Налог на добавленную стоимость. 49

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Сущность  и роль НДС……………………………………………………………5

Характеристика основных элементов……………………………………………9

Проблемы и перспективы  развития налога…………………………………….19

Задачи…………………………………………………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы………………………………………………………………37

Приложение 1…………………………………………………………………….39

Приложение 2…………………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В данной работе, мы более  подробно остановимся на федеральных  налогах.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории РФ.[5]

К федеральным налогам  и сборам относятся:

  1. Налог на добавленную стоимость;
  2. Акцизы;
  3. Налог на доходы физических лиц;
  4. Единый социальный налог (отменен с 01.01.2010, вместо него - страховые взносы);
  5. Налог на прибыль организаций;
  6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  7. Водный налог;
  8. Государственная пошлина.
  9. Налог на добычу полезных ископаемых;

 Мы поподробнее рассмотрим один из видов Федеральных налогов  - Налог на добавленную стоимость.

НДС изобретен французским  экономистом М. Лоре для замены налога с оборота и впервые введен во Франции в 1954г. НДС – продукт длительной эволюции налога с оборота, который был введен во Франции в 1920г., а в 1936г. преобразован в налог на производство. После 1948 г. была предусмотрена его разбивка по срокам. 

После введения НДС во Франции  этот налог получил распространение  в странах – членах ЕЭС (например, в Великобритании с 1973г.) и некоторых  других промышленно развитых странах  мира. [2]

На сегодняшний день НДС является одним из наиболее значимым и трудным для понимания и уплаты налогом. Именно по этому налогу возникает много споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

НДС определен как форма  изъятия в бюджет части добавленной

стоимости, которая создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.[3]

НДС относится к косвенным  налогам — это налоги на товары

(работы, услуги), устанавливаемые  в виде надбавки к цене. Сегодня в России косвенные налоги составляют значительный источник доходов бюджета. Их популярность объясняется еще и тем, что эти налоги достаточно легко собирать, если предприниматели не переведут свою деятельность в теневой сектор экономики.

Именно поэтому НДС занимает важнейшее место и играет значительную роль в налоговой системе РФ.

Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод об актуальности темы данной работы.

Целью этой работы является изучение налога на добавленную стоимость.

К задачам, поставленным перед  нами, можно отнести:

  1. Определение сущности НДС;
  2. Роль и значение НДС в налоговой системе РФ;
  3. Характеристика основных элементов НДС;
  4. Определение проблем и перспектив развития НДС;

 

Сущность и роль НДС.

 

Основное место в современной  налоговой системе РФ занимают косвенные  налоги. В настоящее время к  ним относятся: налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины, представляющие собой надбавку к цене товара. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья. [1]

НДС – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего  на процесс ценообразования и  структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая  создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления.

Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации  налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов. Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

    • при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
    • При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

НДС взимается с каждого  акта продажи. Теоретически объектом налогообложения  является добавленная стоимость, которая  определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производства сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т.д.

На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость  в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения  расчетов за объект обложения налогом  на добавленную стоимость принимается  не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость  списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них  НДС). Выделение же налога на добавленную  стоимость и исключение двойного налогообложения достигаются тем, что плательщик перечисляет в  бюджет разность между суммами налога, полученными потребителями и  уплаченными поставщикам.

Сумма НДС определяется на всех стадиях технологической цепочки  вплоть до конечного потребителя  как разница между суммами  налога, полученными от покупателей  за реализованные им товары (работы, услуги), и сумма налога, уплаченными  поставщикам за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость  которых относится на издержки обращения. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителями (покупателями). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Предприятия являются только сборщиками этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители товаров, работ и услуг.[2]

В налоговую систему России НДС был введен в 1992 г. До 2000 г. порядок исчисления и уплаты этого налога регулировался Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями).

Первоначально ставка НДС в стране составляла 28 %, но в период высокой инфляции налог превратился в один из факторов, сдерживавших развитие производства. Поэтому в 1993 г. было принято обоснованное решение о снижении ставки и установлении двух ставок: 20 % (основная) и 10 % (льготная).

