Налог на добычу полезных ископаемых. 14

Тема 15. Налог на добычу полезных ископаемых

 

Содержание

 

  1. Экономическая сущность и значение платежей за природные  ресурсы
  2. Нормативная база
  3. Налогоплательщики
  4. Объект налогообложения
  5. Налоговая база
  6. Налоговый период
  7. Налоговые ставки
  8. Порядок исчисления и уплаты НДПИ

Список использованной литературы

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы.

 

Экономическая оценка природных ресурсов является одной из центральных проблем  экономической науки. Ее исследованию посвящено большое количество работ  отечественных и зарубежных ученых. Однако многие вопросы до сих пор  не решены.

Оценка природных  ресурсов имеет давнюю историю. Оценка земли как направление государственной  социально-экономической политики начинает формироваться в России с конца XV века, когда появляется поместье как специфическая разновидность  частнофеодальной условной земельной собственности. В последующие годы шло совершенствование методов и принципов оценки земель.

В методике конца XIX - начала XX в. оценка земель производилась  или по стоимости земель, или по их доходности. Характерной особенностью методик было то, что оценка земельных  угодий являлась одновременно источником дохода и предметом купли-продажи.

После Великой  Октябрьской революции, с конца 1920-х  гг., в результате огосударствления земельной собственности оценка земли в сфере частной жизни  практически исчезла.

Экономическая оценка природных ресурсов в бывшем СССР отвергалась на принципиальном, теоретическом уровне. Идеальной  основой такого отрицания была одна из главных догм марксистской политической науки - трудовая теория стоимости К. Маркса. Согласно этой теории, стоимости  всегда создаются трудом. Какой либо вклад природного ресурса в создании стоимостей отвергался. Эта теория нанесла огромный ущерб экономике  нашей страны и природным ресурсам.

Государство в лице его полномочных органов  заинтересовано в том, чтобы природные  ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические  условия добычи и управлять этими  условиями. В настоящее время  это правило составляет основу хозяйствования Российской Федерации.

Принцип платности  природопользования заключается в  обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование  соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного  права каждого на благоприятную  окружающую среду, является для его  субъектов безвозмездным. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной  среды и за другие виды воздействия  на природу. Важным является то, что  законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Введение  платежей за использование природных  ресурсов - прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи.

1. Повышение  заинтересованности производителя  в эффективном использовании  природных ресурсов и земель.

2. Повышение  заинтересованности в сохранении  и воспроизводстве материальных  ресурсов.

3. Получение  дополнительных средств на восстановление  и воспроизводство природных  ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов - это  денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого  от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного  характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности  производства, так и на состоянии  природных богатств. Устранение бесплатного  использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно  оценить с экономической точки  зрения деятельность предприятий.

Итак, платежи  за пользование природными ресурсами - являются важнейшим компонентом  экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

Прежде чем  оценивать роль природоресурсных платежей в доходах бюджета, определим: что такое природные ресурсы.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», природные ресурсы - компоненты природной  среды, природные объекты и природно-антропогенные  объекты, которые используются или  могут быть использованы при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов  производства и предметов потребления  и имеют потребительскую ценность. При этом под использованием природных  ресурсов, понимается - эксплуатация природных  ресурсов, вовлечение их в хозяйственный  оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

Общая оценка влияния природно-ресурсного потенциала страны на формирование доходной части  федерального бюджета такова: Россия обладает значительным природно-ресурсным  потенциалом. В то же время доходы государства от использования данной части национального богатства явно недостаточны.

В современной  России отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются огромным комплексом нормативных актов: Конституцией РФ (статьи 57, 75, 104), рядом федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Государственной налоговой службы и др. Это десятки законодательных актов, сотни подзаконных и ведомственных нормативных актов.

Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена  в ведомственных кадастрах.

Государственный земельный кадастр представляет собой свод документальных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведения о территориальных  зонах на земельных участках и  прочно связанных с ними объектов.

Государственный водный кадастр содержит свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о  водопользователях.

В рамках водного  кадастра производится паспортизация  рек и озер, имеющих экологическое, экономическое и рекреационное  значение.

Все перечисленные  кадастры имеют существенные недостатки:

· они охватывают не все природные ресурсы и  объекты;

· информация о природных ресурсах носит в  основном ведомственный характер;

· при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается  экологический фактор и др.

Плата за пользование  конкретным природным ресурсом установлена  соответствующими законами и нормативными актами.

Для установления размера платы за использование  природными ресурсами разработаны  нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда  в сферах использования земли  недр земли, воздушных и водных сред.

Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой денежное выражение экономического результата (эффекта) от их использования  в фиксированных социально-экономических  условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических  ограничениях на хозяйственную и  иную деятельность.

