Налог на добавленную стоимость. 26

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический  Институт

филиал  г. Калуга

Контрольная работа по предмету «Налоги и налогообложение»

На  тему «Налог на добавленную  стоимость»

 
 
 

  
 
 
 
 

2011 
 
 
 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Сущность налога на добавленную стоимость
    1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость………..5
    2. Характеристика основных элементов НДС……………………….8
  2. Проблемы и перспективы развития НДС в современных условиях…………………………………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………….31

Список  литературы……………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     В  настоящее  время  НДС  -  один  из  важнейших  федеральных  налогов.  Основой  его  взимания,  как  следует  из  названия,  является  добавленная  стоимость,  создаваемая  на  всех  стадиях  производства  и  обращения  товаров.  Это  налог  традиционно  относят  к   категории  универсальных  косвенных  налогов,  которые  в  виде  своеобразных  надбавок  взимаются  путем  включения  в  цену  товаров,  перенося  основную  тяжесть  налогообложения  на  конечных  потребителей  продукции,  работ,  услуг. 

     НДС  как  наиболее  значительный  косвенный  налог  выполняет  две  взаимодополняющие  функции:  фискальную  и  регулирующую.  Первая  (основная),  в  частности,  заключается  в  мобилизации  существенных  поступлений  от  данного  налога  в  доход  бюджета  за  счет  простоты  взимания  и  устойчивости  базы  обложения.  В  свою  очередь,  регулирующая  функция  проявляется в  стимулировании  производственного накопления и усилении контроля за сроками  продвижения  товаров  и  их  качеством.

     Актуальность данной темы состоит в том, что налог на добавленную стоимость – всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства, и сбыта товаров. За  период  существования    налога  на  добавленную стоимость действующий механизм  его исчисления  и взимания  претерпел существенные  изменения.  В связи с этим  у налогоплательщиков  возникает множество вопросов  по  толкованию  и разъяснению порядка обложения,  данным  налогом. 

     НДС доминирует среди налогов на потребление, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, это нейтральность НДС  по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к  методам производства. Нейтральность заключается в том, что при обложении налогом импорта и освобождении от него экспорта НДС не мешает конкуренции между национальными и иностранными товарами. Механизм расчета НДС позволяет ему оставаться всегда пропорциональным стоимости изделия и не зависеть от числа предприятий, которые участвовали в изготовлении изделия. Во-вторых, потенциально широкая база обложения НДС позволяет увеличивать государственные доходы. Наконец, в-третьих, расходы конечных потребителей, а не затраты производителей, облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.

     Целью контрольной работы является изучение налога на добавленную стоимость, описание основных элементов НДС, особенностей исчисления, уплаты и порядка возмещения.

При работе над данной темой мною будут использованы нормативно правовые акты: Налоговый  кодекс РФ часть первая и вторая, Гражданский кодекс РФ, Федеральные  законы РФ, Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную  стоимость», Инструкции, Письма МНС  и ГТК, а также научные статьи в периодических изданиях 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.  Сущность налога на добавленную стоимость

    • 1.1. Экономическая роль  налога на добавленную  стоимость

        Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих субъектов и с граждан (юридических и физических лиц) в бюджеты соответствующих уровней по ставке, установленной в законном порядке.

    Налог на добавленную стоимость  (НДС) - это разновидность косвенного налога на товары и услуги. По своей экономической сути НДС является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара, до перехода его к конечному потребителю.

         Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом  М. Лоре в 1954 г. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше  использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа.

         Необходимость применения добавленной стоимости  как объекта налогообложения  для европейских стран была обусловлена  построением общего рынка, так как  Римский договор 1957г. о создании Европейского Экономического сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью  меры гармонизации систем косвенного налогообложения  (т.е. стремление к  выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе  было обязательным  условием для  вступления в члены ЕЭС.

    До сих пор  системы НДС в разных странах  имеют существенные различия. По состоянию  на июнь 1992г.  НДС применялся в 82 странах  мира.

         Распространение НДС можно считать наиболее важным событием налоговой политики зарубежных стран в 70-80-е годы. История не знает другого такого примера, когда  налог так быстро бы перешел из области теории в практику и занял  среди налогов на потребление  доминирующее положение в бюджете  большинства стран мира. Причин для  роста   популярности НДС много, однако,  основными из них являются следующие:

      • стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление; НДС имеет потенциально широкую базу обложения;
      • предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не  затраты производителей;
      • вступление в ЕЭС, необходимым условием которого является наличие действующей в стране системы НДС.

