Налог на добавленную стоимость. Оплата и возврат

 

Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «Российская академия правосудия»

(г. Санкт-Петербург)

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                                                 по дисциплине 

               «Бюджетное право: проблемы теории и практики»

(наименование дисциплины)

 

 

 

Налог на добавленную  стоимость. Оплата и возврат

 

 

 

 

 Выполнил:

   Студент 1 курса магистратуры

535-2 группы

        заочной формы обучения

 Авдеенков А.В.

Ф. И. О.

 

Преподаватель:

к.ю.н., доцент

(Ученая степень, ученое звание, должность)

Гонтарь Н.Н.

(Ф. И. О.)

 

 

 

Дата представления  работы     

 …………...  20…...г.     

  

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….3

1.Основы налога на  добавленную стоимость ……………………………….5

2. Налогоплательщики и объекты налогообложения………………………..8

3. Налоговая база, налоговый период и ставка по НДС……………………12

4.Порядок исчисления налога и сроки уплаты ……………………………..16

5.Возврат излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм…………18

Заключение…………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………23

 

 

Введение

 

Налоги и сборы являются источниками бюджетных поступлений  и важнейшими структурными элементами рыночного типа. В Налоговом кодексе  РФ сформулированы основные понятия, применяемые  в налоговом законодательстве.

Актуальность работы заключается в том, что с помощью  налогов государство достигает  относительного равновесия между общественными  потребностями и ресурсами для  их удовлетворения. Необходимость налогов  обусловлена потребностями общественного  развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств.

Налог на добавленную  стоимость самый сложный. В отличие  от других налогов, которые всегда взимаются  в пользу государства, НДС - может  взиматься в пользу налогоплательщика.

 НДС – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости и его место в доходах бюджете РФ.

Налог на добавленную  стоимость является одним из наиболее сложных для понимания, сложных  для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает множество ошибок и неточностей.

НДС это форма изъятия  в бюджет части добавленной стоимости  создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость  определяется как разница между  стоимостью реализованных товаров и стоимостью затрат относящихся на расходы.  Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее распространенным видом налога. Практически все хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью либо уплачивать налог в бюджет, либо относить суммы уплаченного налога на увеличение расходов, связанных с производством или реализацией товаров (работ, услуг).

НДС это федеральный  налог он установлен  НК РФ и обязателен к уплате на всей территории России. НДС является косвенным налогом, т. е. возмещается покупателями сверх основной суммы договорной стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Эта особенность определяет необходимость списания сумм налога, предъявленного покупателю, не в составе себестоимости продукции, работ или услуг, а непосредственно по дебету счета учета продаж. Как косвенный налог он влияет на ценообразование и структуру потребления. Играет важную роль в доходной части государственного бюджета (около 30%)

 

 

1.Основы налога на  добавленную стоимость

 

Под налогами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные законом сроки. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций. За счет налоговых поступлений формируются финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в его бюджете и в бюджетах внебюджетных фондов. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.

Основными элементами налога являются субъект, объект, налоговая  база, налоговый период, налоговая  ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налог считается установленным, когда определены плательщик (субъект) и остальные элементы налогообложения. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Под субъектом налога понимается юридическое или физическое лицо, которое по закону является плательщиком налога. Под объектом налога - предмет, наличие которого дает основание  для обложения его владельца  налогом. Процесс начисления налогов  состоит из следующих этапов: определение объекта налога; определение базы налога; выбор ставки налога; применение налоговых льгот; расчет суммы налога.

Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма  принудительного взыскания с налогоплательщиков части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг.

 Данная система  налогообложения создана для  того, чтобы избежать уплаты налога  на налог в связи с тем,  что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение  принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в США, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2% до 11%. В России НДС действует с 1992 года.

Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был  определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом.

В целом изъятий и  льгот по НДС в НК РФ более 100. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции, по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

 

2.Налогоплательщики и объекты налогообложения

 

Согласно статье 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в части исчисления НДС признаются (далее в настоящей главе - налогоплательщики):

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

       - лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

2. Не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся иностранными  организаторами Олимпийских игр  и Параолимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Согласно Статье 144 постановке на учет в качестве налогоплательщика подлежат:

1. Налогоплательщики  по обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 настоящего Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

2. Иностранные организации  имеют право встать на учет  в налоговых органах в качестве  налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации.

Постановка на учет в  качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании  письменного заявления иностранной  организации.

3. Иностранные организации,  имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Согласно Статье 146 объектом налогообложения признаются следующие операции: 
   1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

    2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

   3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 
   4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 В целях настоящей  главы не признаются объектом  налогообложения: 
   1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса; 
   2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

   3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

   4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления; 
   5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

   6) операции по реализации земельных участков (долей в них); 
   7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику; 
   8) передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";

   9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

 

 

 

 

3.Налоговая база, налоговый период и ставка по НДС

 

Общие принципы определения  налоговой базы по НДС установлены  ст. 153 НК РФ. Налоговая база определяется налогоплательщиком  в зависимости от особенностей реализации товаров, работ, услуг.

При применении налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая  база определяется отдельно по каждому  виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам и суммарно по всем товарам при применении одинаковых ставок.

В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой  базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) и передачи имущественных  прав определяется исходя из всех доходов  налогоплательщика, связанных с  расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Здесь в налоговую базу включаются только поступления, связанные с расчетами по оплате отгруженных товаров, переданных результатов работ или оказанных услуг. Суммы вне реализационных доходов при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в общем случае определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов и без включения в них налога. Также она определяется как разница между рыночной ценой и ценой приобретения.

Налоговая база определяется с учетом требований ст. 40 Н К РФ также в иных случаях (п. 2 ст. 154 НК РФ):

•  при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям;

•  реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

•  передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

•  передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости  с учетом уплаченного налога, налоговая  база определяется как разница между  ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с  учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

Налоговый период (ст. 163)

С 2008 г. для всех налогоплательщиков налоговым периодом по НДС является календарный квартал. До указанной  даты для значительной части налогоплательщиков (крупных и средних организаций) налоговым периодом являлся календарный месяц.

Установление отчетных периодов не предусмотрено.

Налог должен быть уплачен  по итогам каждого налогового периода  за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые ставки (ст. 164):

Статьей 164 НК РФ установлено  три вида налоговых ставок по НДС: 0 процентов, 18 и 10 процентов.

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:

1) товаров, вывезенных  в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных  под таможенный режим свободной  таможенной зоны, при условии  представления в налоговые органы  документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

2) работ (услуг), непосредственно  связанных с производством и  реализацией товаров.

3) работ (услуг), непосредственно  связанных с перевозкой или  транспортировкой товаров, помещенных  под таможенный режим международного  таможенного транзита;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам;

7) товаров (работ, услуг)  для официального пользования  иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования  дипломатического или административно-технического  персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

8) припасов, вывезенных  с территории России в таможенном  режиме перемещения припасов. В  целях настоящей статьи припасами  признаются топливо и горюче-смазочные  материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания;

9) выполняемых российскими  перевозчиками на железнодорожном  транспорте работ (услуг) по  перевозке или транспортировке  экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

По налоговой ставке 10 % налогообложение производится прИ реализации:

•  некоторых видов продовольственных товаров;

•  некоторых видов товаров для детей;

• периодических печатных изданий, за исключением изданий  рекламного характера. При этом к  периодическим изданиям относятся  издания, в которых реклама превышает 40 % объема одного номера периодического печатного издания;

• некоторых видов  медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

Во всех остальных  случаях применяется налоговая  ставка 18 %.

 

4.Порядок исчисления налога и сроки уплаты (ст. 166)

 

Основной особенностью исчисления НДС является то, что  налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты. То есть сначала  определяется общая сумма налога — как произведение налоговой  базы на налоговую ставку, а затем  полученная сумма уменьшается на размер налога, который предъявлен (при расчетах за товары, работы или услуги) продавцами или подрядчиками. 

Общие правила исчисления налога установлены ст. 166 НК РФ.

В данной статье приводится порядок расчета налога в различных  ситуациях. Как следствие этот порядок устанавливает общие принципы организации налогового учета по налогу на добавленную стоимость: сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при  реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с изложенным порядком.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к  соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В случае отсутствия у  налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения  налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Таким образом, в том  случае, когда организация осуществляет выпуск продукции, выполнение работ  или оказание услуг, облагаемых по одной ставке, достаточно организовать учет таким образом, чтобы по окончании налогового периода могла быть определена общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), включаемая в налоговую базу. Если же товары, работы или услуги облагаются по разным ставкам, необходима уже организация раздельного учета налоговой базы. В случае, когда организация выполняет обязанности налогового агента (при налогообложении операций, осуществляемых иностранными организациями на территории Российской Федерации), либо осуществляются операции, облагаемые по нулевой ставке, налоговый учет должен обеспечить формирование налоговой базы по каждой совершенной операции.

Срок представления  налоговых деклараций:

• для налогоплательщиков, уплачивающих налог ежеквартально, - в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

• для прочих налогоплательщиков - в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

 

5.Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

 

   1. Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 79 , возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты . С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае, если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 года в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата указанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 года в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание). Абзац второй пункта 1 статьи 79 в части, предусматривающей осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступает в силу с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.  
   2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость. Оплата и возврат