Налог на добавленную стоимость в РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ГОУ ВПО Санкт - Петербургского государственного
инженерно-экономического университета в г. Вологде
Контрольная работы
По дисциплине «Налоговый менеджмент»
Тема «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Форма обучения: заочная
Срок обучения: 3 г.10 мес.
Группа ФС-5
Проверил:
г. Вологда
2008 г.
Введение
Изменение системы общественных
отношений в Российской Федерации
и стремительное развитие рыночной
экономики вызвало
Учитывая произошедшие изменения, Правительство РФ разработало программы реформирования бухгалтерского и становления налогового учета.
В рамках системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета
были разработаны и утверждены новые
Положения по бухгалтерскому учету,
новый План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
Для целей налогового учета в рамках налогового законодательства был разработан и введен в действие Налоговый кодекс РФ (НК РФ).
Помимо положительных
сторон изменения, внесенные в бухгалтерский
и налоговый учет, привели к
значительному расхождению
Терминология, применяемая в налоговой системе: субъект налогообложения, носитель налога, объект и предмет налогообложения, масштаб налога, источник налога, налоговый период, методы учета базы налогообложения, ставки налога, методы налогообложения, виды льгот, способы исчисления и уплаты налога и т.п.
1. Характеристика налоговой системы в РФ
1.1. Общие сведения
о налоговой системе
Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов.
В 1998г. была принята и 1 января 1999г. вступила в действие первая, или так называемая Общая часть, Налогового кодекса РФ.
Этот документ регламентирует
важнейшие положения налоговой
системы России, в частности перечень
действующих налогов и сборов,
порядок их введения и отмены, а
также весь комплекс взаимоотношений
государства с
Вторая, специальная часть Кодекса была принята в августе 2000г. и вступила в действие с 1 января 2001г.
В 2001г. формирование налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, одна их которых определила порядок исчисления и уплаты последнего из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организации. Этот процесс продолжался и в 2002г. - принятием еще трех глав. Две из них посвящены налогообложению малого бизнеса. Речь идет об обновленном с 1 января 2003г. едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также о новой редакции действовавший до 2003г. упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
Налоговые органы
Система налоговых органов
Система налоговых органов состоит из трех уровней:
- первый уровень - Федеральная налоговая служба РФ;
- второй уровень - региональные и межрегиональные налоговые органы;
- третий уровень - территориальные налоговые органы.
Федеральная налоговая служба РФ
Во главе системы налоговых
органов стоит Федеральная
Региональные и межрегиональные налоговые органы
Федеральной налоговой службе подчиняются региональные управления ФНС (УФНС) и межрегиональные инспекции ФНС (межрегиональные ИФНС).
Региональных управлений 89 - как и регионов в нашей стране. Эти управления располагаются в столицах регионов и отвечают за сбор налогов в них.
В числе межрегиональных семь инспекций, курирующих семь федеральных округов:
1) Центральный (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва) - центр в Москве;
2) Северо-Западный (Республика
Карелия, Республика Коми; Архангельская,
Вологодская, Калининградская,
3) Южный (Республика Адыгея,
Республика Дагестан, Республика
Ингушетия, Кабардино-
4) Приволжский (Республика
Башкортостан, Республика Марий
Эл, Республика Мордовия, Республика
Татарстан, Удмуртская
5) Уральский (Курганская,
Свердловская, Тюменская, Челябинская
области; Ханты-Мансийский и
6) Сибирский (Республика
Алтай, Республика Бурятия,
7) Дальневосточный (Республика
Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский
края; Амурская, Камчатская, Магаданская
и Сахалинская области;
Окружные ИФНС контролируют работу региональных управлений, но напрямую ими не руководят.
Права налоговых органов и их должностных лиц
Налоговые органы вправе:
1) требовать от
2) проводить налоговые проверки
3) вызывать должностных
лиц налогоплательщика для
4) приостанавливать операции по счетам
5) арестовывать имущество
6) определять сумму налога,
подлежащую уплате
- не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений;
- более двух месяцев не представляет требуемые от него документы;
- не ведет учет объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно;
7) требовать от
8) взыскивать недоимки и пени
9) вызывать в качестве
свидетелей лиц, обладающих
10) просить орган, выдавший
налогоплательщику лицензию на
право осуществления какой-
11) предъявлять в суды иски:
- о взыскании штрафов с налогоплательщиков
- о признании недействительной
государственной регистрации
- о ликвидации фирмы.