    При решении  задачи развития рыночных отношений  в России возникла необходимость  реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992г. который  более  чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В условиях свободного ценообразования  исключается возможность формирования бюджета  посредством налога с  оборота в том его виде, в  котором он применялся в СССР. В  то же время государство должно иметь  стабильный  источник доходов бюджета, что и предопределило введение в  Российской Федерации с 1 января 1992г. налога на добавленную стоимость. Тем  самым обеспечивается  равный подход  к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов  независимо от  организационно-правовых форм и форм собственности.

         Налог на добавленную стоимость - косвенный  налог, влияющий на процесс ценообразования  и структуру потребления.

    Теоретически  этот налог определяется как форма  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости. Добавленная стоимость  создается на всех стадиях производства и обращения  и определяется в  виде разницы между  стоимостью реализованных  товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения  относительно базы налогообложения  НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием "добавленная  стоимость", что приводит к значительному  расширению объекта налогообложения.

    Основная функция  НДС - фискальная. В среднем НДС  формирует  13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог.

         Кроме выполнения чисто фискальной роли НДС  используется как инструмент регулирования  экономики, а также как важная составная часть механизма экономической  интеграции. В странах ЕЭС налог  используется с целью унификации и гармонизации национальных налоговых  систем, а также для формирования единой доходной базы бюджета ЕЭС. Кроме  того, НДС выполняет важную роль в регулировании внешнеэкономических  связей.

         Несмотря  на популярность НДС, опыт зарубежных стран показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих  правил.

    Для функционирования НДС необходимы соответствующая  информационная база, система контроля и учета. 
     

      • 1.2. Характеристика основных элементов НДС.

      Плательщики налога на добавленную  стоимость и объекты налогообложения.

           При определении круга плательщиков НДС необходимо руководствоваться  Законом «О налоге на добавленную  стоимость», Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 г. №39 «О порядке исчисления и  уплаты налога на добавленную стоимость», а также Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).

           1. К первой группе относятся любые организации (как коммерческие, так и не коммерческие), имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность (подп. «а», «б» п.1 ст.2 Закона «О НДС»).

           К данной группе плательщиков следует  отнести все коммерческие организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями). Согласно п.1 ст.50 ч.I ГК РФ данные организации в качестве основной цели своей цели преследуют извлечение прибыли. При этом необходимо учитывать, что плательщиками НДС являются как промышленные, так и финансовые организации, в том числе и страховые общества, банки и др.

           Некоммерческие  организации: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные или иные фонды и др., также являются плательщиками НДС, в случае осуществления ими коммерческой деятельности. В соответствии с ч.2 п.3 ст.50 ГК РФ: «Некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижением целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

           2. Во вторую группу плательщиков следует включить филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (не являющихся юридическими лицами), самостоятельно реализующих товары (работы, услуги). Необходимо отметить, что данная группа налогоплательщиков выделяются в качестве самостоятельных субъектов исключительно для целей налогообложения и никак не связана с гражданским законодательством, т.к. согласно ст.55 ГК РФ обособленными подразделениями юридического лица являются только представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными участниками гражданского оборота.

           3. К третьей группе можно отнести предприятия, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие с новым ГК РФ. Так, согласно п.5 ст.6 ФЗ «О введении в действие первой части ГК РФ» индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999г. преобразованию.

           К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются положения  об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.

           4. Плательщиками НДС  являются также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ. Причем законодательство о НДС не устанавливает в какой именно форме (представительство, объединение и т.д.) эти иностранные организации-нерезиденты должны осуществлять свою деятельность, чтобы выступить плательщиками налога. В связи с этим представляется возможность в некоторых случаях по аналогии применять положения Инструкции ГНС РФ от 16.06.95г. №34 «О налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

           Наиболее  важным моментом для отнесения иностранных  организаций к налогоплательщикам по НДС является признак территориальности. Под осуществлением коммерческой деятельности на территории РФ следует понимать место реализации товаров, работ, услуг (т.е. место возникновения объекта  налогообложения).

           Необходимо  учитывать, что вышеуказанные субъекты являются плательщиками НДС в  первую очередь в отношении тех  облагаемых оборотов, которые возникают  при реализации товаров (работ, услуг) на территории России.

      Что касается товаров, ввозимых на территорию РФ, плательщиками  НДС являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством  РФ (п.3 ст.2 Закона «О НДС»).

      В ст.112 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) предусмотрено, что применение НДС осуществляется на основе самого ТК РФ и Закона «О НДС».

           В абз.1 п.6 Инструкции ГТК РФ и ГНС  РФ от 30.01.93 г. №№01—20/741,16 «О порядке  применения НДС и акцизов в  отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ»  установлено, что НДС уплачивается декларантом либо иным лицом, определяемым нормативными актами по таможенному  делу.

