Налог на добычу полезных ископаемых. 15

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Налог на добычу полезных  ископаемых

1.1 Налогоплательщики

 1.2 Объект налогообложения

1.3 Налоговая база

2. Сроки и порядок уплаты налога  на прибыль

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основная цель налоговой политики любого государства состоит в постоянном поиске путей увеличения налоговых доходов государства, однако, пути достижения этой цели могут быть разными. Как свидетельствует опыт ряда экономически развитых стран (Великобритания, Германия, США, Франция), подход к реформированию налогового законодательства и кодификации его норм там существенно отличается от российского. Целью налоговой реформы в этих странах является не снижение налогового бремени, о чем так активно говорят все последние годы в России, а стабилизация налоговой системы, которая позволяет сократить до разумного минимума необходимость изменения налоговых правил в будущем.  
В современной России после многих лет фактической анархии в сфере налогообложения, начиная с 1990-х гг., наконец, установлены четкие взаимоотношения государства в лице налоговых органов и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Однако перманентное реформирование налогового законодательства, внесение постоянных поправок в нормы Налогового кодекса РФ нервируют общество, экономических субъектов, приводят к снижению реальных налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, уводят доходы в тень. К числу проблем действующего налогового законодательства России относятся и нечеткость в его построении, отдельные неясности и противоречия, неувязки налоговых норм с нормами гражданского, предпринимательского и другими отраслями права.

1.Налог на добычу полезных ископаемых

1.1: Налогоплательщики

Россия - одна из богатейших стран мира по природным ресурсам, среди которых основную долю занимают руда, нефть, газ, лес. Учитывая, что природные ресурсы в основном являются невозобновляемыми, обеспечение рационального природопользования реализуется главным образом через налоговый механизм.

          Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее  налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

       1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (далее - налог) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2  статьи 335 НК РФ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей настоящей главы местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)  

3. Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога определяются Министерством финансов Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

 

            1.2 Объект налогообложения

        1. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 НК РФ, признаются:

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

     1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации Залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 213-ФЗ)

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; 

 

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. 

 

2. Не признаются объектом налогообложения:  

 

1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

         2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; 

3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;  

4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)  

5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)  

6) метан угольных пластов.

(пп. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 278-ФЗ)

1.3Налоговая база

Налоговая база исчисляется в зависимости от вида ископаемого, каждому из которых присвоены собственные ставки. Отчетным периодом является календарный месяц.

Ставки НДПИ

Ставка, %

Виды ископаемых

3,8

Калийные соли

4,0

Торф;

Апатит-нефелиновые,апатитовыеи фосфоритовые руды;

Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы

4,8

Кондиционные руды черных металлов

5,5

Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей), апатит - (за исключением нефелиновых и фосфоритовых руд);

Соли природного и чистого хлористого натрия;

Сырье радиоактивных металлов;

Подземные промышленные и термальные воды;

Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;

Нефелины, бокситы

6,0

Горнорудное неметаллическое сырье;

Битуминозные породы;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие золото;

Иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки

6,5

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)

7,5

Минеральные воды

8,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни;

Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

Многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты комплексной руды,за исключением драгоценных металлов.

16,5

Углеводородное сырье

17,5

Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья

135 рублей за 1000 куб.м.

Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья

419 рублей за тонну с учетом коэффициентов Кц и Кв

Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная


К основным налоговым ставкам применяются следующие льготы:

• Налог с добытых ископаемых с применением коэффициента 0,7 к основной ставке платят те организации, которые самостоятельно ведут разработку и поиск месторождений. Либо на 01.07.2001г полностью возместили их государству и освобождены от «налога на восполнение».

• Налоговая льгота в 80% может быть предоставлена для выработанных участков, при условии предоставления данных по учету добытой нефти;

• Нулевая ставка применима для добычи нефти объемом до 25 000000 тонн в республике Саха, Иркутском Красноярском крае.

• НДПИ 0% применяется к вновь разрабатываемым месторождениям в части: нормативных отходов, попутного газа, прогнозируемых потерь. А так же добычи полезных ископаемых в отработанном сырье, отвалах и отходах;

• Не облагаются налогом подземные воды: вне государственного баланса, используемые для сельскохозяйственных нужд, добытые при проведении контрольно-ревизионных работ, используемые в лечебных целях.

Налоговая база НДПИ определяется (п.п. 1,4 и 5 ст.338 НК РФ):

- налогоплательщиком самостоятельно  отдельно по каждому добытому  полезному ископаемому;

- применительно к каждой налоговой  ставке в отношении добытых  полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо для которых налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента.

Существуют 2 способа определения налоговой базы:

- как стоимость добытых полезных  ископаемых по общему правилу;

- как количество добытых полезных  ископаемых в натуральном выражении  в следующих случаях:

- при добыче попутного газа  и газа горючего природного  из всех видов месторождений  углеводородного сырья;

- при добыче нефти в период  с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. в соответствии со ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 126-ФЗ, с 01.01.2007- согласно ст.342 НК РФ. Определение количества полезных ископаемых. В соответствии с п.1 ст.339 НК РФ количество добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого. Существуют 2 метода определения количества добытых полезных ископаемых:

1. Прямой, согласно которому количество добытых полезных ископаемых определяется посредством применения измерительных средств и устройств.

2. Косвенный, который используется, если невозможно применить прямой, и заключается в том, что количество  добытых полезных ископаемых  определяется расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.

Определение стоимости добытого полезного ископаемого

Оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

· исходя из сложившихся цен реализации с учетом/без учета государственных субвенций.

Данный способ применяется при наличии в налоговом периоде реализации добытых полезных ископаемых:

- цены реализации добытых полезных  ископаемых уменьшается на 3 показателя:

а) суммы субвенций из бюджета;

б) расходы по доставке;

в) НДС при реализации на территории РФ и в государствах - участниках СНГ;

- определяется выручка от реализации  добытых полезных ископаемых  за налоговый период по формуле:

Выручка= кол-во реализованного ДПИ * цену реализации этого ДПИ

Где:

ДПИ - добытое полезное ископаемое.

- далее рассчитывается стоимость  единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ДПИ/кол-во  реализованного ДПИ.

-определяется стоимость добытого полезного ископаемого

= количество ДПИ * стоимость единицы  ДПИ

· исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Данный способ применяется в случае отсутствия реализации ДПИ у налогоплательщика в данном или предыдущем налоговом периоде. Расчетная стоимость ДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При определении расчетной стоимости ДПИ учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:

- прямые расходы (распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода)

- косвенные расходы ( относящиеся  к добытым полезным ископаемым). В полном объеме включаются  в расчетную стоимость этих  ископаемых.

- сумма косвенных и внереализационных  расходов, относящихся как к добыче  полезных ископаемых, так и к  другим видам деятельности.

 Налоговый период и налоговая  ставка по НДПИ

Налоговым периодом для НДПИ является календарный месяц.

В соответствии с п.1 ст. 342 НК РФ налогообложение по НДПИ производится по ставке 0% (0 рублей). По ставке 0% налогообложение производится в случаях, предусмотренных в п.1 ст. 342 НК РФ. Перечень этих случаев исчерпывающий. Например, в таком порядке производится налогообложение при добыче попутного газа, минеральных вод (используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации), подземных вод (используемых налогоплательщиком исключительно в с/х целях.

С 1 января 2014 г.:

- ставка НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной составляет 493 руб. за 1 т (подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ);

- стоимость единицы добытого  полезного ископаемого округляется  до 2-го знака после запятой  в соответствии с действующим  порядком округления (п. п. 2 и 3 ст. 340 НК РФ);

- введен специальный коэффициент, характеризующий способ добычи  кондиционных руд черных металлов, - Кподз (ст. 342.1 НК РФ);

- участники региональных инвестиционных  проектов при расчете НДПИ  применяют специальный коэффициент (п. 2.2 ст. 342, ст. 342.3 НК РФ);

- определены ставки НДПИ в  отношении углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добытого на новых морских  месторождениях (п. 2.1 ст. 342 НК РФ);

- стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяется с учетом особенностей, установленных ст. 340.1 НК РФ (п. 7 ст. 340 НК РФ).

2.Сроки и порядок уплаты налога на прибыль

Налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам отчетного (налогового) периода и суммы авансовых платежей по итогам отчетных периодов определяются налогоплательщиком самостоятельно на основе данных налогового учета.

Налог уплачивается по истечении налогового периода не позднее 28 марта следующего года. 28 марта следующего года установлен как последний срок для подачи налоговой декларации.

Существуют три варианта уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль:

  • ежемесячно исходя из прибыли за прошлый квартал;
  • ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли;
  • ежеквартально.

Ежемесячные авансовые платежи могут исчисляться двумя методами: 1) «от достигнутого» – на основе начисленных ранее (в предыдущем отчетном периоде) сумм авансовых платежей; 2) исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При уплате авансовых платежей ежемесячно исходя из прибыли за прошлый квартал сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, равна одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, равна одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Величина платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, равна одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Когда рассчитанная сумма платежа отрицательна или равна нулю, то указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Организации вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом свою налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего переходу. При этом система уплаты авансовых платежей не изменяется в течение года.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превысит в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, вправе платить только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

В зависимости от метода исчисления ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение налогового периода, уплачиваются:

  1. при исчислении налога «от достигнутого» – не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода;
  2. при исчислении налога по фактически полученной прибыли – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Организация по своему выбору может перечислять ежемесячные авансовые платежи:

  • исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале;
  • исходя из фактически полученной прибыли за месяц.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
   Созданная в конце 80-х - начале 90-х гг. налоговая система России постоянно реформируется. 
 
    Правительством определены цели и стратегия налоговой реформы, а также ее первоначальные задачи, которые заключаются в следующем: добиться снижения уровня налоговых изъятий по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов; сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и незаконными способами); повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему отпускных цен, в процессы формирования достижений, в распределение времени между досугом и работой и т. д.); обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового  законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.  
    Для их достижения требуется решение трех взаимосвязанных проблем:  
-ликвидации налоговых льгот; 
-обеспечения полноты и эффективности сбора налогов со всех категорий налогоплательщиков; 
-ликвидации «прорех» в налоговом законодательстве, позволяющих законным способом избежать налогов. 
   Реформа налоговой системы нацелена не на кардинальное изменение действующей налоговой системы, а на ее эволюционное преобразование устранение присущих ей недостатков и перекосов. Такой курс направлен на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

Список литературы 
1.Налоговый кодекс РФ

2.ФЗ от 29.05.2002 N 57

3.ФЗ от 29.06.2004 N 58

4.ФЗ  от 27.07.2006 N 137

5.ФЗ от 29.12.2012 N 278

6.ФЗ от 23.07.2013 N 213 
7.КонсультантПлюс, 1992-2014

8.Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009.

9. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 2-е издание. М.: ИНФРА-М, 2009

11.сайт bs-life.ru

12.Интернет-сайт www.nalog.ru