Налог на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)
Экономический факультет
Кафедра Финансов
Направление подготовки 080100 - «Экономика»
Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Вариант №1
по дисциплине «Налоги и налоговая система»
Исполнитель
студент группы 371-сб2 ____________________ И.А. Лютарь
Руководитель
доцент, канд. экон. наук ____________________ Г.А. Трошин
Благовещенск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоритическая часть. Налог на
добавленную стоимость в
Введения
1.1 Место косвенных налогов в налоговой системе РФ 4
1.2 Развитие
косвенных налогов в РФ
1.3 Перспективы
развития НДС в РФ
2 Практическая часть
Заключение
Библиографический список
1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ В СИСТЕМЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Введение
Резкое увеличение количества налогоплательщиков с многообразием форм собственности привело к усложнению хозяйственного и налогового учета, что в, свою очередь, затруднило контроль за надлежащим исполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и, прежде всего, своевременности и полноты уплаты налогов и платежей.
Большое количество налогов, нестабильность законодательства, наличие множества платежей, расчетной базой, для которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему практически неуправляемой и неэффективной.
Экономическая
и финансовая дестабилизация
заставили государство
Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:
- от них труднее уклоняться;
- с ними связано меньше экономических нарушений;
- они меньше сокращают стимулы к труду;
- в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары-заменители, они оставляют за потребителем право выбора;
- для них характерна анонимность.
К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт).
1.1 Место косвенных налогов в налоговой системе РФ
Древний мир и средние века характеризуются неразвитостью налоговых систем и случайным характером государственных изъятий преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений взносы в государственную казну принимают в основном денежную форму.
Хронологию возникновения и развития налогообложения в Европе можно представить следующим образом:
XV в. — зарождение финансовой науки. По мнению неаполитанского финансиста Д. Карафа, основой бюджета должны быть домены (земля, леса, вещные права, капиталы);
XVI в. —
появление новых видов
XVII в. —
определение роли налогов как
основного источника доходной
части бюджета многих
последняя треть XVIII в. - исследование проблем теории и практики налогообложения. Французский ученый Ф. Кене впервые провел связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.
Идеи А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств; «золотыми правилами» налогообложения стали сформулированные им принципы;
период после первой мировой войны — проведение в ряде стран научно обоснованных налоговых реформ и зарождение современной налоговой системы.
Мировой кризис 1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации;
80-е гг.
XX в. — создание бюджетной
Возникновение и развитие налогообложения в России во многом сходны с аналогичными общеевропейскими процессами и, как в любом государстве, имеют национальные особенности:
древний мир — существование жертвоприношения как формы изъятия материальных ценностей у людей, обусловленной религиозными требованиями;
конец IX в. — изменение характера платежей. Взимание их с населения было обусловлено необходимостью формирования бюджета государства. Основными видами изъятий того времени были контрибуции и дань с угнетенных народов («полюдье», «повоз»). Косвенные платежи — таможенные и судебные пошлины;
эпоха Ивана III (XV в.) — возобновление процесса формирования финансов Руси. Введены «данные», «пищальные» деньги и прочие платежи. Цель таких изъятий — формирование русского войска, обеспечение его оружием, укрепление государственных границ. Косвенные платежи носили название откупов (главную роль играли винные и таможенные откупы);
эпоха Петра I (конец XVII — начало XVIII в.) — изобретение многочисленных налогов, обусловленное крупными преобразованиями государства, а также военной ситуацией.
Были введены налоги с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей, церковных верований, гербовый сбор и прочие платежи;
конец XVIII в. — преобладание в государственной казне косвенного обложения над прямым. Начинается формирование городских бюджетов,
основывавшихся на собственных доходах (налоги с перевозов, с подвижных лодок и пр.);
XIX в. —
введены подушная подать, оброк (плата
казенных крестьян за
начало XX в. — усиливается приоритет косвенных налогов (табачная, питейная, нефтяная, спичечная и таможенная пошлины); прямое обложение выступает в форме налогов и сборов с недвижимого имущества, налогов с торговли и промышленности (промысловый налог), налогов с денежных капиталов, податей и личных налогов, государственного квартирного налога;
первые годы Советской власти — перенесение тяжести налогового бремени на буржуазию (подоходный, единовременный налоги, налог на прирост прибылей, а также единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на буржуазию).
К 1920 г. налоги перестали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия денежных знаков. Сформирована система натуральных налогов: для крестьян - продразверстка, для жителей города — всеобщая трудовая повинность;
1921 — 1928 гг. (НЭП) — введение денежных налогов, как прямых (промысловый налог, налог с наследства, подоходно-поимущественный, продналог с крестьян), так и косвенных (налог на виноградные вина, таможенные сборы, пошлины и др.);
30-е гг.
XX в. — проведение финансовой
реформы, важной задачей которой
было упразднение
конец 1991 г. — начало становления новой российской налоговой системы. Налоги заменили существовавшее ранее плановое распределение прибыли предприятий. Государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.
Процесс реформирования налоговой системы продолжается и в XXI в.
Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения и классифицируются как:
• общие теории налогов (отражают назначение налогообложения в целом);
• частные теории налогов (исследуют отдельные налоговые вопросы).
К общим теориям налогов относятся:
- теория обмена (средние века), связанная с договорными отношениями между правительственными властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги);
- атомистическая теория (эпоха Просвещения; С. де Вобан, Монтескье, Вольтер, Мирабо). В обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, собственности как от внешних врагов, так и внутри страны. Данная сделка является принудительной и не всегда справедливой;
- теория наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Под наслаждением Сисмонди понимал порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов;
- теория страхования (вторая половина XIX в.; Дж. Мак Кул-лох, А. Тьер, Э. де Жирарден). Налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою собственность от разного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу;
- классическая теория налогов (рубеж XVIII—XIX вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти.