Например, руководителя УФНС назначает и снимает министр, а не начальник межрегиональной инспекции.
Еще три межрегиональные инспекции - это специализированные инспекции:
- по контролю за
- по контролю за алкогольной и табачной продукцией;
- по контролю за проблемными налогоплательщиками.
Эти инспекции расположены в Москве. Указания инспекций в пределах их компетенции обязательны для региональных УФНС.
Территориальные налоговые органы
Региональным управлениям
подчиняются территориальные
Налоговые инспекции есть практически во всех городах и районах. Если город крупный и разделен на районы, то в нем несколько инспекций - по одной на каждый район. Если город или район небольшой, то, наоборот, несколько таких городов или районов могут быть объединены под началом одной межрайонной инспекции.
Существуют также
Государственные внебюджетные фонды
Государственные внебюджетные фонды - это:
- Пенсионный фонд РФ (ПФР);
- Фонд социального страхования РФ (ФСС);
- Федеральный фонд
- территориальный фонд
обязательного медицинского
В эти фонды поступают единый социальный налог и взносы, за счет которых ПФР выплачивает пенсии, ФСС - пособия, а ФФОМС и ТФОМС финансируют медицинские учреждения.
Хотя фонды непосредственно не контролируют уплату единого социального налога (это делают налоговые инспекции), тем не менее все фирмы и предприниматели должны зарегистрироваться в территориальных отделениях этих фондов .
В территориальные отделения ПФР и ФСС нужно регулярно подавать определенную отчетность.
Работники этих фондов могут посетить фирму или предпринимателя для проверки достоверности отраженных в отчетности данных.
Таможенные органы
Таможенные органы во главе с Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) контролируют уплату налогов, уплачиваемых на таможне при ввозе или вывозе товаров: НДС, акцизов и таможенных пошлин.
Таможенные органы могут возбуждать и расследовать уголовные дела по таким преступлениям, как контрабанда (ст.188 Уголовного кодекса РФ), невозврат валютной выручки (ст.193) и уклонение от таможенных платежей (ст.194).
Милиция
Милиция может возбуждать и расследовать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов (ст.ст.198 и 199 Уголовного кодекса РФ). Для этой цели в милиции создано специальное подразделение - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). Кроме того, милиционеры могут составлять протоколы и расследовать административные правонарушения фирм и предпринимателей.
Самостоятельно проводить налоговые проверки милиция не вправе. Однако она может участвовать в проверке по запросу налоговой инспекции.
Федеральные, региональные и местные законы о налогах
Налоги вводятся законами. Федеральные налоги вводятся федеральными законами, региональные - региональными, местные - местными.
Федеральные законы о налогах - это самые главные налоговые документы. Ими нужно руководствоваться в первую очередь.
Федеральные законы принимает Государственная Дума, затем их одобряет Совет Федерации и подписывает Президент РФ.
Главный федеральный закон о налогах - Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Все остальные федеральные законы о налогах не должны ему противоречить.
Налоговый кодекс состоит из двух частей. В части первой говорится о правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых инспекций, дается перечень налоговых правонарушений и устанавливается ответственность за каждое из них. Часть вторая устанавливает конкретные налоги.
Пока в части второй Налогового кодекса говорится только:
- о налоге на добавленную стоимость;
- об акцизах;
- о налоге на доходы физических лиц;
- о едином социальном налоге;
- о налоге на прибыль организаций;
- о сборах за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов;
- о налоге на добычу полезных ископаемых;
- о едином сельскохозяйственном налоге;
- о едином налоге при
упрощенной системе
- о едином налоге на вмененный доход;
- о налоге при выполнении
соглашений о разделе
- о транспортном налоге;
- о налоге на игорный бизнес;
- о налоге на имущество организаций;
- о земельном налоге;
- о государственной пошлине;
- о водном налоге.
Со временем в часть вторую НК РФ будут включены главы об остальных налогах. Но пока эти налоги взимаются на основе федеральных законов, принятых еще до вступления в силу Налогового кодекса (до 1 января 1999 г.). Такие законы будут действовать до тех пор, пока НК РФ не дополнят новыми главами, а эти законы не отменят.
Региональные законы о налогах принимает региональный законодательный орган: краевая, областная, республиканская дума, собрание, совет - в каждом регионе этот орган называется по-своему.
Местные законы о налогах (иногда они называются не законами, а положениями, решениями) принимает городской или районный законодательный орган.
Вводя какой-нибудь налог, региональные и местные власти должны руководствоваться федеральным законом, в котором определены правила взимания этого налога и установлены границы полномочий региональных и местных властей.
Примечание. При введении единого налога на вмененный доход региональные власти должны учитывать положения гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ. В соответствии с этой главой регион, вводя у себя единый налог, может самостоятельно выбрать из установленного перечня виды деятельности, на которые он распространяется, размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога. А вот ставку налога региональные власти устанавливать не могут - она определена в федеральном законе и едина для всех (15%).
Региональные и местные законы о налогах не могут противоречить федеральным законам.
Подзаконные акты
На основании законов о налогах федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти издают подзаконные акты. Такие акты выпускают:
- Правительство РФ;
- федеральные министерства и ведомства (например, МНС и ГТК);
- внебюджетные фонды;
- региональные и местные органы исполнительной власти (губернаторы, президенты, правительства, мэры и т.д.).
Подзаконные акты могут конкретизировать и разъяснять законы, но не должны им противоречить.
Среди подзаконных актов есть те, которые вы должны выполнять (их еще называют нормативными актами), и те, следовать которым вы не обязаны (ненормативные акты).
Подзаконный акт, обязательный для выполнения, должен удовлетворять нескольким условиям.
Во-первых, подзаконный акт
обязателен для выполнения только тогда,
когда его издание прямо
1.2 Характеристика
налога на добавленную
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен гл. 21 Налогового кодекса.
Налогоплательщики
НДС платят фирмы и предприниматели, если они не получили освобождение от уплаты НДС.
Получить освобождение от уплаты НДС может как фирма, так и предприниматель. Для этого должны быть выполнены два условия.
Во-первых, общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последних календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. (без учета НДС).
Во-вторых, фирма (предприниматель),
претендующая на освобождение, не должна
продавать подакцизные товары в
течение трех предшествующих месяцев.
Если фирма продавала как
Также имейте в виду: даже
если вы используете налоговое
- если вы ввозите товары
на территорию РФ из-за
- если вы должны перечислить
налог в бюджет как налоговый
агент (например, при аренде муниципального
или государственного
Если вы хотите получить
освобождение от уплаты НДС, подайте
в налоговую инспекцию
Вот перечень необходимых документов (п. 6 ст. 145 НК РФ):
Для фирмы |
Для предпринимателя |
|
Выписка из Отчета о прибылях |
Выписка из книги учета
доходов |
|
Выписка из книги продаж |
||
Копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур |
||
Заявив о своем праве на освобождение, вы можете не платить НДС в течение года. Причем отказаться от освобождения в пределах этого срока нельзя.
Однако чтобы оно не было аннулировано, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за любые три последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 августа 2003 г. N 2500/03).
Кроме того, право не платить НДС вы потеряете, если в период действия освобождения начнете помимо обычных товаров продавать подакцизные товары, не ведя по этим продажам раздельного учета.
Итак, если хотя бы одно из перечисленных условий будет нарушено, вам придется заплатить НДС, начиная с того месяца, в котором:
- либо произошло превышение выручки;
- либо были проданы
подакцизные товары без
По окончании года, в котором вы пользовались освобождением (не позднее 20-го числа месяца, следующего за периодом освобождения), в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие, что за этот период:
- выручка от реализации
товаров (работ, услуг) за
- фирма не продавала подакцизные товары и сырье.
