Налог на доходы физических лиц. 40

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная Работа

Тема: Налог на доходы физических лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рецензия                                                                                                  Преподаватель:

      Рузакова О.В.

 

Выполнил:

                                                                                                                                    Лях А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Копейск 2012

Содержание

   

 Введение                                                                                         3

 

    1  История возникновения налога на доходы физических лиц     4

2  Общая характеристика налога                                                    5

    2.1 Налогоплательщики                                                               5

    2.2 Объект налогообложения                                                       5

    2.3 Налоговая база                                                                     10

    2.4 Налоговые вычеты                                                                11

    2.5 Налоговые ставки                                                                  15

3. Исчисление и уплата  НДФЛ                                                            16

 Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налог на доходы физических лиц является одним из самых собираемых налогов как в России, так и  во многих промышленно-развитых странах. Он формирует значительную часть  федерального, регионального и местного бюджетов. До 01 января 2001 года на территории России взимался подоходный налог в  соответствии с одноименным законом  РФ. С 01 января 2001 года главой 23 Налогового Кодекса РФ установлен налог на доходы физических лиц.

На протяжении многих лет  принцип налогообложения доходов  граждан менялся. В настоящее  время установлена фиксированная  ставка, что противоречит принципу справедливости. Также нарушается принцип  однократного взимания налога, поскольку  сам налогоплательщик отдает часть  своего дохода, а также работодатель уплачивает единый социальный налог  с доходов своего работника. Однако освобождены от налогообложения  многие выплаты социального характера, такие как пенсии, пособия и  другое, установлены налоговые вычеты, учитывающие имущественное и  социальное положение налогоплательщика.

Целью написания данной работы является определение значения налога на доходы физических лиц в общей  налоговой системе.

Задачами в данном случае являются:

·  определение законодательной базы по налогу на доходы физических лиц. Рассмотрение элементов налога, таких как объект обложения, налоговая база, налогоплательщики, ставка, льготы и т.д.

·  рассмотрение принципа налогообложения доходов физических лиц в других промышленно-развитых странах.

Научно установлено, что  налогоплательщик готов отдавать до 30% своих доходов. Если налоговое  бремя превышает 30%-ный барьер, то доходы начинают скрываться. Задачей  государства в таком случае является установление оптимального размера  налога таким образом, чтобы повысить его собираемость и вывести доходы «из тени».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  История возникновения налога на доходы физических лиц

Подоходный налог или  налог на доходы физических лиц (далее  – НДФЛ) по сравнению с другими  видами налогов довольно «молод». Впервые  он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения1.

В других странах НДФЛ стали  применять с конца XIX – начала XX в. (Пруссия – с 1891 г., Франция – с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916 года, и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения2. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных  странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и  комнат, от параметров фасада дома и  от других признаков, которые позволяли  судить об общественном положении и  доходах плательщика.

Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено  ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для  всех стран. Острая потребность государства  в дополнительных средствах, вызванная  ростом задолженности, военными и другими  расходами, перестала покрываться  реальными налогами, размер которых  зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего  различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому  и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении  равно напряженности налогообложения  на основе прямого определения доходов  каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются  под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно  связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного  благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения  дохода – эти и другие, факторы  самым непосредственным образом  оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы  подоходного налога.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические  отношения обусловил создание к 1992 году новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В  частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991–2000 гг. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений  потребовало создания Налогового кодекса  и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) состоит  из 2-х частей – общей и специальной.

Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федеральными законами от 31.07.98 №146-ФЗ и №147-ФЗ (впервые опубликована в  «Российской газете», №148–149, 06.08.1998) в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ и дает определения, касающиеся таким понятиям, как, например: «налоги», «сборы», «налоговая база», «налоговый агент», «налогоплательщик», «налоговые ставки», «налоговые органы», «налоговый контроль», «налоговые декларации», «налоговые правонарушения» и др., а также  устанавливает процедуры налогообложения, налогового контроля, привлечения к  налоговой ответственности и  ее меры, обжалования действий налоговых  органов.

Часть вторая (специальная) НК РФ принята Федеральным законом  от 05.08.2000 №117-ФЗ («Российская газета»  от 10.08.2000 года) в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ и состоит  из 18 глав (21 – 31), которыми определен  порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ и др.).

Глава 23 НК РФ называется «Налог на доходы физических лиц» (ст. 207–233) была введена в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утратило силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.

Основными чертами новой  системы налогообложения являются:

·  отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;

·  значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов;

·  внесение изменений в определение налогооблагаемой базы.

 

2  Общая характеристика налога 

 

Налог на доходы физических лиц установлен гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ относится к категории федеральных налогов. Согласно п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.  

 

2.1 Налогоплательщики

Как указано в ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации понимаются как физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).

