Налог на добавленную стоимость.Акцизы

Содержание

Страницы    

Налог на добавленную стоимость

 Введение  ………………………………………………………………….…  2

Плательщики НДС ……………………………………………………………3

Объект  налогообложения………………………………………………….....4

Налоговые ставки……………………………………………………………...6

Акцизы

Введение………………………………………………………………………..8

 Налогоплательщики и объект налогообложения ………………………....9

Налоговая база, налоговый период и налоговые ставки …………..........12  

Порядок счисления акциза и налоговые вычеты ………………………....15

Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность ……………………………...17

Заключение ……………………………………………………………………18

Приложение …………………………………………………………………...20

Практическая  часть

Задача 1………………………………………………………………………….24

Задача 2………………………………………………………………………….26

Задача 3………………………………………………………………………….27

Список литературы …………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Налог на добавленную стоимость.
 

Введение 

       Налог на добавленную стоимость  позволяет государству  получать часть дохода на каждой стадии движения товара вплоть до конечного потребителя. При этом суммарный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей и от результатов их финансовой деятельности.

       В Российской Федерации НДС был  введен с 1992г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог  с оборота и налог с продаж.

       Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и  главным налогом в формировании доходной части федерального бюджета: поступления в консолидированный  бюджет Российской Федерации составляет более 1/5 налоговых доходов.

       НДС — налог, взимаемый со стоимости, добавленной на стадии производства и обращения товара, включая обмен и перепродажу. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, расходы на рекламу, транспорт и другое. Ставка налога изменяется в зависимости от вида продукции. НДС включается производителем или продавцом в цену товара, оплачивается покупателем и рассчитывается как разность между НДС, уплаченным покупателем, и НДС, уплаченным в связи с расходами, включаемыми в себестоимость продукции1.

       С 1 января 2001 г. порядок обложения предприятий данным налогом регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ (часть II).

       В целях реализации положений указанной  главы Министерством по налогам  и сборам изданы «Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ», утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447.

       Плательщики налога на добавленную  стоимость 

       Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

       Налоговый Кодекс РФ впервые в практике российского налогообложения предусмотрел возможность освобождения как юридических, так и физических  лиц от исполнения обязанностей налогоплательщика.

       Право на освобождение согласно статье 145 НК РФ имеют предприятия при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Объекты обложения НДС 

       Объектом  обложения НДС согласно статье 146 НК РФ являются следующие операции2:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;
  • передача права собственности на товары на безвозмездной основе;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

       Не  признаются реализацией товаров (работ, услуг), а, следовательно, не подлежат обложению  НДС:

  • операции, связанные с обращением российской и иностранной валютами;
  • передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;
  • передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • инвестирование имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;
  • передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  • передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления.

       При определении объекта налогообложения  необходимо четко определить место реализации товара (работ, услуг).

       Местом  реализации товаров, согласно статье 147 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

         Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии со статьями 153-162 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

       При применении налогоплательщиками при  реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. 

       Налоговые ставки. 

       По  НДС в настоящее время действуют  три ставки 10%, 18% и 0 %.

       Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:

  • товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации.

       Ставка 10% устанавливается при реализации:

  • продовольственных товаров по перечню, установленному ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей, предусмотренных установленным перечнем;
  • периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  • учебной и научной книжной продукции;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
  • лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
  • изделий медицинского назначения.

       При реализации остальных товаров (работ, услуг) взимается ставка 18%.

       Кроме указанных налоговых ставок существует расчетный метод, на основании которого налоговая ставка определяется как  процентное отношение налоговой  ставки 10 или 18 процентов к налоговой  базе, принятой за 100 и увеличенной  на соответствующий размер налоговой ставки. Данный метод применяется в случаях:

  • при получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
  • при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ;
  • при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ;
  • при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Акцизы
 

Введение

     С 1 января 2010 года вступили в  силу существенные поправки, внесенные  в главу 22 «Акцизы» Налогового  кодекса РФ. В результате изменен  порядок исчисления и уплаты  акцизов, а их ставки возросли  практически по всем видам  подакцизных товаров.