      Из анализа  вышеуказанных  документов следует, что плательщиками НДС по товарам ввозимым на территорию РФ являются субъекты, которые признаны в качестве налогоплательщиков «внутреннего» НДС, при условии осуществления импортных товарных операций.

      Объектами налогообложения  признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных  работ и оказанных услуг, в  том числе реализация предметов  залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или  новации (передача права собственности  на товары, результатов выполненных  работ, оказание услуг на безвозмездной  основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не относятся на себестоимость  продукции, выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.

      В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

           1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ; передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению); передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

           2) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления; передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям; операции по реализации земельных участков (долей в них); передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

           3) Не признается реализацией товаров, работ или услуг: осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики); передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

           4) передача имущества, если такая  передача носит инвестиционный  характер (в частности, вклады  в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

           5) передача имущества в пределах  первоначального взноса участнику  хозяйственного общества или  товарищества (его правопреемнику  или наследнику) при выходе (выбытии)  из хозяйственного общества или  товарищества, а также при распределении  имущества ликвидируемого хозяйственного  общества или товарищества между  его участниками;

           6) передача имущества в пределах  первоначального взноса участнику  договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае  выдела его доли из имущества,  находящегося в общей собственности  участников договора, или раздела  такого имущества;

           7) передача жилых помещений физическим  лицам в домах государственного  или муниципального жилищного  фонда при проведении приватизации;

           8) изъятие имущества путем конфискации,  наследование имущества, а также  обращение в собственность иных  лиц бесхозяйных и брошенных  вещей, бесхозяйных животных, находки,  клада в соответствии с нормами  Гражданского кодекса Российской  Федерации;

           9) иные операции в случаях, предусмотренных  Налоговым кодексом РФ. 

      Налоговая база

           При применении налогоплательщиками при  реализации товаров (работ, услуг) различных  налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. В общем случае представляет собой стоимость реализуемых  товаров (работ, услуг), исчисленную  исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для  подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения  в них НДС и налога с продаж.

           При определении налоговой базы выручка  от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной  формах, включая оплату ценными бумагами. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

           При определении налоговой базы учитываются:

      авансовые или  иные платежи, полученные в счет предстоящих  поставок товаров, выполнения работ  или оказания услуг; суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг); суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента; суммы страховых выплат, полученные по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора (учитываются, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения).

      Ставки  налога

        Существуют  следующие ставки налога на добавленную  стоимость: 0%; 10%; 18%.

        Объекты налогообложения по нулевой ставке:

        -  товары на экспорт, а также работы и услуги, связанные с производством и реализацией этих товаров;

        -  услуги по перевозке пассажиров и багажа при расположении пункта оправления и назначения за пределами территории Российской Федерации;

        -  работы, выполняемые в космическом пространстве, а также подготовительные наземные работы;

        -  драгоценные металлы налогоплательщиков, осуществляющих их добычу или производство для государственных фондов или Центрального банка;

        -  товаров для официального пользования иностранных дипломатических представительств или личного пользования работников этих представительств.

        Ставка 0 процентов дает право экспортеру на компенсацию налога и позволяет  не включать его в цену товара, тем  самым повышается конкурентоспособность  товара.

        Объекты налогообложения по ставке 10 процентов  определяются в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации статьи 164, пункта 2.

        Продовольственные товары. Конкретный список определен  в постановлении Правительства  Российской Федерации от 31 декабря 2004г. № 908. Товары, реализуемые на территории России, указаны в Перечне в  соответствии с Общероссийским классификатором  продукции ОК 005-93 (утвержден постановление  Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. №301).Для продукции, ввозимой на таможенную территорию России, - из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. №830.

        Надо  отметить, что указанный перечень положил конец множеству споров. Так как точно определил, какие  конкретно наименования облагаются налогом на добавленную стоимость  по пониженной ставке.

        Товары  для детей. В статье 164 Налогового кодекса РФ упомянуты трикотажные  изделия для новорожденных и  детей ясельной, дошкольной, младшей  и старшей школьной возрастных групп: верхние трикотажные изделия, бельевые трикотажные изделия, чулочно – носочные изделия, прочие трикотажные изделия: перчатки, варежки, головные уборы. А также швейные изделия, в том числе изделия из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп. Кроме того, верхняя одежда (в том числе плательной и костюмной группы), нательное белье, головные уборы, одежда и изделия для новорожденных и детей ясельной группы. Данный порядок не распространяется на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика, обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной, валяной, резиновой, малодетской и детской и прочая продукция. Периодика и книги. Газеты и журналы, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, а также книги, связанные с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.

