Налог на добавленную стоимость. 31

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

  1. Сущность НДС ………………………………………………………………. 4
  2. Основные элементы НДС …………………………………………………… 7
  3. Проблемы и перспективы развития НДС …………………………………. 12

Заключение ……………………………………………………………………... 15

Список литературы …………………………………………………………….. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В данной контрольной работе рассматривается тема «Налог на добавленную стоимость», достаточно актуальная в настоящее время.

   НДС – это наиболее распространенный налог на товары и услуги в налоговых системах различных стран, в том числе России. НДС, являясь косвенным налогом, влияет на процессы ценообразования, структуру потребления, а также регулирует спрос. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства

    Целью работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность данного налога, проанализировать его роль и значение в налоговой системе Российской Федерации;
  2. Охарактеризовать основные элементы НДС;
  3. Изучить и проанализировать основные проблемы налога на добавленную стоимость в современных условиях и рассмотреть предложенные перспективы его развития

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность НДС

Понятие налога установлено  в статье 8 Налогового кодекса. В  соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

   В России НДС действует с 1 января 1992 года Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

   Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предшествующих, последовательных календарных месяца не превысила определённой величины (в соответствии со ст. 145 п.1 НК РФ — 2 млн руб.)[ 2]

 

 

 

 

2. Основные элементы  НДС

 Налогоплательщики

Плательщиками налога на добавленную  стоимость (НДС) признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

   Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

    Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

    Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.[4,54]

    Налогоплательщики могут быть освобождены от обязанности начислять и уплачивать НДС при соблюдении следующих условий: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

 

Объект налогообложения

Объектом налогообложения  признаются следующие операции (статья 146 НК РФ):

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав. Также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
  2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.[ 5, 102]

  Налоговая база:

При применении различных  налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.  
При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и  натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. 
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:

  1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьей 40 НК, без включения в них НДС, но с учетом акцизов;
  2. Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд исчисляется исходя из цен реализации идентичных товаров (работ, услуг), действующих в предыдущем налоговом периоде, а при отсутствии – исходя из рыночных цен; [3, 67]
  3. Налоговая база при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется исходя из фактических расходов налогоплательщика на их выполнение;
  4. Налоговая база при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, определяется с учетом статьей 40 НК, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок);
  5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации  с учетом акцизов ( для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.
  6. Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определяется как сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акцизов.[ 6]

Налоговые ставки (статья 164 НК РФ)

  1. Ставка 0 % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.
  2. Ставка 10 % применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров.
  3. Ставка 18 % — основная, применяется во всех остальных случаях.

   Пример. Налоговая база определена в размере 250 тыс. руб.. в том числе 11 тыс. руб. по операциям, облагаемым по ставке 18%, 100 тыс. руб. — по операциям, облагаемым по ставке 10%, по операциям, не обе¬гаемым налогом — 50 тыс. руб.

Общая сумма налога будет  рассчитана так:

100000*18%+100000*10%=28000 руб [3, 39]

 

Порядок исчисления налога

    Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога получается в результате сложения исчисленных таким образом сумм налогов.

    Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода (квартала) применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (статья 167НК РФ), с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

   Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

   В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

 

Определение размера налоговой  базы


Общую схему исчисления налога можно представить в следующем  виде:



Определение общей суммы  налога (налоговая база*ставка)



Определение суммы налога, подлежащего уплате продавцам и  подрядчикам



 

Право на налоговый вычет  не имеется


Право на налоговый вычет  имеется




Уменьшение задолженности  по налогу на сумму налогового вычета, не производится, сумма уплаченного  налога относится на затраты


Уменьшение задолженности  по налогу на сумму налогового вычета



 

 

Рисунок 1. общая схема исчисления НДС. [2,111]

Важным условием, дающим право на вычет, является наличие  счета-фактуры поставщика, оформленного в соответствии с требованиями ст. 169 Н К РФ. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг, а также не составляются банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными приказом или доверенностью. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем он подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о его государственной регистрации. [4,31]

Пример. Поставщиком коммунальных услуг (отопление) предъявлен к оплате счет (на основании акта, подписанного обеими сторонами договора поставки услуг) на общую сумму 118 тыс. руб. Из общего объема потребленных услуг 60% использовано для отопления производственного цеха и 20 % — на отопление административного здания, 20 % — на отопление профилактория, находящегося на балансе организации (непроизводственная сфера). Счет-фактура оформлен надлежащим образом и представлен одновременно со счетом на оплату услуг.

Организация получает право  на налоговый вычет в сумме 14,4 тыс. руб. Сумма налога, равная 3,6 тыс. руб. (в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг, потребленных подразделениями непроизводственной сферы), подлежит списанию на источники финансирования деятельности указанных подразделений.

 

Порядок и сроки  уплаты НДС:

  • Налог должен быть уплачен по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Налог должен быть уплачен по товарам, ввозимым на территории РФ, одновременно с уплатой таможенных платежей.

Срок предоставления налоговых  деклараций: для налогоплательщиков, уплачивающих налог не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.[ 6]

Порядок возмещения налога

    В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый  орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой  проверки.

