Налог на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

 

 

 

Экономический факультет

Кафедра Финансов

Направление подготовки 080100 - «Экономика»

Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

на тему: Вариант №1

 

по дисциплине «Налоги и налоговая система»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы 371-сб2       ____________________           И.А. Лютарь

                                                           (подпись, дата)

 

Руководитель

доцент, канд. экон. наук       ____________________     Г.А. Трошин

                                                           (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Теоритическая часть. Налог на  добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения                                                                                                         3

Введения                                                                                                                       3

   1.1 Место косвенных налогов в налоговой системе РФ                                       4

   1.2 Развитие косвенных налогов в РФ                                                                  15

   1.3 Перспективы развития НДС в РФ                                                                   20

2 Практическая часть                                                                                                24

Заключение                                                                                                                 30

Библиографический список                                                                                      33 
1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СИСТЕМЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

Введение

Резкое увеличение количества налогоплательщиков с многообразием форм собственности привело к усложнению хозяйственного и налогового учета, что в, свою очередь, затруднило контроль за надлежащим исполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и, прежде всего, своевременности и полноты уплаты налогов и платежей.

Большое количество налогов, нестабильность законодательства, наличие множества платежей, расчетной базой, для которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему практически неуправляемой и неэффективной.

 Экономическая  и финансовая дестабилизация  заставили государство изыскивать новые пути по обеспечению более целенаправленной, скоординированной и комплексной налоговой политики.

Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:

- от них  труднее уклоняться;

- с ними  связано меньше экономических  нарушений;

- они  меньше сокращают стимулы к  труду;

- в условиях  отсутствия дефицита, включая и  на товары-заменители, они оставляют  за потребителем право выбора;

- для  них характерна анонимность.

К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт).

 

1.1 Место косвенных налогов в  налоговой системе РФ

Древний мир и средние века характеризуются неразвитостью налоговых систем и случайным характером государственных изъятий преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений взносы в государственную казну принимают в основном денежную форму.

Хронологию возникновения и развития налогообложения в Европе можно представить следующим образом:

XV в. —  зарождение финансовой науки. По мнению неаполитанского финансиста Д. Карафа, основой бюджета должны быть домены (земля, леса, вещные права, капиталы);

XVI в. —  появление новых видов платежей  в государственный бюджет регалий, т.е. монопольных источников доходов (железные дороги, почтовая регалия, горная, монетная, соляная регалии), пошлин и налогов;

XVII в. —  определение роли налогов как  основного источника доходной  части бюджета многих государств;

последняя треть XVIII в. - исследование проблем теории и практики налогообложения. Французский ученый Ф. Кене впервые провел связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.

Идеи А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств; «золотыми правилами» налогообложения стали сформулированные им принципы;

период после первой мировой войны — проведение в ряде стран научно обоснованных налоговых реформ и зарождение современной налоговой системы.

Мировой кризис 1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации;

80-е гг. XX в. — создание бюджетной концепции  американского экономиста А. Лаффера. В 80—90-е гг. страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой активности, инвестиционной политики.

Возникновение и развитие налогообложения в России во многом сходны с аналогичными общеевропейскими процессами и, как в любом государстве, имеют национальные особенности:

древний мир — существование жертвоприношения как формы изъятия материальных ценностей у людей, обусловленной религиозными требованиями;

конец IX в. — изменение характера платежей. Взимание их с населения было обусловлено необходимостью формирования бюджета государства. Основными видами изъятий того времени были контрибуции и дань с угнетенных народов («полюдье», «повоз»). Косвенные платежи — таможенные и судебные пошлины;

эпоха Ивана III (XV в.) — возобновление процесса формирования финансов Руси. Введены «данные», «пищальные» деньги и прочие платежи. Цель таких изъятий — формирование русского войска, обеспечение его оружием, укрепление государственных границ. Косвенные платежи носили название откупов (главную роль играли винные и таможенные откупы);

эпоха Петра I (конец XVII — начало XVIII в.) — изобретение многочисленных налогов, обусловленное крупными преобразованиями государства, а также военной ситуацией.