        В целях налогообложения налог  на добавленную стоимость под  периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее  в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относят периодические  печатные издания, в которых реклама  превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

        Медицинские товары и лекарства. Медицинские  товары отечественного и зарубежного  производства, лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного  изготовления и изделия медицинского назначения при реализации.

        Налогообложение производится по ставке 18 процентов  по всем остальным видам товаров, то есть не указанных в пунктах 1,2 и 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

        Пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применяются расчетные  ставки. Расчетные ставки – это  процентное соотношение основной налоговой  ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10% или 18%). Применяются они в строгой оговоренных случаях, когда:

        -  получены денежные средства, связанные с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Налогового кодекса РФ;

        -  перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;

        -  налог удерживается налоговыми агентами;

        -  реализуется имущество, приобретенное на стороне и учитываемое с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации;

        -  продается сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации;

        -  передаются имущественные права в соответствии с пунктами 2-4 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации.

        Налогоплательщик  имеет право уменьшить общую  сумму налога на установленные налоговые  вычеты.

        Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные при приобретении товаров, работ, услуг  на территории Российской Федерации  или при ввозе товаров через  границу, если:

        -  приобретенные товары (работы, услуги) используются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

        -  покопаются для перепродажи.

        Также вычетам подлежат суммы налогов, уплаченные налоговыми агентами; предъявленные  продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в  налоговых органах Российской Федерации; уплаченные по расходам на командировки и представительские расходы; исчисленные  и уплаченные налогоплательщиком с  сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок.

        Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате (возмещению) определяется как сумма  налога, исчисленная налогоплательщиком по облагаемым оборотам, уменьшенная  на сумму налогового вычета по итогам каждого месяца квартала. В случае если сумма вычетов превышает  общую сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению. Налоговые  органы самостоятельно производят зачет  таких сумм.

        Сумма возмещения в течение трех месяцев  направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога.

        По  истечении трех месяцев сумма, которая  не была зачтена, возвращается плательщику  по его заявлению.

        Согласно  второй части Налогового кодекса  Российской Федерации все плательщики  налога на добавленную стоимость  при реализации товаров (работ, услуг) обязаны составлять и вести книги  покупок и продаж, счета-фактуры, вести журналы их регистрации, т.е. журнал учета счетов - фактур, полученных от поставщиков материальных ценностей (работ, услуг), а также журнал учета  счетов - фактур, выданных покупателям  материальных ценностей (работ, услуг).

        Исходным  документом является счет - фактура. При  реализации товаров, работ, услуг налогоплательщик дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую  сумму налога.

        Сумма налога исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы, а при раздельном учете - как  сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых  отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.

        Счет-фактура  служит основанием для принятия предъявленных  сумм налога к вычету или возмещению, не составляется по операциям реализации ценных бумаг, а также по банковским и страховым операциям, не облагаемым налогом на добавленную стоимость.

        Сроки внесения в бюджет налога на добавленную  стоимость установлены в зависимости  от размера фактических оборотов. Плательщики налога самостоятельно определяют сумму на основе данных бухгалтерского учета и отчетности и принятой учетной политики (по мере отгрузки или по мере оплаты). Предприятия  уплачивают налог, ежемесячно исходя из фактических оборотов в срок до 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

        Таким образом, необходимо отметить, что налог  на добавленную стоимость является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению  подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть  налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует  также обратить внимание на такой  факт, что налог на добавленную  стоимость является более простой  и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его  взимания на всей территории страны. 

      Счет-фактура  и порядок ее оформления

           Документом, служащим основанием для принятия предъявленных  сумм налога к вычету или возмещению, является  счет - фактура составленная и выставленная с соблюдением установленного порядка.

           Счета-фактуры  введены как инструмент дополнительного  контроля налоговых органов за политикой  сбора НДС и используются, прежде всего для встречных проверок налогоплательщиков, для выявления фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необоснованного предъявления к возмещению сумм входного налога покупателями.

           Налогоплательщик  обязан составлять счета-фактуры, вести  журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок  и книги продаж при совершении операций как подлежащих, так и не подлежащих налогообложению.

       Счета - фактуры  не составляются налогоплательщиками  по операциям реализации ценных  бумаг (за исключением брокерских  и посреднических услуг), а также  банками по банковским операциям  и страховыми организациями, негосударственными  пенсионными фондами по операциям,  не подлежащим налогообложению.

