Налог на доходы физических лиц. 11



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

 

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

Вариант 6.

На тему: «Налог на доходы физических лиц».

 

 

 

                                                                   

 

                                                             

 

                                                                 Выполнила

                                                                            Студентка 3 курса

                                                                             Группа 2308.  З/о

                                                                 Зорина В.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Введение.

 

Подоходный налог с физических лиц является основным налогом, который уплачивают физические лица практически со всех видов дохода, полученных в течение года.

Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее внесенных сумм.

Налог с заработной платы удерживается работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые органы декларацию о доходах.

Если международными договорами РФ или бывшего СССР установлены иные правила налогообложения отдельных категорий граждан, то применяются правила международного договора.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, платят подоходный налог в форме уплаты годовой стоимости патента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Налоги с физических лиц.

Изучение налогов с населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять.

В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.

Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны.

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.

Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с характером принятых во многих промышленно развитых странах аналогичных налогов.

Место подоходного налога в налоговой системе определяется следующими факторами:

        подоходный налог – это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

        подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;

        налог относительно регулярно поступает в бюджет, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

        основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Плательщики

Граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства:

      находящихся в РФ не менее 183 дней в календарном году - по доходу от источников в РФ и за ее пределами

      находящихся в РФ менее 183 дней в календарном году - только по доходу от источников в РФ

Объект обложения

Совокупный облагаемый доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме.

Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.

Виды доходов:

        дивиденды и проценты;

        страховые выплаты;

        доходы от использования авторских и иных смежных прав;

        доходы от сдачи в аренду или другого использования имущества;

        доходы от реализации недвижимого имущества, акций, долей в уставном капитале, прав требования к организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ, иного имущества, принадлежащего физическому лицу;

        вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей;

        пенсии, стипендии и иные аналогичные выплаты;

        доходы от использования любых транспортных средств, в т.ч. морских, речных, воздушных судов;

        доходы от использования трубопроводов, линий электропередачи, иных средств связи;

        выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц;

        иные доходы, получаемые от деятельности в РФ и за ее пределами.

Налоговая база

При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные как в денежной так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды. Различного рода удержания доходов, в том числе и по решению суда, не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (ст. 218-221 НК РФ).

Доходы (расходы, принимаемые к вычету), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (дату фактического осуществления расходов).

С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 214.3 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

Налоговые ставки

Общая налоговая ставка составляет 13%. Ею облагается большинство доходов налогового резидента. К ним, в частности, относится зарплата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также другие доходы, которые не указанные в пп. 2-5 ст.224 НК РФ.

Доходы иностранных работников - высококвалифицированных специалистов и иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента облагаются по ставке 13% независимо от наличия у них статуса налогового резидента РФ.

В отношении отдельных видов доходов предусмотрены специальные налоговые ставки - 9, 15 , 30 и 35%.

Налогообложение по ставке 9% производится в следующих случаях:

        при получении дивидендов;

        при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;

        при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. /li>

Налогообложение по ставке 15% производится в отношении:

        дивидендов, полученных от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

Налогообложение по ставке 30% производится в отношении:

        всех доходов, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, за исключением доходов, для которых установлены специальные ставки в размере 13% и 15%.

Налогообложение по ставке 35% производится в отношении:<ul

  доходов от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых по результатам конкурсов, игр и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 рублей;</ul

    процентных доходов по банковским вкладам, в части их превышения над суммой процентов, рассчитываемой:

        по рублевым вкладам - исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%;

        по вкладам в иностранной валюте - исходя из 9% годовых;

  дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по заемным (кредитным) средствам в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;

  дохода в виде платы за использование кредитным потребительским кооперативом денежных средств, внесенных пайщиками;

  процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых от пайщиков в форме займов.

Примечание. С 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 7,75 процента годовых (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У ).

Налоговые вычеты

              Стандартные вычеты.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям физических лиц и имеют фиксированный размер для каждой категории "льготников: 3000, 1000, 500 и 400 руб.

Максимальный вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода, в частности, предоставляется:

        "чернобыльцам",

        инвалидам Великой Отечественной войны,

        инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации и др. катугория лиц (см. п.1 ст.218 НК РФ).

500 рублей за каждый месяц налогового периода для:

        Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы;

        участников ВОВ, блокадников, узников концлагерей;

        инвалидов с детства, инвалидов I и II групп;

        лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий, испытаний на военных и гражданских атомных объектах;

        доноров костного мозга;

        родителей и супругов погибших военных или государственных служащих, воинов-интернационалистов и т.д. в соответствии со статьей 218 НК;

        граждан, исполнявших интернациональный долг в других странах, а также принимавших участие в боевых действиях на территории РФ в соответствии с решениями органов государственной власти.

400 рублей за каждый месяц налогового периода при накопленном совокупном доходе с начала года менее 40000 рублей. Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход превысил 40000 руб.

Налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя, опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.

Производится на детей в возрасте до 18 лет, а также на учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, студентов, курсантов в возрасте до 24 лет.

Данный стандартный вычет действует до того месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 280000 рублей.

Вычет удваивается:

        если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы;

        если предоставляется единственному родителю, опекуну или попечителю (прекращается с месяца, следующего за месяцем его вступления в брак).

Примечание. Налогоплательщикам, имеющим право на несколько стандартных вычетов, предоставляется максимальный из них.

Социальные вычеты.

1.      Суммы в виде денежной помощи, направленные на благотворительные цели для организаций науки, культуры, образования, здравоохранения, соцобеспечения, физкультурно-спортивным организациям, частично или полностью финансируемых из бюджета, а также суммы пожертвований религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, но не более 25% дохода, полученного за налоговый период;

2.      Расходы на свое очное обучение в учреждениях, имеющих государственную лицензию – в размере фактически произведенных расходов, но не более 120000 рублей в год. Расходы за обучение детей - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала;

3.      Оплата медицинских услуг и медикаментов по перечням, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201, с учетом сумм страховых взносов (в т.ч. расходы на лечение своих детей до 18 лет, супругов и родителей) - размере фактически понесенных расходов, но не более 120000 рублей в год.
По дорогостоящим видам лечения в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, вычет принимается в размере фактических расходов, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, а также при предоставлении подтверждающих документов.

4.      Сумма уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и страховых  взносов по договорам добровольного пенсионного страхования в размере фактических расходов, но не более 120000 рублей в год.

5.      Сумма уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере понесенных расходов, но не более 120000 в год.

Имущественные вычеты.

        сумма дохода от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее 3 лет, стоимостью не выше 1000000 рублей (в целом);

        сумма от продажи иного имущества, находившегося в собственности менее 3 лет, стоимостью не выше 250000 рублей (в целом);

        сумма выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества в случае его изъятия для государственных или муниципальных нужд;

        сумма, израсходованная на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, а также на приобретение земельных участков под индивидуальное строительство или с уже построенными жилыми домами (долями в них) - в размере фактических расходов, в т.ч. на погашение процентов по целевым займам.

Перечень фактических расходов конкретизирован в ст. 220 НК РФ. Учитываются расходы на проекты, подключение, достройку, отделку приобретенного дома или квартиры, комнаты.

Общий размер вычета - не выше 2000000 рублей без учета сумм на погашение процентов по целевым займам (кредитам).

Вместо имущественного вычета можно уменьшить сумму доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, за исключением реализации ценных бумаг.

При продаже доли в уставном капитале налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Имущественный вычет можно получить в налоговом органе, а также не дожидаясь окончания налогового периода - у налогового агента (работодателя). Выбор варианта предоставляется физическому лицу. 

Право на вычет подтверждает налоговый орган на основании письменного заявления и платежных документов, оформленных в установленном порядке. Форма налогового уведомления на имущественный вычет утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.

Вычет не предоставляется повторно и не применяется к взаимозависимым лицам и в случаях оплаты расходов работодателями. При неполном использовании вычета остаток переносится на следующие периоды до полного его использования.

 

              Профессиональные вычеты.

Документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с деятельностью:

        индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой;

        налогоплательщиков по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг);

        налогоплательщиков по созданию произведений науки, литературы, искусства, авторов открытий, изобретений.

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется этими налогоплательщиками самостоятельно в порядке, указанном в главе 25 НК РФ "Налог на прибыль". 

Порядок и сроки уплаты налога

1.      Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, в том числе дивиденды, исчисляют и удерживают налог при выплате доходов налогоплательщику и перечисляют налог по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого своего подразделения не позднее дня получения в банке наличных денежных средств для выплаты дохода либо дня перечисления дохода на счет.

2.      Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют налог самостоятельно с учетом авансовых платежей, уплачивают не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений не позднее 15 июля, 15 октября, 15 января.

