Налог на доходы физических лиц. 44

Содержание

 

Введение 3

  1. Экономическое содержание и состав налогов с физических лиц 5
  2. Плательщики и объект налогообложения налогом на доходы физических лиц 7
  3. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) 17
  4. Налоговые вычеты 26
  5. Налоговые ставки, порядок определения и удержания налога 30

Заключение 39

Список литературы 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России, как  и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части  бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются  те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых  важных элементов налоговой системы  любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Этот налог один из самых распространенных в мировой практике, уплачиваемый из личных доходов населения.

Чтобы, с одной  стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог  на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Согласно Конституции  РФ и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Важно подчеркнуть  такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическое содержание и состав налогов с 

физических лиц.

 

Налогообложение физических лиц во многих странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, с другой – на обеспечении государством населению определенного набора общественно-полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных потребностей обязано должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан.

В России порядок исчисления и уплаты налогов с граждан  неоднократно изменялся. Причем так как после 1917 года доходы основных слоев населения были крайне низкими, в определенные периоды строительства социализма даже самые высокие налоги не имели решающего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8%1. Но уже с начала 1990-х годов в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место.

Наряду с организациями  физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) являются налогоплательщиками по таким налогам, как: земельный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, НДС, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Государственная пошлина. Кроме того только физические лица являются налогоплательщиками по таким налогам, как налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на имущество физических лиц.

Центральное место в  системе налогообложения физических лиц отводится НДФЛ, которому принадлежит значительный удельный вес прежде всего в доходах бюджетов субъектов Федерации (например, в бюджете Санкт-Петербурга его доля составляет порядка 1/6 части).

Сбор налога на доходы физических лиц в 2009 г. составил 1,665 трлн руб или 20% всех доходов бюджетной системы РФ, включая государственные внебюджетные фонды. Сбор налога на доходы физических лиц не изменился по сравнению с 2008 г. Об этом сообщает Федеральная налоговая служба РФ ФНС.

Налогообложение доходов  физических лиц влияет на уровень  реальных доходов населения, а с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот гарантирует и стабильные доходы бюджета. Основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с аналогичными налогами многих промышленно развитых странах. Он является федеральным личным регулирующим налогом, отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности, относительно регулярно поступает в доходы бюджета, способ его взимания является достаточно простым и позволяет эффективно контролировать своевременность перечисления средств в бюджет.

Налог на доходы физических лиц является вторым по значению налогом с населения и играет весьма важную роль в налоговой системе РФ. Данный налог не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан. Следует отметить, что налог на имущество в определенной степени взаимосвязан с НДФЛ, так как граждане, приобретая имущество, в ряде случаев получают право на налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, однако у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Плательщики и объект налогообложения налогом на

доходы физических лиц.

 

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами  признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дне в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения2.

Доходы подразделяются на доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ (рис.1).

Если положения Налогового кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников РФ, либо к доходам полученным за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов РФ. В аналогичном порядке определяется доля указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доля, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами РФ.

Доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация  доходов физических лиц по месту  их возникновения.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками:

  1. от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических ли, являющихся налоговыми резидентами;
  2. от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Рассмотрим налоговую  базу. При ее определении учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Если сумма налоговых  вычетов в налоговом периоде  окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, не переносится.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрены иные налоговые  ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

При получении налогоплательщиком от организаций и индивидуальных предпринимателей дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК.

При этом в стоимость  таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС и акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров (работ, услуг).

 

Рис. 2. Доходы, полученные налогоплательщиком в натуральной  форме.

 

Рассмотрим особенности  определения налоговой базы при  получении доходов в виде материальной выгоды. Необходимо отметить, что понятие  материальной выгоды не определено в ст. 11 НК РФ и по-разному трактуется в различных главах второй части НК.

Доход налогоплательщика, полученный в виде материальной выгоды, определяется в ст. 212 НК РФ для целей  исчисления НДФЛ:

  1. Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты, и материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

При получении налогоплательщиком дохода в виде такой материальной выгоды налоговая база определяется как:

  1. превышение суммы процентов за использование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из ¾ действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
  2. превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Определение налоговой  базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном НК РФ.

  1. Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

При получении налогоплательщиком дохода в виде такой материальной выгоды налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.

  1. Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

В данном случае налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Кроме перечисленных  в ст. 212 НК РФ видов материальной выгоды по экономическому содержанию к ней можно отнести также процентные доходы по вкладам в банках в части превышения сумм, указанных в п. 27 ст. 217 НК РФ. Схематично определение налоговой базы при получении доходов в  виде материальной выгоды представлено на рис. 3.

Рис. 3. Определение налоговой  базы при получении доходов в  виде материальной выгоды.

Рассмотрим особенности  определения налоговой базы по договорам  страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения. При определении  налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:

  1. по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством;
  2. по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее 5 лет и в течение этих 5 лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключение страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.

Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного  страхования жизни, заключенным  на срок менее 5 лет, не учитываются  при определении налоговой базы, если сумма страховых выплат не превышает  сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения указанных договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по налоговой ставке 35%.

В случае досрочного расторжения  договоров добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока их действия и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договоров страхования, полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов) учитывается при определении налоговой базы страхователя – физического лица и подлежит налогообложению у источника выплаты;

  1. по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок);
  2. по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

При определении налоговой базы учитываются суммы страховых  взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которыми они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

По договору добровольного  имущественного страхования (включая  страхование гражданской ответственности  за причинение вреда имуществу третьих  лиц и (или) страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:

  • гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора, увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов;
  • повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества, или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества, увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов.

Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).

Имеются особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

Особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, определяется с учетом следующих положений:

  1. сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой такой выплате по ставке 9%.

При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами РФ, вправе уменьшить сумму налога на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в том случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор, соглашение об избежании двойного налогообложения;

  1. если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, она определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке 9%.

Имеются особенности  определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг; при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках;  определения доходов отдельных категорий иностранных граждан.

Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Доходы, не подлежащие налогообложению

(освобождаемые от  налогообложения).

 

Не подлежат налогообложению  следующие доходы физических лиц:

  1. государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
  2. пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
  3. все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:
    • возмещением вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья;
    • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
    • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами, работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
    • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
    • гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
    • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем  налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

      1. вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
      2. алименты, получаемые налогоплательщиками;
      3. суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ;
      4. суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому правительством РФ;
      5. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
        • налогоплательщиками в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщиками, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источников выплаты;
        • работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов0 его семьи;
        • налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности в РФ;
        • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах);
        • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источника выплаты;
        • работодателями работникам, (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

8.1) вознаграждения, выплачиваемые за  счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ физическим лицам за оказания ими содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты, а также за оказание содействия органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

      1. суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации или оплаты стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые:
  • за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • за счет средств бюджетной системы РФ;
    1. суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
    2. стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемыми указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти РФ, органами субъектов РФ, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;
    3. суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, - <