       Реквизиты  счета-фактуры установлены НК  РФ и обязательны для заполнения, так как вычет сумм налога  производится только в том  случае, если счет-фактура заполнен  в соответствии с требованиями  НК РФ. В счете - фактуре должны  быть указаны:

      1) порядковый  номер и дата выписки счета  - фактуры;

      2) наименование, адрес и идентификационные номера  налогоплательщика и покупателя;

      3) наименование  и адрес грузоотправителя и  грузополучателя;

      4) номер платежно-расчетного  документа в случае получения  авансовых или иных платежей  в счет предстоящих поставок  товаров (выполнения работ, оказания  услуг);

      5) наименование  поставляемых (отгруженных) товаров  (описание выполненных работ,  оказанных услуг) и единица  измерения;

      6) количество (объем)  поставляемых (отгруженных) по счету  - фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему  единиц измерения;

      7) цена (тариф)  за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных  регулируемых цен (тарифов), включающих  в себя налог, с учетом суммы  налога;

      8) стоимость  товаров (работ, услуг) за все  количество поставляемых (отгруженных)  по счету - фактуре товаров  (выполненных работ, оказанных  услуг) без налога;

      9) сумма акциза  по подакцизным товарам;

      10) налоговая  ставка;

      11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров  (работ, услуг), определяемая исходя  из применяемых налоговых ставок;

      12) стоимость  всего количества поставляемых (отгруженных)  по счету - фактуре товаров  (выполненных работ, оказанных  услуг) с учетом суммы налога;

      13) страна происхождения  товара;

      14) номер грузовой  таможенной декларации.

           Счета-фактуры  выписываются  плательщиками НДС (поставщиками товаров, работ, услуг) в  двух экземплярах. При регистрации  в журнале учета выдаваемых покупателям  счетов-фактур им присваивается порядковый номер. Оригинал счета-фактуры передается покупателю не позднее 5 дней, считая со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Второй экземпляр (копия) остается у поставщика. При получении аванса счет-фактура составляется в одном экземпляре и хранится у поставщика в журнале учета выданных счетов-фактур.

       Счет - фактура  подписывается руководителем и  главным бухгалтером организации  либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии  с приказом по организации.  При выставлении счета-фактуры  индивидуальным предпринимателем  счет-фактура подписывается индивидуальным  предпринимателем с указанием  реквизитов свидетельства о государственной  регистрации этого индивидуального  предпринимателя.

      При осуществлении  внешнеэкономических сделок суммы, указанные в счете-фактуре, могут  быть выражены в иностранной валюте.

      Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в  хронологическом порядке в том  налоговом периоде, в котором  возникает налоговое обязательство.

      Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации  в книге покупок в хронологическом  порядке по мере оплаты и оприходования товаров (работ, услуг).

       Книга продаж  и книга покупок должны быть  прошнурованы, а страницы пронумерованы  и скреплены печатью.

      Во всех расчетных  документах, а  также в первичных  учетных документах и счетах-фактурах  на реализуемую продукцию сумма  НДС выделяется отдельной строкой. Под расчетными документами понимаются поручения, требования, реестры чеков  и реестры на получение средств  с аккредитива, приходные кассовые ордера. В расчетных и первичных  учетных документах по товарам (работам, услугам), освобожденным от налога, делается отметка о том, что НДС не взимается. Банки не вправе принимать к оплате расчетные документы, в которых не выделена сумма НДС.

      Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

           В бюджет вносится сумма НДС, полученная в виде разницы между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов. В случае превышения подлежащих вычету сумм НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам над суммами налога по реализованным товарам (работам, услугам) разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается налоговыми органами по месту нахождения предприятия на основании представленных предприятием расчетов. Возврат производится по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим периодом по письменному заявлению налогоплательщика.

      После получения  заявления в течении двух недель налоговый орган принимает решение о возврате из бюджета налога и в этот же срок направляет его в орган федерального казначейства.

        Возврат налога осуществляется органами федерального казначейства в течении двух недель, считая со дня получения соответствующего решения. При нарушении этих сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. При отсутствии у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговым органам предоставлено право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет расчетным путем на основании данных аналогичных налогоплательщиков.

           Уплата  налога при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации  производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг, в том  числе для собственных нужд) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      При ввозе товаров  на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в  соответствии с таможенным законодательством. Налоговые агенты производят уплату суммы налога по итогам налогового периода, в котором произошла соответствующая реализация товаров (работ, услуг), по месту своего нахождения. Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

      Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

           Возмещение  НДС - один из самых острых углов  взаимоотношений налоговых органов  и налогоплательщиков. Это и понятно. Ведь в данном случае сталкиваются противоположные интересы двух сторон. С одной стороны, организация  имеет право вернуть уплаченные деньги, а с другой - налоговые  органы пытаются сократить бюджетные  расходы. И чтобы организации-экспортеру удалось все-таки реально возместить из бюджета суммы НДС, ей надо четко  представлять, какими правами она  обладает, и знать способы защиты этих прав.