     По окончании проверки, если при проведении ее не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

    По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

   Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом на следующий день после дня принятия решения в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение 5 дней со дня  получения указанного поручения  осуществляет возврат налогоплательщику  суммы налога в соответствии с  бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику  денежных средств. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы и перспективы развития НДС

Недостатки НДС

   НДС имеет ряд недостатков. Прежде всего отметим, что уровень собираемости этого налога не превышает 60-80%.

Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования  налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному  возмещению НДС.

   Пока нет удовлетворительных по точности оценок размера недополучения НДС. Но по подсчетам в течение года из-за различных схем и махинаций, например из-за воровства из бюджета с использованием фирм-однодневок, бюджет теряет до 700 млрд. руб. И невозможность таких точных оценок тоже можно отнести к недостаткам НДС.

   Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов не устраивают постоянные отказы в возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители различных предприятий, налоговые органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве случаев возмещения НДС удается добиться только через суд.

   Нередко налоговые инспектора возбуждают заведомо проигрышные дела, связанные с возмещением НДС. Втянутым в такие дела организациям приходится долго ожидать возмещения НДС. По оценкам некоторых предпринимателей, возврата налога приходится ждать по 9-12 месяцев. Это отвлекает из оборота компании значительные средства.

   Неоправданно высоки административные издержки, которые несут предприниматели при возмещении налога. Это приводит в конечном счете к увеличению стоимости продукции или оказываемых услуг. Себестоимость товаров и услуг увеличивается от расходов на оформление документов, оплату работы бухгалтеров, занимающихся на некоторых крупных предприятиях лишь вопросами начисления, уплаты и возврата НДС. Такие затраты в масштабах страны пока, к сожалению, никто не подсчитывал.

Можно сделать вывод, что  издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки.

     Одним из приоритетных направлений в совершенствовании НДС является переход на единую пониженную ставку НДС 10%, благодаря чему будет больше поступлений и меньше уклонений от уплаты. А для импортной продукции увеличить таможенную пошлину и акцизы на величину снижения НДС. Повышение таможенной пошлины будет способствовать экономическому укреплению отечественного рынка, т.к. увеличение стоимости импортных товаров приведет к снижению спроса на них и увеличит конкурентоспособность российских производителей. Тем не менее, данная мера может дать и отрицательный эффект, в виде замедления модернизации наукоемких отраслей. Увеличение стоимости современной импортной техники и т. д. При данной тенденции потери бюджета будут определяться снижением НДС только для отечественной продукции, реализуемой в России. Также можно отменить некоторые налоговые льготы, предусмотренные статье 149 НК РФ [2].

Снижение налоговой ставки налога на добавленную стоимость  будет способствовать положительному снижению цен на потребительские товары, во-вторых, при снижении цен на реализуемые товары, возрастет спрос, а отрицательная черта это влекущий за собой рост инфляции.

   Поэтому дальнейшее реформирование НДС следует проводить в направлении снижения ставки при сохранении ее дифференциации. Можно предположить, что при снижении стандартной ставки, есть риск привлечь дополнительный приток импорта в Россию, что отрицательно повлияет на конкурентоспособности аналогичных товаров, производимых и реализуемых на территории страны, особенно обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

   Таким образом, модернизация и администрирование налога на добавленную стоимость очень трудоемкий вопрос, который необходимо решать очень взвешенно, чтобы не навредить экономике страны (не допустить потерь доходов бюджета) и способствовать повышению производительности труда и росту валового внутреннего продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрена тема «Налог на добавленную стоимость», выполнены  все поставленные в начале работы задачи:

  1. Раскрыта сущность данного налога, определена его роль и значение в налоговой системе РФ;
  2. Дана характеристика основным элементам НДС;
  3.       Раскрыты основные проблемы налога на добавленную стоимость в современных условиях и предложены перспективы его развития.

Вследствие проделанной  работы можно сделать некоторые  выводы.

-  Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

- Плательщиками налога с оборота являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы; предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные), частные предприятия; различные международные объединения и иностранные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются  также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Проанализировав действующий  механизм обложения НДС в РФ, стало очевидным, что налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь на опыт, можно сказать, что это вряд ли было возможно, так как послужить их решению может только масштабный комплекс мер. Но в целом налог имеет позитивное значение и тенденции его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.200 №117-ФЗ // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]
  2. Налог на добавленную стоимость// Народная бухгалтерская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.klerk.ru
  3. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.;
  4. Налоги и сборы в РФ: Учебное пособие / А.А. Ялбулганов, Е.А.Барыкин, А.Н.Козырин; Под ред. А.А.Ялбулганова; Государственный университет - Высшая школа экономики - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 432 с.;
  5. Федеральные налоги и сборы: Учебное пособие / Г.Л. Баяндурян, А.А. Полиди, М.Л. Осадчук; Под общ. ред. проф. Г.Л. Баяндурян. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 240 с.;
  6. Налоговое планирование [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.pnalog.ru/material/mehanizm-ischisleniya-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost