Налог на добычу полезных ископаемых (углеводородное сырье, уголь и природный газ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ  КОМПЛЕКС»

 

Кафедра «Бухгалтерский учет и налогообложение»

 

                                                                                                

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Налогообложение природопользования»

на тему: «Налог на добычу полезных ископаемых (углеводородное сырье, уголь и природный газ)

 

 Студентки  3 курса          Горчаковой А. И.  

  Группы                            34-Э  

Направления 080100.62 «Экономика»

Профиля «Налоги и налогообложение»

Преподаватель:                 Варакса Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Орел 2014

 

  1. Роль налога на добычу полезных ископаемых в формировании доходной части бюджета

 

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Они применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной) и представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов. Одним из наиболее важных платежей, уплачиваемых в бюджет Российской Федерации недропользователями, является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он регулирует правоотношения между государством, организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Данный налог является центральным элементом системы налогообложения природных ресурсов1.

Почти каждый год законодательство по данному налогу претерпевает изменения, касающиеся ставок. Рассмотрим, как за последние годы менялись ставки налога на добычу полезных ископаемых (рисунок 1). Согласно действующему законодательству, ставка НДПИ на газовый конденсат утверждена в размере 590 рублей за тонну в 2013 году, 647 рублей - в 2014 году, 679 рублей - с 1 января 2015 года за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Ставка НДПИ на газ составляла 582 рубля в 2013 году, а с 1 января 2014 года равна 622 рублям за тысячу кубометров. В 2014 году базовая ставка НДПИ на нефть повышается на 4,9% - до 493 рублей с 470 рублей за тонну. В 2015 году ставка будет увеличена еще на 7,5% - до 530 рублей. В 2016 году ставка окажется на уровне 559 рублей за тонну, то есть вырастет на 5,5%2.

Таким образом, в среднесрочной перспективе ставки при добыче нефти и газа имеют тенденцию к незначительному увеличению, что предусмотрено министерством финансов с целью повышения уровня экономического развития страны. Законодательные поправки являются частью налогового маневра, ведь слишком высокие ставки могут сократить инвестиции нефтегазодобывающих компаний в новые проекты и месторождения, что не выгодно для российской экономики.

Налог на добычу полезных ископаемых распределяется между бюджетами различных уровней. Рассмотрим, какую же роль занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов федерального и консолидированного бюджета субъектов РФ (таблица 1).

Таблица 1 – Доля НДПИ в налоговых доходах федерального бюджета Российской Федерации3 (тыс. руб.)

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Налоговые доходы – всего

6 307 025 697

7 687 882 970

9 733 597 392

10 952 640 696

НДПИ – всего

1 408 433 100

1 893 683 914

2 748 327 011

3 138 065 807

в том числе: 
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего

1 351 506 272

1 803 155 424

2 605 332 665

3 012 772 333

из них: добыча каменного угля, бурого угля

30 241 067

46 350 109

70 859 156

46 025 830

добыча сырой нефти и природного газа

1 319 465 198

1 754 633 115

2 532 244 157

2 965 913 832

добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа

838 112 032

1 342 065 395

1 871 639 227

2 164 586 716

добыча природного газа и газового конденсата

129 916 813

144 543 007

220 267 720

337 963 338

Удельный вес, %

22,3

24,6

28,2

28,7


 

Роль НДПИ в доходах федерального бюджета с 2009 по 2012 гг. росла. В 2009 году доля доходов по налогу на добычу полезных ископаемых составила 22,3%, к концу 2010 года она выросла на 2,3%, к концу 2011 года на 5,9 %, а в 2012 году на 6,4% по сравнению с первоначальным показателем, что обусловлено повышением цены на нефть (таблица 2).

Таблица 2 – Цена на нефть, долл.США/барр.4

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Цена на нефть

94,4

61,1

78,2

109,4

110,5

105

101

100


 

Рассмотрим долю НДПИ в доходах федерального бюджета за 2007-2013 гг. в % к ВВП (таблица 3).

Таблица 3 – Доля НДПИ в налоговых доходах федерального бюджета за 2007-2013гг., в % к ВВП5

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Налоговые доходы и платежи

 

36,49

 

36,04

 

30,88

 

31,12

 

34,54

 

34,99

 

33,31

НДПИ

3,60

4,14

2,72

3,04

3,67

3,98

3,86

Удельный вес, %

    9,9

11,5

8,8

9,8

10,6

11,4

11,6


 

Представленные данные показывают, что удельный вес НДПИ по отношению к налоговым доходам, характеризуемые как доля валового внутреннего продукта, на протяжении последних шести лет повышалась: с 9,9% к ВВП в 2007 году до 11,6% к ВВП в 2013 году.

Наглядно, долю НДПИ в налоговых доходах федерального бюджета в % к ВВП можно представить на рисунке 1.

Рисунок 1 - Доля НДПИ в налоговых доходах федерального бюджета за 2007-2013гг., в % к ВВП

При анализе по отдельным видам налогов в России следует обратить внимание на НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в России по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от этих видов налогов (таблица 4).

Таблица 4 – Структура нефтегазовых доходов в федеральном бюджете6

Показатель

2011

2012

2013

2014

НДПИ при добыче нефти, млрд.руб.

1 799,63

1 779,65

1 826,23

2 003,27

Удельный вес, %

32,9

32,0

32,3

32,7

НДПИ при добыче природного газа, млрд.руб.

138,20

275,84

339,46

372,87

Удельный вес, %

2,5

4,9

6,0

6,1

НДПИ при добыче газового конденсата, млрд.руб.

8,21

11,18

11,80

12,80

Удельный вес, %

0,2

0,2

0,2

0,2

Вывозные таможенные пошлины на нефть, млрд.руб.

2 211,36

2 088,65

2 034,57

2 191,12

Удельный вес, %

40,5

37,5

36,0

35,8

Вывозные таможенные пошлины на газ, млрд.руб.

394,10

485,84

534,46

593,11

Удельный вес, %

7,2

8,7

9,5

9,7

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, млрд.руб.

910,47

933,70

899,30

954,06

Удельный вес, %

16,7

16,7

15,9

15,6

Итого

5 461,96

5 574,87

5 645,82

6 127,22


 

Из представленной таблицы 4 видно, что доходы от налогов и пошлин связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют большую долю доходов федерального бюджета, и, по понятным причинам, это очень важная составляющая нашей экономики.

В Заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» представлен прогноз доходов от уплаты НДПИ в 2013-2015гг. (таблица 5).

Таблица 5 – Динамика доходов от уплаты НДПИ в 2013-2015гг.7

 

Показатели

2013

2014

2015

1

Законопроект (2013-2015гг.), млрд.руб.

2 358,3

2 568,6

2 754,0

 

к предыдущему году, млрд.руб.*

-60,2

210,3

185,4

 

к предыдущему году, %

97,5

108,9

107,2

2

Федеральный закон №371-ФЗ (с изм.)      (2012-2014гг.), млрд.руб.

2 205,5

2 424,8

 
 

к предыдущему году, млрд.руб.**

-215,4

219,3

 
 

к предыдущему году, %

91,1

109,9

 

3

Законопроект к Федеральному закону №371-ФЗ (с изм.)

     
 

млрд. руб.

152,8

143,8

 
 

%

106,9

105,9

 

*Ожидаемая оценка за 2012 год – 2418,5 млрд.руб.

**В расчетах к Федеральному  закону №371-ФЗ (с изм.) – 2 420,9 млрд.руб.

 

Доходы от уплаты НДПИ формируются в основном за счет налога, уплаченного при добыче углеводородного сырья (нефти, природного газа и газового конденсата). Поступление НДПИ за углеводородное сырье в федеральный бюджет на 2013 год прогнозировался в сумме 2 339,9 млрд.руб. (3,55% к ВВП), в том числе по нефти – 1 996,5 млрд.руб., по газу горючему природному – 322,5 млрд.руб., по газовому конденсату – 10,9 млрд.руб.

