Налог на добавленную стоимость. 35

                                      Содержание

                                                                                                     Стр.

Введение……………………………………………………………………..3

1. Налоговая система РФ…………………………………………………5

     1.1. Становление налоговой системы……………………………..5

       1.2 Развитие налоговой системы………………………………....6

       1.3. Основные недостатки  налоговой системы  и пути 

       их реформирования……………………………………………….10

2. Налог на добавленную стоимость…………………………………….13

     2.1. Общая информация  о налоге на добавленную стоимость..13

     2.2. Налогоплательщики  НДС…………………………………….13

     2.3. Объект  обложения  НДС………………………………………16

        2.4. Налоговая база………………………………………………….18

         2.5. Ставка……………………………………………………………19

         2.6. Налоговый период……………………………………………...24

     2.7. Порядок исчисления …………………………………………..25

     2.8.  Порядок уплаты  НДС и представления  декларации……..26

3. Практическая часть…………………………………………………….28

Заключение………………………………………………………………....29

Список  использованных источников…………………………………...30 
 

     Введение 

   Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

   Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение — мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

   Налоги  объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных  программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

   С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

   Кроме того, они воздействуют на капитал  на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как и на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

   Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Налоговая система  РФ.

   1.1 Становление налоговой  системы.

   Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении. Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог — понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское.

   На  каждом этапе развития общества понятие  «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, парадигмой развития и самой финансовой науки, изучающей, как известно, наиболее рациональные пути формирования и использования дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного времени. А времена меняются. Меняется и содержание понятия налога как специфического универсального финансового инструмента.

   Начальные формы налогообложения следует  искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор».

   В развитии налогообложения можно  выделить несколько периодов, каждый из которых повлиял на процесс выяснения сути понятия «налог», история которого берет начало с библейских времен. 

   1.2 Развитие налоговой  системы.

   Первый  этап охватывает собою Древний мир, когда понятия «налог» еще  не существовало. В классическом Древнем  мире (Рим, Афины, Спарта) государство представляло собой республику, что буквально переводится как «общественное дело», дело всех его граждан. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью к согражданам. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости. Взиманием налогов занимались так называемые мытари.

   В средневековом обществе налоги все  еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства, для процесса их взимания характерны высокая степень добровольности и близость к понятию «жертва». Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну государства. Например, так называемая налоговая клятва, принесения которой требовали от граждан городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием, изъявлением, доброй воли, нежели заявлением должника о своем имущественном положении.

   Уже на ранних этапах развития экономической  мысли налог рассматривался как  безэквивалентный платеж, т. е. лица, уплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав.

   Для государства ХУ1-начала XVII в. был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями и покрывавшая расходы на содержание двора, судебныых органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалии и собственных доменов. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены в течение непродолжительного периода времени, а расходы государства росли более высокими темпами, чем его доходы, поэтому получил распространение принцип, и соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям.

   По  мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии как в военное, так и в мирное время и многие другие требующие соответствующего финансирования расходы привел» к тому, что налоги постепенно становятся основным видом государственных доходов. В силу того, что для существования власти доходов от эксплуатации собственности совершенно недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что простое изъятие необходимых казне денег невозможно, возникают теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение. Эти теории получили название индивидуалистических, а основывались они на идее невмешательства государства в экономику. Таким образом, в рассматриваемый период налог является индивидуально безэквивалентным движением денежных средств от индивидуума к государству с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

   Особое  место в индивидуалистических теориях  налога принадлежит представителям классической политической экономии в лице А. Смита,       Д. Рикардо и их последователей, которые внесли огромный вклад в разработку проблем экономической теории налога.

   В первой половине XIX в. разрабатывается теория наслаждения. «Наслаждение» в данном случае доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.

   В дальнейшем постулат о правовом государстве  приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории рассматривали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех потребностей общества, которые удовлетворяются государством. И здесь в определение налога добавляется понимание того, что налогообложение имеет императивный характер и является индивидуально безэквивалентным движением денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемым на основании принуждении со стороны власти, имеющим целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом при взимании налога должны соблюдаться принципы справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов.