Были введены налоги с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей, церковных верований, гербовый сбор и прочие платежи;

конец XVIII в. — преобладание в государственной казне косвенного обложения над прямым. Начинается формирование городских бюджетов,

основывавшихся на собственных доходах (налоги с перевозов, с подвижных лодок и пр.);

XIX в. —  введены подушная подать, оброк (плата  казенных крестьян за пользование  землей), гильдейская подать с  купечества, а также надбавки  по прямым налогам, служившие  для строительства государственных  дорог, устройства водных сообщений, для уплаты долгов России;

начало XX в. — усиливается приоритет косвенных налогов (табачная, питейная, нефтяная, спичечная и таможенная пошлины); прямое обложение выступает в форме налогов и сборов с недвижимого имущества, налогов с торговли и промышленности (промысловый налог), налогов с денежных капиталов, податей и личных налогов, государственного квартирного налога;

первые годы Советской власти — перенесение тяжести налогового бремени на буржуазию (подоходный, единовременный налоги, налог на прирост прибылей, а также единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на буржуазию).

К 1920 г. налоги перестали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия денежных знаков. Сформирована система натуральных налогов: для крестьян - продразверстка, для жителей города — всеобщая трудовая повинность;

1921 — 1928 гг. (НЭП) — введение денежных  налогов, как прямых (промысловый  налог, налог с наследства, подоходно-поимущественный, продналог с крестьян), так и  косвенных (налог на виноградные  вина, таможенные сборы, пошлины  и др.);

30-е гг. XX в. — проведение финансовой  реформы, важной задачей которой  было упразднение множественности  налогов. Введено два основных  платежа; налог с оборота и  отчисления от прибыли. Фактически  Россия на десятки лет лишилась  реальной налоговой системы;

конец 1991 г. — начало становления новой российской налоговой системы. Налоги заменили существовавшее ранее плановое распределение прибыли предприятий. Государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.

Процесс реформирования налоговой системы продолжается и в XXI в.

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения и классифицируются как:

• общие теории налогов (отражают назначение налогообложения в целом);

• частные теории налогов (исследуют отдельные налоговые вопросы).

К общим теориям налогов относятся:

- теория обмена (средние века), связанная с договорными отношениями между правительственными властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги);

- атомистическая теория (эпоха Просвещения; С. де Вобан, Монтескье, Вольтер, Мирабо). В обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, собственности как от внешних врагов, так и внутри страны. Данная сделка является принудительной и не всегда справедливой;

- теория наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Под наслаждением Сисмонди понимал порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов;

- теория страхования (вторая половина XIX в.; Дж. Мак Кул-лох, А. Тьер, Э. де Жирарден). Налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою собственность от разного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу;

- классическая теория налогов (рубеж XVIII—XIX вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти.

- теория жертвы (XIX — начало XX в.; Н. Канар, Б.Г. Мильгаузен, С.Ю. Витте, Я. Таргулов). Суть теории жертвы в следующем: граждане при уплате государству налога приносят жертву; люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов; государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог — это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества;

- теория общественных потребностей (конец XIX — начало XX в.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти, Э. Сакс). Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги;

- кейнсианская теория (первая половина XX в.; Дж. Кейнс). Налоги - главный рычаг регулирования экономики. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов;

- теория монетаризма (50-е гг. XX в.; М. Фридман). Наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег. Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики;

- теория экономики предложения (80-е гг. XX в.; М. Берне, Г. Стайн). Налоги — один из важных факторов экономического развития и регулирования.

В рыночной экономике базовым показателем выступает предложение товара. Сокращение налоговых ставок приводит к росту доходов, увеличению сбережений у населения и накоплению капитала предпринимателями, а в конечном итоге повышению национального производства и дохода, налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, снижение налогового гнета влечет за собой бурный рост предпринимательской и инвестиционной деятельности.

К частным теориям налогов относятся:

- теория соотношения прямого и косвенного обложения.

Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос о влиянии прямого и косвенного обложения при создании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм, как наиболее справедливых (подоходное налогообложение);

- теория единого налога.

Налоги должны уплачиваться из одного источника — из доходов. Теоретически взимание единого налога более целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала идеалистичность этого подхода;

- теория пропорционального налогообложения.

Ослабление налогового бремени по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этого способа обложения всегда выступают имущие классы;

- теория прогрессивного налогообложения.

Усиление налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого гражданина необходимо обложить большим налогом — не только абсолютно, но и относительно;

- теория переложения налогов.

Изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и предложения. Исследования проводятся по источникам доходов и по категориям плательщиков.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. По выражению политического деятеля Северной Америки

Б. Франклина, «платить налоги и умереть должен каждый».

