Налог на добавленную стоимость. 48

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

(РГТЭУ)

челябинский институт (филиал)

 

Кафедра «ФИНАНСОВ, БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И АУДИТА»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

тема: «Налог на добавленную стоимость»

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка 4 курса  

заочной формы обучения

специальности 080502 «Экономика и управление

на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)»   ______________       

    (подпись)

 

 

 

 

 

Проверил: преподаватель, д.э.н.,                                     _______________       Е.А. Попова

                                                                                                     (подпись)

Номер зачётной книжки:

 

 

 

 

Челябинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1 История возникновения НДС….……………………………………………….4

1.1 Плательщики налога на добавленную стоимость………………………..5

1.2 Ставки  НДС в России………………………………………………………7

1.3 Порядок расчёта налога……………………………………………………8

1.4 Объекты  налогообложения………………………………………………...9

1.5 Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет………………………………..10

1.6 Порядок зачета и возмещения НДС……………………………………...11

1.7 Налоговый период………………………………………………………...13

2 Практическое  задание…………………………………………………………14

2.1 Задача  №1…………………………………………………………………14

2.2 Задача №2………………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любой человек, который занимается бизнесом, должен знать о таком налоге, который называется НДС. Этот налог платит любая организация, работающая на общем режиме налогообложения с тех товаров, услуг, которые она производит. Многие думают, что он очень простой — просто прибавляй к себестоимости товара и услуги 18%, но на самом деле, простых налогов не бывает. Любой налог имеет сложную структуру, часть организаций всегда освобождены от его уплаты, часть обычно получает льготы. И все нюансы уплаты такого общего и важного для всех налога просто необходимо знать, чтобы иметь возможность хорошо сэкономить. Хотя бы сэкономить на штрафах. Мы поговорим об основных моментах уплаты этого налога и о статьях налогового кодекса, которые его затрагивают. Так как эти статьи очень объемные, мы будем приводить лишь ссылки на них.

НДС - это самый сложный налог и большинство споров с налоговыми органами происходит именно по вопросам исчисления НДС, применения налоговых вычетов по НДС, возмещения (возврата, зачета) НДС, оформления первичных документов, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков НДС.

Налог на добавленную стоимость, как следует из его названия,  существует в форме изъятия в бюджет части прироста стоимости товаров (работ, услуг). НДС является косвенным налогом, т.к. устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу (аналогично акцизу и таможенной пошлине), в отличие от прямых налогов. На практике НДС похож на налог с оборота, а бремя его уплаты в конечном итоге ложится на потребителя.

 

 

 

 

 

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам, и расчеты по данному налогу производятся в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ.

Теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.

В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

 

 

1.1 ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Налогоплательщиками НДС являются продавцы (юридические лица или индивидуальные предприниматели), применяющие общий режим налогообложения.

Исчисление НДС производится продавцом при реализации облагаемых этим налогом товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке. Сумма НДС, которую продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается им как разница между суммой налога, исчисленной при реализации покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), и суммой налога, предъявленной этому продавцу при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.

Также НДС уплачивают в бюджет и налоговые агенты, определенные законодательством о налогах и сборах.

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. рублей.

Данное правило не распространяется на:

-организации и индивидуальных  предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев;

-на организации, получившие  статус участника проекта по  осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов (см. ст. 145.1 НК);

Чтобы получить освобождение, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого планируется освобождение, необходимо представить в налоговый орган по месту учета следующие документы:

-письменное уведомление  об использовании права на  освобождение;

-выписка из бухгалтерского  баланса (представляют организации);

-выписка из книги продаж;

-выписка из книги учета  доходов и расходов и хозяйственных  операций (представляют индивидуальные  предприниматели);

-копия журнала полученных  и выставленных счетов-фактур.

Получив освобождение, организации и индивидуальные предприниматели, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда ими будет утрачено право на освобождение.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, представляют в налоговые органы:

-документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения  сумма выручки за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн. рублей;

-уведомление о продлении  использования права на освобождение  или об отказе от использования  права.

 

 

1.2 СТАВКИ НДС В РОССИИ

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

НДС взимается последующим налоговым ставкам:

- 0 % при  реализации:

1. товаров, вывезенных в таможенном режиме  экспорта при условии представления  в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт  товаров,

2. работ, непосредственно связанных с  производством и реализацией  экспортных товаров;

- 10 % при  реализации продовольственных товаров, товаров для детей и медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства согласно перечню, установленному НК РФ, а также  периодических печатных изданий  и книжной продукции, связанной  с образованием, наукой и культурой;

- 18 % при  реализации остальных товаров, включая  подакцизные товары (эта ставка НДС введена с 1 января 2004 года, до этого применялась ставка 20 %).

Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

В последнее время (2005—2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России (О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-ноябрь 2008 года).

 

 

1.3 ПОРЯДОК РАСЧЁТА НАЛОГА

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

 

 

1.4 ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по НДС признаются: 1. Реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав. В свою очередь, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Об этом сказано в п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ. В целях гл. 21 Налогового кодекса РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Кроме того, реализацией признаются продажа предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

2. Передача на территории  Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд. Правда, только в том случае, если расходы на приобретение указанных товаров (работ, услуг) не учитываются при налогообложении прибыли.

Напомним: при расчете налога на прибыль доходы уменьшают только те расходы, которые соответствуют критериям, установленным ст. 252 Налогового кодекса РФ. То есть затраты должны быть обоснованны (экономически оправданны), документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также объект налогообложения по НДС возникает в случае передачи структурным подразделениям имущества, приобретенного для собственных нужд. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 16 июня 2005 г. N 03-04-11/132.

3. Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления. При этом налогом облагаются лишь те работы, которые выполнены силами налогоплательщика. Работы же, выполненные подрядчиками, налоговую базу по строительству не увеличивают. Это разъяснено в Письме МНС России от 24 марта 2004 г. N 03-1-08/819/16.

4. Ввоз товаров на территорию  Российской Федерации. Под ввозом  понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами до их выпуска таможенными органами. Такое определение приведено в пп. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ.

 

 

1.5 ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ

 

Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Налог может быть уплачен в наличной или безналичной форме.

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, – в иностранной валюте.

 

 

1.6 ПОРЯДОК ЗАЧЕТА И ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС

 

У любого налогоплательщика может образоваться переплата по налогам. Налоговый кодекс в этом случае предусматривает возможность зачета или возврата суммы переплаты.

Процедура возмещения НДС установлена ст. 167 НК РФ и заключается в том, что налогоплательщику возвращается сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком в установленном порядке в бюджет. Данную процедуру осуществляют налоговые органы. Возмещение НДС осуществляется двумя способами:

1. Зачет - представляет собой  операцию по погашению задолженности  налогоплательщика по уплате  недоимки, пени, присужденных налоговых  санкций.

2. Возмещение - представляет  собой операцию по возврату  денежных средств на основании документов, направляемых налоговыми органами в органы Федерального казначейства.

Возмещению (зачету, по итогам налогового периода возврату) налогоплательщику подлежит разница полученная, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога. Сумму к возмещению налогоплательщик указывает в налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган. Те, в свою очередь, рассматривают декларацию, проводят камеральную проверку на предмет обоснованности заявленной суммы. Если в результате проверки не были выявлены нарушения, то налоговая инспекция в течение семи дней принимает решение о возмещении сумм налога.

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, налоговый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Таким образом, налогоплательщик в срок не позднее 5 дней со дня подачи налоговой декларации подает заявление в налоговую инспекцию для реализации права на возврат (зачет) НДС. В заявлении обязательно необходимо указать:

- реквизиты банковского  счета для перечисления денежных  средств;

- обязательство вернуть  в бюджет излишне полученные  им (зачтенные ему) в заявительном  порядке суммы НДС и определенные  проценты в случае, если решение  о возмещении суммы налога  в заявительном порядке будет  отменено полностью или частично.

Налоговые органы также в пятидневный срок должны принять решение о результате рассмотрения заявления и сообщить об этом налогоплательщику. Если принято решение о возмещении НДС, заявленного в налоговой декларации, то одновременно с ним принимается решение о зачете или возврате налога. На следующий рабочий день после принятия решения о возврате НДС налоговый орган направляет соответствующее поручение в территориальный орган Федерального казначейства. Последний осуществляет возврат в течение пяти дней. При нарушении сроков возврата на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления. Камеральная проверка представленной налоговой декларации проводится в обычном порядке.

В случае образования по итогам проверки задолженности по НДС, налоговый орган отменяет решение о возмещении налога в заявительном порядке в соответствующей сумме и направляет налогоплательщику требование о возврате данной суммы в бюджет (форма требования пока не утверждена). При неуплате налогоплательщиком требуемой суммы она в зависимости от конкретных обстоятельств уплачивается банком (на основании банковской гарантии) или взыскивается в обычном бесспорном порядке.

