Налог на добавленную стоимость. 12

 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине «Налоги и налогообложение» 

    Тема  «Налог на добавленную стоимость» 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История возникновения  и развития налогообложения и  налоговой

науки……………………………………………………………………………….6

2. Налог  на добавленную стоимость: понятие,  плательщики, объект

налогообложения и льготы……………………………………………………...13

3. Налоговая  база и ставки налога на  добавленную стоимость………………17

4. Порядок  исчисления и уплаты налога  на добавленную стоимость………..24

5. Практическая задача по расчету налога на добавленную стоимость……...26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список  литературы………………………………………………………………29 

 

     Введение 

     Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

     В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и  использования финансов государства:

     бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

     «В  налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху  становления и развития капиталистических  отношений значение налогов стало  усиливаться: для содержания армии  и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

     До  настоящего времени не выработано единого  толкования понятия «налог». В учебниках  по финансам и налогообложению определение налога в обобщенном виде выглядит в основном так: «обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц».

     Во-первых, приведенное определение не устанавливает  безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством возмездно и поэтому не являющихся налогом. Действительно, налоги изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, т.е. они имеют принудительный и безвозмездный характер.

     Во-вторых, это определение не устанавливает цели взимания налога, которой является «финансовое обеспечение деятельности государства», или «формирование финансов государства».

     В третьих, нет указания на индивидуальность данного платежа, исключающего возможность  перенесения уплаты налога на другое лицо или группу лиц.

     Наиболее  полное определения понятия «налог»  дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

     Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     В настоящее время налог на добавленную стоимость (НДС) – один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

     НДС самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую  систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

     НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

     Целью данной контрольной работы является изучение налога на добавленную стоимость.

     В процессе работы необходимо решить следующие задачи:

     – изучит сущность налога на добавленную стоимость;

     – изучить налогоплательщиков НДС;

     – ознакомиться с объектами налогообложения;

     – изучить налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период;

     – рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. 

 

  1. История возникновения  и развития налогообложения  и налоговой науки

     История возникновения и развития налогов и налогообложения в Древнем Мире (IVтыс. до н.э. - Vв.).Точный момент возникновения налогов как экономического явления науке установить пока не удалось. Однако не будет большим прегрешением перед истиной утверждение, что они возникли вместе с государством в его современном понимании. Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались, а их введение обусловливалось началом ведения военных действий. Обложение налогом зависело от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано со строительством ирригационных сооружений в дельте Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в Vв. до н.э. взималась натуральная подушная подать.

     По  мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником денежного содержания государства.

     История развития налогов и налогообложения в Средние века (V-XVIIвв.). Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.

     В то же время все большее значение постепенно приобрело косвенное  налогообложение – акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это было связанно с экономическим процветанием в XV– первой половине XVIв. ряда европейских стран, и в первую очередь Германии. В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

     При этом в большинстве стран Европы фактически сложилась следующая  система налогообложения. Сельское население уплачивало феодалу подушной налог – капитицию (через откупщика). Города собирали подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивал фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов – городами и сельским населением») у своих вассалов.

     Сбор  налогов постепенно становится видом  предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики – богатые  буржуа, которые выкупали право собирать установленные налоги у государства, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщики осуществляли сбор налогов с населения, с учетом, естественно, своей прибыли. Откупщикам помогали войска, поэтому сбор налогов напоминал военную компанию – с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем прижилась и развилась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

     История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII-XVIII- конец XIXв.). Новое время, как известно, связано с началом буржуазных революций, произошедших сначала в Нидерландах, а затем в Англии. Для Европы этого периода характерны бурные социальные и политические изменения, утверждение юридического равенства всех граждан в сфере частно – правовых отношений, либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств, порождение процесса юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности в результате развития идей просвещения и «естественных прав».

     В 1776 г. шотландский экономист и  философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и  причинах богатства народов» впервые  сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначив их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», ставшей теоретической основой всеобщности налогообложения.

