Налог на добавленную стоимость. 6



2

 

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Финансово-экономический факультет

Кафедра Финансового менеджмента

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Специальность: Финансы и кредит

Специализация: Банковское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

Содержание:

1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость………………...3

2. Порядок исчисления и уплаты налога. ………………………………………..8

3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость………………16

Список использованной литературы ……………………………………………23


1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость.

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (НДС).

НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Теоретически НДС представляет собой долю в процентах от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя конечной продукции).

Для предприятия величина добавленной стоимости представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основных фондов).

Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего "каскадного" налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.

НДС является многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость означает налогообложение товаров при каждом переходе права собственности на товар. При рассмотрении экономической природы налога, предлагается выделять "НДС горизонтальный" и "НДС вертикальный". Горизонтальный НДС - это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС - это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно взаимосвязаны между собой.

Заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует только когда: 1) налог перечисляется между плательщиками сверх цены; 2) плательщик, заплативший за товар цену, формирует "НДС уплаченный" и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует "НДС полученный" и уплатит его в бюджет. Именно в этом проявляется системная взаимосвязь механизма действия НДС; 3) все плательщики налога состоят на учете и отчитываются в налоговых органах. Из этих основных положений исходили авторы налога. При любом нарушении указанных положений экономический механизм взимания НДС полноценно функционировать не будет, а следовательно, не будет надлежащей собираемости этого налога.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции - оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)

Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства - обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах - членах.

На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно - экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово - хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

 

Таблица 1.Динамика поступлений в консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов отдельных налогов, сборов и платежей.

Показатели

I полугодие, млрд руб.

I полугодие 2010 г. к I полугодию 2009 и 2008 гг., %

2010 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

Доходы

7603,5

6042,7

7543,7

125,8

100,8

     из них:
     налог на прибыль организаций

935,3

628,9

1232,1

148,7

75,9

     налог на доходы физических лиц

794,1

739,8

734,2

107,3

108,2

     страховые взносы на обязательное   социальное страхование*)

1081,8

1046,6

1016,1

103,4

106,5

      налог на добавленную стоимость:

 

 

 

 

 

         -  на товары (работы, услуги), реализуемые на                                            территории Российской Федерации

647,6

553,6

435,2

117,0

148,8

        -  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

479,6

395,5

506,6

121,3

94,7

      акцизы по подакцизным товарам (продукции):

 

 

 

 

 

         - производимым на территории Российской Федерации

209,3

153,6

151,2

136,3

138,4

         - ввозимым на территорию Российской Федерации

12,2

8,5

16,0

143,5

76,3

налоги на совокупный доход

104,0

89,9

89,0

115,7

116,9

налоги на имущество

308,6

277,7

236,7

111,1

130,4

налоги, сборы и регулярные платежи за пользо-вание природными ресурсами

695,5

422,9

870,5

164,5

79,9

      в том числе:

677,4

412,6

853,8

164,2

79,3

         налог на добычу полезных ископаемых

 

Размер доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, полученных в I полугодии 2010 г., подтверждает нормализацию положения в отрослях реального сектора экономики. По общей сумме поступлений в бюджетную систему достигнут докризисный уровень.

За рассматриваемый период в государственный бюджет поступило 7603,5 млрд руб. налоговых и иных доходов, что на 25,8 % превышает поступления соответствующего периода 2009 года, причем темпы роста доходов на протяжении I полугодия 2010 г. ускоряются.

В связи с ростом внешнеторгового оборота (на 41,5 %) отмечается увеличение поступлений НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, – соответственно на 21,3 и 43,5 %,

Финансовый кризис почти не оказал негативного воздействия на налоги на совокупный доход и имущество. В анализируемом периоде по ним, как и раньше, наблюдается определенный рост с ярко выраженным и характерным для них колебанием поступлений по месяцам, обусловленным порядком уплаты этих налогов.

 

Таблица 2. Динамика налоговых  поступлений в консолидированный бюджет РФ

Показатели

Январь-март 2011, млрд. руб.

Январь-март 2011 к январю - марту 2010, %

Налоговые поступления

2169,9

121,6

-  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

431,1

105,9

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

19,7

240,2

 

Сумма Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-марте 2011 года составила 19,7 млрд рублей – в 2,4 раза больше, чем в январе-марте 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

 

Диаграмма1. Структура доходов Федерального бюджета в 2011 году. Фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2011 г. (данные федерального казначейства)

 

 

2. Порядок исчисления и уплаты налога.

Субъектами налога (налогоплательщиками), согласно ст. 143 НК РФ, налога на добавленную стоимость признаются:

- организации (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ);

- индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

- лица, перемещающие товары через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС) (абз. 6 п. 2 ст. 11 НК РФ). Лица, которые перемещают товар через границу (ввозят его), платят налог, только если такая обязанность установлена для них таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле (абз. 4 ст. 143 НК РФ). Поэтому указанные лица исчисляют и уплачивают НДС в порядке, который предусмотрен не только налоговым законодательством, но и Таможенным кодексом ТС, а также Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон "О таможенном регулировании в РФ", Закон N 311-ФЗ).

