Налог на добавленную стоимость. 7

Налог на добавленную стоимость

  1. Налоговая система РФ. Понятие и сущность.
    1. Налоговая система РФ…………………………………………….….2
    2. НДС, как составная часть налоговой системы РФ…………..….….6
  2. Налогоплательщики и элементы налогообложения
    1. Налогоплательщики…………….…………………………………...11

      2.1.1Особенности обложения индивидуальных предпринимателей...14

      2.1.2Особенности обложения обособленных подразделений…….15

    2.2 Объект налогообложения……………………………………..………16

    2.3 Налоговая база……………………………………………………….17

    2.4 Операции, не подлежащие обложению НДС……………………….18

    2.5 Налоговый период……………………………………………………20

    2.6 Налоговые ставки…………………………………………………….20

    2.7 Порядок исчисления………………………………………………….22

    2.8 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет…………………………25

    2.9Порядок и проблемы возмещения НДС из бюджета………………..26

  3. Задача.......................................……………………………………………28

  4. Библиографический список………………………………………….……...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Налоговая система  РФ. Понятие и сущность.

1.1. Налоговая система  РФ

     Налоговая система — это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.

   В современной экономической литературе налоговую систему принято определять как совокупность:

  • налогов и сборов, взимаемых государством;
  • принципов, форм и методов их установления;
  • регулирующих законодательных актов;
  • форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

   Становление современной налоговой системы  России связано с появлением Российской Федерации как самостоятельного государства. Работа по ее созданию была начата сразу же после распада СССР и оформления бывших союзных республик в независимые субъекты международного права. Уже через два месяца после августовских событий 1991 г. были опубликованы первые законодательные акты, рассматривающие основы финансового устройства страны. В декабре того же года был принят ряд важных законов: «О налоге на добавленную стоимость», «об акцизах», законы о подоходном налоге и налогах на имущество физических и юридических лиц. А с 1 января 1992 года вступил в действие закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», определивший общие принципы построения и функционирования государственного бюджета и внебюджетных структур (фондов), механизм их формирования, а также порядок взаимодействия плательщиков налогов и сборов и контролирующих органов. В настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

   Как оговаривалось выше, государство  воздействует на экономику и формирует свои доходы главным образом по средством налогов и сборов. Одним из научно обоснованных методов повышения эффективности налоговой системы является распределение принудительных отчислений по целям, видам и т.д. Согласно положениям НК РФ и других законодательных актов можно определить следующие классификационные группы:

  • по способу обложения;
  • по виду (по уровню установления);
  • по плательщикам;
  • по объекту обложения;
  • по назначению

   Исторически сложилась наиболее общая дифференциация: по способу обложения и взимания. Согласно ей все налоги делятся на прямые (налагаются на имущество и доход, уплачиваются соответственно собственником и получателем) и косвенные (включаются в стоимость товаров и услуг, фактическим плательщиком является конечный потребитель).

В зависимости  от полученных в основу исчисления принципов построения прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К первой категории относится земельный налог, налоги на недвижимое имущество, на ценные бумаги и ряд других. Для них характерно взимание платежа с хозяйственного субъекта или объекта (с отдельных видов имущества), а обложение строится исходя из средней доходности этого имущества, а не фактической — для конкретного налогоплательщика.

     Прямое  обложение в личной форме —  это налоги и доход, взимаемые  по методу «у источника» или по декларации. Определение «личный» исходит из того, что учитываются индивидуальные характеристики налогоплательщика: например, для физического лица — размер семьи, наличие иждивенцев, социальный статус, фактический размер дохода и др. В зависимости от объекта обложения выделяют следующие виды личных налогов: налог на доход физических лиц, налог на прибыль организаций.

     В настоящее время главенствующее положение в российском федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Социально-экономическая политика правительства, направленная на расширение самостоятельности субъектов Российской Федерации, остро поставила вопрос о необходимости четкого регулирования наполняемости региональных бюджетов. Основой для расширения этой задачи стало законодательное закрепление классификации по уровню установления, согласно которой налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).

