Налог на добавленную стоимость как один из важнейших налогов

Введение

 

В соответствии со ст. 12 НК РФ система налогов и сборов в Российской Федерации включает федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

К федеральным налогом и сборам, в частности, относится налог на добавленную стоимость.

1.Налог  на добавленную стоимость как  один из важнейших налогов

1.1. НДС: история становления и развития

Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.

В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100, что говорит о казуистичности и недоработанности законодательства в этой области.

1.2. Сущность и содержание  НДС

Налог на добавленную стоимость (далее НДС) относится к косвенным налогам, и расчеты по данному налогу производятся в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ.

Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

1.3. Место НДС в налоговых  системах различных стран

НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов (во Франции – 80%).

Основными причинами роста популярности НДС являются:

· возможность вступления в ЕЭС;

· стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление, НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

· НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота;

· высокая степень нейтральности налога.

Вместе с тем от введения НДС воздержались такие страны, как США, Япония, Австралия, Канада, признав НДС вредным налогом для национальных экономик. По мнению экспертов этих стран НДС приводит к росту цен на товары, работы и услуги на всех стадиях продвижения товаров до конечного потребителя, что вызывает дополнительную инфляцию и снижение совокупного спроса, а эти факторы сдерживают экономическое развитие.

2.Налог на добавленную  стоимость в налоговой системе  РФ

2.1.Понятие НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном - источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Отличительной чертой косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

Существующие в настоящее время в России условия и порядок взимания НДС делают его смешанным, многообъектным налогом. Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и т.д., исчисление НДС регулируется специальными правилами. Так, при реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан увеличить для целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен, составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.

Кроме того, начиная с 1 февраля 1993г. при ввозе товаров на территорию России они подлежат обложению НДС. Следовательно, объектами обложения этим налогом выступают не только обороты по реализации на территории России товаров (работ, услуг), но и товары, ввозимые на территорию страны. Закрепление в качестве объекта НДС этих двух несопоставимых показателей, а также особенности отнесения к зачету сумм НДС, Уплаченных на таможне в режиме общего налогообложения, также порождают дополнительные трудности в порядке исчисления и уплаты НДС.

2.2.Элементы налога

 

 Объединяющим началом всех налогов являются элементы налогообложения, способствующие наиболее полному раскрытию сущности налога. Именно эти элементы наиболее полно характеризуют конкретный вид налога. Посредством элементов в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура. В частности, в налоговом законодательстве прописываются порядок и условия исчисления налоговой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и порядок уплаты и другие условия налогообложения. Следует подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всех стран мира. При этом законодательное определение ряда элементов налогообложения является непременным условием, определяющим легитимность, т.е. законность, соответствующего налога. В частности, в налоговом кодексе (НК) РФ прямо указывается, что налог может быть установлен только в том случае, если определены соответствующие элементы налогообложения. 
  Важно при этом подчеркнуть, что при всём многообразии элементов налогообложения НК РФ выделяет лишь некоторые из них, определяя их как обязательные элементы. Кроме того, имеются и так называемые необязательные элементы налогообложения.  
  Итак, НК РФ к категории обязательных элементов налогообложения отнесены: субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Обязанность уплачивать тот или иной налог возникает у налогоплательщика только в том случае, если в законе определены все без исключения указанные обязательные элементы налогообложения. Кроме перечисленных выше, содержание налога может дополнительно характеризоваться также целым рядом других элементов налогообложения. Их отличительной особенностью является то, что применительно к тому или иному налогу они могут устанавливаться или не устанавливаться законом. В связи с этим их следует отнести к категории необязательных элементов налогообложения. В неё включаются: налоговая льгота, источник налога, единица обложения (масштаб налога), налоговый оклад, отчётный период.

3.Пути совершенствования  налогообложения на добавленную  стоимость

Для плательщиков НДС начали действовать важные изменения в 2014 г. Некоторые, уже утвержденные, нововведения вступят в силу только в 2015 году. Уже сейчас плательщики обязаны подавать декларации исключительно в электронной форме. Другие важные нововведения касаются системы штрафов за опоздание с предоставлением декларации и камеральных проверок. Кроме того, предусмотрена отмена счетов-фактур для льготных операций и введены новые льготы. [22]

Такими нововведениями являются:

1. Налоговая отчетность: теперь  только в электронной форме

Фирмы, у которых среднесписочная численность персонала превышает 100 человек, уже привыкли к сдаче деклараций только в электронном виде. Но с 2014 г., законом №134-ФЗ, такая обязанность для всех. Даже те, кто предоставляет "нулевую" декларацию, должны будут оформить ее в электронной форме.