 

 

1.7 НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД

 

Налоговый период - это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ). Кроме того, по итогам налогового периода организации и предприниматели представляют в налоговые органы налоговые декларации. Для всех налогоплательщиков установлен единый налоговый период - квартал (ст. 163 НК РФ). Это значит, что по общему правилу исчислять сумму НДС к уплате в бюджет налогоплательщики должны по итогам каждого квартала.

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задача №1

Выручка от реализации товаров (без учета НДС) оптовой торговой организации в сентябре 2011 г. составила: а) по товарам, облагаемым по ставке 18 %, – 185 000 руб.; б) по товарам, облагаемым по ставке 10 %, – 170 000 руб. Покупная стоимость товаров (без НДС): а) по товарам, облагаемым по ставке 18%, – 155 000 руб.; б) по товарам, облагаемым по ставке 10 %, – 130 000 руб. Услуги сторонних организаций, отнесенные на издержки обращения (в том числе НДС) – 7000 руб. Необходимо определить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет.

Решение: 1) сумма НДС к начислению: 185 000* 0,18+170 000*0,1= 50 300

2) сумма  НДС к возмещению: 155 000* 0,18+130 000 *0,1 +7 000* 18/118= 41 968 р.

3) Сумма  НДС к уплате: 50300-41948=8332 р.

 

Задача №2

Организация производит мебель и является плательщиком НДС. В отчетном периоде было реализовано 770 стульев по цене 2 500 руб. (цена без НДС) при себестоимости изготовления 1 200 руб. (в том числе НДС 18 %).

Кроме реализации продукции оптовому покупателю, завод 12 стульев передал подшефной школе, 25 стульев было передано по себестоимости в качестве натуральной оплаты труда сотрудникам. Необходимо определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

Решение:

Сумма НДС по реализации мебели: 770*2500*0,18= 346500 р.

НДС к вычету: 770*1200 *(18/118)= 14949 р.

НДС к оплате по школе: 12*2500*0,18= 5400 р. (не признается объектом налогообложения)

НДС к оплате по зарплате: 25*2500 * 0,18= 11 250 р. (не смотря на то, что по условию сказано, что расчет по зарплате по себестоимости, мы берем цену реализации)

НДС к уплате: 346 500- 140 949- 5 400 + 11 250= 211 401 р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налог на добавленную стоимость является одним из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира. Помимо легкости администрирования, указанный налог обеспечивает устойчивые поступления доходов в государственный бюджет, а также не вызывает значительных искажений в производстве и потреблении товаров и услуг.

Исходя из проведенного анализа теоретических основ взимания налога на добавленную стоимость, а также на основе исследования международного опыта построения налоговых систем, возможно сформулировать ряд рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации. Среди основных предложений следует выделить отказ от пониженной ставки налога и переход на единую ставку, расширение базы налога и отмена большинства несоциальных льгот по налогу, переход на метод начислений при определении момента возникновения обязательств по налогу, введение метода возмещения при исчислении обязательств по НДС в торговле. Кроме того, по нашему мнению, следует разработать особый порядок налогообложения малых предприятий.

Следует отметить, что с большой степенью вероятности введение единой ставки НДС не приведет к росту цен на товары, облагаемые в настоящее время по пониженной ставке. Анализ показывает, что понижение ставки НДС не приводит к падению цен на налогооблагаемые товары и услуги. Вместе с тем, введение единой ставки позволит не только увеличить поступления НДС в государственный бюджет, но и значительно снизить затраты на администрирование и устранить такие методы уклонение от уплаты НДС, как неправомерное включение товара или услуги в число облагаемых по пониженной ставке.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.
  2. Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
  3. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. – М.: Экономистъ, 2011.
  4. Евстигнеев Е.Н. Викторова Н.Г. Налоги и налогооблажение. Теория и практикум: учебное пособие/ - Москва: Проспект, 2012 – 520 с.
  5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.В. Миляков. — М.: КНОРУС. 2010. — 656 с.
  6. Налоги : учебное пособие / под ред. Д. Г. Черника. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2011.
  7. Налоги и налогообложение. 6 – е изд. / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – СПб.: Питер, 2011.- 359 с. Нормативно-правовые акты.
  8. Р.З. Тумасян бухгалтерский учет: учеб-практ. Пособие – М.: Издательство «Омега-Л»,2009 г.
  9. Т.Л. Крутякова НДС: сложные вопросы учебник – М.: Издательство Эксмо 2010.
  10. Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. Изд-во: Дашков и Ко, 2010.
  11. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА, 2010.