   Федеральные налоги устанавливаются исключительно  Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории России всеми плательщиками, действующими в рамках общего налогового режима (п.2 ст.12 НК РФ). Налоги данного вида перечислены в ст.13 НК РФ:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • лог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

   К федеральным можно отнести и  налоги, уплачиваемые в связи с применением предусмотренных ст.18 НК РФ специальных налоговых режимов:

  • системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенной системы налогообложения;
  • системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

   В отличии от федеральных, региональные налоги (на имущество организаций, игорный  бизнес и транспортный) могут быть введены в действие не только через Налоговый кодекс, но и законами субъектов РФ (п.3 ст.12 НК РФ). Из этого следует, что такие элементы, как ставка, порядок  и срок уплаты подобных налогов, а также условия предоставления льгот варьируются в зависимости от географии их применения.

По аналогичной  схеме устанавливаются и местные  налоги — земельный и на имущество  физических лиц. Разница состоит лишь в том, что прерогатива определения значений указанных элементов принадлежит представительным органам муниципальных образований (п.4 ст.12 НК РФ). Таким образом, один и тот же вид налога может иметь различные ставки, сроки и порядок уплаты в зависимости от места его взимания.

Классификация по плательщикам включает три группы налогов:

  1. с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.);
  2. с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  3. юридических и физических лиц (транспортный налог, земельный налог и др.)

По объекту  налогообложения выделяют следующие группы платежей:

  • налоги на доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц),
  • налоги на имущество (налог на имущество организаций, физических лиц),
  • налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий).

   По  назначению можно выделить налоги общие (обезличиваются и поступают в  бюджеты различных уровней), специальные (имеют строго определенную направленность и формируют централизованные целевые  фонды, например транспортный) и чрезвычайные (вводятся при наступлении каких-либо особых обстоятельств).

   Кроме перечисленных квалификационных схем, в литературе и на практике применяются  и другие — по характеру применяемых  ставок, по отраслевому принципу и  т.д.

1.2. НДС, как составная  часть налоговой  системы РФ

     Из  всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является, пожалуй, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В настоящее время в мировой практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения. В 50-е гг. НДС взимался только во Франции, сейчас — в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран - членов ЕЭС. В настоящее время 20 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии, Африки

и Латинской  Америки. Пока еще этот вид косвенного налогообложения не действует в  Канаде, США, Австралии и Швейцарии. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Как известно, этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы.

     Преимуществом НДС является и то, что он позволяет  значительно увеличить доходы государства  от доходов, идущих на потребление, поскольку  имеет более широкую, чем у  других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС — в размере 0%.

НДС, в  отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей. На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% в Великобритании и Германии. При этом поступления НДС в бюджеты и развитых стран постоянно увеличиваются. Однако НДС с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, то увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска.

     В соответствии с Законом РФ "О  налоге на добавленную стоимость" НДС представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства и обращения. Добавленная  стоимость исчисляется как разница между стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат производственного назначения. Однако объектом обложения налогом является не созданная добавленная стоимость, а обороты в процессе ее реализации. Применение действующей ставки налога к цене реализуемых товаров (работ, услуг) и одновременный зачет (возмещение налога по материальным ресурсам, необходимым для их производства), позволяет исчислить сумму налога, соответствующую созданной в процессе производства и обращения добавленной стоимости.

     Поскольку в ходе финансово-экономической  деятельности налогоплательщиков проследить процесс создания отдельно взятого  товара (работы, услуги), а также расход на него материалов, сырья, прочих затрат и, в конечном итоге, оплату только этого товара (работы, услуги) практически невозможно, в оборот, облагаемый НДС, включаются все денежные средства, полученные в отчетном периоде от других предприятий и организаций, если их получение связано с расчетами за товары (работы, услуги). К зачету же принимается налог, оплаченный в этом периоде поставщикам всех материальных ресурсов, принятых к бухгалтерскому учету, выполненных работ и оказанных услуг производственного характера. С целью создания равных условий для налогообложения НДС исчисляется исходя из действующих рыночных цен на аналогичные товары, работы и услуги, реализуемые покупателем, заказчикам и клиентам, независимо от формы из оплаты (бартерные сделки, зачеты взаимных платежей, безвозмездная передача, производство для собственных нужд и т.д.).

