Налог на доходы физических лиц. 3

ВАРИАНТ № 14

  1. Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах  от совокупного дохода физических лиц  за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим  законодательством.

Противники подоходных налогов  часто вспоминают фразу, приписываемую  Томасу Джефферсону: «Вводя подоходный налог, вы создаёте нацию обманщиков, делая простой народ более зависимым от денежных средств и политики глобального обмана»[1].

В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических  применяют термины налог на прибыль  корпораций или налог на прибыль.

В зависимости от системы  обложения различают глобальный и шедулярный подоходный налог. В первом случае облагается налогом доход в целом за вычетом установленных законом скидок и льгот.

Шедулярный подоходный налог уплачивается по разделам (шедулам), соответствующим различным источникам доходов, и состоит из основного и дополнительного. Основной налог является пропорциональным, а дополнительный — прогрессивным.

Глобальный подоходный налог  имеет гораздо большее распространение.

Согласно законодательству большинства стран не подлежат обложению  рассматриваемым налогом: амортизационные  отчисления; средства, направляемые в  благотворительные учреждения; прибыль, направляемая на капитальные вложения и научно-исследовательские цели. В некоторых странах на определённый период уменьшается или вообще отменяется налог на прибыль новых компаний.

Налоговые скидки в сфере  промышленного производства распространяются на доходы от истощённых недр, от предприятий, поглощённых крупными корпорациями, мелких, малорентабельных или убыточных  и т. д.

Ставки подоходного налога строятся, как правило, по сложной  прогрессии.

В России подоходный налог  официально называется налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения (статья 209 НК РФ) признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой  базы (статья 210 НК РФ) учитываются все  доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной формах, или право  на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки. Налоговый  период регламентируется статьей 216 НК РФ и составляет календарный год. Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на: cтандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Основная налоговая  ставка — 13 %.

Некоторые виды доходов  облагаются по другим ставкам:

35 %:

стоимость любых выигрышей  и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ  и услуг, более 4000 рублей;

процентные доходы по вкладам  в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей  ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной  на 5 пунктов, по рублёвым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам  в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах  при получении налогоплательщиками  заёмных (кредитных) средств в части  превышения определенной суммы[2], за исключением  доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах  за пользование кредитами, фактически израсходованными на новое строительство  либо приобретение на жилого дома, квартиры или долей.

9 %:

доходы от долевого участия  в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов.

15 %:

для нерезидентов в отношении  дивидендов от долевого участия в  деятельности российских организаций.

30 %:

относится к налоговым  нерезидентам Российской Федерации.

  1. Классификация бюджета

Бюджетные доходы и расходы  разнообразны. Для составления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" и Законом РФ от 8 августа 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" № 127-ФЗ.

Бюджетная классификация  Российской Федерации — это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация включает в свой состав:

  1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.
  2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.
  3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.
  4. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
  5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
  6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
  7. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, унитарных образований.
  8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Бюджетная классификация  построена таким образом, группировка  показателей дает представление  о доходах, расходах бюджета, внутреннем и внешнем долге и др.

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций  страны.

Бюджетная классификация  Российской Федерации в части  классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации  расходов бюджетов РФ, классификации  источников финансирования дефицитов  бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы  России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета  РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ по их экономическому содержанию — текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов  бюджетов.

Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение  бюджетных средств по распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, в том  числе затраты на содержание государственных  комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение средств адресно.

Законодательство РФ устанавливает  пределы применения бюджетной классификации и ее различных частей.

Так, классификация доходов  бюджетов РФ, функциональная, экономическая  классификация расходов, классификация  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, классификация  видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов Федерации  являются едиными и используются при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней, а  также при составлении консолидированных  бюджетов всех уровней.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и  органы местного самоуправления вправе при утверждении соответствующих  бюджетов производить дальнейшую детализацию  бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

   Федеральный закон  "О бюджетной классификации  Российской Федерации" устанавливает  пределы применения бюджетной  классификации и ее отдельных частей.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и  органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию  своих бюджетов, не нарушая общих  принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

 

Классификация доходов  бюджета

Рассмотрим отдельные  классификационные группировки  бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  и основывается на законодательных  актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

    • налоговые доходы;
    • неналоговые доходы;
    • безвозмездные перечисления;
    • доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят  из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые  доходы по видам налогов, неналоговые  доходы по видам доходов. Налоги делятся  также на прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и  неналоговыми доходами в бюджетах учитываются  доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются, в  бюджеты также средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные  бюджеты, суммы конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход  бюджетов в соответствии с законодательством  и решениями судов.

 

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие  доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом  о бюджете того уровня, который  распределяет доходы бюджета другого  уровня.

Установлены базовые нормативы отчислений в  бюджеты субъектов Российской Федерации  от таких налогов, как:

  • налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ;
  • налога на прибыль предприятий (организаций);
  • подоходного налога с физических лиц;
  • акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, вырабатываемые на территории РФ;
  • акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;
  • других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами разных уровней.

Функциональная  классификация расходов бюджета

Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в  том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы  на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное  и местное управление, средств  на выполнение функций государства, государственное управление и др.

Функциональная  классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебная власть;
  • международная деятельность;
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • промышленность, энергетика и строительство;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
  • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • образование;
  • культура, искусство и кинематография;
  • средства массовой информации;
  • здравоохранение и физическая культура;
  • социальная политика;
  • обслуживание государственного долга;
  • пополнение государственных запасов и резервов;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней;
  • утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
  • мобилизационная подготовка экономики;
  • исследование и использование космического пространства;
  • прочие расходы;
  • целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные  фонды Президента РФ, Правительства  РФ, расходы на проведение выборов  и референдумов, государственная  поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления могут  делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в  части целевых статей и видов  расходов, не нарушая общих принципов  построения и единства бюджетной  классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации  расходов бюджетов и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности распорядителей средств.

   Экономическая  и ведомственная классификация  расходов бюджета

Экономическая классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.

Классификация включает следующие разделы:

1)текущие расходы; 

2)капитальные расходы; 

3) капитальный ремонт;

4) приобретение земли; 

5) предоставление кредитов. 

              В свою очередь подразделы  включают виды расходов, подразделяемые  на статьи  затрат.

Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и органом местного самоуправления.

 

  1. Рассчитать источники финансирования по данным таблицы.

Выручка от пере-возки грузов. Т.Р.

Полная себестоимость  перевозки грузов

Ставка налога на прибыль

Дивиденты

Плата за банковский. Т.Р.

Всего Т.Р.

Структура себестоимости

Ма-те-риа-лы

Зарплата с отличиями

Амор-тизация

ремонт

Про-чие затра-ты

317200

26542

30

24

22

14

10

24

1270

1500


 

Решение:

  1. Амортизация = = 5839,24 руб.
  2. Прибыль балансовая

Пбал. = Впр – Сполн.,

 где Впр – выручка от перевозки грузов Т.Р.

Сполн. – полная себестоимость перевозки грузов

Пбал. = = 317200 – 26542 = 290658 руб.

  1. Налог на прибыль

Н = 0,24 * Пбал. =0,24*290658 = 69758 руб.

  1. Прибыль чистая

Пчист. = Пбал – Н – Д – Плбанк.,

где  Д – дивиденты,

Плбанк. – плата за банковский кредит

Пчист. = 290658 -  69758 – 1270 – 1500 = 218130 руб.