           Если  по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных  сумм) превысила исчисленную сумму  налога, то полученную разницу организация  имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ). 
      Порядок возмещения следует отличать от порядка возврата (зачета) излишне уплаченной суммы НДС. При возмещении не применяется порядок, установленный ст. 78 НК РФ, это связано с тем, что излишне уплаченный налог возвращают (засчитывают в счет будущих платежей) за счет средств, ранее перечисленных в бюджет самой организацией. При возмещении сумму НДС возвращают (засчитывают в счет будущих платежей) за счет средств, поступивших в бюджет от поставщиков организации. 
      Статьей 176 НК РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров. При этом наряду с общим порядком возмещения НДС, предусмотренным статьей 176 НК РФ, некоторые организации могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога (п. 12 ст. 176 НК РФ).  
      Процедура возмещения НДС включает в себя несколько этапов. Сначала организация должна подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС с указанием в ней суммы налога к возмещению из бюджета и заявление о возврате НДС, предъявленного к возмещению, на расчетный счет организации или заявление о зачете НДС в счет предстоящих платежей по этому или другим федеральным налогам. Отметим, что заявления можно составить в произвольной форме. 
      Получив декларацию, налоговая инспекция проведет ее камеральную проверку (ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст.176 НК РФ). 
      Если нарушения обнаружены, то составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ). Далее акт поступает на рассмотрение руководству инспекции (ст. 101 НК РФ). В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение 15 дней после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст.100 НК РФ). 
      В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на подачу возражений, руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает акт проверки и возражения организации (если они были направлены). И далее принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении организации к налоговой ответственности. Одновременно с этим решением принимается: 
      – решение о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации; 
      – решение о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации; 
      – решение о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации (п. 3 ст. 176 и п. 1 ст. 101 НК РФ). 
      В течение следующих пяти рабочих дней инспекция обязана письменно уведомить организацию о принятом решении (п. 9 ст. 176 НК РФ). 
      Решение о возврате принимается, если у организации нет недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням (п. 6 ст. 176 НК РФ). На следующий рабочий день после принятия такого решения инспекция должна направить в территориальное управление казначейства поручение на возврат налога. В течение пяти рабочих дней после его получения управление казначейства обязано перечислить налог на расчетный счет организации и уведомить налоговую инспекцию о размере возвращенной суммы и фактической дате возврата (п. 8 ст. 176 НК РФ). 
      Если налог (или его часть) возвращен позже установленных сроков, то за каждый день просрочки налоговая инспекция обязана начислить организации проценты. Проценты за просрочку возврата НДС рассчитают по формуле: НДС к возврату умножают на количество дней просрочки (начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки) далее умножают на ставку рефинансирования ЦБ РФ (действовавшую в период просрочки) и делят на количество календарных дней в году (п. 10 ст. 176 НК РФ). 
      Контролировать сроки выплаты процентов и правильность их начисления с учетом фактической даты возврата НДС обязана налоговая инспекция (п. 11 ст. 176 НК РФ). Также важно отметить, что при расчете налога на прибыль проценты, полученные за просрочку возврата НДС, в доходах организации не учитываются (подп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ).

      Глава 2. Проблемы и перспективы развития НДС в современных условиях:

           НДС прочно вошел в налоговую систему  Российской Федерации. Он имеет свои достоинства и недостатки. Налог  на добавленную стоимость имеет  устойчивую базу обложения, которая  мало зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать  средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой  продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при перепродаже  готового изделия. Уклониться от уплаты налога сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой  в расчетных документах усложняет  эти попытки и позволяет налоговым  инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет  на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке  сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, поскольку компенсирует затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции  процесс переложения налога заканчивается.

           У этого налога имеется и ряд  других преимуществ, как у любого косвенного налога. Но у него есть и  отрицательные  стороны. Главная  из них - неизбежное повышение цен, что  усиливает инфляцию, снижает конкурентоспособность  отечественных производителей. Причиной возникновения проблем, в первую очередь, является неразвитость системы косвенного налогообложения. В том, что, не успев разобраться в положительных и отрицательных сторонах принятого в начале 90-х годов налога на добавленную стоимость, не создав достаточную научно-теоретическую базу, не предусмотрев изменения в сопутствующих немаловажных отечественных бухгалтерских регистрах, где не был предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, и, следовательно, достоверно определить налогооблагаемый оборот практически невозможно. Более того, в орбиту налогообложения были вовлечены суммы, совершенно не имеющие отношения к добавленной стоимости: финансовая помощь, суммы предоплат, авансовые взносы, суммы штрафов, акцизные надбавки и т.д.

