Налог на добавленную стоимость. 37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра налогов и налогообложения
Контрольная работа
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему
«Налог на добавленную стоимость»
Вариант 12
Краснодар 2011г
Введение 3
1. Сущность
налога на добавленную
основных
элементов налога на добавленную
стоимость.
2. Налоговая
база и порядок ее определения.
налоговые ставки. 5
3. Порядок исчисления налога. Счет-фактура и порядок ее оформления. 8
4. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Порядок и сроки. 12
5. Порядок
возмещения налога на
6. Налог на добавленную стоимость и его роль и значение
в налоговой
системе Российской Федерации.
Заключение 17
Список литературы 20
Введение.
Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, Налог на добавленную стоимость (НДС) является, пожалуй, самым молодым. Его модель была разработана в 1953 г. Французским экономистом М. Лоре, который научно обосновал его существенные преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении «каскадного» эффекта в механизме ценообразования.
НДС позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии движения товара вплоть до конечного потребителя. При этом суммарный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей и от результатов их финансовой деятельности.
В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил прежний налог с оборота и налог с продаж.
Сегодня
НДС в России является не только
основным косвенным налогом, но и
главным налогом в формировании
доходной части федерального бюджета:
поступления в
Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год — 2 млн. руб.).
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Для некоторых
продовольственных товаров и
товаров для детей в настоящее
время действует также
1. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость.
Прежде чем говорить об НДС следует определить данное понятие. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Каждый налог имеет определенную структуру, то есть перечень составляющих его элементов. Как правило, они раскрываются в законодательном акте, посвященном соответствующему налогу. Подобные акты должны содержать подробную информацию обо всех аспектах данного налога. В связи с этим следует подчеркнуть, что при нечеткой, двусмысленной формулировке закона возможно: уклонение от уплаты данного вида налога; а также злоупотребление со стороны налоговых органов при его изымании, выражающееся в расширительном толковании положений закон.
Говоря о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую очередь о субъектах налога (плательщиках). Согласно ст. 143 НК налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Они должны делать расчет НДС, уплачивать его в установленные сроки, выписывать счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок.
Не являются
плательщиками НДС
Не признаются
налогоплательщиками НДС
Согласно ст. 146 НК Объектом налогообложения по НДС признаются:
- Реализация товаров (работ, услуг), в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
- Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
- Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
- Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговая база и порядок ее определения. Налоговый период и налоговые ставки.
Налоговая
база при реализации товаров (работ,
услуг), определяется как их стоимость,
исчисленная исходя из цен с учетом
акцизов (для подакцизных товаров)
и без включения в них налога.
Аналогичным образом
При получении налогоплательщиком оплаты или аванса налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС, за исключением оплаты следующих товаров:
- длительность производственного цикла изготовления, которых составляет свыше 6 месяцев, при определении налоговой базы по мере отгрузки таких товаров;
- которые облагаются НДС по ставке 0 процентов;
- которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
При реализации товаров по товарообменным (бартерным) операциям, на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
При реализации
имущества, подлежащего учету по
стоимости с учетом уплаченного
налога, налоговая база определяется
как разница между ценой
При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.
Для различных видов операций существуют свои особенности определения налоговой базы по НДС.
Налоговый
период при расчетах НДС с момента
его введения в Российской Федерации
устанавливается как
Налогом на добавленную стоимость товары (работы, услуги) облагаются по ставкам 0, 10 или 18 процентов.
По ставке 0% производится налогообложение:
- товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;
- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
- товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
- драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство (при определенных пп.6 п.1 статьи 164 НК РФ условиях);
- товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
- построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
Полный перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 0% приведен в п.1 статьи 164 НК РФ.
По ставке 10% производится налогообложение:
- продовольственных товаров;
- товаров для детей;
- периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
Полный перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 10% приведен в п.2 статьи 164 НК РФ.
В остальных случаях применяется ставка 18%.