     В середине XIXв. уменьшилось число налогов, большее значение придавалось соблюдению юридической формы при их введении и взимании.

     История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX-XXIвв.). Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения.  Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

     Однако  создать приемлемую в течение  продолжительного времени налоговую  систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. Историю  налоговых систем индустриально  развитых капиталистических государств после Второй мировой войны можно охарактеризовать как эпоху непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

     На  рубеже XX-XXIвв. в Европе начинает формироваться  налоговая система Европейского сообщества.

     История возникновения и развития налогов и налогообложения в России. К изучению истории налогообложения в России обращались такие известные дореволюционные историки, как Д.И. Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Г. Прыжов, В.Н. Татищев и др., маститые экономисты Э.Я. Брегель, И.Я. Горлов, В.П. Дьяченко, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. Твердохлебов и др., а также юристы С.В. Завадский, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др. Из дошедших до нас дореволюционных книг по праву хронологически самой ранней является изданный в Киеве в 1624 г. сборник церковного права «Номоканон», который содержит положения об обязательных платежах в пользу церквей.

     Отдельные периоды истории налогообложения  и налогового права рассматриваются  в работах современных ученых: М. Буланже, А.В. Брызгалина, С.С. Зуйкова, А.Д. Мельника, В.А. Парыгиной, С.Г. Пепеляева, А.А, Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титова, А.В. Толкушкина, И.В. Торопицина, Н.И. Химичевой, Д.Г. Черника и др.

     Налогообложение в России в допетровскую эпоху (IX-XVIIвв.). После объединения Древнерусского государства (конец IXв.) основным источником доходов казны была дань – прямой налог (подать), собираемый с населения, первые упоминания о взимании которой относится к эпохе князя Олега (? – 912). При этом древнерусские летописи именуют данью военную контрибуцию.

     По  мере роста и усиления Киевского  феодального государства дань перестала  быть контрибуцией и превратилась в  подать. Единицей обложения данью  в Киевской Руси были дым (количество печей и труб в каждом домохозяйстве), рало, или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно давно. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVIIв. (раскладка мирских повинностей, сбор денег на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье – до начала XXв. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами – «по шлягу от рала» (под «ралом» понимались единица обложения – плуг или соха; шляг – арабские монеты, платежное средство на Руси в то время).

     Дань  взималась двумя способами: повозом  и полюдьем.

     К XIVв. в. русском государстве сложилась  система кормлений – предоставление права на управление определенной территорией  в качестве платы за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами.

     Со  второй половины XVIв. налоги и сборы  уплачивались в денежной форме. В  военное время вводились чрезвычайные налоги, предназначавшиеся за покупку  огнестрельного оружия, - пищальные  деньги, емчужные – на изготовление пороха, полоняничные – на выкуп полоняников – людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частные набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги были включены в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

     Налоговая реформа Петра I(XVIIIв.). Для покрытия расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Придумали новые виды податей «прибыльщики» - чиновники, деятельность которых определялась так: «сидеть и чинить государю прибыли». По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налог постоялых дворов; налог с печей; налог с плавных судов; налог с арбузов; налог с орехов; налог с продажи съестного; налог найма домов; ледокольный налог и др.

     В ходе реформы подворное налогообложение  было заменено подушной податью, появились  – горная подать, гербовые сборы, пробирная  пошлина, знаменитый налог на бороды, изменилась организационная система сбора налогов (финансовые приказы были заменены финансовыми коллегами), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра Iвновь широкое распространение получило взимание налогов через откупщиков.

     Налоговые реформы первой половины XIX- начала XXв. При Александре I(1777 – 1825, российский император с 1801 г.) изменения вносились в акты законодательства, касающиеся следующих фискальных сборов и налогов: оброчного сбора; гильдейского сбора; пошлины с наследства; горной подати; гербового сбора; питейного сбора.

     Были  введены новые обязательные платежи, например: процентный сбор с доходов  от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

     В связи с проведением крестьянской реформы в 1861 г. изменилась система сбора промыслового налога, были введены налогообложение земли, подомовой налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменили акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом).