Предпринимательские субъекты, которые используют специальный налоговый режим, а также фирмы, соответствующие положениям статьи 145 Налогового кодекса, не исчисляют и не платят НДС. Но если они все-таки оформляют декларацию, то с текущего 2014 г. делают это в электронном виде.

Только налоговые агенты, которые в связи со спецификой своей деятельности освобождаются от НДС или вообще от всех налогов, могут оформить декларацию на бумажном носителе. Это право предоставляется только на 2014 год.

Уже в 2015 году некоторые налоговые агенты утратят эту привилегию. Согласно ст. 174 НК, агенты, выставляющие или получающие счета фактуры при занятии предпринимательством в интересах третьего лица на основании договоров поручения, должны будут сдавать декларации в электронной форме.

Сроки предоставления деклараций в текущем 2014 году не меняются: 20 число месяца, который следует за завершенным налоговым периодом. [5]

2. Как будут отчитаться через  интернет.

Обновленная статья 80 Налогового кодекса постановляет, что электронная отчетность должна направляться в ФНС только при помощи операторов электронного документооборота. Для начала работы с оператором необходимо наличие:

· сертификата электронной подписи;

· средств криптозащиты;

· система для составления и отправки отчетов.

Эти операторы представляют собой посредников, обеспечивающих доставку документов с компьютера плательщика НДС на сервер налоговой службы и фиксирующих точную дату отправки. Оператор должен быть зарегистрирован в РФ и соответствовать всем требованиям, выставленным ФНС.

Если возникли проблемы со связью и отправить декларацию при помощи интернета невозможно, то следует передать ее в налоговую службу в бумажном виде. Рекомендуется отправлять бумаги письмом и сохранять квитанцию об оплате почтовых услуг и сведения из реестра отправки почты (для подтверждения факта отправки). Это следует делать только в крайнем случае, т.к. сдача декларации в неэлектронном виде может обернуться штрафом в размере 200 р. (ст. 119.1 НК). И в большинстве случаев налоговый инспектор потребует предоставить ему квитанцию об уплате штрафа, прежде чем принять бумаги.

Однако отказать в принятии бумажной отчетности ФНС не может, если она отправлена вовремя и если налогоплательщик может доказать факты, помешавшие ему произвести отправку в электронной форме. Как только проблемы со связью устраняются, отчет необходимо продублировать через интернет. [20]

3. Новый порядок камеральных проверок

Согласно ст. 91 и 92 НК, начиная с 2015 года, в процессе камеральных проверок налоговых деклараций представители налоговой службы смогут приходить к предпринимателю и осуществлять осмотр. Основаниями для осмотров будут являться случаи:

1. в налоговой декларации, поданной  плательщиком, указан НДС, который  должен быть возмещен из бюджета;

2. в процессе камеральной проверки  инспекторами обнаружены данные, которые расходятся со сведениями, предоставленными другими плательщиками.

В случае несоответствия информации данным из других источников, ст. 88 НК дает ФНС дополнительное право затребовать счета-фактуры, первичные документы и т.д.

Визиты могут осуществляться только при мотивированном постановлении инспектора, проводящего проверку. Постановление утверждается начальником инспекции либо его заместителем.

В настоящее время подобный визит с проведением осмотра может совершаться только на основании постановления об осуществлении выездной налоговой проверки. [22]

4. Уточнен штраф за задержку  декларации

Важные изменениями, в области НДС, коснулись и штрафов за несвоевременную подачу деклараций. Как и прежде, она грозит штрафом, устанавливаемым в виде процента от неуплаченной суммы. Однако до сих оставался неясным порядок расчета штрафа. Теперь он стал более понятным: процент рассчитывается от суммы, не внесенной в положенные сроки.

Установленные размеры штрафов:

1. Если плательщик не вовремя  сдал декларацию, но сам налог  уплатил в установленные сроки, штраф рассчитывается в процентах  от нуля и, независимо от опоздания, составляет не менее 1000 р.