     Федеральный закон от 28.11.09 №282-ФЗ  «О внесении изменений в главу  22 и главу 28 части второй Налогового  кодекса Российской Федерации» (далее  Закон №282-ФЗ) разработан и принят  во исполнение Основных направлений  Налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов. Этот закон предусматривает индексацию ставок акцизов на 2010 – 2012 годы, а также внесению ряда изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами, с целью повышения его эффективности. Указанным законом также утверждается новый размер ставок транспортного налога, обсуждение и принятие которых имело большой резонанс в средствах массовой информации.

     Тема, связанная с акцизами, является  актуальной, так как акцизы всегда  имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара.   
 
 
 
 
 
 

Налогоплательщики и объект налогообложения

    

         Акциз — это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 22 части второй НК РФ. Глава 22 применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 05.08.2000 г.    № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

     Налогоплательщиками акциза признаются3:

1) организации;

2) индивидуальные  предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии  с ТК РФ.

     Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.

Подакцизными  товарами признаются:

1) спирт  этиловый из всех видов сырья,  за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая  продукция, (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%. 

В целях  гл. 22 НК РФ не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

٧  лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства,

прошедшие государственную регистрацию в  уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные  в Государственный реестр лекарственных  средств и изделий медицинского

назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

٧ препараты ветеринарного назначения, разработанные для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;

٧ парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

٧ подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья.

٧ товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

3) алкогольная  продукция (спирт питьевой, водка,  ликероводочные изделия, коньяки,  вино и иная пищевая продукция  с объемной долей этилового  спирта более 1,5%, за исключением  виноматериалов)

4) пиво;

5) табачная  продукция;

6) автомобили  легковые и мотоциклы с мощностью  двигателя свыше 112,5  кВт (150 л.с);

7) автомобильный  бензин;

8) дизельное  топливо;

9) моторные  масла для дизельных и (или)  карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный  бензин.

Для товаров, перечисленных в п. 7—10, используется общее название «подакцизные нефтепродукты». 

Объектом  налогообложения 4являются следующие операции:

1) реализация  на территории РФ лицами произведенных  ими подакцизных товаров; 

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;

3) передача  на территории РФ лицами произведенных  ими из давальческого сырья  подакцизных товаров собственнику  указанного сырья либо другим лицам;

4) передача  в структуре организации произведенных  подакцизных товаров для дальнейшего  производства неподакцизных товаров  (кроме прямогонного бензина и  этилового спирта);

5) передача  на территории РФ подакцизных  товаров для собственных нужд;

6) передача  на территории РФ подакцизных  товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды  кооперативов, в качестве взноса  по договору простого товарищества;

7) передача  организацией произведенных ею  подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;

8) передача  произведенных подакцизных товаров  на переработку на давальческой  основе;

9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

10)получение  денатурированного этилового спирта  организацией, имеющей свидетельство  на производство неспиртосодержащей  продукции 

11)получение  прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. 
 

Налоговая база, налоговый период и налоговые ставки

    Налоговая база определяется  отдельно по каждому виду подакцизного  товара. Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется5:

1.   как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном  выражении - по подакцизным товарам,  в отношении которых установлены  твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2. как  стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная  исходя из рыночных цен, без  учета акциза, налога на добавленную  стоимость - по подакцизным товарам,  в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3.  как  стоимость переданных подакцизных  товаров, исчисленная исходя из  средних цен реализации, действовавших  в предыдущем налоговом периоде;

4.  Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется отдельно.

     Налоговая база по этиловому  спирту определяется как объем  полученного денатурированного  этилового спирта в натуральном  выражении. 
    Налоговая база по прямогонному бензину определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении.

   Налоговым периодом признается календарный месяц6.

