Налог на добавленную стоимость. 28



Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации 
Департамент научно-технологической политики и образования 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Уральская государственная сельскохозяйственная академия» 
(ФГБОУ ВПО Уральская ГСХА) 
Институт экономики и управления 
(Заочная форма обучения)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема: Налог на добавленную стоимость

№ зачетной книжки: 26кз/32-0021 с

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012г. 

Содержание

 

Введение

Налогообложение добавленной  стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые  системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.

Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Важнейшим свойством  косвенного налога является включение  его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или  включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Проблемы совершенствования  косвенного налогообложения, и в  частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.

Вместе с тем, налог  на добавленную стоимость получил  широкое распространение в современном  мире. Несмотря на то, что НДС является относительно новым налогом, он используется в качестве основной формы косвенного налогообложения в большинстве государств в разных частях света и находящихся на различных этапах экономического развития. В частности, налог на добавленную стоимость является ключевым налогом в пятнадцати странах Европейского союза. Из стран с наиболее развитыми экономическими системами только США и Австралия не взимают НДС на федеральном уровне (что отчасти обусловлено трудностями, связанными с введением любой новой формы налогообложения в государствах с федеративным устройством), однако обе страны подробно рассматривали возможность перехода к взиманию этого налога.

НДС обычно относят к  категории универсальных косвенных  налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране.

Предметом контрольной работы выступает налог на добавленную стоимость.

 

 

Глава 1

Элемент налога

Характеристика

Основание

Налогоплательщики

1. Организации 
2. Индивидуальные предприниматели 
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ 
 
В отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.):

  1. организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или
  2. иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета а также
  3. филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета
  4. организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр).

При определенных условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС.

Ст.143 НК РФ

Объект налогообложения

1. Операции по реализации  товаров (работ, услуг) на территории  РФ (в т.ч. предметов залога  и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав. 
Передача на безвозмездной основе признается реализацией! 
 
2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. 
 
3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления; 
 
4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.. 
 
Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС. 
Большая группа операций освобождена от налогообложения НДС.

Ст.146, 149 НК РФ

Место реализации

Для товаров  местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:

·  товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется

·  товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией. 
 
Для работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если:  

  1. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ
  2. работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ
  3. услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ
  5. деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.

Ст.147, 148 НК РФ

Налоговая база

При применении различных налоговых  ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.  
При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и  натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. 
 
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:

  1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг)
  2. Налоговая база при передаче имущественных прав
  3. Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии
  4. Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи
  5. Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса
  6. Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд
  7. Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
  8. Налоговая база, определяемая налоговыми агентами
  9. Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  10. Налоговая база при реорганизации организаций

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Ст.153-162, 167 НК РФ

Налоговый период

Квартал

Ст.163 НК РФ

Налоговые ставки

  1. 0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
  2. 10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
  3. 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.
  4. 10/110, 18/118 - процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом.
  5. при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки 10% и 18%

Ст.164 НК РФ

Порядок исчисления налога

Сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. 
 
Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% (ноль процентов), исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%

Ст.165 - 166 НК РФ

Налоговые вычеты

Вычетам подлежат суммы  НДС, предъявленные налогоплательщику  при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, в отношении:

  1. товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
  2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов

Ст.169, 171, 172 НК РФ

Уплата налога и отчетность

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога. 
 
Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику. 
 
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю:

  • лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. 
 
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и РФ.

Иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько  обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета  в налоговом органе которого они  будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом  по операциям всех находящихся на территории РФ обособленных подразделений иностранной организации.  
 
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Ст.173, 174 НК РФ

Возмещение налога

После представления  налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

Если  нарушения не выявлены, то по окончании проверки  в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем  налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

При наличии у налогоплательщика  недоимки по налогу, иным федеральным  налогам, задолженности по соответствующим  пеням и штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения долгов.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику  о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия.

Поручение на возврат суммы налога направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.

В некоторых случаях  налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Ст.176 - 176.1 НК РФ


 

 

Заключение

В Российской Федерации  НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние  налог с оборота и налог  с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно  увеличить доходы государства посредством  обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.

Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных  налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность  определяет механизм формирования налоговых  доходов бюджета в части НДС

 

Список использованной литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  2. Беликова Т. Все об НДС. Издательство: «Питер». - 2006. - 120 с.
  3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ Н.В. Миляков. – М.:КРОНУС, 2006. – 415с
  4. Налоги и налогообложение. 5-е изд./ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2006 – 496с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)