   В XVII—первой трети XIX в. в экономических теориях господствовала идея о невмешательстве государства в экономику: предполагалось, что свободная конкуренция и рыночный механизм установления равновесия между спросом и предложением обеспечивают экономическую эффективность.

   В период с 1945 до середины 1970-х гг. в  капиталистическом мире произошли  события, которые вывели мировую  экономику и все ее проблемы на принципиально новый уровень. Научно-технический прогресс, глобализация экономики, соединение одновременно циклического, структурного, экологического, энергетического кризисов — все это привело к переосмыслению методов государственного воздействия на экономику.

   На  данном этапе практически все  экономисты разделяют положение  о необходимости налогообложения, проведены различия между налогом, сбором, пошлиной и иными платежами в бюджет, доказана возможность регулирования экономики посредством налогов. Особую актуальность приобретает разрешение вопросов о том, каким должен быть уровень налоговых изъятий, чтобы воздействие на экономические процессы в обществе осуществлялось с максимально возможным положительным эффектом.

   Одновременно с развитием теории экономики предложения в послевоенный период в странах с развитыми рыночными структурами сформировалась новая наука — экономика общественного сектора, представляющая иную, чем прежде, систему взглядов на роли государства и налогов в экономике, государственные финансы. Налоги рассматриваются не как способ мобилизации средств для содержания неких надэкономических структур, а скорее в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство, подобно другим производителям товаров и услуг, должно получать ресурсы лишь постольку, поскольку ему удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных конкурентов из числа частных фирм. Кроме того, за потребителями остается бесспорное право добиваться минимизации своих затрат (налогов), т.е. возникает требование возвратности налогов как в масштабах общества, так и для каждого налогоплательщика. Единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе считается максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

   На  протяжении многотысячелетней истории  существования налоги всегда были только денежными отношениями. Но деньги — товар, принявший металлическую, а тем более бумажную, форму относительно недавно. На Руси первым выделившимся в качестве посредника для обмена товаром был скот (в сущности, первые деньги). Следовательно, подати, взимаемые скотом, следует считать уже денежными, а не натуральными. Если же отношения имеют натуральную форму, то это не налоги, а натуральные сборы, подати, повинности.

   Термин  «подати»  трактуется шире, чем «налоги». «Налоги» — понятие более узкое, имеющее свои отличительные признаки. Первоначально денежные отношения, устанавливаемые государством (государем), носили непостоянный, бессистемный характер. Они устанавливались по мере возникновения необходимости покрытия денежных расходов. Такие непостоянные денежные отношения тоже нельзя считать налогами. Только тогда, когда товарно-денежные отношения в обществе получали достаточную степень развития, отношения по формированию государственной казны принимали исключительно денежную форму, превращаясь в постоянный и основной доход. Только тогда налоги как экономическая категория складывались окончательно

   1.3. Основные недостатки  налоговой системы  и пути их реформирования.

1.  Чрезмерная  тяжесть налогового бремени.

2.  Нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3.  Исключительно  фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4.  Реальная  возможность ухода от уплаты  налогов.

Эти недостатки могут быть устранены, если следовать  рациональной налоговой политике, налоговому планированию и прогнозированию, основанных на таких принципах, как:

•     простота. Налог не должен сопровождаться для налогоплательщика большим объемом новых учетных работ и отчетности;

•     фискальная эффективность. Расходы  государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов, должны быть многократна меньше сумм налоговых поступлений;

•     блокирование тенденции к уклонению  от уплаты налогов;

•     универсальность. Ставки налогообложения  и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы и подходить различным категориям налогоплательщиков;

•     защищенность доходов бюджета и  налогоплательщиков от инфляции.

   Одной из главных задач в сфере экономической  политики является проведение налоговой реформы, которая должна стать важнейшим условием обеспечения ускоренного экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в Россию капиталов, вывезенных за границу, а также привлечения в страну иностранных инвестиций. В этой связи важное значение принадлежит налоговому законодательству, которое призвано создать четкие условия для функционирования налоговой системы и организации налоговых отношений.

   Прежде  всего,  необходимо изменить тенденцию  развития экономики от «догоняюще-сырьевой» в экономику «инновационного типа» с устойчивым темпом роста в 4-5% ВВП, а для этого, надо несколько изменить приоритеты реформирования налоговой системы, усилив дискретную составляющую ее регулирования.