2. Если фирма опоздала и с  уплатой, и с подачей декларации, то штраф рассчитывается по  старой формуле: 5% от не внесенной  вовремя суммы за каждый месяц  задержки декларации, но не менее  чем 1000 р. Общая сумма не должна  превышать 30%. [13]

5. Единая информационная база плательщиков  НДС. С 2015 года в соответствии  с Законом 134-ФЗ будет создана  единая информационная база плательщиков  НДС, на основе которой автоматически  будет отслеживаться соответствие  сумм налога, заявленных к вычету  по каждому поставщику. Налоговые  органы смогут сопоставлять каждую  строку из книг продаж и  книг покупок с декларациями  контрагентов. Органы налоговой  службы получат право запрашивать  первичные документы и аналитические  регистры при выявлении случаев  расхождения налоговых деклараций  налогоплательщика данным деклараций  контрагентов. Журналы в электронном  виде нужно будет подавать  в инспекцию в качестве приложения  к декларации по НДС книги покупок и продаж. Декларация по НДС будет зеркальным отражением книги покупок и продаж. [11]

Важные изменения для плательщиков НДС направлены преимущественно на предотвращение, своевременное выявление и пресечение ряда незаконных операций: учреждение фирм-однодневок, финансирование терроризма, взяточничество, уклонение от налогов и таможенных пошлин.

Заключение

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Во-первых, налог на добавленную стоимость является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Данный налог устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он выполняет фискальную, распределительную и стимулирующую функции.

Во-вторых, введение НДС в нашей стране обусловлено началом внедрения в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. В федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

В-третьих, объектами обложения по НДС выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, а также ввозимые товары в соответствии с режимом импорта. Налогооблагаемая база выступает основой при исчислении суммы налога, подлежащего внесению в бюджет. В соответствии с принятым в Российской Федерации налоговым законодательством обложение НДС производится по основным налоговым ставкам: нулевая ставка НДС, 10%-ная, 18%-ная. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в определенном порядке.

И в-четвертых, во многих странах механизм взимания НДС является идентичным. Хотя порядок исчисления данного налога определяется историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Одним из путей совершенствования налога на добавленную стоимость является определение оптимальной ставки НДС. В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В России существующий порядок исчисления и администрирования НДС имеет ряд явных недостатков. Другим из направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения. В свою очередь, процесс накопления теоретических и практических знаний в сфере действия налога на добавленную стоимость, взаимоотношения хозяйствующих субъектов объективным образом способствует лучшему пониманию вопросов, связанных с правильностью исчисления и уплаты НДС в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Александров И.М. Налоги  и налогообложение: учебник / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2010. - 228 с.

2. Александров И.М. Налоговые  системы России и зарубежных  стран / И.М. Александров. - М.: Боратор-Пресс, 2011. - 192 с.

3. Аронов А.В. Налоги и  налогообложение: учеб. пособие. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Магистр, 2009. - 576 с.

4. Барулин С.В. Теория и история налогообложения / С.В. Барулин. - М.: Экономист, 2008.- 319 с.

5. Белоусова С.В. Оптимизация  и минимизация налогообложения: готовые способы экономии: практическое  руководство для бухгалтера / С.В. Белоусова. - М.: Вершина, 2012. - 152 с.

6. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / А.В. Брызгалин. - М.: Аналитика-Пресс, 2009. - 258 с.

1. Викентьева С.С., Длочкова Е.В. Заполнение налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость / С. С. Викентьева, Е. В. Длочкова // Бухгалт.учет.-2003.-№1.-С.35-40.

2. Викентьева С.С. Заполнение декларации  по налогу на добавленную стоимость/ С.С. Викентьева // Бухгалт.учет.-2004.-№2.-С.40-49.

3. Горленко И.И. О налоге на добавленную  стоимость/ И.И. Горленко // Налоговый  вестник.-2004.-№3.-С.24-28.

4. Ильин А.В. К проблеме обоснованности  возмещения налога на добавленную  стоимость / А. В. Ильин // ЭКО.-2003.-№2.-С.34-45.

5. Кирюшина И. Учет "входного" НДС  при переводе отдельных видов  деятельности на единый налог  на вмененный доход /И. Кирюшина // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 6, июнь 2003 г.)

 


Налог на добавленную стоимость как один из важнейших налогов