     Важнейшими  источниками поступлений в государственную казну стали: подушной налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. был введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

     Налоговая система советской России в эпоху военного коммунизма и период новой экономической политики (нэпа) (1922-1929 г.г.). Основными источниками доходов бюджета в первые годы Советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

     Одним их первых после Октябрьской революции изменений налогового законодательства стало принятие Декрета Совета народных комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Декретом предусматривались твердые сроки внесения налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от их уплаты – «вплоть до расстрела».

       Новая экономическая политика  начала осуществляться в 1921 г.  согласно X съезда РКП (б).

     Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, похожей в общих чертах на налоговую систему дореволюционной России. В этот период стали снова взимать: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

     Вместе  с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; на сверхприбыль; на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, а также ряд «классовых налогов»: индивидуальный для кулацких хозяйств; на сверхприбыль; трудгужналог.

     Налоговая реформа 1930-1932 гг. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в ходе которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в два основных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые налоги, взимаемые с населения, а значительная их часть отменена. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства, который, таким образом, формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложение во многом утратили значение для бюджета.

     Становление налоговой системы Российской Федерации. Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской федерации сформировались в октябре – декабре.; был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Законами РФ от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и т.д.

     Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

     Кроме того, в 1992 г. было создано Главное  управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации.

     В 1999 г. была принята первая часть НК РФ, в 2000 г. – отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации – принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах. 

  1. Налог на добавленную стоимость: понятие, плательщики, объект налогообложения и льготы.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые  стал применяться во Франции в 1958 г. Впоследствии его стали вводить  и другие страны, и прежде всего  страны Европы. Наличие НДС в налоговых  системах европейских стран остается обязательным условием вступления в члены Европейского Союза (ЕС). При этом страны — члены ЕС ввели НДС как основной косвенный налог.

      В Российской Федерации налог был  введен с 1992 г., что было вызвано началом  проведения масштабной экономической  реформы, внедрением рыночных отношений, переходом к свободному ценообразованию, ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы. [6, с. 136]

      История развития налогов не имеет аналога  такого быстрого перехода налога из области  теории в практику, занявшего доминирующие положение среди косвенных налогов в бюджете большинства стран мира.

        По сути экономического воздействия этого налога является универсальным акцизом, которым в принципе облагается вся система частного и общественного потребления. НДС направлен на доходы конечного потребителя, но так как технически невозможно взимать НДС с потребителя, плательщиком налога является предприятие, имеющие торговый оборот. [5, с. 62]

     НДС – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления.

     Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов. Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

     при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

     при выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления.

     НДС взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее на производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т. п.

     На  практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей  стоимость продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчетов за объектом обложения налога на добавленную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же налога на добавленную стоимость т исключение двойного налогообложения достигается тем, что плательщик перечисляет в бюджет разницу между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченный поставщиками.

     Сумма НДС определяется на всех стадиях  технологической цепочки вплоть до конечного потребителя как  разницу между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные  им товары (работы, услуги), и суммами  налога, уплаченными поставщиками за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки обращения. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителями (покупателями). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Предприятие является только сборщиком этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители товаров, работ или услуг. [7, с. 301]

     НДС посвящена глава 21 Налогового кодекса Российской федерации, согласно которой плательщиками налога являются:

     - организации;

     - индивидуальные предприниматели;

     - лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. [2]

     Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации. [8, с. 252]

     Согласно  статье 146 Налогового кодекса РФ объектами  налогообложения по НДС признаются следующие операции:

     1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);

     2) передача на территории РФ  товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

     3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

     4) ввоз товаров на таможенную  территорию РФ.

     Операции, не признаваемые объектом налогообложения разделены на две группы. Первую группу составляют операции, которые определены в статье 39 Налогового кодекса РФ как не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг).

     Втору группу составляют операции, определенные в главе 21 НК РФ.

     Торговые  организации вправе освободиться от уплаты налога, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб. без учета этого налога (до 01.01.2006 г. — 1 млн руб.).