      Ориентация ранее  действующих положений до принятия Налогового кодекса на повсеместный всеобъемлющий охват результатов  товарообменных операций, объясняется  некогда существовавшей государственной  политикой ценового постоянства.

           Налог на добавленную стоимость, введенный  с 01.01.1992 года, был призван препятствовать необоснованному завышению цен. Прямое его назначение – содействовать поддержанию пропорциональности и эквивалентности товарного обмена – в то время не принималось во внимание. И пришло время, когда надо было решать назревшие проблемы. Наше государство взяло курс на проведение налоговой реформы и кодификацию налогового законодательства. Но, кажется основным подходом к ее проведению, является принцип «разведки боем»: законодатель принимает отдельные положения Налогового кодекса с тем расчетом, что в любой момент в него можно будет внести изменения и дополнения.

      Проблема возмещения НДС из бюджета экспортеров стало  проблемой, которую нельзя решить, не ущемив чьих-то интересов. Незаконное возмещение приобрело такие масштабы, что ставит под сомнение саму целесообразность применения налога на добавленную стоимость. Довольно таки большое количество предлагаемых решений, как то, создание спецсчетов для расчетов по НДС в банках, предполагая, что рано или поздно эта сумма, полученная у покупателя окажется в бюджете. Скорее всего, эта сумма в бюджете не окажется никогда, кто или что может заставить промежуточную «однодневку» перечислить деньги в бюджет непонятно.

      Предлагается  решение вообще отменить возмещение, а экспортерам компенсировать их дополнительные затраты.

      Есть предложение  отменить возмещение для экспортеров  товаров с низкой добавленной  стоимостью, к которым относятся  экспортеры сырьевых и энергетических ресурсов. А также наделить правом обращаться за возвратом НДС при экспорте только производителя-экспортера, лишая этого права посредников.

      Следующей проблемой  является проблема признания авансовых платежей объектом налога на добавленную стоимость. Некоторые авторы пишут, что да, не входят в объект налогообложения,  но относятся к иным показателям, которые формируют налогооблагаемую базу. Так как НДС является таким налогом, у которого налогооблагаемая база не совпадает с объектом налогообложения.

           Другие  авторы прямо говорят, что авансы не относятся к объекту налогообложения  и с них не должен уплачиваться НДС. Так как обложение авансовых  платежей противоречит самому названию налога, то есть налог на добавленную  стоимость, они недоумевают, какую  добавленную стоимость создают  расчеты по уплате авансовых платежей, ведь добавленная стоимость создается  в процессе производства, а не в  процессе денежного обращения. В  ст.146 НК РФ четко прописаны объекты  налогообложения налога на добавленную  стоимость. И говорить о том, что  авансовые платежи это иные показатели, нельзя. Все говорит о том, что  недочеты, которые были раньше еще  не решены.

      Все эти проблемы никак не вызывают доверия к главе 21 Налогового кодекса. Возникает угроза «растаскивания» налоговой системы  внутри налогового законодательства. Есть опасность того, что Налоговый  кодекс РФ в окончательном своем  варианте станет слишком объемным и  трудным для применения, а это  существенно осложнит и без того запутанные отношения, связанных с  исчислением и уплатой налогов  и сборов. Получается, что законодатели, как бы огладываясь, устраняют собственные  огрехи, забывая многие другие.

      Несомненно, реформирование налогообложения – весьма трудоемкая работа, и при разработке соответствующего законодательства трудно учесть все  нюансы. Однако вряд ли можно согласиться  с просчетами, которые имеются  в нашей правовой системе. Подобная нестабильность налогового законодательства вызывает эффект, обратный тому, ради которого принимаются поправки законодательством  о налогах и сборах. Вместо упрощения  процедуры исчисления и уплаты налога происходит всемерное ее усложнение и запутывание, что отрицательно сказывается как на самих налогоплательщиках, так и на деятельности налоговых  органов, работники которых также  далеко не всегда могут сориентироваться в законодательных хитросплетениях.

             С помощью НДС не удалось сразу  решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Да это вряд ли было возможно, так как решить их может только масштабный комплекс мер. Но в целом  он имеет позитивное значение, и  будет функционировать в России в обозримом будущем. 
       
       
       

      Заключение

           Данная  работа  посвящена  исследованию  НДС  -  одного  из  наиболее  сложных  в  исчислении  налогов.  Он  имеет  огромное  фискальное  значение,  являясь  значительным  источником  пополнения  доходов  бюджета.  В  то  же  время  налог  на  добавленную  стоимость  выполняет  регулирующую  функцию  путем  воздействия  на  механизм  ценообразования.  Значение  НДС  для  отечественной  экономики  сложно  переоценить.

