Налог на доход физических лиц

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение…...4

2.Налог на доходы физических лиц……………………………………..13

3.Задача……………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………….27

Список используемых источников………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства  и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с  государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и  отправление правосудия, следовательно  налоги устанавливаются в одностороннем  порядке, однако противоречие между  согласием на установление налогов  и принудительным характером их взыскания  только внешнее. Налоги и их функции  отражают реальный базис, т.е. объективные  закономерности движения налоговых  отношений, используемых государством в налоговой политике.

Положение налогового права  служат отправным моментом в осуществлении  налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также  правовые нормы осуществления налоговой  техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально- экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. 
Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения  НД в целях изменения структуры  производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства  финансовыми ресурсами; созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

  1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  настоящим Кодексом установлена  ответственность.

К ответственности за налоговые  правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.

Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой  санкцией является мера ответственности  за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены  в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.

Налоговым правонарушениям и ответственности  за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.

Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

Элементы налогового правонарушения.

Объект налогового правонарушения:

Урегулированные и защищенные законом  блага и ценности, которым наносится  вред противоправными действиями (бездействиями) Его составные части:

  • Установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
  • Порядок учета налогоплательщиков.
  • Порядок составления налоговой отчетности.

Объективная сторона налогового правонарушения

Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое  нормами НК установлена ответственность.

Субъективная сторона  налогового правонарушения

Юридическая вина в форме умысла или неосторожности.

Субъект налогового правонарушения

Лица, совершившие правонарушение:

  • Налогоплательщик.
  • Плательщик сборов.
  • Налоговый агент.

Лица, способствующие осуществлению  налогового контроля:

  • Эксперт.
  • Переводчик.
  • Специалист

Существуют основания для того, чтобы деяние было квалифицировано  как налоговое правонарушение, за которое наступает ответственность.

3 основания отнесения деяния  к налоговому правонарушению:

  1. Нормативное — деяние должно быть соответствующим образом закреплено нормой, определяющей ответственность за совершение данного деяния.
  2. Процессуальное — акт уполномоченного органа в наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение.
  3. Фактическое — есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые санкциями.

Общие условия привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • привлечение виновного лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога;
  • привлечение организации за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
  • никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (принцип презумпции невиновности налогоплательщика закреплен в п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • если вина налогоплательщика не доказана, то и санкции не могут применяться к налогоплательщику.

Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных  статьями гл.16 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

Налоговые санкции взыскиваются с  налогоплательщиков только в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании  налоговой санкции подается:

  • В арбитражный суд — при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;
  • В суд общей юрисдикции — при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем;

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее  противоправное деяние умышленно или  по неосторожности. Субъектом ответственности  может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

Помимо форм вины существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

  • лицо, считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
  • лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:
  • вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • если лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

Лицо не может быть привлечено к  ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Согласно статье 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение  правонарушения вследствие стечения  тяжелых личных или семейных  обстоятельств;

2) совершение  правонарушения под влиянием  угрозы или принуждения либо  в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

2.1) тяжелое  материальное положение физического  лица, привлекаемого к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается  подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или  налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым  органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.

Срок давности привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению  которого налогоплательщик не может  быть привлечен к ответственности  за его совершение.

Срок, в течение которого может  быть взыскана налоговая санкция, исчисляется  с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях НК РФ  с 116 по 135 и статья 75.

Законодательством установлена обязанность  налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту  своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых  органов в соответствии со ст. 91 НК РФ при соблюдении установленных  законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика.

Нарушение налогоплательщиком срока  постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом  органе влечет взыскание штрафа в  размере 10% от доходов, полученных в  течение указанного времени в  результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока предоставления в налоговый  орган информации об открытии или  закрытии им счета в каком-либо банке  влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Непредставление управляющим  товарищем, ответственным за ведение  налогового учета, расчета финансового  результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту  учета в установленный законодательством  о налогах и сборах  влечет взыскание штрафа в размере          1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Несоблюдение порядка  представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме  в случаях, предусмотренных НК РФ,  влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой  налогов, устанавливая права и обязанности  субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных  мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность — общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т. е. применяются различные виды юридической ответственности. Для  наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение  налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:

  • противоправного поведения;
  • вреда (ущерба);
  • причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);
  • вины нарушителя установленных правил поведения.

Налоговый кодекс РФ установил  ответственность налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства (ст.116-127 НК РФ).

Уголовная ответственность  за совершение налоговых правонарушений предусмотрена также в 22 главе  Уголовного кодекса — «Преступления  в сфере экономики».

Нормы уголовного права, относящиеся  к уголовным преступлениям по неуплате налогов и сборов, существенным образом изменились с 1 января 2010 года. В результате этих изменений произошел  вывод из уголовной сферы части  норм, относящихся к вопросам неуплаты налогов и сборов.

Субъектом, т. е. лицом привлекаемым к уголовной ответственности, может  быть только физическое лицо, даже в  случаях, когда некое уголовное  деяние касается организации. Таким  образом, когда речь идет об уголовном  преступлении, выражающемся в уклонении  от уплаты налогов, к ответственности  будут привлекаться конкретные люди, в частности это могут быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях —  учредители.

К уголовной ответственности  за неуплату налогов и сборов могут  быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Различают три вида деяний, которые образуют состав уголовного преступления в сфере налогов  и сборов:

  1. Уклонение от уплаты налогов и сборов;
  2. Неисполнение обязанностей налогового агента;
  3. Сокрытие денег и имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.

Уклонение от уплаты налогов  или сборов с физического лица путем непредставления налоговой  декларации или иных документов, представление  которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, совершенное в крупном  размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до одного года.

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1800000 рублей.

То же деяние, совершенное  в особо крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9000000 рублей.

Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2010 г., лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

 

  1. Налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в РФ. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, например, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом. 

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей  главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся  в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих  подряд месяцев. Период нахождения физического  лица в Российской Федерации не прерывается  на периоды его выезда за пределы  Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения  или обучения.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников  в Российской Федерации и (или)  от источников за пределами  Российской Федерации - для физических  лиц, являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации;

2) от источников  в Российской Федерации - для  физических лиц, не являющихся  налоговыми резидентами Российской  Федерации.

В соответствии со статьей 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) освобождаются следующие виды доходов:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
  • все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат;
  • вознаграждения донорам;
  • алименты, получаемые налогоплательщиками;
  • гранты, получаемые налогоплательщиками для поддержки науки и образования, культуры и искусства РФ
  • иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства;
  • суммы единовременной материальной помощи;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов.

Полный список видов доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, приведен в статье 217 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный год.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение которыми у  него возникло, а также доходы в  виде материальной выгоды (статья 212 НК РФ).

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания  не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении  которых установлены различные  налоговые ставки.

Налоговая база в зависимости от типа доходов и налоговых ставок, применяемых к таким доходам, определяется по следующим правилам:

по ставке 13% - налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных  на сумму налоговых вычетов (статьи 218 - 221 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов  в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно  к этому налоговому периоду налоговая  база принимается равной нулю. На следующий  налоговый период разница между  суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

По иным ставкам - налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

Налоговая ставка устанавливается  в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговая ставка устанавливается  в размере 35 процентов в отношении  следующих доходов:

  • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров;
  • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров;
  • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров;
  • в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения размеров.

Налоговая ставка устанавливается  в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

  • в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;
  • от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ , в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
  • от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
  • от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
  • от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
Налог на доход физических лиц