Показатель  экономической оценки является непостоянной величиной, при изменении указанных  выше условий он подлежит корректировке.

Экономическая оценка природных ресурсов применяется  для решения всего комплекса  вопросов, связанных с рациональным их использованием и вовлечением  в сферу социально-экономических  отношений в обществе.

Такая оценка необходима для следующих целей:

- обоснования  стратегии, долгосрочных и среднесрочных  планов социально-экономического  развития Российской Федерации и ее субъектов;

- учета стоимости  природных ресурсов в составе  экономических активов страны, а  также при вовлечении их в  хозяйственный оборот на законодательной  основе государственных концессий  и залогового права;

- предъявление  миру официальной статистики  реальной стоимости природных  ресурсов, как элемента национального  богатства;

- решения  вопросов налогообложения;

- решения  других вопросов природопользования.

Экономическая оценка природных ресурсов как национального  богатства может выступать в  качестве цены за право пользования  этими ресурсами. При покупках указанных  прав природная рента в процессе эксплуатации ресурсов не должна взиматься.

Экономическая оценка природных ресурсов базируется на следующих основных принципах.

1. Принцип  комплексности предусматривает  учет всех природных ресурсов, входящих в состав оцениваемого  объекта (как используемых, так  и подвергаемых негативному воздействию), а также учет всех полезных  качеств природного ресурса, которые проявляются при данном варианте природопользования, либо теряются временно или навсегда.

2. Принцип  охраны условий жизнедеятельности  человека и природы предполагает  сбалансированный учет экологических  и экономических интересов общества  и обеспечения гарантий, прав  человека на благоприятную окружающую  среду.

3. Принцип  императива воспроизводства природных  ресурсов означает, что природные  ресурсы, которые отрабатываются  в процессе эксплуатации, должны  быть воспроизведены в экономическом  или физическом отношении.

4. Принцип  оптимизации экономической оценки  природного объекта в целом  предполагает поиск такого варианта  использования природных ресурсов, входящих в состав природного  объекта, при котором природный  объект имеет наивысшую оценку.

5. Принцип  учета фактора времени предусматривает  приведение разновременных затрат  и результатов с помощью соответствующих  коэффициентов к моменту оценки  природного ресурса.

6. Принцип  вклада природных ресурсов в  национальное богатство страны  означает разумное и эффективное  их использование.

Если методы экономической оценки природных  ресурсов позволяют оценить частичное  использование ценностного курса  на момент расчета для размеров платы  в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие  стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия  с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи.

Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ, существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы.

Существуют  следующие методы оценки природных  ресурсов:

· метод сравнительного анализа продаж - основывается на информации о ценах продажи (прав на использование) путем проведения публичных торгов аналогичных природных ресурсов (объектов);

· метод восстановительной  стоимости - используется для оценки возобновимых природных ресурсов на основе затрат, которые пришлось бы израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение данного вида ресурса из использования в хозяйственном обороте;

· метод остаточного  дохода - применятся при несовершенстве цен на первичное природное сырье, когда значительный экономический  эффект от его использования остается в перерабатывающих отраслях;

· воспроизводственный  метод позволяет определять стоимость  природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства  частично потребляемого вида сырья  на планируемый период;

· результативный метод позволяет вести экономическую  оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу  доходов и текущих затрат;

· рентный  и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при  минимальных затратах, ориентированных  на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и  его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

1) плату за  право пользования природными  ресурсами; 

2) плату за  частичное их восстановление;

3) штрафные  платежи за превышение минимального  использования природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены  между федеральным и местным  бюджетами. В соответствии с Налоговым  кодексом РФ к федеральным отнесены:

 налог  на пользование недрами;

 налог  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

 сбор  за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами;

 водный  налог;

 лесной  доход;

 экологический  налог.

К местным  налогам относится земельный  налог.

При исчислении платы за использование природных  ресурсов следует рассматривать  два принципа экономической оценки ресурсов.

Первый - это "затратный принцип", когда  величина оценки природных ресурсов связывается с общественно необходимыми затратами на их выявление, освоение и воспроизводство. Наиболее последовательно  затратная концепция была сформирована академиком С.Г.Струмилиным, по выражению которого освоенные блага природы приобретают цену своего освоения, а эти цены вполне определяются общественной стоимостью затрат по освоению таких благ.