Обратите внимание: если вы этого не сделаете (или подадите документы, которые содержат недостоверные сведения), в бюджет придется заплатить налог за все время действия освобождения (независимо от суммы полученной выручки), а также пени (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Если срок действия освобождения
истек, а вы хотите продлить его еще
на 12 месяцев, нужно представить
в налоговую инспекцию
Объект налогообложения
Что облагается налогом
1. Налогом облагается
реализация товаров (работ,
Обратите внимание: безвозмездная передача товаров (работ, услуг) на территории РФ также облагается НДС.
Местом реализации товаров Россия считается в двух случаях:
1) товар находится на
территории РФ и не
2) товар в момент начала отгрузки находится в РФ.
Местом реализации работ или услуг Россия считается в следующих случаях:
1) работы (услуги) связаны с недвижимостью, находящейся в России. К таким работам относятся строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;
2) работы (услуги) связаны
с движимым имуществом, находящимся
в России. К таким работам, в
частности, относятся работы
3) услуги в сфере культуры
(искусства, образования,
Пример. Российская фирма
обучает иностранных
4) если покупатель работ
(услуг) осуществляет свою
- передача, предоставление
патентов, лицензий, торговых марок,
авторских прав и других
- разработка программ для ЭВМ и баз данных, их адаптация и модификация;
- консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги;
- услуги по обработке информации;
- научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
- предоставление персонала (если персонал работает там, где ведет свою деятельность покупатель услуг);
- предоставление в аренду
движимого имущества, за
- агентские услуги.
Пример. Российская фирма оказала консультационные услуги иностранной компании.
Если иностранная компания ведет деятельность в России (зарегистрирована в России или в России находится ее постоянное представительство), место реализации этих услуг - Россия. Следовательно, реализация этих услуг облагается НДС.
Если иностранная компания деятельность в России не осуществляет (в России не зарегистрирована и не имеет в России постоянного представительства), Россия местом реализации этих услуг не является. Следовательно, реализация этих услуг НДС не облагается;
5) российская фирма или
предприниматель перевозит
6) компания, которая ведет
деятельность в России, выполняет
работы, непосредственно связанные
с перевозкой товаров,
7) все остальные работы
или услуги (не перечисленные
в п. п. 1 - 6), если их оказала
российская фирма или
2. Налогом облагается
передача товаров (выполнение
работ, оказание услуг) для
собственных нужд, расходы на
которые не учитывают при
3. Налогом облагается
выполнение строительно-
4. Налогом облагается импорт товаров на территорию РФ.
Что не облагается налогом
Не облагаются НДС, в частности, такие операции:
1. Операции, связанные с
обращением российской или
2. Передача зданий, сооружений,
оборудования и другого
3. Передача имущества некоммерческим организациям.
4. Передача имущества
в качестве вклада в уставный
капитал другой фирмы, в
5. Передача имущества
участнику договора о
6. Передача имущества
совладельцу фирмы (его
7. Передача жилых помещений
гражданам в домах
8. Конфискация имущества,
наследование имущества, а
9. Предоставление в аренду
служебных или жилых помещений
иностранным гражданам или
10. Реализация медицинских
товаров отечественного и
- важнейшая и жизненно
необходимая медицинская
- протезно-ортопедические
изделия, сырье и материалы
для их изготовления и
- технические средства
для профилактики инвалидности
или реабилитации инвалидов.
- очки (кроме солнцезащитных);
- линзы и оправы для
очков (за исключением
11. Медицинские услуги. К ним относятся:
- услуги по обязательному медицинскому страхованию;
- услуги, оказываемые населению
по диагностике, профилактике
и лечению. Перечень этих
- медицинские услуги по сбору у населения крови;
- услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
- услуги аптек по изготовлению
лекарственных средств, по
- услуги санитаров по дежурству у постели больного;
- услуги патолого-анатомических бюро;
- медицинские услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
Исключение составляют косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги. Но если эти услуги финансируются из бюджета, то они также не облагаются НДС.
12. Услуги по содержанию детей в яслях и детских садах, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях.
13. Реализация продуктов
питания, приготовленных