Следует отметить, что Налоговым кодексом РФ предусмотрены случаи, в которых организации и предприниматели могут освобождаться от исполнения обязанностей плательщиков НДС (ст. ст. 145, 145.1 НК РФ). Кроме того, некоторые лица вообще не являются плательщиками данного налога (п. 2 ст. 143 НК РФ).

При этом освобождение от обязанностей плательщиков НДС предоставляется при соблюдении определенных условий и на определенный срок. Также освобождение действует только в отношении уплаты "внутреннего" НДС.

Если же лицо не признается плательщиком согласно п. 2 ст. 143, оно не уплачивает ни "внутренний", ни "ввозной" налог.

Заметим, что указанные лица не имеют также права на вычеты по НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170, п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Предметом налога, согласно ст. 146 НК РФ, являются товары, работы и услуги. В соответствии со ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц; услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, то нет и оснований для уплаты налога.

Перечень операций, которые являются объектами налогообложения по НДС, приведен в ст. 146 НК РФ.

К таким операциям относятся следующие.

1. Реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

3. Выполнение СМР для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

4. Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты) (ст. 67 Конституции РФ, п. 2 ст. 11, пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Масштабом налога, основываясь на определениях практиков, можно считать стоимость (как стоимостную характеристику) товаров, работ и услуг.

За единицу налогообложения принимается денежная единица Российской Федерации (ст. 153 НК РФ).

По общему правилу налоговая база по НДС - это стоимостная характеристика объекта налогообложения. Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), которые вы реализуете (передаете).

Для некоторых операций НК РФ установил особый порядок определения налоговой базы. Эти особенности мы рассмотрим в соответствующих разделах.

Ниже приведем общие правила, которые необходимо помнить.

Правило 1. Если ставка НДС одна, то налоговая база общая.

Вам следует суммарно определять налоговую базу по хозяйственным операциям, которые вы осуществили на внутреннем рынке и которые облагаются по одной ставке (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ).

ПРИМЕР определения налоговой базы по операциям, облагаемым по общей ставке.

Ситуация

В течение I квартала организация "Альфа", осуществляющая оптовую торговлю, реализовала 300 т макаронных изделий по цене 10 тыс. руб. за тонну (без учета НДС). Макаронные изделия были реализованы 20 покупателям по 15 т каждому согласно договорам поставки. Кроме того, организация поставила 30 т крупы по цене 4 тыс. руб. за тонну (без учета НДС) 10 покупателям.

Решение

Макаронные изделия и крупа облагаются по одной ставке НДС в размере 10% (п. 2 ст. 164 НК РФ). Следовательно, налоговая база по всем осуществленным в I квартале операциям определяется организацией суммарно.

Итак, по итогам I квартала при исчислении суммы НДС налоговая база равна:

НБ = (НБм1 + НБм2+ ... + НБм20) + (НБк1 + НБк2 + ... + НБк10),

где НБ - общая сумма налоговой базы;

НБм - налоговая база по реализации макаронных изделий;

НБк - налоговая база по реализации крупы.

Общая сумма НДС по итогам I квартала исчисляется следующим образом:

сумма НДС = НБ x 10%.

Правило 2. Если ставки НДС разные, то и налоговые базы разные.

Вам следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ).

ПРИМЕР определения налоговой базы по операциям, облагаемым по разным ставкам

Ситуация

За основу возьмем условия предыдущего примера с тем дополнением, что в I квартале организация "Альфа" также выполнила хозяйственным способом строительство склада для хранения товаров и реализовала остатки материалов, не использованных при выполнении строительных работ.

Решение

Реализация макаронных изделий и крупы облагается по общей ставке НДС в размере 10%.

Выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом и реализация строительных материалов облагаются НДС по ставке 18%.

Следовательно, налоговая база по реализации продовольственных товаров определяется отдельно от налоговой базы по выполнению СМР и реализации строительных материалов.

Итак, по итогам I квартала при исчислении суммы НДС организация "Альфа" определяет две налоговые базы:

1) НБ1 = (НБм1 + НБм2 + ... + НБм20 + НБк1 + НБк2 + ... + НБк10),

где НБ1 - налоговая база по реализации продовольственных товаров;

НБм - налоговая база по реализации макаронных изделий;

НБк - налоговая база по реализации крупы;

2) НБ2 = (НБсмр + НБмат),

где НБ2 - общая налоговая база по выполненным СМР и по реализации строительных материалов;

НБсмр - налоговая база по выполнению СМР;

НБмат - налоговая база по реализации строительных материалов.

