Налог на добавленную стоимость. 2. 2

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

 УНИВЕРСИТЕТ ИМ В.Г.  ШУХОВА

 

 

КАФЕДРА

 

ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

По дисциплине:

Налоги и налогообложение

 

На тему: Налог на добавленную  стоимость

 

Выполнила :

 

 

 

 

 

 

.

 

 

Содержание:

1.Сущность и понятие налога на добавленную стоимость

2.Механизм уплаты НДС

3.Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы

3.1. Налогоплательщики

3.2. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

3.3. Объект налогообложения

3.4. Место реализации

3.5. Операции не подлежащие налогообложению

4. Налоговая база. Момент  ее определения.

4.1. Момент определения налоговой базы

4.2. Налоговая база.

5.Ставки налога на добавленную стоимость. Налоговые вычеты. Порядок и сроки уплаты.

5.1. Налоговые ставки

5.2. Налоговые вычеты

5.3. Порядок и сроки уплаты

6.Технология учета НДС

 

Список литературы

 

1.Сущность, понятие и механизм уплаты НДС

НДС – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего  на процесс ценообразования и  структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая  создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления.

Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации  налогов НДС обычно относят к  категории косвенных налогов. В месте с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

При передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных  нужд, расходы на которые не принимаются  к вычету (в том числе через  амортизационные отчисления) при  исчислении налога на прибыль;

При выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления.

НДС взимается с каждого  акта продажи. Теоретически объектом налогообложения  является добавленная стоимость, которая  определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производства сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных  со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т.д.

На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость  в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения  расчетов за объект обложения налогом  на добавленную стоимость принимается  не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость  списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них  НДС). Выделение же налога на добавленную  стоимость и исключение двойного налогообложения достигаются тем, что плательщик перечисляет в  бюджет разность между суммами налога, полученными потребителями и  уплаченными поставщикам.

Сумма НДС определяется на всех стадиях технологической цепочки  вплоть до конечного потребителя  как разница между суммами  налога, полученными от покупателей  за реализованные им товары (работы, услуги), и сумма налога, уплаченными  поставщикам за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость  которых относится на издержки обращения. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителями (покупателями). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Предприятия являются только сборщиками этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители товаров, работ и услуг.

2.Механизм уплаты НДС

Поясним механизм уплаты НДС  и порядок взаимоотношений плательщиков и бюджета на упрощенном примере.

Выделим условную технологическую цепочку, включающую производство сырья, деталей и комплектующих, готовой продукции, а также движение этой продукции по товаропроводящей сети, состоящей из организаций оптовой и розничной торговли и заканчивающейся конечным потребителем.

Конечный потребитель  по закону не является плательщиком НДС, но в цене товара, приобретенного им, содержится некая сумма налога на добавленную стоимость НДС кп.

Рассмотрим механизм взаимодействия произвольного налогоплательщика НДС - участника технологической цепочки с его контрагентами - поставщиком, с одной стороны, и покупателем - с другой:

Организация - плательщик налога выставляет своему покупателю счет-фактуру за проданные товары (работы, услуги) с указанием начисленного на оптовую цену НДС и получает НДС от покупателя. Этот НДС называется либо «полученным», либо «выходящим», либо «налогом, предъявляемым налогоплательщиком покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг)».

В то же время  поставщик выставляет плательщику  в счете - фактуре сумму НДС  и плательщик уплачивает НДС своему поставщику. Этот НДС называется либо «уплаченным», либо «входящим», либо «налогом, предъявленным налогоплательщику продавцом (подрядчиком) товаров (работ, услуг)».

В бюджет налогоплательщик перечисляет разницу (∆) между полученным и уплаченным налогами: НДС6юдж = НДСполуч – НДСуплач.Говорят, что суммы НДС уплачподлежат «вычетам». Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Если по закону налогоплательщик освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость, это означает, что, реализуя товары (работы, услуги) и выставляя своему покупателю счет-фактуру, он ставит в счете штамп «НДС не облагается». Налогоплательщик не получает от покупателя в составе выручки НДСполуч.

На каждом этапе цепочки  к стоимости приобретенного товара добавляется новая стоимость, которая  является объектом налогообложения, и  величину ∆j можно рассматривать как налог на созданную на данном этапе добавленную стоимость. Так, ∆3 - это налог на добавленную стоимость, созданную на предприятии, производящем готовую продукцию.

Стоящее в начале цепочки  предприятие не имеет поставщика (или допустим, что уплаченный НДС  равен нулю), а потому полностью  перечисляет в бюджет полученный НДС.

Если просуммировать платежи  в бюджет всех предприятий - плательщиков: НДСбюд = ∑∆j = (НДС2- 0) + (НДС3 - НДС2) + (НДС4 - НДС3) + (НДС5 -НДС4) + (НДСкп - НДС5) = НДСкп, то получим, что в бюджет поступила сумма, равная НДСкп, т. е. налог в рассматриваемой цепочке полностью оплачен конечным потребителем, а суммы налога, перечисленные предприятиями – плательщиками, - это только соответственным образом распределенная между ними величина НДСкп.

