Налог на добавленную стоимость. 27

ВВЕДЕНИЕ

 

Налог на добавленную стоимость – наиболее распространенный налог на товары и  услуги в системах налогов различных  стран.

Основой взимания налога на добавленную стоимость, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая  на всех стадиях производства и обращения  товаров. Это налог традиционно  относят к категории универсальных  косвенных налогов, которые в  виде своеобразных надбавок взимается  путём включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения  на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Налог на добавленную стоимость является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога, с размером полученной налогоплательщиком выручки через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.

            Актуальность выбранной темы контрольной работы определяется тем, что налог на добавленную стоимость стабильно занимает первые места по уровню собираемости налогов в бюджет.

В начале 90 - х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, является налог на добавленную стоимость, введённый с 1992 года, и с тех пор идут дискуссии о методах его исчисления и составе облагаемого оборота. НДС фактически заменил прежний налог с оборота и налог с продаж, превзойдя их по роли и значению в доходах в бюджет. В отличие от налога с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости, так что налоговые платежи поступают более равномерно.

Для понимания  принципов построения налога на добавленную  стоимость в контрольной работе требуется, прежде всего, изучить законодательную базу - закон, инструкцию, различные изменения и дополнения к этим документам - относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд основных проблем. Для раскрытия структуры налога требуется выяснить такие вопросы, как субъекты и объекты обложения налогом на добавленную стоимость, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, порядок его исчисления и некоторые другие.

Целью настоящей  контрольной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на добавленную стоимость.

Для достижения поставленной в контрольной работе цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать налог на добавленную стоимость как инструмент налогового регулирования экономики;
  • рассмотреть организацию учета расчетов с бюджетом по НДС;
  • изучить порядок исчисления и уплаты налога на предприятии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  УЧЕТА  НАЛОГА  НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

1.1. Сущность НДС и его роль в налоговой системе России

Налог на добавленную стоимость  относится к косвенным налогам, которые занимают одно из основных мест в отечественной налоговой  системе. К ним относятся также акцизы и таможенные платежи.

В мировой налоговой практике впервые  НДС стал взиматься во Франции. Схема  его взимания была описан; М. Лоре в 1954 г., а в налоговую систему Франции полностью он был введен в 1968 г., который заменил функционирующий на тот период в стране налог с оборота.

НДС, по состоянию на конец 2011 года, взимается в 156 странах мира, , в том числе почти во всех развитых. Количество стран-приверженцев НДС растёт, так как в 2000 году этот налог применялся лишь 123 странах. Часто НДС называют "европейским" налогом, отдав должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса.

В Российской Федерации НДС взимается  с 1 января 1992 г. на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. №19921 "О налоге на добавленную стоимость". С 2011 года механизм исчисления и уплаты данного налога регулируете гл. 21 части второй НК РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах.

В 1992 г., когда был введен НДС, налог исчислялся по единой ставке 28 процентов. Такая величина была продиктована необходимостью компенсировать выпадающие доходы бюджета вследствие отмены налога с оборота. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы (происходило постоянное снижение объемов производства в натуральном выражении) и развивающейся инфляцией ставка налога оказалась чрезмерно высокой для отечественных товаропроизводителей. В целом ставка НДС в 28% просуществовала недолго. Уже в марте 1992 г. было принято решение о введении пониженной ставки 15% по некоторым продовольственным товарам (хлеб, молоко, растительное масло и др.). С 01.01.93 г. ставка налога снижается до 20%, а по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей она устанавливается в размере 10%. Начиная с 01.01 2004 года, НДС исчисляется по следующим ставкам 18; 10 и 0 процентов.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в  себя НДС по ставкам 18 или 10%, применяются  расчетные ставки.

НДС по экономическому содержанию представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения, определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он имеет универсальный  характер, поскольку взимается практически  со всех товаров, работ, услуг в течение  всего кругооборота товаров от предприятия  до магазина. Причем каждый промежуточный  участник этого процесса является плательщиком данного налога.

НДС это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают  лишь в качестве сборщиков данного  налога, т.к. он устанавливается в  виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем.

Взимание налога осуществляется методом  частичных платежей. На каждом этапе  технологической цепочки производства и обращения товара налог равен  разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке.

Таким образом, налоговые платежи  тесно связаны с фактическим  оборотом материальных ценностей, и  его величина изменяется пропорционально  росту величины объекта обложения, а ставки при этом остаются неизменными. Применение той или иной ставки зависит  от того, что является объектом налогообложения.

В России в объект налогообложения  включены суммы, не имеющие отношения  к добавленной стоимости: суммы  штрафов, акцизные надбавки и др. Из этого следует, что название налога и механизм его исчисления противоречат его экономическому определению. Налог  на добавленную стоимость в РФ ориентирован на повсеместный и всеобъемлющий  охват результатов товарообменных операций, чем объясняется его  чрезвычайно высокое фискальное значение.  Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

 Средства, поступающие от НДС,  позволяют решать задачи самого  различного уровня.

Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

 

1.2. Налогоплательщики: постановка  и освобождение от НДС

 

Условно всех плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС) можно  разделить на две группы:

1) налогоплательщики "внутреннего" НДС, т.е. уплачиваемого при реализации товаров, работ, услуг на территории РФ;

2) налогоплательщики "ввозного" НДС, т.е. уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.

По своему составу эти две  группы отличаются. Кроме того, группа налогоплательщиков "ввозного" НДС  больше, чем группа налогоплательщиков "внутреннего" НДС.

Если НДС на таможне платят все  организации и предприниматели (исключение составляют лица, которые в связи с организацией и предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи), то НДС по операциям внутри РФ платит только часть организаций и предпринимателей.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются ( статья 143 НК РФ):

  • организации,
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ;
  • иностранные организации, реализующие товары на территории РФ.

Не являются плательщиками НДС:

  • организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. В городе Сочи;
  • иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета;
  • филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета.

Также не признаются налогоплательщиками НДС организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи), осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, в течение периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. В городе Сочи.

Кроме того к категории неплательщиков НДС также относятся организации  и предприниматели:

  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • применяющие упрощенную систему налогообложения;
  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Постановка  на учет в качестве плательщика НДС  происходит автоматически при общей  постановке организации или предпринимателя  на учет в порядке, предусмотренном  налоговым законодательством. В  настоящее время положения гл. 21 НК РФ не предусматривают каких-либо специальных правил постановки на учет для плательщиков НДС.

При этом для иностранных компаний - плательщиков НДС установлена следующая особенность  уплаты налога. Иностранная организация, которая имеет в России несколько  обособленных подразделений, может  выбрать одно подразделение, через  которое будет представлять налоговые  декларации и уплачивать налог в  целом по операциям всех российских подразделений. О своем выборе организация  должна письменно уведомить налоговые  органы по месту нахождения всех обособленных подразделений.

Налоговым кодексом РФ также предусмотрены  случаи, в которых организации  и предприниматели могут освобождаться  от исполнения обязанностей плательщиков НДС. При этом освобождение предоставляется при соблюдении определенных условий и на определенный срок. Также освобождение действует только в отношении уплаты "внутреннего" НДС.

 

 

1.3. Объект налогообложения и принципы  формирования налоговой базы

 

Налог на добавленную стоимость рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно, за исключением следующих случаев:

  • при аренде государственного и (или) муниципального имущества;
  • при реализации на территории РФ товаров иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  • при реализации конфискованного имущества;
  • при реализации товаров, принадлежащих иностранным гражданам, не состоящим на учете в налоговых органах на территории РФ. 
    В перечисленных случаях налог удерживается и перечисляется налоговым агентом.

Объектом обложения являются следующие  операции (статья 146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;

Доказательством осуществления реализации товаров, работ, услуг и имущественных  прав являются документы, которые свидетельствуют  о совершении хозяйственных операций, т.е. договоры, акты, счета, платежные  документы.

  • передача права собственности на товары на безвозмездной основе;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;

Уменьшают прибыль те расходы, которые:

а) обоснованны (экономически оправданны);

б) документально  подтверждены;

в) произведены  для деятельности, направленной на получение дохода.

Кроме того, объект налогообложения  по НДС возникает, если происходит передача приобретенного для собственных  нужд имущества (например, чайника) структурным  подразделениям.

  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не облагаются НДС:

    • операции, связанные с обращением российской и иностранной валют;
    • передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;
    • передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
    • инвестирование имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;
    • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;
    • передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
    • передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления;
    • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • операции по реализации земельных участков (долей в них);
  • передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;
  • реализация российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Такая реализация должна быть согласована с иностранными организаторами игр и производится в рамках соглашения, которое заключили Международный олимпийский комитет с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г;
  • с 1 января 2010 г. - оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества. При этом имущество должно составлять государственную казну Российской Федерации или казну муниципального образования и передаваться некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности;
  • с 7 апреля 2010 г. - выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, которые реализуются по решениям Правительства РФ в целях снижения напряженности на рынке труда субъектов РФ.

Необходимо отметить то, что объектом налогообложения по НДС является только та реализация товаров (работ, услуг), которая происходит па территории РФ.

Местом реализации товаров признается территория РФ при условии:

  • товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Местом реализации работ и услуг признается территория РФ при условии:

  • работы (услуги) связаны с недвижимым (движимым) имуществом, находящимся на территории РФ. Исключение составляют работы и услуги, связанные с воздушными и морскими судами. В этом случае работы и услуги считаются реализованными на территории РФ, если на территории РФ осуществляет свою деятельность покупатель этих услуг;
  • услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  • покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ;
  • услуги  по перевозке и/или транспортировке, услуги непосредственно с ними связанные (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), выполняются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и/или пункт назначения находится на территории РФ;
  • услуги (работы) непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ.
  • деятельность организации, которая выполняет работы (оказывает услуги), осуществляется на территории РФ (государственная регистрация, место управления организации, адрес и т.п.).

Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации, а так же при ввозе товара на таможенную территорию РФ. Налоговая  база при реализации товаров –  это стоимостная характеристика объекта налогообложения, исчисленная  исходя из договорных цен без включения  в них налога.

Для некоторых  операций НК РФ установил особый порядок  определения налоговой базы.

Порядок определения налоговой  базы

          Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

            При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

     Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

      Для целей налогообложения принимается  цена товаров, указанная сторонами  сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена  соответствует уровню рыночных  цен.

     Сумма налога на добавленную  стоимость, подлежащая начислению  в бюджет по операциям, признанным  объектом налогообложения, определяется  путем умножения налоговой базы  на соответствующую ставку НДС  (18%, 10%, 0%).

     В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

- длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг). Налогоплательщик – изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг).

-     которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов;

- которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) например, реализация жилых домов, входных билетов, предоставление займов в денежной форме, оказание финансовых услуг, передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов.

       При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной  стоимости этих товаров;

2) подлежащей  уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих  уплате акцизов (по подакцизным  товарам).

Момент определения налоговой  базы

Момент  определения налоговой базы - это  дата, на которую налоговая база признается сформированной для того, чтобы исчислить и уплатить с  нее НДС. На указанную дату хозяйственная  операция, которую вы совершили, должна быть учтена при определении налоговой базы, а вы обязаны начислить по этой операции сумму НДС.

По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат (статья 167 НК РФ) :

1) на  день отгрузки (передачи) товаров  (работ, услуг), имущественных прав;

2) на  день оплаты, частичной оплаты  в счет предстоящих поставок  товаров (выполнения работ, оказания  услуг), передачи имущественных прав.

Иными словами, при получении предоплаты (аванса) от покупателя, то определять налоговую базу и начислять налог нужно на день получения этой предоплаты (аванса).

       В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке.

       При реализации товаров (работ, услуг), по которым налогообложение производится по ставке 0 процентов, момент определения налоговой базы - последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов.

   В случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы. Получив предоплату (аванс), то по одной сделке фактически придется определять налоговую базу дважды. Первый раз на дату получения предоплаты (аванса), а второй раз - на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг. При этом сумма НДС, начисленная на дату получения аванса, принимается к вычету на дату отгрузки.

 

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

    1. Порядок учета и расчета налога на добавленную стоимость

       При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Налоговый период - это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате.

       По итогам налогового периода организации и предприниматели представляют в налоговые органы налоговые декларации.

Для всех налогоплательщиков установлен единый налоговый период – квартал.

Сумма НДС определяется как  произведение налоговой базы и ставки налога.

Налог исчисляется так:

 

НДС = Налоговая база * ставка налога

 

Если организация осуществляет операции, которые облагаются по разным ставкам НДС, то такие операции должны учитываться раздельно.

Для этого необходимо:

1) определить налоговую  базу по каждому виду операций, облагаемых по разным ставкам;

2) исчислить отдельно  суммы налога по каждому виду  операций;

3) суммировать результаты.

 

 

Пример №1

Исчисления общей суммы НДС при осуществлении операций, облагаемых по разным ставкам.

Ситуация:

Организация "Альфа" продает  детскую одежду, обувь, детское питание, которые облагаются НДС по ставке 10%.

В числе товаров для  детей организация реализует  также спортивную обувь (кеды, кроссовки), которые облагаются НДС по ставке 18%.

Реализацию по разным ставкам  бухгалтер учитывает раздельно.

В течение I квартала организация  реализовала товары, облагаемые по ставке 10%, на сумму 1 400 000 руб. (без учета  НДС), а товары, облагаемые по ставке 18%, на сумму 200 000 руб. (без учета НДС).

 

Решение:

 

По итогам квартала общая  сумма НДС, которую надо заплатить  в бюджет, составит 176 000 руб. (1 400 000 руб. x 10% + 200 000 руб. x 18% = 140 000 руб. + 36 000 руб. = 176 000 руб.).

Таким образом, сумма налога напрямую зависит от размера налоговой  базы и применяемой по данной операции ставки НДС.

 

 Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, увеличенная на суммы налога, восстановленного:

Sупл = Sобщ + Sвосст - Sвыч,

где 
Sупл - сумма к уплате; 
Sобщ - общая сумма налога; 
Sвосст - восстановленная сумма налога; 
Sвыч - сумма налогового вычета

       Счет-фактура

       Счет-фактура - документ, на основании которого покупатель (заказчик) товаров (работ, услуг) сможет принять к вычету НДС, который он уплатил своему поставщику (исполнителю).