3.      Налогоплательщики, получающие доходы от источников за пределами РФ,исчисляют налог самостоятельно, уплачивают налог по месту жительства не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

4.      Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не был удержан налог, исчисляют налог самостоятельно, уплачивают по месту учета двумя равными платежами:

o         - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом уведомления;

o         - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

5.      Физические лица, получающие выигрыши с использования тотализаторов и других основанных на риске игр (в т.ч. игровых автоматов), исчисляют и уплачивают налог самостоятельно, исходя из сумм выигрышей.

Налоговая декларация представляется по телекоммуникационным каналам связи, на бумажных носителях, в электронном виде, по почте лично или через представителя налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В случае прекращения получения доходов до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах.

Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 25.11.2010 N ММВ-7-3/654@.

Форма налогового уведомления на уплату налога утверждена приказом МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-04/440@.

Определение налогового статуса физического лица

Экономические отношения человека и государства определяет принцип постоянного местопребывания (резидентства). Согласно данному принципу налогоплательщиков подразделяют:

      на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

      лиц, не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Понятие «резидент» используется не только в налоговом, но и, например, валютном, иммиграционном законодательстве. Каждая отрасль имеет свои критерии для определения правового статуса лиц, поэтому лицо, признаваемое резидентом в целях, например, валютного регулирования, может не быть налоговым резидентом.

Налоговые резиденты несут полную налоговую обязанность перед государством своего резидентства. Они обязаны платить налог с доходов, полученных где бы то ни было, -- как из источников на территории государства своего резидентства, так и на территории любой другой страны. Возникшее двойное налогообложение устраняется международными договорами об избежании двойного налогообложения, если такие договоры заключены между государствами.

Нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность. Они уплачивают конкретному государству налог, только если получили доход из источников в этом государстве. Это главное различие между налоговыми резидентами и нерезидентами дополняется рядом других.

Режим налогообложения доходов физического лица в Российской Федерации, будь то гражданин РФ, иностранного государства или лицо без гражданства, зависит от налогового статуса этого лица, а именно: является оно налоговым резидентом РФ или нет.

В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами признаны физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Несмотря на то что страны -- члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) использовали различные методы подсчета 183-дневного периода, общеприемлемым является метод подсчета дней фактического присутствия лица.

В соответствии со ст. 6.1 НК РФ исчисление срока фактического присутствия на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на ее территорию. Календарная дата дня отъезда за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического присутствия на ее территории. Даты прибытия и отъезда устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документах, удостоверяющих личность гражданина.

В некоторых странах периодом для определения резидентства служит не календарный, а налоговый год, который может не совпадать с календарным годом. Кроме того, применяются и иные критерии для определения резидентства. Например, в Португалии налоговым резидентом считается физическое лицо, пребывающее в стране шесть месяцев подряд в течение одного налогового года или шесть месяцев (подряд или поэтапно) в течение двух следующих один за другим налоговых лет. В США для того чтобы считаться налоговым резидентом, нужно находиться в стране не менее 31 дня в календарном году с учетом проживания в двух календарных годах, предшествовавших данному году.

Более того, тест «физического присутствия» является наиболее распространенным, но не единственным способом определения резидентства. В различных странах могут учитываться следующие факторы:

                    устойчивые связи с государством;

                    наличие постоянного пристанища;

                    факт проживания семьи;

                    наличие центра экономических интересов (вложение инвестиций, ведение бизнеса);

                    наличие центра деловых интересов (ведение профессиональной деятельности

Декларирование дохода

Российским законодательством введено декларирование гражданами своих доходов с 1992 г. Декларирование доходов наиболее демократический метод их налогообложения. По существу, сами граждане заявляют о своем доходе и счисляют подоходный налог с этого дохода. На налоговые органы лишь возлагается обязанность проверить данные, указанные в декларации, вручить гражданину платежное извещение на уплату налога и проконтролировать своевременность платежей.

Декларирование гражданами своих доходов, правильное исчисление налога и его своевременная уплата являются их конституционной обязанностью, долгом перед государством и всем обществом.

Декларации о совокупном годовом доходе подаются гражданами, получившими в течение отчетного года доход от предпринимательской либо иной самостоятельной деятельности, а также имевшими основное место работы и получившими в этот период доходы помимо основного места или гражданами, не имевшими основного места работы в течение отчетного года, но получившими в течение этого года какие-либо доходы. Не освобождены от подачи декларации и индивидуальные предприниматели, выкупившие патент на право перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ. Также не освобождаются от подачи декларации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату Единого налога на вмененный доход введенного на территории Ленинградской области на основании Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.1998 г № 148-ФЗ.