   - Если идет существенное снижение  рентабельности и абсолютной  величины прибыли практически во всех отраслях, то необходимы меры, заинтересовывающие корпоративный сектор экономики в росте прибыли и снижении затрат, что обеспечивает возрастание конкурентоспособности отечественного производства.

   -   В налоговой сфере для стимулирования инновационного пути развития стоит восстановить ранее действующие льготы для малых предприятий (только в сфере высоких технологий и инновационной деятельности), так как упрощенная система налогообложения «в стартовом году» деятельности таких предприятий дает незначительный эффект.

   -  Для вывода заработной платы  «из тени», а это крайне необходимо, так как все макроэкономические показатели в России явно искажены, что не позволяет делать реальных прогнозов, «реформирование ЕСН и налога с доходов физических лиц должно происходить в одном пакете».

   Учет  этих трех приоритетов в добавление к намеченным мерам Правительства  РФ, по нашему мнению, может способствовать более быстрому достижению целей  развития экономики России. Налоговая, бюджетная реформы, включая реформу органов местного самоуправления, должны осуществляться в тесной взаимосвязи с четким определением «выпадающих» и дополнительных доходов и расходов на всех уровнях бюджетной системы.

     2. Налог на добавленную стоимость.

     2.1. Общая информация  о налоге на добавленную стоимость.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) самый  сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему  РФ. Его традиционно относят к  категории универсальных косвенных  налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

     Основным  законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную  стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности  ее 21 глава.

     Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным. 

     2.2. Налогоплательщики НДС

     Первый  элемент любого налога, в том числе и НДС, - определение субъекта обложения. Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость. Оно обозначает налогового субъекта, под контролем которого находятся все экономические объекты - товары,  услуги, подлежащие обложению этим налогом. Только этот субъект несет ответственность перед налоговыми органами, ведет соответствующий бухгалтерский учет, имеет право на зачет авансового налога, обязан выставлять счета по требованию своих клиентов, выделяя сумму налога в счете отдельной строкой, имеет право на  отдельные льготы по налогу, и только оборот этого субъекта подлежит обложению НДС.

     Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с  НК РФ, возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ).

     Плательщики НДС определены в ст. 143 НК РФ. В  качестве таковых названы:

     - организации;

     - индивидуальные предприниматели;

     - лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

      Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные  организации имеют право встать на учет в налоговых органах в  качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

     Термин "организация" раскрывается в  ст. 11 части первой НК РФ. К

организациям, в частности, относятся:

  • юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  • иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные

образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;

  • международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

   Наряду  с организациями плательщиками  НДС названы индивидуальные предприниматели.

   Термин "индивидуальные предприниматели" в целях налогообложения объединяет следующие категории граждан (ст. 11 НК РФ):

  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

   Глава 21 НК РФ предусматривает такой институт налогового права, как освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Его суть заключается в том, что налогоплательщикам, как организациям, так и индивидуальным предпринимателям, при соблюдении определенных условий предоставлена возможность не исчислять и не уплачивать в бюджет НДС.

   Статьей 145 НК РФ установлено два условия, одновременное выполнение которых  необходимо для того, чтобы налогоплательщик имел право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС:

   1. сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика без НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превышает в совокупности 2 млн. руб.;

   2. в течение трех предшествующих  последовательных календарных месяцев  налогоплательщик не осуществлял  реализацию подакцизных товаров  и (или) подакцизного минерального  сырья.

Плательщиками НДС не являются:

  • физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с гл. 26.2 НК РФ;
  • организации и индивидуальные предприниматели в отношении тех видов деятельности, по которым они переведены на уплату ЕНВД в   соответствии с гл. 26.3 НК РФ;
  • организации и предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.
 

     2.3. Объект обложения НДС

     Объектом  обложения НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе в целях налогообложения НДС признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются объектом налогообложения:

  • операции, связанные с обращением российской или иностранной

валюты (за исключением целей нумизматики);

  • операции по передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  • операции по передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • операции по реализации земельных участков (долей в них);
  • передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".