По сравнению с уточненной оценкой за 2012 год прогнозируется уменьшение поступлений НДПИ на 60,2 млрд.руб., или на 2,5%, в связи со снижением мировой цены на нефть и сокращением прогнозируемых объемов добычи нефти.

 

2. Особенности исчисления НДПИ (углеводородное сырье, уголь, природный газ)

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. Статус налогоплательщика пользователь приобретает при получении лицензии или разрешения на право пользования участком недр.

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые, добытые из недр на предоставленном в пользование участке недр.

Согласно ст. 338 НК РФ, существует два вида налоговой базы по НДПИ: количество добытых полезных ископаемых и стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Ст. 339 НК РФ содержит порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Так, количество добытого угля, нефти и газового конденсата измеряется в тоннах, природный газ измеряется в объемных единицах.

Существуют два метода определения количества добытого полезного ископаемого: прямой и косвенный.

При прямом методе количество добытого полезного ископаемого определяется с помощью измерительных приборов и устройств. Если нет возможности применить такой метод, используют косвенный метод, который позволяет определить количество расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье.

Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, то количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактические потери представляют собой разницу между расчетным количеством полезных ископаемых и количеством добытых по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Расчет налоговой базы (количества добытого полезного ископаемого) с учетом фактических потерь представлен на рисунке 2.


 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Расчет налоговой базы с учетом фактических потерь при прямом методе

 

Метод определения количества добытого полезного ископаемого закрепляется в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение всей деятельности по добыче. 

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц.

Перечислить в бюджет налог необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. А не позднее последнего числа этого же месяца необходимо представить в инспекцию по местонахождению налоговую декларацию.

 

2.1 Углеводородное сырье

 

Для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых к углеводородному сырью относят нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов.

При определении стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, применяют общий порядок расчета, то есть, как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, а также расчет предельной минимальной стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Если стоимость единицы добытого полезного ископаемого за налоговый период меньше ее минимальной предельной стоимости, для целей налогообложения используется минимальная предельная стоимость единицы добытого полезного ископаемого.


 






 

 

 

 

Рисунок 3 – Расчет стоимости углеводородного сырья

 

 

Минимальная предельная стоимость единицы каждого вида углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного и попутного газа), добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяется как произведение средней за истекший период цены соответствующего вида углеводородного сырья на мировых рынках, выраженной в долларах США, за единицу углеводородного сырья и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком РФ.

Минимальная предельная стоимость единицы газа горючего природного или попутного газа, добытых на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяется как средневзвешенная по объемам поставок на внутренний рынок и экспорт газа горючего природного за налоговый период.

Цена газа горючего природного при поставках н внутренний рынок определяется исходя из средней за истекший налоговый период оптовой цены газа горючего природного на внутреннем рынке Российской Федерации с учетом скидок и надбавок (кроме скидок и надбавок, связанных с затратами на транспортировку газа горючего природного от мест добычи до мест реализации).

Цена газа горючего природного при поставках на экспорт определяется как произведение средней за истекший налоговый период цены газа горючего природного при поставках за пределы таможенной территории Таможенного союза, выраженной в долларах США, за единицу газа горючего природного и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком.8

Налогоплательщик при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья вправе не рассчитывать стоимость углеводородного сырья в общем порядке, а определять налоговую базу как произведение количества добытого полезного ископаемого и минимальной предельной стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Выбранный вариант определения стоимости закрепляется в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение срока не менее 5 лет.

Если у налогоплательщика отсутствует реализация углеводородного сырья, то для целей налогообложения используется предельная минимальная стоимость единицы добытого полезного ископаемого.

Порядок расчет НДПИ в отношении нефти, газа и газового конденсата, добываемых на новых морских месторождениях углеводородного сырья, имеет свои особенности. Организация может выбрать один из следующих вариантов расчета.