Итак, НДС как одна из форм косвенных налогов попадает в  бюджет от граждан - физических лиц, но сами граждане его не вносят. Однако, приобретая товары, в цену которых уже включен этот налог, они являются его носителями, хотя перечисляют НДС в бюджет не они, а продавцы соответствующих товаров. НДС, как и вообще косвенные налоги, реально платят те, кто тратит свои доходы. Косвенных налогов платят больше те, кто приобретает товаров на большую сумму. Косвенные налоги - это налоги на расходы. Кто больше расходует, тот больше и платит.

3. Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы

3.1.Налогоплатильщики. НК РФ ст. 143

Введение в России НДС  обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета  всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно - правовых форм и  форм собственности.

Плательщиками НДС являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Плательщики подлежат обязательной постановке на учет в  налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.

Иностранные организации, имеющие  в РФ несколько подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой  регистрации которого они будут  представлять декларации и уплачивать НДС в целом по операциям всех находящихся в РФ подразделений. О своем выборе иностранные организации уведомляют налоговые органы по месту нахождения своих подразделений.

3.2.Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. НК РФ ст. 145

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены  от исполнения обязанностей плательщика  НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки  от реализации товаров (работ, услуг) без  учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб. Однако такое освобождение не получают организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные  товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Освобождение не применяется также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ.

Лица, использующие право  на освобождение, должны представить  в налоговый орган письменное уведомление установленной формы  и следующие документы, подтверждающие право на освобождение:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и документы  представляются не позднее 20-го числа  месяца, начиная с которого эти  лица используют право на освобождение.

Освобождение производится на срок, равный 12 последовательным календарным  месяцам. Затем оно может быть продлено. Однако, если в течение  периода, в котором организации  и индивидуальные предприниматели  используют право на освобождение, сумма выручки от реализации без  учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн. руб. либо если плательщик осуществлял  реализацию подакцизных товаров, плательщики начиная с 1 -го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма НДС за этот месяц подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Восстановлению также подлежат суммы НДС, если плательщик не представил необходимые документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения) и если налоговый орган установил, что плательщик не соблюдает указанные ограничения.

Суммы налога, принятые плательщиком к вычету до использования им права  на освобождение, по приобретенным, но не использованным товарам (работам, услугам) после отправки уведомления подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления путем уменьшения налоговых вычетов. Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным плательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным плательщиком после утраты им этого права при осуществлении налогооблагаемых операций, принимаются к вычету.

При освобождении налогоплательщика  от исполнения обязанностей налогоплательщика  расчетные и первичные учетные  документы оформляются и счета-фактуры  выставляются без выделения соответствующих  сумм налога. На них делается надпись  или ставится штамп «Без налога (НДС)». В связи с этим покупатель не имеет  возможности возместить какие - либо суммы и вынужден уплачивать в бюджет всю сумму налога, предъявленную им очередному покупателю. В результате освобождение предоставляется не за счет государства, а за счет покупателей.

3.3.Объект налогооблажения НК РФ ст.146

Объектом налогообложенияпо НДС являются такие операции, как:

          1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного (материальные блага представляемые по соглашению сторон взамен исполнения обязательства) или новации (обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения), а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанные услуги на безвозмездной основе также признается реализацией;

        2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

       3.Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

      4.Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

 

Одновременно НК РФ определяет перечень операций, которые не признаются объектом налогооблажения :

  1. осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  2. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при ее реорганизации;
  3. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  4. передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
  5. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  6. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договор о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  7. передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или жилищного фонда при проведении приватизации;
  8. изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также в обращение в собственность иных лиц бесхозяйственных и брошенных вещей, бесхозяйственных животных, находки клада в соответствии с нормами ГК РФ.
  9. передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально – культурного и жилищно – коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или, по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  10. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  11. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказание услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;
  12. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  13. операции по реализации земельных участков (долей в них);
  14. передача имущественных прав организации его правопреемнику (правопреемникам).

В облагаемые обороты по подакцизным товарам включаются суммы акцизов.

В облагаемые обороты товаров  из давальческого сырья и материалов включается стоимость их обработки.

Для строительных, строительно-монтажных  и ремонтных организаций облагаемым оборотом считается стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг), определенная в договорных ценах с учетом их изменений в процессе выполнения работ, вызванных повышением (понижением) цен на строительные материалы, тарифов на транспортные и другие виды услуг.

Важно заметить, что для  целей налогообложения не проводится различие между хозяйственным и  подрядным способами ведения  строительно-монтажных работ: строительно-монтажные  работы, выполняемые хозяйственным  способом, приравниваются к работам, выполненным на сторону, и облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Для целей налогообложения  товаром считаются предметы, изделия, продукция, в том числе производственно - технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ.

При реализации работ НДС  облагаются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно - исследовательских, опытно - конструкторских, технологических, проектно - изыскательских, реставрационных  и прочих работ.

НДС облагаются лишь обороты  по реализации на территории России. Поэтому  для целей налогообложения важно  определить место возникновения  оборота по реализации.