           В  результате  рассмотрения  и  анализа  действующей  практики  исчисления  и  взимания  НДС  в  Российской  Федерации  можно  сделать  следующие  выводы.

      1.НДС   является  сравнительно  молодым   налогом.  Он  был  разработан  экономистом  М. Лоре  в середине  ХХ  века  и впервые веден во  Франции в 1954 году.  Исторически НДС предшествовал сходный с ним по  характеру налог с оборота,  который взимался  многократно на  каждой  стадии  движения  товара  от  производителя к потребителю.

      2. НДС   относится  к  федеральным   налогам  и  действует   на  всей  территории  РФ. Согласно  Закону  «О  НДС»  налог представляет  собой форму изъятия в бюджет  части  добавленной  стоимости,  создаваемой на всех стадиях  производства и определяемой   как разница между стоимостью  реализованных товаров,  работ  и услуг  и   стоимостью   материальных   затрат,   отнесенных  на  издержки  производства  и   обращения.

      3. Плательщиками   данного  налога  являются  юридические  лица,  осуществляющие  производственную  и  иную  коммерческую  деятельность.

      4. При   обложении  налогом  на  добавленную   стоимость  предусматривается   широкий  спектр  налоговых   льгот,  действующих  на  всей  территории  России. Льготы  по  НДС  действуют  по  двум  направлениям.  С  одной   стороны,  являясь  косвенным  налогом,  НДС   затрагивает,  прежде  всего,  конечного  потребителя  товаров,  работ,  услуг,  поэтому  ослабление  налогового  бремени  с  помощью  льгот  содействует  повышению  платежеспособного  спроса  населения.  С  другой  стороны,  этот  налог  в  условиях  рынка  обеспечивает  предприятиям  повышение  конкурентоспособности  в  связи  со  снижением  цен  на  сумму  льгот.

      5. Важнейшим   элементом  налога,  без   которого  невозможно  исчисление  суммы  налогового  платежа,  является  ставка.  Налоговые   ставки  устанавливаются  в   законодательном  порядке,  они   едины  и  действуют  на  всей  территории  РФ.  Основная  ставка  установлена  на  уровне  18%,  льготные (для  продовольственных   и  детских  товаров  по  перечню) - 10% и 0%.  Также  применяются   расчетные  ставки - соответственно  18/118%  и  10/110%.

           Проанализировав  действующий  механизм  обложения  НДС  в  РФ,  стало очевидным,  что налог на  добавленную стоимость прочно  вошел в налоговую систему Российской  Федерации.  Он,  безусловно,  имеет свои  достоинства и недостатки.  С его помощью не  удалось сразу решить  все финансовые  проблемы,  накопившиеся  в стране.  Опираясь  на  опыт,  можно сказать,  что это вряд  ли  было  возможно,  так как послужить их  решению может только  масштабный  комплекс  мер.  Но  в целом налог имеет позитивное  значение  и тенденции его развития  в последнее время позволяют сделать вывод,  что за  ним и дальше  сохранится  ведущая роль  среди прочих  налогов и платежей  в Российской  Федерации.  
       
       

      Список литературы

      1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть  первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть  вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 24, 25 июля 2002 г.,24 декабря 2002 г.
      2. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
      3. Приказ МНС РФ от 20.12.2000 г. №БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ"
      4. Приказ МНС РФ от 3 июля 2002 г. N БГ-3-03/338 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость
      5. Приказ МНС  РФ 21 января 2002 г. N БГ-3-03/25 «"Об утверждении инструкции по заполнению декларации по НДС"
      6. Приказ МНС России от 17.09.2002 №ВГ-3-03/491."О внесении изменений в  Методические рекомендации по применению главы 21 НК РФ"
      7. Письмо МНС России от 30.09.2002 №02-4-08/641-АЖ260. Об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС
      8. Письмо МНС РФ от 28 марта 2002 г. N 14-1-04/627-М233. "О порядке представления декларации и уплате НДС налогоплательщиками, у которых сумма выручки превысила 1 миллион рублей
      9. www.nalog.ru – Информационный сайт ФНС России.
      10. www1.minfin.ru – Информационный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.
      11. www.nalogkodeks.ru – Сайт по налогам и сборам в России, с разъяснением законодательной базы
      12. Панасиков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации: Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 2008. – 456 с.
      13. Колчин С.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. –М.: ИПБ-БИНФА, 2008.
      14. Налоги и налогообложение: учебное пособие/под ред. А.З. Дадашева. –М.:ИНФРА – М: Вузовский учебник, 2008