  1. Налоговая база определяется исходя из минимальной предельной стоимости единицы углеводородного сырья.


 



 


 

 

Рисунок 4 – Расчет НДПИ исходя из минимальной предельной стоимости единицы углеводородного сырья

 

2. Налоговая база определяется как наибольшая из двух величин: стоимость единицы добытого полезного ископаемого или минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья.

 




 

 

 


 


 

 

Рисунок 5 – Расчет НДПИ исходя из определения наибольшей из двух величин

 

2.2 Природный газ

Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

В отношении природного газа установлена фиксированная ставка в рублях за 1000 м3:

- 700 рублей (на период с 1 января  по 31 декабря 2014 года включительно);

- 788 рублей (начиная с 1 января 2015 года).

При этом ставка может быть скорректирована на коэффициент 0,673 для категории налогоплательщиков, не являющимися в течении всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения или организациями, в которых указанные собственники непосредственно и (или) косвенно участвую с долей суммарного участия более 50%.

Налоговая ставка с учетом данного коэффициента округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

Если налогоплательщик осуществил поиск и разведку за счет собственных средств или полностью возместил денежные расходы государству, то он корректирует ставку на коэффициент 0,7.

Налогообложение производится по ставке 0% при добыче:

- газа, закачанного в пласт для  поддержания пластового давления  при добыче газового конденсата  в пределах одного участка  недр;

- газа горючего природного и  газового конденсата, используемых  исключительно для производства  сжиженного природного газа, при  условии определенных сроков  разработки запасов;

- попутного газа.

Сумма налога определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы (рисунок 6).


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Расчет НДПИ при добыче попутного газа и газа горючего природного

 

2.3 Уголь

 

В действующей редакции Налогового кодекса РФ в качестве самостоятельных видов полезных ископаемых установлены следующие виды угля: антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, а также уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и бурого.

Налоговая база при добыче угля определяется как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении, на каждую единицу которого установлены соответствующие ставки. Налоговые ставки установлены в ст. 342 НК РФ. В отношении угля применяются специфические ставки, выраженные в рублях за 1 тонну в зависимости от вида:

- 47 рублей за 1 тонну  добытого антрацита;

- 57 рублей за 1 тонну  добытого угля коксующегося;

- 11 рублей за 1 тонну  добытого угля бурого;

- 24 рубля за 1 тонну  добытого угля, за исключением  антрацита, угля коксующегося и угля бурого.

Данные ставки необходимо корректировать с помощью соответствующего коэффициента-дефлятора, которые определяются расчетным способом Минэкономразвития России ежеквартально на каждый следующий квартал на основании информации об изменении цен производителей по каждому виду угля.

Сумма налога по добытому углю исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Сумма налога может быть уменьшена на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. В этом случае сумма налога по углю определяется как произведение величины налоговой базы, уменьшенной на расходы, на налоговую ставку.

В состав данных расходов налогоплательщик вправе самостоятельно включить соответствующие затраты. Они должны быть, во-первых, экономически обоснованы, во-вторых, документально подтверждены.

При этом установлены следующие виды расходов, которые могут быть приняты к вычету:

1) материальные расходы;

2) расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

3) расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает один из двух вариантов:

1) уменьшать сумму НДПИ, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму указанных расходов, понесенных в налоговом периоде (календарном месяце);

2) учитывать данные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Выбранный порядок признания расходов, а также перечень их видов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, учитываются отдельно по каждому участку недр и обособленно от других расходов.

Также имеются особенности уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче угля, на налоговый вычет. При применении налогоплательщиком налогового вычета сумма налога по углю исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча угля, как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы, уменьшенной на величину налогового вычета.

Алгоритм расчета НДПИ при добыче угля представлен на рисунке 7.

Налог на добычу полезных ископаемых (углеводородное сырье, уголь и природный газ)