- теория жертвы (XIX — начало XX в.; Н. Канар, Б.Г. Мильгаузен, С.Ю. Витте, Я. Таргулов). Суть теории жертвы в следующем: граждане при уплате государству налога приносят жертву; люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов; государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог — это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества;
- теория общественных потребностей (конец XIX — начало XX в.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти, Э. Сакс). Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги;
- кейнсианская теория (первая половина XX в.; Дж. Кейнс). Налоги - главный рычаг регулирования экономики. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов;
- теория монетаризма (50-е гг. XX в.; М. Фридман). Наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег. Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики;
- теория экономики предложения (80-е гг. XX в.; М. Берне, Г. Стайн). Налоги — один из важных факторов экономического развития и регулирования.
В рыночной экономике базовым показателем выступает предложение товара. Сокращение налоговых ставок приводит к росту доходов, увеличению сбережений у населения и накоплению капитала предпринимателями, а в конечном итоге повышению национального производства и дохода, налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, снижение налогового гнета влечет за собой бурный рост предпринимательской и инвестиционной деятельности.
К частным теориям налогов относятся:
- теория соотношения прямого и косвенного обложения.
Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос о влиянии прямого и косвенного обложения при создании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм, как наиболее справедливых (подоходное налогообложение);
- теория единого налога.
Налоги должны уплачиваться из одного источника — из доходов. Теоретически взимание единого налога более целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала идеалистичность этого подхода;
- теория пропорционального налогообложения.
Ослабление налогового бремени по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этого способа обложения всегда выступают имущие классы;
- теория прогрессивного налогообложения.
Усиление налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого гражданина необходимо обложить большим налогом — не только абсолютно, но и относительно;
- теория переложения налогов.
Изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и предложения. Исследования проводятся по источникам доходов и по категориям плательщиков.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. По выражению политического деятеля Северной Америки
Б. Франклина, «платить налоги и умереть должен каждый».
Налоги и займы — два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом обществе.
При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) к выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).
В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США — 90, в Германии — 80, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям (более 90%).
Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Можно выделить следующие группы принципов:
1. По
степени охвата во времени
и пространстве —
2. В зависимости
от сферы действия —
Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права:
• принцип равного налогового бремени;
• принцип установления налогов законами;
• принцип отрицания обратной силы налоговых законов;
• принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;
• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;
• принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.
Организационные принципы налогообложения — это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.
Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:
• принцип единства налоговой системы;
• принцип подвижности (эластичности);
• принцип стабильности;
• принцип множественности налогов;
• принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения, именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:
принцип справедливости — каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой выступает прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов;
принцип соразмерности — баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени
принцип учета интересов налогоплательщиков — простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через:
принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);
принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);
принцип экономичности (эффективности) — необходимость сокращения издержек государства по взиманию налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем, примерно на порядок) затраты на его обслуживание.
Со временем к этому перечню австрийский экономист Адольф-Генрих-Готлиб Вагнер добавил следующие принципы:
• достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);
• правильный выбор источников налогообложения;
• выявление способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных);
• влияние налогов на плательщиков;
• общность (охват всех слоев населения обложением налогами);
• прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика);
• освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы.
В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:
• утверждение налогов — прерогатива законодательной власти утверждать налоги;
• налог является индивидуально безвозмездным;
• односторонний характер установления налога;
• уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;
• налог взыскивается на условиях безвозвратности;
• цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.
1. По способу взимания различают:
прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов пни имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
- реальные
прямые налоги, уплачиваемые с
учетом не действительного, а
предполагаемого среднего
- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
- косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
- косвенные
индивидуальные налоги, которыми
облагаются строго
- косвенные
универсальные налоги, которыми
облагаются в основном все
товары, работы и услуги (например,
налог на добавленную
- фискальные
монополии, распространяемые на
все товары, производство и реализация
которых сосредоточены в
- таможенные
пошлины, которыми облагаются товары
и услуги при пересечении
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:
- федеральные
(общегосударственные) налоги, элементы
которых определяются
- региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);
- местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).
3. По целевой направленности введения налогов: абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
- целевые
(специальные) налоги, которые вводятся
для финансирования
4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:
- налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
- налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
- смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
- закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
- регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).
6. По порядку введения:
- общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);
- факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция региональных и местных органов власти (например, налоге продаж, местные лицензионные сборы).
7. По срокам уплаты:
- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
- периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).
8. По
характеру отражения в
- включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);
- уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
- уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
- уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
- включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
- удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).
1.2 Развитие косвенных налогов в РФ
Раньше основную долю доходов приносили прямые налоги, но с развитием права появилось большое количество льгот и доходы от прямых налогов стали меньше. Косвенные налоги, как добавление к цене товара возникли давно как таможенная пошлина, акцизы, но в XX веке нашли свое применение и сейчас используются в мире очень широко. Среди них в России применяются НДС, акцизы, таможенная пошлина и др. Они замаскированы в цене товара и платит их не производитель, а потребитель, который приобретает товары по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Многие считают их несправедливыми, ведь их платят самые бедные слои населения. Но это наиболее удобный метод получения доходов, позволяющий быстро и регулярно получать крупные суммы средств. Причем через их применение возможен самый быстрый путь воздействия на экономику и потребление.