С 1 января 2001 г. обложение НДС регулируется на основании гл. 21 НК РФ, которая применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

С 2001 г. НДС полностью поступает в федеральный бюджет. НДС занимает первое место в налоговых доходах федерального бюджета и второе место (после налога на прибыль организаций) в доходах консолидированного бюджета России. За период с 2001 по 2012 г. гл. 21 НК РФ претерпевала изменения и дополнения несколько десятков раз. [4]

В промышленно развитых странах  удельный вес НДС в налоговых  бюджетных поступлениях составляет в среднем 25% (исключение составляет Франция, где его доля в налоговых  поступлениях значительно выше –  около 40 %). В России НДС занимает первое место среди налоговых  поступлений в доходную часть  государственного бюджета (более 41%), что  составляет свыше 36% всех доходов федерального бюджета.[2]

НДС сегодня является одним из наиболее значимым и трудным для понимания и уплаты налогом. Именно по этому налогу возникает много споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. При уплате НДС налогоплательщики часто допускают ошибки и неточности, что приводит к налоговым санкциям.

 

Алгоритм исчисления НДС можно представить на рисунке 1.

[3]

 

С появлением  НДС  в  налоговой  системе  РФ  косвенные  налоги  стали  открыто  играть  решающую  роль  при  мобилизации  доходов  в  бюджет.  В  консолидированном  бюджете  РФ  поступления  от  НДС  уступают  только  налогу  на  прибыль  и  составляют  около  четверти  всех  доходов.  В  то  же  время  в  федеральном  бюджете  РФ  налог  на  добавленную  стоимость  стоит  на  первом  месте,  превосходя  по  размеру  все  налоговые  доходы. 

Таким образом, налог на добавленную стоимость — один из федеральных налогов, играющих значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства.

Налог на добавленную стоимость, пожалуй, самый сложный налог  в смысле понимания его сущности, порядка исчисления и уплаты в бюджет, и именно поэтому мы дадим  характеристику основным его элементам.

 

 

 

Характеристика  основных элементов налога.

В данном разделе мы рассмотрим характеристику основных элементов налога на добавленную стоимость, такие как: налогоплательщики и объект налогообложения; налоговая база и порядок ее определения; налоговый период и налоговые ставки; порядок исчисления налога; счет - фактура и порядок ее оформления; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет; порядок и сроки уплаты налога в бюджет; порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

К налогоплательщикам относятся:

1.Организации 
2.Индивидуальные предприниматели 
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ 
В отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.):

  1. организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или
  2. иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета а также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета
  3. организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр).

При определенных  условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС (Приложение 1).

Объектом налогообложения являются:

1. Операции по  реализации товаров (работ, услуг)  на территории РФ (в т.ч. предметов  залога и передача по соглашению  о предоставлении отступного  или новации), передаче имущественных  прав. 
2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. 
3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления; 
4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. 
Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС (Приложение 2).

Налоговая база.

При применении различных  налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и  натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. 
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации.

Моментом определения  налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. [6]

Особенности исчисления налоговой базы по НДС:

  • при реализации имущества;
  • реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц;
  • договорах уступки денежного требования или уступки требования (цессии), при комиссионных, агентских и поручительских договорах;
  • транспортных перевозках и реализации услуг международной связи;
  • продаже предприятия в целом как имущественного комплекса.
  • Передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

К данным операциям  следует относить содержание объектов здравоохранения, домов престарелых  и инвалидов, объектов культуры и  спорта, оздоровительных лагерей; работы по благоустройству городов и  поселков; содержание учебных заведений  и профессионально-технических училищ, состоящих на балансе организации.

Налоговая база определяется:

  • как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из действовавших в предыдущем налоговом периоде цен реализации идентичных или однородных товаров;
  • при отсутствии указанных выше цен — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Налоговый период.

С 1 января 2008 г. налоговый период для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал. [4]

Налоговые ставки.

    1. 0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
    2. 10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
    3. 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2. [6]
    4. Ставки, полученные расчетным методом, применяются:
  • при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);
  • при удержании НДС налоговыми агентами;
  • при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с НДС;
  • при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

Если  сумма налога должна быть исчислена  расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение  налоговой ставки 10 % или 18 % к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки:

  • расчетная ставка, полученная из 10 %, равна 10 / (100 + 10) × 100 %;
  • расчетная ставка, полученная из 18 %, равна 18 / (100 + 18) × 100 %.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 10 или 18 %.[4]

Порядок исчисления налога.

