Налог на добавленную стоимость. 5

 


 


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  НАЛОГИ    

И        

 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

Выполнила:

          Студентка 2 курса

                           Специальность: 080502 «С»

                         Юдова Лариса Борисовна

                       № зачетной книжки   100

вариант №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Великие Луки

2008

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Налог на добавленную стоимость…………………………………………………………3-19

 

Экономическая сущность косвенных налогов. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объекты налогообложения. Налоговая база; особенности определения налоговой базы налоговыми агентами. Льготы. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Ставки, порядок исчисления. Налоговый период.

Счета-фактуры. Налоговые вычеты. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Порядок возмещения налога.

Особенности исчисления налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ и услуг). Порядок подтверждения права на возмещение налога при ставке 0 процентов.

 

2. Задача 1………………………………………………………………………………………...20-21

 

3. Задача 2………………………………………………………………………………………..21-22

 

4. Список использованной литературы…………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам.

Налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации установлен гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации и довольно сложен для понимания, исчисления и уплаты именно потому, что с ним связано много исключений из общих налоговых правил и льгот.

 

1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДС

Добавленная стоимость - это метафизическая сущность, которая возникает у налогоплательщика независимо от его усилий и активности на рынке. Она не зависит ни от исполнения сделок, ни даже от самого заключения сделок. Источником для уплаты налога могут выступать только доход или капитал налогоплательщика. Если налог будет уплачиваться за счет капитала, то когда-нибудь капитал иссякнет и исчезнет сама возможность уплаты налога. Поэтому налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитала.

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - это многоступенчатый налог на потребление, взимаемый при каждом акте товарообмена в рамках всего производственно-распределительного цикла. Для уплаты НДС не важен ни товарообмен, ни возможность переложения бремени на покупателя.

Субъекта налогообложения и носителя налогового бремени при косвенном налогообложении связывает объект налогообложения. Объект косвенных налогов устанавливается таким образом, чтобы он предполагал наличие двух лиц, между которыми существует юридическая связь. Налогообложению подлежит операция, в которой участвуют налогоплательщик и лицо, несущее временное или окончательное бремя налога.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

а) предприятия и организации, имеющие по законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

б) полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;

в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);

д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации;

е) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб. в год.

Плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. НДС, взимаемый таможенными органами, является разновидностью таможенных платежей.

Законодательством также предусмотрены условные и безусловные налогоплательщики.

Группа безусловных налогоплательщиков складывается из организаций и индивидуальных предпринимателей вне зависимости от осуществления ими операций, облагаемых НДС, а условные налогоплательщики являются таковыми только при осуществлении операций, признаваемых объектом налогообложения (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Организации и предприниматели, которые обязаны исполнять все обязанности налогоплательщиков НДС вне зависимости от наличия или отсутствия объектов налогообложения в том или ином налоговом периоде, называются универсальными налогоплательщиками.

Из круга физических лиц, признаваемых индивидуальными предпринимателями, исключены частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Вместо них в перечень индивидуальных предпринимателей включены крестьянские (фермерские) хозяйства.

Плательщиками НДС могут являться:

а) налогоплательщики НДС, осуществляющие операции, освобождаемые от налогообложения;

б) лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика;

в) не налогоплательщики (лица, применяющие специальные налоговые режимы и др.).

 

2. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Если товары (работы, услуги) реализуются на территории России, не облагаться НДС они могут только в случае,  если работы выполняются органами, которые входят в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

С 1 января 2006 г. для всех налогоплательщиков установлен единый порядок определения момента исчисления налоговой базы. Он определяется по наиболее ранней из дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или имущественных прав;

2) день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок  или передачи имущественных прав.

