по пути обоснования и выделения налоговых процедур в целях защиты прав налогоплательщиков.
Налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов.
Заключение
Налоги – основной
источник формирования доходов государства,
важнейший элемент
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В совместном ведении
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находится
установление общих принципов
Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Выполнение его требований
обязательно для
Список литературы
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Книжный мир, 2000.
- Налоги: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. – М.: ИНФРА-М, 2000
- Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А., Петухова Р.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. – СПб.: Питер, 2001.
- Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПБ.: Питер, 2000.
- Еженедельник «Экономика и жизнь».
- Журналы: «Налоговый вестник», «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Аудит и налогообложение», «Консультант бухгалтера».
- «Российская газета» и материалы других периодических изданий и печати.
- Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2000.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Ассоциация авторов и издателей «Тандем», – М.: Экмос, 2000. (с изменен. и доп.).
- Методические рекомендации департамента по налогам и сборам МФ РФ по применению налогового кодекса РФ. Ч.2 Гл. 21, 22, 23 от 29.11.2000.