При ввозе
товаров на таможенную территорию Российской
Федерации применяются
В случаях, когда в соответствии с Налоговым кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Порядок исчисления налога. Счет-фактура и порядок ее оформления.
Сумма налога
при определении налоговой базы
исчисляется как
Общая сумма
налога не исчисляется
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала) применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (статья 167 НК РФ), с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
В случае
отсутствия у налогоплательщика
бухгалтерского учета или учета
объектов налогообложения налоговые
органы имеют право исчислять
суммы налога, подлежащие уплате, расчетным
путем на основании данных по иным
аналогичным
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету.
Счета-фактуры должны быть составлены и выставлены в соответствии с установленным порядком с указанием необходимых реквизитов и при наличии подписей уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера или лиц, уполномоченных на то приказом), либо индивидуального предпринимателя. В противном случае они не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
Налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе не подлежащих налогообложению или освобождаемых от налогообложения.
Счета-фактуры не составляются:
- налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг);
- банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения).
Если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Порядок и правила заполнения и выставления счетов-фактур, ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации и регулируется статьей 169 НК РФ, а также утвержденными Правилами.
Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый
номер и дата составления
2) наименование,
адрес и идентификационные
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер
платежно-расчетного документа
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество
(объем) поставляемых (отгруженных)
по счету-фактуре товаров (
6.1) наименование валюты;
7) цена (тариф)
за единицу измерения (при
8) стоимость
товаров (работ, услуг), имущественных
прав за все количество
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость
всего количества поставляемых (отгруженных)
по счету-фактуре товаров (
13) исключен.
13) страна происхождения товара;
14) номер таможенной декларации.
Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый
номер и дата составления
2) наименование,
адрес и идентификационные
3) номер платежно-расчетного документа;
4) наименование
поставляемых товаров (
4.1) наименование валюты;
5) сумма
оплаты, частичной оплаты в счет
предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания
6) налоговая ставка;
7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
6. Счет-фактура
подписывается руководителем и
главным бухгалтером
Счет-фактура,
составленный в электронном виде,
подписывается электронной
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Порядок и сроки.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой:
Sупл =
Sобщ + Sвосст - Sвыч,, где
Sупл - сумма к уплате;
Sобщ - общая сумма налога;
Sвосст - восстановленная сумма налога;
Sвыч - сумма налогового вычета.
Если
сумма налоговых вычетов в
каком-либо налоговом периоде превышает
общую сумму налога, увеличенную
на суммы восстановленного налога,
то положительная разница между
этими суммами подлежит возмещению
налогоплательщику в
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю:
1) лицами,
не являющимися
2) налогоплательщиками
при реализации товаров (работ,
Уплата
НДС в бюджет производится по месту
учета налогоплательщика в
Налогоплательщики
(налоговые агенты), обязаны представить
в налоговые органы по месту своего
учета соответствующую
Порядок
возмещения налога на
Порядок возмещения сумм «входного» НДС из бюджета по экспорту определен статьей 176 НК РФ.
Согласно
пункту 1 статьи 176 НК РФ после представления
налогоплательщиком налоговой декларации
налоговый орган при проведении
камеральной проверки проверяет
обоснованность суммы НДС, заявленной
к возмещению. Согласно статье 88 НК
РФ камеральная проверка должна быть
проведена в течение трех месяцев
со дня представления
Если при проведении камеральной проверки не было выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС налогоплательщику (пункт 2 статьи 176 НК РФ).
Если
в ходе камеральной проверки выявлены
нарушения, составляется акт налоговой
проверки в соответствии со статьей
100 НК РФ. Акт, материалы проверки, а
также имеющиеся возражения налогоплательщика
рассматриваются руководителем
налогового органа. Решение по материалам
проверки принимается в соответствии
со статьей 101 НК РФ. Одновременно с
решением о привлечении либо не привлечении
налогоплательщика к
Если у налогоплательщика есть недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по пеням, штрафам, подлежащим взысканию, налоговый орган на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ самостоятельно производит зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения имеющейся недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам.