     Опыт  и практика применения НДС показывают, что в национальных законодательствах  каждого государства находят  отражение те или иные особенности  экономики конкретного периода, состояния финансов, потребности  бюджета и прочее. К одной из таких особенностей российского законодательства можно отнести порядок применения НДС в рамках территории государств участников СНГ. Несмотря на то, что все страны содружества - самостоятельные государства, исторически сложившиеся тесные экономические связи между их хозяйствующими субъектами, отсутствие надлежаще обустроенных таможенных границ большой протяженности не позволяют перейти на применение НДС в рамках этой территории по принципу стран дальнего зарубежья (экспорт освобождать от налога, импорт - облагать) без существенных потерь для российского бюджета. Принимая во внимание создание в рамках СНГ Экономического союза, а отдельными государствами - Таможенного союза, создание таможенных границ для учета и сбора НДС не представляется целесообразным. В связи с этим до настоящего времени сохраняется взимание налога при реализации товаров российскими налогоплательщиками в государства СНГ. Что касается работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими предприятиями и организациями на территории стран Содружества, то в некоторых случаях НДС взимается в этих странах, то есть по месту реализации этих работ и услуг.

     Если  за пять лет действия НДС в России основные моменты определения облагаемых оборотов налогоплательщикам стали  известны, то проблемы правильного  исчисления налога, принимаемого к зачету (возмещению), во многих случаях остаются нерешенными, что приводит к начислению штрафов. Это, в основном, связано с неправильным оформлением первичных и расчетных документов, значительным удельным весом наличных платежей в общем объеме расчетов, с приобретением материальных ресурсов производственного назначения в розничной торговле, предприятия которой пока не переведены на общеустановленный порядок расчетов НДС по реализуемым товарам. Есть основания предполагать, что решению данной проблемы будут способствовать введенные с 1 января 1997 года, так называемые счета-фактуры, которые специально применяются в целях определения сумм НДС, подлежащих зачету (возмещению) у покупателя товаров (работ, услуг), и для начисления налога, подлежащего взносу в бюджет продавцом. Также счета-фактуры, то есть отдельные документы для целей НДС, применяются в мировой практике и, безусловно, себя оправдывают.

     Понятно, что правильное определение сумм налога, подлежащих зачету (возмещению) не только существенно для размеров поступлений в доход бюджета, но и позволяет налогоплательщикам сократить отвлечение собственных оборотных средств без риска начисления штрафных санкций по результатам налоговых проверок.

     Особое  место в области возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам, приобретаемым для производства и реализации, облагаемых налогом товаров (работ, услуг), занимает вопрос компенсации налога по производственным фондам, длительно используемым в этих процессах. В зависимости от возможностей бюджета такие вопросы могут решаться через законодательство путем установления срока возмещения НДС.

     В настоящее время, согласно последним  изменениям и дополнениям налогового законодательства в части исчисления НДС, налог, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов, принимается к возмещению (зачету) в полном размере по мере принятия их к бухгалтерскому учету независимо от передачи в эксплуатацию у всех налогоплательщиков.

Однако  по-прежнему не принимается к зачету НДС по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительным объектам независимо от источника финансирования. При этом в проекте специальной части Налогового Кодекса, рассматриваемого в настоящее время в Правительстве РФ, возмещение НДС по таким объектам предусмотрено. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Налогоплательщики и элементы налогообложения.

2.1. Налогоплательщики

Плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Такое определение дает статья 143 Налогового кодекса РФ.

Вместе  с тем Налоговый кодекс РФ впервые  в практике российского налогообложения  предусмотрел возможность освобождения как юридических, так и физических лиц от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Согласно  положениям Кодекса организации  и индивидуальные предприниматели  могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг этих организаций и предпринимателей, без учета НДС, не превысила в совокупности 1 млн. руб. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что указанное положение не распространяется на плательщиков НДС, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Необходимо  отметить, что не всегда налогоплательщику экономически целесообразно использовать право на освобождение от уплаты налога. Если предприятием получено налоговое освобождение от уплаты налога, то в цене товара не будет содержаться сумма НДС, а в документах, подтверждающих реализацию, будет сделана отметка «без налога на добавленную стоимость». Следовательно, покупатель товара при последующей реализации или при использовании приобретенных товаров или услуг в процессе производства не имеет возможности уменьшить ПДС на налоговые вычеты. Поэтому в бюджет им будет уплачиваться вся сумма налога, исчисленная от облагаемой базы, что не выгодно для данного плательщика. При существующей высокой конкуренции по сбыту продукции, первый налогоплательщик может потерять своих покупателей и, следовательно, сократятся объемы реализации и производства.

     И наконец, платить НДС при перемещении товаров через таможенную границу России должны лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Согласно статье 320 Таможенного кодекса РФ плательщиком налогов по общему правилу является декларант. Однако есть случаи, когда в качестве плательщика пошлин, налогов, включая "таможенный" НДС, кроме

декларанта  могут выступать:

  • таможенный брокер (представитель) - когда он оформляет таможенную декларацию и уплачивает таможенные пошлины, налоги. Конечно, если таможенный режим, определенный для декларирования товаров, предусматривает их уплату;
  • владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Данные лица являются ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов при наличии двух условий: во-первых, допущено несоблюдение требований о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных положений для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, во-вторых, такая ответственность прямо предусмотрена Таможенным кодексом РФ;
  • лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, либо лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. Кроме того, при "незаконном" ввозе ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

   А являются ли плательщиками НДС бюджетные  учреждения? Согласно статье 143 Налогового кодекса РФ организации признаются плательщиками НДС. Специальных  условий о признании или непризнании бюджетных учреждений плательщиками НДС в Налоговом кодексе РФ нет. То есть официальная позиция отсутствует. По данному вопросу существует несколько точек зрения. Первая состоит в том, что бюджетные учреждения являются организациями и, следовательно, плательщиками НДС. Противоположная позиция сводится к тому, что бюджетные учреждения не являются плательщиками НДС потому, что платные формы деятельности бюджетных учреждений не являются предпринимательской деятельностью. Данная позиция выражена в судебных решениях. Здесь будет уместно привести Постановление ФАС Поволжского округа от 1 ноября 2005 г. N А12-

3429/05-С40. В нем суд указал, что муниципальные  образования не являются плательщиками  НДС. 

     Нередко возникает вопрос: является ли плательщиком НДС орган государственной власти, а также учреждение, реализующее государственное или муниципальное имущество? Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Кроме того, не существует и официальной позиции, а есть две точки зрения, высказанные арбитражными судами. Согласно одной из них, органы государственной власти, учреждения не являются плательщиками НДС, так как имущество реализует государство, а госорган выполняет функции по его передаче от имени Российской Федерации. Такой вывод озвучен, в частности, в Постановлении ФАС Восточносибирского округа от 21 июля 2005 г. N А58-387/05-Ф02-3427/05-С2. В нем суд указал, что при реализации земли, находящейся в государственной собственности, орган государственной власти должен платить НДС. Подобные выводы содержатся и в Постановлении ФАС Восточносибирского округа от 21 июля 2005 г. N А58-575/05-Ф02-3420/05-С2.

     Не  признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи (п. 2 ст. 143 НК РФ).

2.1.1. Особенности обложения индивидуальных предпринимателей

     Определения понятий организации и индивидуального  предпринимателя даются в п.2 ст.11 части первой НК РФ.

Индивидуальные  предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

  • Следует иметь в виду, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, нарушают гражданское законодательство и должны выполнять все обязанности, возложенные на индивидуальных предпринимателей Налоговым кодексом (п. 2 ст. 11 НК РФ).

   Не  являются плательщиками налога согласно статьям 346.11 и 346.26 НК РФ индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности или упрощенную систему налогообложения.

  • При этом они не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и уплаты налога в соответствии со ст. 161 НК РФ - Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) производственного назначения, используемым организациями после перехода их на уплату единого налога на вмененный доход либо на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (работ, услуг). Если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация перешла на уплату единого налога на вмененный доход (или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности), то НДС с такой выручки исчисляется и уплачивается в бюджет общеустановленном порядке.

2.1.2.  Особенности обложения обособленных подразделений.

     Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.