Налогообложение подакцизных товаров кроме автомобильного бензина и дизельного топлива осуществляется по следующим налоговым ставкам (см. табл.1 – приложение):  
 

 

Спирт этиловый и спиртосодержащая продукция:

     Из таблицы 1 следует, что ставка  акциза на спирт этиловый из  всех видов сырья (в том числе  этиловый спирт-сырец из всех  видов сырья с 1 января текущего года увеличился с 27,7 руб. (за 1 л безводного этилового спирта) до 30,5 руб. (за 1 л безводного этилового спирта). В 2011 и 2012 годах размер ставок также будет увеличиваться и составит соответственно 33,6 руб. и 37 руб. (за 1 л безводного этилового спирта).

На спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию  в металлической аэрозольной  упаковке, а также спиртосодержащую продукцию бытовой химии сохранится нулевая ставка акциза.

Алкогольная продукция:

    По алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в 2010 – 2012 годах ставки акцизов будут увеличиваться примерно на 10% ежегодно, а по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно – на 20% ежегодно. 

Налоговые ставки по натуральным винам и по шампанским, игристым, газированным и шипучим винам в 2010 – 2012 годах также будут стабильно увеличиваться (табл. 1).

В отношении  пива с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового  свыше 0,5 и до 8,6% включительно с 2010 года ставка акциза повысилась почти в 3 раза, а по пиву с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% - более чем в 4 раза с ежегодной индексацией этих ставок.

Автомобили:

    В отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.), а также свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) налоговые ставки в 2010 – 2012 годах будут повышаться примерно на 10% ежегодно. За менее мощные легковые машины, с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) как и ранее акцизы взиматься не будут, а за автомобили имеющие мощность двигателя в промежутке от 67,5 кВт (90) до 112,5 кВт (150л.с.) налоговые ставки установлены достаточно щадящие. Десятикратный скачок акцизных ставок имеет место для легковых автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателя более 112,5 кВт (150 л. с.). Такая налоговая политика должна оказывать стимулирующее воздействие на производство отечественного легкового автотранспорта, большая часть которого имеет двигатели, мощность которых не превышает 112,5 кВт (150 л. с.).

Нефтепродукты:

    Ставки акцизов на нефтепродукты  оставались без изменения с  2005 по 2009 год. Однако в связи  с кризисной ситуацией в экономике и снижением доходов субъектов РФ возникла необходимость проиндексировать и эти ставки акцизов (см. табл. 2 – приложение).

    Как следует из табл. 2 с 2011 года  система исчисления акцизов на  автомобильный бензин и дизельное  топливо будет построена по принципу убывающей шкалы ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), предусмотренных Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.02.08 №118. 

    Более низкие ставки акцизов  на автомобильные бензины и  дизельное топливо, отвечающие  по своим экологическим характеристикам  требованиям 3, 4 и 5 классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход. Это позволит сократить сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.  

  Порядок  исчисления акциза и налоговые вычеты

     Порядок исчисления акциза7:

     Сумма акциза по подакцизным  товарам, в отношении которых  установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

     Сумма акциза по подакцизным  товарам, в отношении которых  установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

     Сумма акциза по подакцизным  товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров

     Общая сумма акциза при совершении  операций с подакцизными нефтепродуктами,  определяется отдельно от суммы  акциза по другим подакцизным  товарам. 

     Сумма акциза исчисляется по  итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.

    Налогоплательщик имеет право  уменьшить сумму акциза на налоговые вычеты8.

Вычетам подлежат:

1. Суммы  акциза, предъявленные продавцами  и уплаченные налогоплательщиком  при приобретении подакцизных  товаров в дальнейшем использованных  в качестве сырья для производства  подакцизных товаров.

2. Суммы  акциза, уплаченные на территории  РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

4. Суммы  акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем  подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

5. Налогоплательщик  имеет право уменьшить общую  сумму акциза по подакцизным  товарам на сумму акциза, исчисленную  с сумм авансовых и (или)  иных платежей, полученных в счет  оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

Налог на добавленную стоимость.Акцизы