Общая сумма НДС по итогам I квартала исчисляется следующим образом:

сумма НДС = (НБ1 x 10%) + (НБ2 x 18%).

Правило 3. Выручка - это денежные и натуральные поступления в счет оплаты.

С выручки, которую вы получили от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, вы должны заплатить НДС. Иными словами, сумма выручки и есть налоговая база.

Причем для целей НДС выручка - это все доходы, которые вы получили от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Во-первых, это деньги. Во-вторых, это любое иное имущество. Например, основные средства, материалы, продукты питания, ценные бумаги и др. Такие доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Например, за поставку материалов с вами частично расплатились деньгами, а в счет оставшейся части долга передали компьютер и ценные бумаги. И деньги, и компьютер, и ценные бумаги - это ваши доходы от продажи материалов.

Правило 4. Выручка должна быть исчислена в рублях (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Налоговый период - это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Кроме того, по итогам налогового периода организации и предприниматели представляют в налоговые органы налоговые декларации.

Для всех налогоплательщиков установлен единый налоговый период - квартал (ст. 163 НК РФ). Это значит, что по общему правилу исчислять сумму НДС к уплате в бюджет налогоплательщики должны по итогам каждого квартала.

В настоящее время действуют пять ставок налога на добавленную стоимость. Три ставки в размерах 0, 10 и 18% - основные и две ставки 10/110 и 18/118 - расчетные (ст. 164 НК РФ).

Перечень товаров (работ, услуг), реализация которых облагается НДС по ставке 0%, содержится в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Ставку 0% при реализации таких товаров (работ, услуг) вы сможете применить, если представите в налоговый орган подтверждающие документы. Их перечень содержится в ст. 165 НК РФ.

Подтверждающие документы вы должны представить в налоговый орган вместе с разд. 4 налоговой декларации по НДС, утвержденной Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Налогообложение по ставке НДС 10% производится в следующих случаях:

1) при реализации продовольственных товаров, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ и Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908;

2) при реализации товаров для детей, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ и Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908;

3) при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 (пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ). Чтобы подтвердить право применять ставку 10%, достаточно иметь справку, которую выдает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Письма УФНС России по г. Москве от 07.05.2009 N 16-15/045457, от 30.01.2009 N 19-11/007398);

4) при реализации медицинских товаров, предусмотренных пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, согласно Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (см. также Письма УФНС России по г. Москве от 23.03.2010 N 16-15/029771, от 23.01.2009 N 19-11/004817, от 11.12.2008 N 19-11/115225) <1>;

5) при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа

Ставка НДС 18% применяется во всех случаях, особо не оговоренных ст. 164 НК РФ.

Данная ставка не применяется при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. п. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ. Налогообложение указанных товаров (работ, услуг) осуществляется соответственно по ставкам 0 и 10% или с использованием расчетных налоговых ставок.

Порядок исчисления налога - При совершении облагаемых НДС операций вы, будучи налогоплательщиком НДС, обязаны исчислить сумму налога.

Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога (п. 1 ст. 166 НК РФ).

Налог исчисляется так:

НДС = НБ x С,

где НБ - налоговая база;

С - ставка налога.

Если вы осуществляете операции, которые облагаются по разным ставкам НДС, то вы обязаны учитывать такие операции раздельно (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ).

Для этого вам необходимо:

1) определить налоговую базу по каждому виду операций, облагаемых по разным ставкам;

2) исчислить отдельно суммы налога по каждому виду операций;

3) суммировать результаты.

Следовательно, при раздельном учете налог исчисляется так:

НДС = (НБ1 x С1) + (НБ2 x С2) + (НБ3 x С3),

где НБ1, НБ2, НБ3 - налоговая база по каждому виду операций, которые облагаются НДС по разным ставкам;

С1, С2, С3 - ставки налога, например 18%, 10% или 18/118.

ПРИМЕР исчисления общей суммы НДС при осуществлении операций, облагаемых по разным ставкам

Ситуация

Организация "Альфа" продает детскую одежду, обувь, детское питание, которые облагаются НДС по ставке 10%.

В числе товаров для детей организация реализует также спортивную обувь (кеды, кроссовки), которые облагаются НДС по ставке 18%.

Реализацию по разным ставкам бухгалтер учитывает раздельно.

В течение I квартала организация реализовала товары, облагаемые по ставке 10%, на сумму 1 400 000 руб. (без учета НДС), а товары, облагаемые по ставке 18%, на сумму 200 000 руб. (без учета НДС).

Решение

По итогам квартала общая сумма НДС, которую надо заплатить в бюджет, составит 176 000 руб. (1 400 000 руб. x 10% + 200 000 руб. x 18% = 140 000 руб. + 36 000 руб. = 176 000 руб.).

Таким образом, сумма налога напрямую зависит от размера налоговой базы и применяемой по данной операции ставки НДС.

Срок уплаты НДС и представления налоговой декларации.