Налог на добавленную стоимость: плательщики и порядок освобождения от уплаты

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 

ВЛАДИМИРСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  курсу: НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 

На  тему: «Налог на добавленную стоимость: плательщики и порядок освобождения от уплаты». 
 
 
 
 
 

    Выполнил:

    Горбачева Татьяна Федоровна

    студент заочного отделения,

    5 курс, группа ВФ-109

    специальность «Финансы и кредит»

    Проверил:

    Егоркин Г.Ю.  
     
     
     
     
     
     
     

Владимир  2011

Содержание 
 
 
 

  Введение

 

     Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.

     Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

     Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

     Проблемы  совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную  стоимость, в настоящее время  являются чрезвычайно актуальными  для Российской Федерации. Начиная  с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.

     Вместе  с тем, налог на добавленную стоимость  получил широкое распространение  в современном мире. Несмотря на то, что НДС является относительно новым налогом, он используется в  качестве основной формы косвенного налогообложения в большинстве  государств в разных частях света и находящихся на различных этапах экономического развития. В частности, налог на добавленную стоимость является ключевым налогом в пятнадцати странах Европейского союза. Из стран с наиболее развитыми экономическими системами только США и Австралия не взимают НДС на федеральном уровне (что отчасти обусловлено трудностями, связанными с введением любой новой формы налогообложения в государствах с федеративным устройством), однако обе страны подробно рассматривали возможность перехода к взиманию этого налога.

     Все это объясняет актуальность темы контрольной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность налога на добавленную стоимость

 

     В Российской Федерации НДС был  введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог  с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

     Преимуществом НДС является и то, что он позволяет  значительно увеличить доходы государства  посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.

     НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов  с оборота позволяет государству  получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства  от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

     В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную  стоимость» в ранге федерального налога.

     Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

     НДС обычно относят к категории универсальных  косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке  и товарооборот, складывающийся при  осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

     Взимание  НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.

     Товары  обычно проходят несколько этапов производства и реализации перед тем, как попасть  к конечному потребителю. Производитель  покупает сырье, топливо и прочие материалы для производства товаров, которые он продает оптовому продавцу, а он в свою очередь продает их розничному продавцу, который затем реализует их конечному потребителю. На каждом этапе в этой цепочке операций добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть «добавленная стоимость», облагаемая НДС.

     При применении данного налога ставится задача облагать на каждом этапе не полный оборот, как в случае налога с оборота, а лишь те его элементы, которые составляют добавленную стоимость. Налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как если бы это был одноступенчатый налог с розничных продаж. Сумма налога, которую государство получает за один раз при применении одноступенчатого налога на розничные продажи, в случае использования налога на добавленную стоимость поступает по частям с каждого этапа производства и реализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Налогоплательщики

 

     В соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками налога на добавленную  стоимость признаются:

     1) организации;

     2) индивидуальные предприниматели;

     3) лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

     Налогоплательщиками не являются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (например, оказание бытовых, ветеринарных услуг, услуг по ремонту и техническому обслуживанию, и мойке автотранспортных средств; розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м. и др.).

     Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах по месту нахождения своих представительств в Российской Федерации на основании письменного заявления.

     Если у иностранных организаций имеется несколько подразделений на территории Российской Федерации, то они самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех подразделений, находящихся на территории Российской Федерации. Для этого иностранные организации письменно уведомляют налоговые органы.

     На  освобождение от уплаты НДС имеют право организации и индивидуальные предприниматели, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн.рублей.

     Освобождению  не подлежат организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные  товары, а также осуществляющие ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению.

     Если  в течение периода, когда использовалось право на освобождение от уплаты налога, сумма выручки то реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за 3 предшествующих месяца превысила 2млн. рублей, или осуществлялась реализация подакцизных товаров, то право утрачивается с 1-го числа месяца, в котором эти факты имели место, до окончания периода освобождения.

     Чтобы получить освобождение от уплаты НДС  необходимо до 20 числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, направить уведомление об использовании права или о продлении срока освобождения, и документы:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

     Налогоплательщик  может направить в налоговый  орган уведомление и документы  заказным письмом. В этом случае днем их представления будет считаться 6-ой день со дня направления письма.

     Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы  налогообложения на общий режим  налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

     Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения  с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). 

3. Освобождение от уплаты налога

 

     В соответствии со ст.149 НК РФ налогообложению  не подлежат:

     1. Операции по предоставлению арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

     Данное  положение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации;

     2. Операции по реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

     а) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

  • важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
  • протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

     б) медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися  частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета):

  • услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
  • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патолого-анатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

     в) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых  государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

     г) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с  несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

     д) продуктов питания, произведенных  столовыми учебных заведений, медицинских  организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных  учреждениях, а также продуктов  питания, произведенных организациями  общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или учреждениям (при полном или частичном финансировании этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования);

     е) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых  архивными учреждениями и организациями;

     ё) услуг по перевозке пассажиров:

  • городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного);
  • морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении;

     ж) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей;

     з) почтовых марок (за исключением коллекционных  марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

     и) услуг по предоставлению в пользование  жилых помещений в жилищном фонде  всех форм собственности;

     к) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.

     К коллекционным монетам из драгоценных  металлов относятся:

  • монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;
  • монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств);

     л) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);

     м) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

     н) услуг в сфере образования  по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

     о) ремонтно-реставрационных, консервационных  и восстановительных работ, выполняемых  при реставрации памятников истории  и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся  в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);

     п) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических  программ (проектов) жилищного строительства  для военнослужащих (при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами), в том числе:

  • работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;
  • работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

     р) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;

     с) товаров (работ, услуг), за исключением  подакцизных товаров, реализуемых  в рамках оказания безвозмездной  помощи (содействия) Российской Федерации (при представлении в налоговые  органы следующих документов:

  • контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи или с получателем безвозмездной помощи на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг); если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
  • удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
  • выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

     В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а  также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг);

     т) оказываемых учреждениями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, цирками, библиотеками, заповедниками  и т.д.) услуг в сфере культуры и искусства:

  • услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, ксерокопированию;
  • услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
  • услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
  • реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности;
  • реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов и др.

     у) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

     ф) услуг, оказываемых непосредственно  в аэропортах Российской Федерации  и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

     х) работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и  судов внутреннего плавания в  период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового  флота), а также лоцманская проводка;

     ц) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также  по изготовлению или ремонту очковой  оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и  протезно-ортопедических изделий, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи.

     ч) лома и отходов цветных металлов;

     ш) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы  для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование  указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

     3. Операции по реализации (передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также операции по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

     4. Операции по реализации (в том числе передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

     5. Осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации);

     6. Осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

     7. Операции по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров);

     8. Операции по оказанию услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами;

Налог на добавленную стоимость: плательщики и порядок освобождения от уплаты