Налоги и займы — два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом обществе.

При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) к выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США — 90, в Германии — 80, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям (более 90%).

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Можно выделить следующие группы принципов:

1. По  степени охвата во времени  и пространстве — общенациональные (базовые) принципы, сформулированные  на протяжении всей истории  развития налогообложения и действующие  во всем мире; национальные (индивидуальные) принципы, функционирующие в рамках  конкретной страны.

2. В зависимости  от сферы действия — юридические, организационные и экономические  принципы.

Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права:

• принцип равного налогового бремени;

• принцип установления налогов законами;

• принцип отрицания обратной силы налоговых законов;

• принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;

• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;

• принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы налогообложения — это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:

• принцип единства налоговой системы;

• принцип подвижности (эластичности);

• принцип стабильности;

• принцип множественности налогов;

• принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения, именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:

принцип справедливости — каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой выступает прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов;

принцип соразмерности — баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени

принцип учета интересов налогоплательщиков — простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через:

принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);

принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);

принцип экономичности (эффективности) — необходимость сокращения издержек государства по взиманию налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем, примерно на порядок) затраты на его обслуживание.

Со временем к этому перечню австрийский экономист Адольф-Генрих-Готлиб Вагнер добавил следующие принципы:

• достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);

• правильный выбор источников налогообложения;

• выявление способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных);

• влияние налогов на плательщиков;

• общность (охват всех слоев населения обложением налогами);

• прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика);

• освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:

• утверждение налогов — прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

• налог является индивидуально безвозмездным;

• односторонний характер установления налога;

• уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;

• налог взыскивается на условиях безвозвратности;

• цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.

1. По  способу взимания различают:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов пни имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные  прямые налоги, уплачиваемые с  учетом не действительного, а  предполагаемого среднего дохода  плательщика (например, налоги на  имущество юридических и физических  лиц);

- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

- косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные  индивидуальные налоги, которыми  облагаются строго определенные  группы товаров (например, акцизы);

- косвенные  универсальные налоги, которыми  облагаются в основном все  товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

- фискальные  монополии, распространяемые на  все товары, производство и реализация  которых сосредоточены в государственных  структурах;

- таможенные  пошлины, которыми облагаются товары  и услуги при пересечении государственной  границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости  от органа, который устанавливает  и имеет право изменять и  конкретизировать налоги:

- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы  которых определяются законодательством  страны и являются едиными  на всей ее территории. Их устанавливает  и вводит в действие высший  представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться  в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организаций);

- региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

- местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

3. По целевой направленности введения налогов: абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

- целевые (специальные) налоги, которые вводятся  для финансирования конкретного  направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого  рода платежей часто создается  специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости  от субъекта-налогоплательщика:

- налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или  дарение);

- налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

- смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По  уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж:

- закрепленные  налоги, которые непосредственно  и целиком поступают в тот  или иной бюджет (например, таможенные  пошлины);

- регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По  порядку введения:

- общеобязательные  налоги, взимаемые на всей территории  страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических  лиц, акцизы);

- факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция региональных и местных органов власти (например, налоге продаж, местные лицензионные сборы).

7. По  срокам уплаты:

- срочные  налоги, которые уплачиваются к  сроку, определенному нормативными  актами (например, государственная  пошлина);

- периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

8. По  характеру отражения в бухгалтерском  учете различают налоги:

- включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);

- уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

- уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

- уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);

- включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

- удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

1.2 Развитие косвенных налогов в РФ

Раньше основную долю доходов приносили прямые налоги, но с развитием права появилось большое количество льгот и доходы от прямых налогов стали меньше. Косвенные налоги, как добавление к цене товара возникли давно как таможенная пошлина, акцизы, но в XX веке нашли свое применение и сейчас используются в мире очень широко. Среди них в России применяются НДС, акцизы, таможенная пошлина и др. Они замаскированы в цене товара и платит их не производитель, а потребитель, который приобретает товары по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Многие считают их несправедливыми, ведь их платят самые бедные слои населения. Но это наиболее удобный метод получения доходов, позволяющий быстро и регулярно получать крупные суммы средств. Причем через их применение возможен самый быстрый путь воздействия на экономику и потребление.

Налог на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения