Налог на добавленную стоимость. 2



МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра налогов и  налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине «Налоги  и налогообложение»

на тему

«Налог на добавленную  стоимость»

Вариант 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2011г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность налога на добавленную стоимость, роль и значение в налоговой системе Российской Федерации………………………………………………4
  2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………….6

2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения………………..………...6

2.2. Налоговая база и порядок ее определения…………………………………8

2.3. Налоговый период и налоговые ставки……………………………………10

2.4. Порядок исчисления налога………………………………………………..12

2.5. Счет-фактура и порядок ее оформления………………………...………...14

2.6. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет…………………………….17

2.7. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет……………………………….18

2.8. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость………………19

3. Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость в современных условиях………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Модель налога на добавленную стоимость (НДС) была разработана в 1953 г. Французским экономистом М. Лоре, который научно обосновал его существенные преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении «каскадного» эффекта в механизме ценообразования.

В Российской Федерации  НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил прежний налог с оборота  и налог с продаж.

В данной контрольной  работе рассматривается тема “ налог на добавленную стоимость”. Данная тема актуальна и интересна тем, что из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым молодым. А на сегодняшний день НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным налогом в формировании доходной части федерального бюджета.

Цель контрольной работы – это изучение налога на добвленную стоимость (НДС).

Задачей контрольной  работы является исследование таких  вопросов как:

  1. Сущность налога на добавленную стоимость, роль и значение в налоговой системе Российской Федерации.
  2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость.
  3. Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость в современных условиях.

 

 

 

 

 

1. Сущность налога на добавленную стоимость, роль и значение в налоговой системе Российской Федерации.

Налоговая система России представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других видов платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков – физических и  юридических лиц на территории Российской Федерации. Следует различать несколько видов налогов. Налоги делятся (по методу их установления) на:

1. прямые;

2. косвенные.

Первый вид налога устанавливается непосредственно  на доход и имущество физических и юридических лиц. К ним относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на имущество. Вторые же налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

К косвенному относится налог на добавленную стоимость (НДС).

Налог на добавленную стоимость (НДС) - представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.[4]

НДС – это наиболее распространенный налог на товары и  услуги в налоговых системах различных  стран, в том числе России. НДС, являясь косвенным налогом, влияет на процессы ценообразования, структуру  потребления, а также регулирует спрос. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства.

Налог на добавленную  стоимость играет ведущую роль в  косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

Российские специалисты  в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные  доходы, ему свойственны нейтральность  и, конечно же, эффективность. НДС обеспечивает четверть государственных доходов. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики.[8]

НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

 

 

2. Характеристика основных  элементов налога на добавленную  стоимость.

2.1 Налогоплательщики и объект налогообложения

Говоря о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую очередь о  субъектах налога (плательщиках). Согласно ст. 143 НК налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Они должны делать расчет НДС, уплачивать его в установленные сроки, выписывать счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок.

Организации  и  индивидуальные предприниматели  могут освобождаться от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных),работ, услуг не превысила в совокупности 2 млн. рублей (ст.145 НК). Если лицо одновременно реализует и подакцизные, и неподакцизные товары, оно имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС только по операциям с неподакцизными товарами.

Не являются плательщиками  НДС налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН) и на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Налогоплательщики, применяющие ЕНВД по отдельным видам деятельности — по деятельности, которая облагается ЕНВД.

Не признаются налогоплательщиками  НДС организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи 2014 года.

Если вышеуказанные  налогоплательщики, не являющиеся плательщиками  НДС, выставляют счет-фактуру с НДС покупателю, они обязаны перечислить в бюджет весь полученный НДС (п. 3 ст. 173 НК).

Объект налогообложения представляет собой юридический факт, с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог.

Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции):

1) реализация товаров (работ,  услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг);

2) передача на территории Российской  Федерации товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на  территорию Российской Федерации  и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. 

Не признаются объектом налогообложения:  

1) операции, не признаваемые НК  РФ реализацией (обращение российской  и иностранной валюты; передача  имущества, носящая инвестиционный  характер (вклады в уставный капитал, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы); изъятие имущества путем конфискации и др.);

2) передача на безвозмездной  основе жилых домов, детских  садов, клубов, санаториев и других  объектов социально-культурного  и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления;

3)передача имущества государственных  и муниципальных предприятий,  выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание  услуг) органами государственной  власти и местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности;

5) передача на безвозмездной  основе объектов основных средств  органам государственной власти  и управления, местного самоуправления, бюджетным  учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

6) операции по реализации  земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав  организации ее правопреемнику (правопреемникам).[4]

 

2.2 Налоговая база и порядок ее определения.

Налоговая база (налогооблагаемая база) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл.21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой  базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных  прав определяется исходя из всех доходов  налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.   

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При определении налоговой  базы выручка (расходы) налогоплательщика  в иностранной валюте пересчитывается  в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, или на дату фактического осуществления расходов.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.[10]

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

  • длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п.13 ст. 167 НК ПФ;
  • которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст.40 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.   

 Налоговая база  при реализации услуг по производству  товаров из давальческого сырья  (материалов) определяется как стоимость  их обработки, переработки или  иной трансформации с учетом  акцизов (для подакцизных товаров)  и без включения в нее налога.    

При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. 

В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 НК РФ.