До наступления момента определения налоговой базы (сбора необходимых документов, подтверждающих факт экспорта или 181-й день после помещения товаров под соответствующие таможенные режимы) с 1 января 2006 г. не облагаются НДС:

- авансовые платежи;

- из перечня документов, представляемых  в налоговые органы перевозчиками  экспортируемых грузов, исключена  таможенная декларация;

- упорядочен режим применения  нулевой ставки при перевозках, осуществляемых железными дорогами;

- с 1 января 2007 г. отменена отдельная налоговая декларация по нулевой ставке, и соответственно суммы налога, подлежащие возмещению экспортерам, будут отражаться в общей декларации и приниматься к вычету в заявительном порядке.

НК РФ предоставил иностранным организациям, имеющим на территории РФ несколько подразделений (представительств, отделений), право самостоятельно выбирать подразделение, по месту налоговой регистрации которого будут представляться налоговые декларации по НДС и уплачиваться общая сумма налога.

В случае реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах как налогоплательщики, налоговая база по этим товарам определяется как их стоимость с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без НДС. Плательщиками же являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами.

Закон N 119-ФЗ установил, что операции по выполнению российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), включая работы (услуги) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке, облагаются НДС по налоговой ставке 0%.

Налоговая база по НДС не совпадает с объектом налогообложения, НДС облагаются не только те операции, которые являются объектом налогообложения, но и иные показатели, которые формируют налоговую базу.

 

2.1. Место реализации товаров

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

- товар находится на территории  Российской Федерации и не  отгружается и не транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки  или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Объект налогообложения по НДС для торговой организации - стоимость реализованных товаров.

Момент передачи вещи в налоговом законодательстве специально не определен. Передачей вещи является вручение товара получателю, то есть передача "из рук в руки".

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включаются следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):

- расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку  и экспедирование товаров;

- страховая сумма;

- стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

- стоимость упаковки, включая стоимость  упаковочных материалов и работ  по упаковке.

С 1 января 2006 г. все организации  переведены на один метод начисления НДС - "по отгрузке", а "входной" налог можно принять к вычету в тот момент, когда получена счет-фактура, без оплаты товара.

2.2. Место реализации работ, услуг

Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

1) работы (услуги) связаны с недвижимым  имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего  плавания, а также космических  объектов), находящимся на территории  Российской Федерации.

2) работы (услуги) связаны непосредственно  с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации.

3) услуги фактически оказываются  на территории Российской Федерации  в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.

4) покупатель работ (услуг) осуществляет  деятельность, и местом осуществления  деятельности покупателя считается  территория Российской Федерации  в случае фактического присутствия  покупателя работ (услуг) на основе  государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.

5) оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для  ЭВМ и баз данных (программных  средств и информационных продуктов  вычислительной техники), их адаптации  и модификации.

6) оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по  обработке информации, а также  при проведении научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ.

Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

 

 

2.3. Операции, не подлежащие налогообложению

С 1 января 2006 г. распространена и на предпринимателей льгота, в отношении тотализаторов и других основанных на риске игр, (ранее этой льготой могли пользоваться только организации).

Добавлены новые льготы:

- для нотариусов;

- в отношении путевок в детские  оздоровительные лагеря;

- в отношении операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

С 1 января 2006 г. освобождены от налогообложения операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

К работам и услугам, местом реализации которых не является территория России (и, следовательно, по ним не начисляется НДС), относятся:

- строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги  по аренде, выполняемые и оказываемые за пределами территории России;

- монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание  движимого имущества, находящегося  за пределами России;

- услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта, но при условии, что они были оказаны за пределами территории государства;

- все работы и услуги, (в частности, консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые  и пр.), но их приобретатель не осуществляет деятельность на территории России;

- услуги по перевозке, транспортировке, а также связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием и  пункт отправления и (или) пункт  назначения не находятся на  территории РФ.

Премии, выплачиваемые поставщиками покупателям товаров по результатам продаж за определенный период, НДС не облагаются. Налогообложению НДС подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а такого рода премии не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В настоящий момент облагаются НДС по ставке 10% - операции по ввозу племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз на территорию РФ.

Освобождение от обложения НДС предусматривается применять при импорте, осуществляемом сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью с последующей поставкой их данным товаропроизводителям. Освобождение от налогообложения направлено на создание благоприятных условий для развития животноводства и улучшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время освобождение от обложения НДС применяется только в отношении религиозных организаций (объединений), организаций, находящихся в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственных обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), реализующих предметы религиозного назначения собственного производства. Вместе с тем религиозные организации не являются производителями предметов религиозного назначения, а приобретают их у других организаций, в том числе находящихся в их собственности, что лишает подавляющее большинство религиозных организаций возможности использовать эту налоговую льготу.

Товары (за исключением подакцизных), перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международного сотрудничества России в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, полностью освобождаются от обложения таможенными пошлинами и НДС.

Перечень товаров космического назначения, на которые распространяются налоговые и таможенные льготы, определяется Правительством РФ.

Если налогоплательщик осуществляет одновременно операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то он обязан вести раздельный учет таких операций.

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

3.1. Налоговая база

Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определен в ст. 154 НК РФ. Согласно ему налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен,  с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Покупатель должен оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Но если цена договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий - то по цене, которая в сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

При получении оплаты (частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)) налоговая база определяется налогоплательщиком исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС. За исключением оплаты (частичной оплаты), полученной организацией, это касается только организаций сферы промышленности, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов по перечню Правительства Российской Федерации с длительностью производственного цикла свыше шести месяцев.

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты (частичной оплаты), включенной ранее в налоговую базу, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг).

При реализации товаров (работ, услуг):

1) по товарообменным (бартерным) операциям;

2) на возмездной основе;

3) передаче права собственности  на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

4) передаче товаров (результатов  выполненных работ, оказании услуг), при оплате труда в натуральной  форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

С 1 января 2006 г. при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. В случае если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.

Не возникает объекта налогообложения, если безвозмездная передача для целей налогообложения не признается реализацией товаров (работ, услуг), в том числе передача:

1) основных средств, нематериальных  активов или иного имущества  организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

2) основных средств, нематериальных активов или иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

3) имущества, если такая передача  носит инвестиционный характер (в  частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

4) имущества в пределах первоначального  взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

5) имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, при реализации (отгрузке) товаров именно для целей исчисления НДС определяется исходя из цены товара на дату отгрузки без учета скидки.

НДС, уплаченный поставщику при приобретении впоследствии возвращаемого товара, у покупателя не подлежит вычету из суммы налога, начисленной к уплате в бюджет.

 Налоговая база по  срочным сделкам определяется  как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная в договоре (контракте). Но она не может быть ниже  стоимости этих товаров (работ, услуг), действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Статья 156 НК РФ установила особенности определения налоговой базы организациями, получающими доход на основе:

1) договоров поручения;

2) договоров комиссии или агентских  договоров;

3) при осуществлении предпринимательской  деятельности в интересах другого  лица на основе договоров поручения;

4) договоров комиссии либо агентских  договоров.

Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется следующим образом.

Если организация передает товары (выполняет работы, оказывает услуги) для использования в собственных целях, то есть произведенные расходы не учитываются при исчислении налога на прибыль, то в этом случае налогооблагаемая база по НДС исчисляется исходя из цен реализации идентичных или однородных товаров (аналогичных работ, услуг), которые действовали в предыдущем налоговом периоде. При отсутствии указанных цен база исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов организации-налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.

С 2006 г. моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода, то есть НДС начисляется ежемесячно исходя из фактических затрат.

При исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.

Когда на территории Российской Федерации реализуются товары иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами.

Если организация-налогоплательщик, определяет налоговую базу от суммы вознаграждения (либо иных доходов в свою пользу), то, реализуя продукцию иностранных лиц, если они не состоят на учете в налоговых органах, НДС она уплачивает от всей стоимости реализуемого товара.

 

3.2. Особенности определения налоговой базы