Эта концепция  основывается на том очевидном факте, что в настоящее время практически  нет природных ресурсов, которые  могут быть вовлечены в хозяйственный  оборот без предшествующих этому  затрат. Однако она обладает рядом  недостатков, делающих ее неприменимой для определения цены природных  ресурсов. Во-первых, получаемая величина выражает их стоимость уже после  приложения к ним определенных трудозатрат, без учета стоимости природных  ресурсов, пребывающих в естественном состоянии. Во-вторых, затраты на освоение и охрану экономически менее эффективного природного ресурса (низкокачественного, труднодоступного), как правило, больше, чем на более эффективные. Таким образом, получается, что объект, обладающий большей потребительной стоимостью, имеет меньшую цену. А ведь это явное противоречие. И в-третьих, управляющая роль цены заключается в том, чтобы оценить величину общественно оправданных затрат на вовлечение природного ресурса в хозяйственный оборот или расширение его эксплуатации. Согласно же "затратному" принципу цена будет определяться по затратам и тем самым оправдываются любые, даже самые неэффективные вложения в его освоение и охрану.

Альтернативой затратной концепции является "результативный принцип" определения цены природных  ресурсов, которая определяется экономическим  эффектом от их использования, безотносительно  к прошлым затратам на освоение этих ресурсов, что в конечном итоге, является признанием дифференциальной ренты как основы экономических оценок.

При определении  экономической оценки и платы  за природные ресурсы необходимо учитывать, что любой единичный  природный ресурс в процессе эксплуатации функционирует с другими средствами производства, причем его продуктивность (и следовательно, цена) зависит от выбранного способа эксплуатации. В то же время выбор способа эксплуатации природного ресурса зависит не только от характеристик его естественной продуктивности, но и от ряда социально-экономических условий: расположения ресурсов относительно пунктов потребления, допустимости его для техники, социальных требований, предъявляемых к режиму использования занимаемой им территории. Именно поэтому одинаковые по естественной продуктивности единичные природные ресурсы могут иметь различную цену, находясь в различных социально-экономических условиях эксплуатации.

 

2. Нормативная база.

 

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с  недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НК РФ.

3. Налогоплательщики.

 

Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр —  организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

В РФ практически  все полезные ископаемые (за исключением  общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией  России или арендуется ею) то пользователь становится на учёт по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица.

 

4. Объект  налогообложения.

 

Объектом  налогообложения выступает добыча полезных ископаемых. Статья 337 Налогового кодекса РФ перечисляет конкретные виды полезных ископаемых. Полезные ископаемые, добыча которых признается объектом налогообложения, именуются термином «добытые полезные ископаемые» (ДПИ).

Видами добытого полезного ископаемого являются:

1) горючие  сланцы;

1.1) уголь (в соответствии с классификацией, установленной Правительством Российской  Федерации):

антрацит;

уголь коксующийся;

уголь бурый;

уголь, за исключением  антрацита, угля коксующегося и угля бурого;

2) торф;

3) углеводородное  сырье:

нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

газовый конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья, прошедший  технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим  проектом разработки месторождения  до направления его на переработку. Для целей настоящей статьи переработкой газового конденсата является отделение  гелия, сернистых и других компонентов  и примесей при их наличии, получение  стабильного конденсата, широкой  фракции легких углеводородов и  продуктов их переработки;

газ горючий природный (растворенный газ  или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного  сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее - попутный газ);

газ горючий природный из всех видов  месторождений углеводородного  сырья, за исключением попутного  газа;

метан угольных пластов;

4) товарные  руды:

черных металлов (железо, марганец, хром);

цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);

редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);

многокомпонентные комплексные руды;

5) полезные  компоненты многокомпонентной комплексной  руды, извлекаемые из нее, при  их направлении внутри организации  на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

6) горно-химическое  неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые  и фосфоритовые руды, калийные, магниевые  и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная  и сера в газовых, серно-колчеданных  и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый  шпат, краски земляные (минеральные  пигменты), карбонатные породы и  другие виды неметаллических  полезных ископаемых для химической  промышленности и производства  минеральных удобрений);

7) горнорудное  неметаллическое сырье (абразивные  породы, жильный кварц (за исключением  особо чистого кварцевого и  пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии,  кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);

8) битуминозные  породы;

9) сырье  редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие  извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами  в рудах других полезных ископаемых;

10) неметаллическое  сырье, используемое в основном  в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит,  флюс известняковый, известняк  и известковый камень для изготовления  извести и цемента, песок природный  строительный, галька, гравий, песчано-гравийные  смеси, камень строительный, облицовочные  камни, мергели, глины, другие  неметаллические ископаемые, используемые  в строительной индустрии);

11) кондиционный  продукт пьезооптического сырья,  особо чистого кварцевого сырья  и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);

12) природные  алмазы, другие драгоценные камни  из коренных, россыпных и техногенных  месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

13) концентраты  и другие полупродукты, содержащие  драгоценные металлы (золото, серебро,  платина, палладий, иридий, родий,  рутений, осмий), получаемые при  добыче драгоценных металлов, то  есть извлечение драгоценных  металлов из коренных (рудных), россыпных  и техногенных месторождений;

14) соль  природная и чистый хлористый  натрий;

15) подземные  воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные  лечебные ресурсы (минеральные  воды), а также термальные воды;

16) сырье  радиоактивных металлов (в частности,  уран и торий).