 

2.3 Налоговый период и налоговые ставки

В соответствии с принятыми в 2006 году поправками в Налоговый Кодекс, начиная с 1 января 2008 г. для всех плательщиков налога налоговый период установлен как квартал.

Налогом на добавленную  стоимость товары (работы, услуги) облагаются по ставкам 0%, 10% или 18%.

По ставке 0% производится налогообложение:

  1. Товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса.
  2. Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
  3. Услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
  4. Товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
  5. Драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
  6. Товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.  
  7. Припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной

эксплуатации воздушных  и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.

  1. Выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также работ (услуг) связанных с перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки).     
  2. Построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса.

По ставке 10% производится налогообложение:

  1. Некоторые виды продовольственных товаров и товаров для детей.
  2. Периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
  3. Книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.
  4. Некоторые виды медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

В остальных случаях  применяется ставка 18%.

Полный перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 10% приведен в статье 164 НК РФ.

 

2.4 Порядок исчисления налога.

Сумма налога при определении  налоговой базы исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а  при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога получается в результате сложения исчисленных таким образом сумм налогов.

Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода (квартала) применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (статья 167 НК РФ), с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.[9]

Сумма налога по операциям  реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

В случае отсутствия у  налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения  налоговые органы имеют право  исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании  данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо выявить начисленную  сумму НДС, сумму вычета по НДС, а  также сумму НДС к восстановлению.

НДС к начислению следует  высчитывать по каждой операции.

Формула расчета НДС  следующая:

НДС к начислению = Налоговая база × Ставка НДС

В соответствии со статьей 163 Налогового кодекса РФ, общая сумма начисленного НДС определяется по итогам квартала.

Существует возможность  уменьшить общую сумму налога на сумму входного НДС за минусом  восстановленных сумм. Сумма НДС  к уплате в бюджет определяется следующим  образом:

НДС к уплате = НДС к начислению - Входной НДС, принятый к вычету + НДС, восстановленный в налоговом периоде

В том случае, если имущество (товары, работы, услуги) приобреталось  за иностранную валюту, то входной  НДС по нему принимается к вычету в сумме рублевого эквивалента. Сумму вычета надлежит рассчитывать в соответствии с курсом Банка  России, действовавшим на момент принятия к учету имущества (работ, услуг, имущественных прав).

Формула расчета в  вышеупомянутой ситуации следующая:

Сумма налога, принимаемая к вычету = Стоимость приобретенного имущества (работ, услуг) в иностранной валюте × Курс Банка России, действовавший на дату принятия к учету приобретенного имущества (работ, услуг) × 10/110 (или 18/118)

При получении денежных средств, связанных с оплатой  товаров (работ, услуг), а также при  получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при удержании налога налоговыми агентами, при реализации имущества приобретенного на стороне и учитываемого с налогом, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, при реализации автомобилей, при передаче имущественных прав, а также в иных случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки: 

  • Производная от ставки НДС 10%: ( 10 / (100+10) ) * 100%.
    • Производная от НДС 18%: ( 18 / (100 + 18) ) * 100%.

 

2.5 Счет-фактура и порядок ее оформления.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету.

Счета-фактуры должны быть составлены и выставлены в соответствии с установленным порядком с указанием  необходимых реквизитов и при  наличии подписей уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера или лиц, уполномоченных на то приказом), либо индивидуального предпринимателя. В противном случае они не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

При реализации товаров (работ, услуг) выставляются счета-фактуры. Счет-фактуру оформляют в двух экземплярах: первый экземпляр передают покупателю (заказчику), второй остается в бухгалтерии налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее 5ти дней с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Выписанные счета-фактуры  регистрируются в книге продаж, а  счета-фактуры, полученные от поставщиков, в книге покупок.

В расчетных документах, первичных учетных документах и  счетах-фактурах сумма налога должна быть выделена отдельной строкой. Это является одним из обязательных условий для принятия НДС по ним к вычету или возмещению.[8]

Счет-фактура составляется:

  • при совершении операций как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от НДС в соответствии со ст.149 НК РФ;   
  • при получении аванса, аренде муниципального или федерального имущества и в др. случаях, определяемых НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг), операции которых не подлежат налогообложению или налогоплательщик освобожден от уплаты НДС счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога, а на них делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Пунктом 4 ст. 169 части  второй НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры  не составляются банками по банковским операциям, не подлежащим налогообложению, а также по операциям, связанным с реализацией ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг).

Счет-фактура может  быть составлена и выставлена на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счет-фактура, составленная в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом

В счете-фактуре, выставляемой при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер  и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес  и идентификационные номера налогоплательщика  и покупателя;

3) наименование и адрес  грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание  выполненных работ, оказанных  услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре  товаров (работ, услуг), исходя  из принятых по нему единиц  измерения (при возможности их  указания);

6.1) наименование валюты;

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров  (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по  подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая  покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых

ставок;

12) стоимость всего  количества поставляемых (отгруженных)  по счету-фактуре товаров (выполненных  работ, оказанных услуг), переданных  имущественных прав с учетом суммы налога;

13) исключен.

14) страна происхождения товара;

15) номер таможенной декларации.

Сведения, предусмотренные  подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются  в отношении товаров, страной  происхождения которых не является Российская Федерация.

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер  и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного  документа;

4) наименование поставляемых  товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;