Сумма налога при определении  налоговой базы исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а  при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при  реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога. Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками — иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения  налоговой базы которых относится  к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих  или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом  периоде.[4]

Оформление  счета-фактуры.

Счета-фактуры являются основными  документами по учету НДС и  выставляются не позднее 5 дней с момента  отгрузки товаров или оказания услуг.

При отгрузке товаров, оказания услуг, подпадающих под освобождение (льготу) от НДС, счета-фактуры также  выписывается с отметкой: «НДС не облагается».

Если организация получила освобождение от уплаты НДС, то счет-фактура  выставляется с указанием: «НДС не облагается».

Не выписывают счета-фактуры:

  • организации, не являющиеся налогоплательщиками НДС;
  • организации по реализации ценных бумаг, если это не брокерские или посреднические услуги;
  • банки по операциям, не подлежащим налогообложению по НДС;
  • страховые организации по операциям, не подлежащим налогообложению по НДС;
  • негосударственные пенсионные фонды по операциям, не подлежащим налогообложению по НДС;
  • организации, находящиеся на специальном налоговом режиме (УСН или ЕНВД).

В счете-фактуре, согласно законодательству, должны быть указаны:

  1. порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
  2. наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
  3. наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  4. номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  5. наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
  6. количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения ( при возможности ее указания);
  7. цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
  8. стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставленных (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
  9. сумма акциза по подакцизным товарам;
  10. налоговая ставка;
  11. сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
  12. стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
  13. страна происхождения товара;

Кроме оказания услуг по основному виду деятельности счет-фактура  также выставляется в момент получения  средств в виде:

  • авансов в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • финансовой помощи;
  • на пополнение фондов специального назначения;
  • процентов по векселям;
  • процентов по товарному кредиту в части, превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ;
  • страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При осуществлении операций, не связанных с основным видом  деятельности, например реализации основных средств, продавцом выписывается счет-фактура  на НДС, который рассчитывается от разницы  между стоимостью продажи и стоимостью по которой это основное средство числится на учете организации.[10,11]

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как  уменьшенная на сумму налоговых  вычетов общая сумма налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими  покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

  • лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
  • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как  сумма налога, указанная в соответствующем  счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ и услуг, в том числе для собственных нужд) равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Порядок возмещения налога.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов  превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый  орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой  проверки.[4]

Если  нарушения не выявлены, то по окончании проверки  в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем  налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

При наличии у налогоплательщика  недоимки по налогу, иным федеральным  налогам, задолженности по соответствующим  пеням и штрафам, налоговым органом  производится самостоятельно зачет  суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения долгов. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия.

Поручение на возврат суммы  налога направляется налоговым органом  в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и  перспективы  развития НДС.

Налог на добавленную стоимость  играет ключевую роль в процессе

формирования  доходов  федерального бюджета. При этом он остается одним

из самых проблемных налогов  в российской налоговой системе.

Значительные издержки государства и бизнеса,  связанные с  администрированием НДС, проблемы, возникающие при его возмещении из бюджета, являются актуальными вопросами, связанные с реформированием и совершенствованием НДС.

Данный налог в России является бюджетообразующим  (обычно он дает около 30% налоговых поступлений,  а в период кризиса – более 40%),  и к его реформированию надо подходить с осторожностью.  За годы экономических, в том числе и налоговых реформ произошли позитивные изменения по НДС, которые сгладили негативные последствия первых лет взимания НДС:

  • Снижена основная ставка НДС (с 28% до 20%, затем до 18%);
  • Установлена более рациональная документация  (налоговая декларация,  счета-фактуры,  журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур),  принята логически понятная для налогоплательщиков структура налоговой декларации;
  • Установлен налоговый период – квартал для всех налогоплательщиков  (с 01.01.2008  г.),  что позволяет избежать сокрытия  доходов и искусственного занижения налоговой базы, и позволяет каждому налогоплательщику использовать денежные средства в обороте более продолжительный период для увеличения доходов;
  • Установлен с 2010  г.  ускоренный заявительный порядоквозмещения НДС для отдельных категорий налогоплательщиков