3.4.. Место реализации. НК РФ ст. 147, 148

Местом реализации товаров  признается территория РФ:

-если товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;

-если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Местом реализации работ  или услуг признается территория РФ, если:

  1. работы (услуги) связанны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (в частности строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
  2. работы (услуги) связанны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание);
  3. услуги фактически оказываются в РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность в РФ.

Местом осуществления  деятельности покупателя считается  территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется:

  • при передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке производства и реализации продукции, подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка ТЭО, проектно - конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
  • предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

4.1 услуги по перевозке  и транспортировке, а также  услуги (работы), непосредственно связанные  с перевозкой (за исключением  услуг (работ), непосредственно связанных  с перевозкой и транспортировкой  товаров транзитом), оказываются  (выполняются) российскими организациями  или предпринимателями, если пункт  отправления и (или) пункт назначения находится в РФ.

Местом реализации услуг также признается территория РФ, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и предпринимателями и пункт отправления и пункт назначения находятся в РФ. Транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и пассажиров;

4.2 услуги (работы), непосредственно  связанные с перевозкой товаров  транзитом, оказываются (выполняются)  организациями или предпринимателями,  местом осуществления деятельности которых признается территория РФ;

5. деятельность организации  или предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется в РФ (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных приведенными выше пп. 1- 4.1).

Дополнительно следует отметить, что местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если:

  1. работы (услуги) связанны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами РФ (в частности, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде);
  2. работы (услуги) связанны непосредственно с находящимся за рубежом движимым имуществом, а также с находящимся за рубежом воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание);
  3. услуги фактически оказываются за рубежом в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  4. покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность в РФ. Положение настоящего пункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в приведенном выше п. 4;
  5. услуги по перевозке и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в приведенных выше подп.4.1 и 4.2.

Местом осуществления  деятельности организации или предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих  виды услуг), не предусмотренные приведенными выше пп. 1-4.1, считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации или предпринимателя в РФ на основе госрегистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в РФ (если работы выполнены (услуги оказаны) через это представительство) либо места жительства предпринимателя.

Местом осуществления  деятельности организации или предпринимателя, которые предоставляют в пользование  воздушные суда, морские суда или  суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория РФ, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами РФ.

Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной  реализации признается место реализации основных работ (услуг).

Документами, подтверждающими  место выполнения работ (оказания услуг), являются:

  1. контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  2. документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

 

 

3.5.Операции не подлежащие налогообложению. НК РФ ст. 149,150 

Освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:

1) медицинских товаров  отечественного и зарубежного  производства по "перечню", утверждаемому  Правительством Российской Федерации

2) медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и  (или) учреждениями, врачами, занимающимися  частной медицинской практикой,  за исключением косметических,  ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. Перечень медицинских услуг определяется НК РФ.

3) услуг по уходу за  больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми  подтверждена соответствующими  заключениями организаций здравоохранения,  органов социальной защиты населения  и (или) федеральных учреждений  медико-социальной защиты;

4) услуг по содержанию  детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования,  услуг по проведению занятий  с несовершеннолетними детьми  в кружках, секциях (включая  спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно  произведенных столовыми образовательных  и медицинских организаций и  реализуемых ими в указанных  организациях, а также продуктов  питания, непосредственно произведенных  организациями общественного питания  и реализуемых ими указанным  столовым или организациям;

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию  архивов, оказываемых архивными  учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке  пассажиров: 
городским пассажирским транспортом общего пользования, морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

8) ритуальных услуг, работ  (услуг) по изготовлению надгробных  памятников и оформлению могил,  а также реализация похоронных  принадлежностей (по "перечню", утверждаемому Правительством Российской  Федерации);

9) почтовых марок (за  исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных  конвертов, лотерейных билетов  лотерей, проводимых по решению  "уполномоченного органа";

10) услуг по предоставлению  в пользование жилых помещений  в жилищном фонде всех форм  собственности;

11) монет из драгоценных  металлов, являющихся законным средством  наличного платежа Российской  Федерации или иностранного государства  (группы государств);

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в  паевых фондах кооперативов и  паевых инвестиционных фондах, ценных  бумаг и финансовых инструментов  срочных сделок, за исключением  базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость.

12.1) депозитарных услуг,  оказываемых депозитарием средств  Международного валютного фонда,  Международного банка реконструкции  и развития и Международной  ассоциации развития в рамках  статей Соглашений Международного  валютного фонда, Международного  банка реконструкции и развития  и Международной ассоциации развития;

13) услуг, оказываемых  без взимания дополнительной  платы, по ремонту и техническому  обслуживанию товаров и бытовых  приборов, в том числе медицинских  товаров, в период гарантийного  срока их эксплуатации, включая  стоимость запасных частей для  них и деталей к ним;

14) услуг в сфере образования,  оказываемых некоммерческими образовательными  организациями по реализации  общеобразовательных и (или) профессиональных  образовательных программ (основных  и (или) дополнительных), программ  профессиональной подготовки, указанных  в лицензии, или воспитательного  процесса, а также дополнительных  образовательных услуг, соответствующих  уровню и направленности образовательных  программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных  услуг, а также услуг по сдаче  в аренду помещений.