Обязанностью
налогового органа является уведомление
налогоплательщика в письменной
форме о принятом решении, о возмещении
сумм НДС (полностью или частично),
о принятом решении, о зачете (возврате)
суммы НДС, подлежащей возмещению или
об отказе в возмещении. Для этого
пунктом 9 статьи 176 НК РФ налоговому органу
отведено пять дней со дня принятия
соответствующего решения. Уведомление
может быть передано руководителю организации,
индивидуальному
Если
налогоплательщик не имеет недоимки
по НДС, иным федеральным налогам, а
также не имеет задолженности
по пеням и (или) штрафам, сумма НДС,
подлежащая возмещению по решению налогового
органа, возвращается по заявлению
налогоплательщика на указанный
им банковский счет. На основании письменного
заявления налогоплательщика
Поручение
на возврат суммы НДС направляется
в территориальный орган
В течение пяти дней со дня получения поручения казначейство возвращает налогоплательщику сумму НДС и в этот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных денежных средств.
При нарушении
сроков возврата НДС, установленных
законодательством, на сумму, подлежащую
возврату налогоплательщику, начисляются
проценты исходя из ставки рефинансирования,
установленной Центральным
Налог
на добавленную стоимость и
его роль и значение в
Налоговая система России представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других видов платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Следует различать несколько видов налогов. Налоги делятся (по методу их установления) на:
1. прямые;
2. косвенные.
Первый
вид налога устанавливается
форма № 1-НДС | |||
ОТЧЕТ | |||
по состоянию на 01.11.2012 г. | |||
Всего по России |
тыс. рублей | ||
Показатели |
Код строки |
Начислено - всего |
В том числе |
А |
Б |
1 |
2 |
Начисление НДС |
|||
Сумма налога, исчисленная
по налогооблагаемым объектам, всего |
100 |
24 720 654 255 |
24 605 161 707 |
Общая
сумма налога, исчисленная по
операциям, облагаемым по |
110 |
24 596 426 410 |
24 494 887 987 |
в
том числе: |
|||
при реализации (передаче для собственных нужд) товаров по налоговой ставке 10% (10/110) |
111 |
1 114 167 593 |
1 109 731 531 |
при
реализации (передаче для собственных
нужд) товаров (работ, услуг), передаче
имущественных прав по |
112 |
18 055 896 343 |
17 990 753 026 |
суммы
полученной оплаты, частичной оплаты
в счет предстоящих поставок
товаров (выполнения работ, |
113 |
4 572 390 621 |
4 554 339 187 |
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов |
120 |
97 801 872 |
94 918 545 |
Сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена |
130 |
26 425 973 |
15 355 175 |
Налоговые вычеты |
|||
Сумма налоговых вычетов, всего (200=210+220+230) |
200 |
23 035 473 210 |
22 915 387 238 |
Общая
сумма НДС, подлежащая вычету
по операциям, облагаемым по
налоговым ставкам, |
210 |
21 920 501 249 |
21 810 502 807 |
в том числе: |
|||
сумма
налога, предъявленная подрядными
организациями (заказчиками- |
211 |
482 281 383 |
473 320 814 |
сумма
налога, уплаченная налогоплательщиком
таможенным органам по товарам, |
212 |
1 181 503 715 |
1 169 625 049 |
сумма налога,
уплаченная налогоплательщиком
налоговым органам при ввозе
товаров из Республики |
213 |
69 790 200 |
69 492 348 |
Сумма
налоговых вычетов по |
220 |
13 818 329 |
7 412 277 |
Сумма налоговых
вычетов по операциям по |
230 |
1 101 153 632 |
1 097 472 154 |
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет |
310 |
2 922 841 812 |
2 907 890 775 |
Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета |
320 |
1 238 721 022 |
1 218 999 869 |