Полезным  ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами  к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

 

5. Налоговая  база.

 

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых (кроме угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья и газового конденсата). (в ред. ФЗ от 29.11.12 N 204-ФЗ)

Налоговая база при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа, газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья и газового конденсата определяется как количество добытых полезных ископаемых  в натуральном выражении. (в ред. ФЗ от 29.11.12 N 204-ФЗ)

Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому  добытому полезному ископаемому.

В отношении  полезных ископаемых, для которых  установлены различные налоговые  ставки либо ставка рассчитывается с  учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

 

6. Налоговый  период

 

Налоговым периодом признается календарный месяц.

 

7. Налоговые ставки.

Таблица 1. Налоговые ставки по налогу на добычу полезных ископаемых.

Ставка налога

Применяется при добыче:

Ставка 0%

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

 

  • попутного газа;

 

  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые;

 

  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

 

  • полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;

 

  • минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

 

  • подземных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

 

  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях. 
  • сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

 

  • нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн, при определенных условиях

 

  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях

 

  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях 
  • газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного участка недр в соответствии с техническим проектом разработки месторождения.
  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Черном море, до достижения накопленного объема добычи нефти 20 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами 
  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Охотском море, до достижения накопленного объема добычи нефти 30 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами 
  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением участков недр, расположенных полностью или частично на территории полуострова Ямал в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.

 

  • кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года включительно;
  • газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 млрд. кубических метров на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газа горючего природного, используемого исключительно для производства сжиженного природного газa;
  • газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа;

Ставка 3,8%

  • калийных солей;

Ставка 4,0%

  • торфа;
  • угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;
  • апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;

Ставка 4,8%

  • кондиционных руд черных металлов;

Ставка 5,5%

  • сырья радиоактивных металлов;
  • горно-химического неметаллического сырья;
  • неметаллического сырья;
  • соли природной и чистого хлористого натрия;
  • подземных промышленных и термальных вод;
  • нефелинов, бокситов;

Ставка 6,0%

  • горнорудного неметаллического сырья;
  • битуминозных пород;
  • концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;
  • иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;

Ставка 6,5%

  • концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (кроме золота);
  • драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами комплексной руды (кроме золота);
  • кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

Ставка 7,5%

  • минеральных вод и лечебных грязей;

Ставка 8,0%

  • кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);
  • редких металлов;
  • многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов руды, кроме драгоценных металлов;
  • природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;

470 рублей (начиная с 1 января 2013 года)

  • за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз)

590 рублей (с 1 января 2013 по 31 декабря 2013 года включительно), 

647 рублей (с 1 января 2014 по 31 декабря 2014 года включительно),

679 рублей (с 1 января 2015 года)

  • за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья; (в ред. ФЗ от 29.11.12 N 204-ФЗ)

509 рублей (с 1 января по 31 декабря 2012 года)

582 рубль (с 1 января по 30 июня 2013 года)

622 рубля (с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно)

700 рублей (с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно)

788 рублей (начиная с 1 января 2015 года )

  • за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. 

При этом налогообложение  производится по ставке, установленной  настоящим подпунктом, умноженной на коэффициент

  • 0,493 (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 
  • 0,455 (с 1 января 30 июня 2013 включительно).
  • 0,646 (на период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно), 
  • 0,673 (на период с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно),
  • 0,701 (начиная с 1 января 2015 года), при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья следующими категориями налогоплательщиков:
  • налогоплательщиками, не являющимися в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения;
  • налогоплательщиками, не являющимися в течение всего налогового периода организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50%.

Налоговая ставка с учетом коэффициента округляется до полного  рубля в соответствии с действующим  порядком округления;

47 рублей

  • за 1 тонну добытого антрацита; 

При этом ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по каждому виду угля, ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающие изменение цен на уголь в РФ за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. 

57 рублей

  • за 1 тонну добытого угля коксующегося;

При этом ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по каждому виду угля, ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающие изменение цен на уголь в РФ за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. 

11 рублей

  • за 1 тонну добытого угля бурого;

При этом ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по каждому виду угля, ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающие изменение цен на уголь в РФ за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. 

24 рубля

  • за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.

При этом ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по каждому виду угля, ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающие изменение цен на уголь в РФ за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.