Налог на доходы физических лиц. 45

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Федеральное агентство по образованию 

        Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики

 
 

КАФЕДРА «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Налоги  и налогообложение»

на  тему «Налог на доходы физических лиц»

 
 
 
 

                Выполнил:

 
 
 
 
 
 
 
 

                Проверил:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ «Налог на доходы физических лиц»……5

      1.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц…………………………………………………………………...5

      1.2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)...……………………...10

      1.3. Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями………………………………………………………….17

          1.4. Налогообложение иностранных граждан………………………….18

          1.5. Декларирование доходов физическими лицами…………………..20

    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ. Вариант № 6……………………………….23

          2.1. Задача 1……………………………………………………………....23

          2.2. Задача 2………………………………………………………………23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 24

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26

ВВЕДЕНИЕ

 

      Одна  из самых острых проблем нашей  экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения.

      В мировой практике взимания налогов  эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. В своем реферате я рассмотрел лишь основные моменты взимания налогов с доходов населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение по многим вопросам, касающимся взимания налогов.

      В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве с 1990-х гг. обобщенным термином - физические лица.

      Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  «Налог на доходы  физических лиц»

1.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц

     Изучение налогов с населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять.

     В налоговых отношениях государства  с гражданами наиболее ярко проявляется  философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.

     Снижение  же налогов с граждан стимулирует  рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров  и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны.

     После 1917 г. доходы основных слоев населения  были крайне низкими. Поэтому в определенные периоды даже самые высокие налоги не имели определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8%. Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

     Отношения физического лица с бюджетом по уплате налогов можно представить следующей схемой (рис. 1) (При этом следует помнить, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица).

 
Р и с. 1. Отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов

     Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.

     Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.

     Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с характером принятых во многих промышленно развитых странах аналогичных налогов. Место подоходного налога в налоговой системе определяется следующими факторами:

    • подоходный налог – это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
    • подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
    • налог относительно регулярно поступает в бюджет, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
    • основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

     Сравнивая налоговое законодательство зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

    • подоходный налог с физических лиц – один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия;
    • во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 г. составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что практически во всех странах установлены довольно значительные налогонеоблагаемые минимумы и предоставлены льготы по различным основаниям. Например, физические лица в Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30, 40, 50%; кроме того, действует также подоходный префектурный налог, взимаемый по трем ставкам: 5, 10 и 15%; существует местный подоходный налог. Кроме необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение. Таким образом, налогооблагаемая база получающего среднюю заработную плату гражданина Японии может быть уменьшена более чем на 30%;
    • во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1986 г. в США действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых возрастала с 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6%, а число ставок сократилось до 5.

     Налогообложение доходов граждан Российской федерации  также претерпело ряд изменений. До 2001 года в основе исчисления этого налога лежал принятый в декабре 1991 г. Закон «О подоходном налоге с физических лиц» № 1998-1. С 01.01.2001 г. доходы физических лиц стали облагаться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II, гл. 23). При этом ставки подоходного налога неоднократно менялись. Построены они были на основе прогрессии. В 2000 г. применялись три ставки: 12, 20 и 30% и соответственно относились к доходам до 50 000 руб., от 50 000 до 150 000 руб. и от 150 000 руб. и выше. Начиная с 1 января 2001 г. согласно ст. 224 НК РФ стали действовать иные ставки. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка в 13%. Такой упрощенный подход к подоходному налогообложению мотивирован желанием вывода из «тени» всех доходов граждан. Насколько такой подход обоснован – покажет время.

     Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.

     Второй  по значению налог с населения  – налог на имущество физических лиц – играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

     Во  многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне – до 100% (Великобритания).

     В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

    1.2. Налог на доходы  физических лиц  (НДФЛ)

     Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и  внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

     Налог на доходы физических лиц характеризуется следующими элементами налогообложения:

  1. Субъектом налогообложения  являются физические лица: резиденты, т.е. лица находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней, и не резиденты Российской Федерации.
  2. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками в календарном году: 
    - от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 
    - от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
  3. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им:

    - в денежной форме;

    - в натуральной форме;

    - в виде  материальной выгоды.

  1. Налоговые ставки:
  • налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ;
  • налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении следующих доходов: по вкладам в банках, в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ; по материальной выгоде;
  • налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • налоговая ставка устанавливается в размере 9 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • налоговая ставка устанавливается в размере 15 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
  1. При определении размера налоговой базы в соответствии с п.3 ст.210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов:
  • стандартных: - в размере 3 000 рублей за каждый месяц налогового пе-

                                риода распространяется на следующие категории нало-

                                гоплательщиков: а) лиц, работающих с радиоактивными

                                веществами или пострадавших от их воздействия;

                                б) инвалидов Великой Отечественной  войны;

                           - в размере 500 рублей за каждый месяц налогового перио-

                             да распространяется на следующие категории налогопла-

                              тельщиков: а) Героев Советского Союза и Героев РФ;

                              б) участников Великой Отечественной войны; в) блокад-

                              ников; г) бывших узников концлагерей; д) инвалидов  с

                             детства, а также инвалидов  I и II групп; е) лиц, отдавших

                             костный мозг для спасения жизни людей; ж) лиц, эвакуи-

                             рованных (переселенных), а также выехавших доброволь-

                             но из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивно-

                             му загрязнению вследствие аварий на ПО «Маяк» и ЧАС;

                             з) родителей и супругов военнослужащих, погибших

                             вследствие ранения, контузии или увечья, полученных

                             ими при защите СССР, Российской Федерации; и) граж-

                             дан, уволенных с военной службы или призывавшихся на

                             военные сборы, выполнявших интернациональный долг в

                             Республике Афганистан и других странах, в которых ве-

                             лись боевые действия;

                            - в размере 400 рублей за каждый  месяц налогового пе-

                             риода распространяется на те категории налогоплатель-

                             щиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 пункта                    

                             1 ст.218 НК РФ, и действует до месяца, в котором их до-

                             ход, исчисленный нарастающим итогом с начала налого-

                             вого периода (в отношении которого предусмотрена нало-

                             говая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ)

                             налоговым агентом, предоставляющим данный стандарт-

                             ный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей. Начиная с

                             месяца, в котором указанный доход превысил 40 000                               

                             рублей, налоговый вычет не применяется;

                            - в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового пе-

                             риода распространяется на: а) каждого ребенка у налого-

                             плательщиков, на обеспечении которых находится ребе-

                             нок и которые являются родителями или супругом (суп-

                             ругой) родителя; б) каждого ребенка у налогоплательщи-

                             ков, которые являются опекунами или попечителями,

                             приемными родителями, супругом (супругой) приемного

                             родителя;

    - социальных:    - в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком

                                на благотворительные цели в виде денежной помощи ор-

                                ганизациям науки, культуры, образования, здравоохране-

                                ния и социального обеспечения, частично или полностью

                                финансируемым из средств соответствующих бюджетов,

                                а также физкультурно-спортивным организациям, образо-

                                вательным и дошкольным учреждениям на нужды физи-

                                ческого воспитания граждан и содержание спортивных

                                команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых

        (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным  организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

        - в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 ст.219 НК РФ, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;

        - в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств;

        - в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом, и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией, - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ;

        - в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ;

    - имущественных: - в суммах, полученных налогоплательщиком в налого-

        вом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей;

        - в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение либо новое строительство на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них;

    - профессиональных: - в сумме фактически произведенных налогоплатель-

        щиками (указанными в п. 1 ст. 227 НК РФ) и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;

        - налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

        - налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

    6) Налоговым периодом признается календарный год.

    7) Порядок исчисления НДФЛ:

    - сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.