 

2.2 Объект налогообложения

Объектом налогообложения  признается доход, полученный от источников в РФ или от источников за ее пределами  для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ или не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Для физических лиц, являющимися  налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и от источников за пределами РФ. Для физических лиц, не являющимися налоговыми резидентами  РФ, – только доход от источников в РФ. В соответствии со ст. 203 НК РФ:

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации,  а также проценты, полученные  от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации

1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации,  за исключением процентов, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ

2) страховые выплаты при  наступлении страхового случая, в том числе периодические  страховые выплаты (ренты, аннуитеты)  и (или) выплаты, связанные с  участием страхователя в инвестиционном  доходе страховщика, а также  выкупные суммы, полученные от  российской организации и (или)  от иностранной организации в  связи с деятельностью ее обособленного  подразделения в Российской Федерации

2) страховые выплаты при  наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации,  за исключением страховых выплат, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ

3) доходы, полученные от  использования в Российской Федерации  авторских или иных смежных  прав

3) доходы от использования  за пределами Российской Федерации  авторских или иных смежных  прав

4) доходы, полученные от  сдачи в аренду или иного  использования имущества, находящегося  в Российской Федерации

4) доходы, полученные от  сдачи в аренду или иного  использования имущества, находящегося  за пределами Российской Федерации

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

в Российской Федерации акций  или иных ценных бумаг, а также  долей участия в уставном капитале организаций;

прав требования к российской организации или иностранной  организации в связи с деятельностью  ее обособленного подразделения  на территории Российской Федерации;

иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия  в уставных капиталах иностранных  организаций;

прав требования к иностранной  организации, за исключением прав требования, указанных в четвертом абзаце пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ;

иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации

6) вознаграждение за выполнение  трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного  органа) – налогового резидента  Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как  доходы, полученные от источников в  Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные  на этих лиц управленческие обязанности  или откуда производились выплаты  указанных вознаграждений

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации.

При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной  организации (совета директоров или  иного подобного органа), рассматриваются  как доходы от источников, находящихся  за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности

7) пенсии, пособия, стипендии  и иные аналогичные выплаты,  полученные налогоплательщиком  в соответствии с действующим  российским законодательством или  полученные от иностранной организации  в связи с деятельностью ее  обособленного подразделения в  Российской Федерации

7) пенсии, пособия, стипендии  и иные аналогичные выплаты,  полученные налогоплательщиком  в соответствии с законодательством  иностранных государств

8) доходы, полученные от  использования любых транспортных  средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные  транспортные средства, в связи  с перевозками в Российскую  Федерацию и (или) из Российской  Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции  за простой (задержку) таких транспортных  средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации

8) доходы, полученные от  использования любых транспортных  средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные  транспортные средства, а также  штрафы и иные санкции за  простой (задержку) таких транспортных  средств в пунктах погрузки (выгрузки), за исключением предусмотренных  пп. 8 п. 1 ст. 208 НК РФ

9) доходы, полученные от  использования трубопроводов, линий  электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации

-

9.1) выплаты правопреемникам  умерших застрахованных лиц в  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации об обязательном  пенсионном страховании

-

10) иные доходы, получаемые  налогоплательщиком в результате  осуществления им деятельности  в Российской Федерации.

9) иные доходы, получаемые  налогоплательщиком в результате  осуществления им деятельности  за пределами Российской Федерации


Не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени  и в интересах этого физического  лица и связанных исключительно  с закупкой (приобретением) товара (выполнением  работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации. Это  положение применяется в отношении  операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации  в таможенном режиме выпуска в  свободное обращение, только в том  случае, если соблюдаются следующие  условия:

1) поставка товара осуществляется  физическим лицом не из мест  хранения (в том числе таможенных  складов), находящихся на территории  Российской Федерации;

2) к операции не применяются  положения п. 3 ст. 40 НК РФ;

3) товар не продается  через обособленное подразделение  иностранной организации в Российской  Федерации.

В случае если не выполняется  хотя бы одно из указанных условий, доходом, полученным от источников в  Российской Федерации, в связи с  реализацией товара, признается часть  полученных доходов, относящаяся к  деятельности физического лица в  Российской Федерации.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному  источнику осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации. В аналогичном  порядке определяется доля указанных  доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доля, которая может  быть отнесена к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями  физических лиц, признаваемых членами  семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением  доходов, полученных указанными физическими  лицами в результате заключения между  этими лицами договоров гражданско-правового  характера или трудовых соглашений.  

 

2.3 Налоговая база

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение, которыми у  них возникло, а также доходы в  виде материальной выгоды, определяемой в соответствие со статьей 212 НК РФ. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают  налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки. Налоговая  база устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов. Если сумма налоговых вычетов  окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый  период, то применительно к этому  налоговому периоду налоговая база принимается как равная нулю. Если иное не предусмотрено НК, на следующий  налоговый период разница между  суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая  ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрены иные налоговые  ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные  статьями 218 – 221 настоящего Кодекса, не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые  к вычету в соответствии со ст. 218 – 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

В главе 23 НК РФ приведены:

– особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме;

– особенности определения налоговой базы по договорам страхования;

– особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами;

– особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации;

– особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;

– особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан;

– особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках.

Налоговым периодом признается календарный год.

Согласно статье 217 НК РФ, доходами, не подлежащими налогообложению, являются (некоторые из них):

1) государственные пособия,  за исключением пособий по  временной нетрудоспособности (включая  пособие по уходу за больным  ребенком), а также иные выплаты  и компенсации, выплачиваемые  в соответствии с действующим  законодательством. При этом к  пособиям, не подлежащим налогообложению,  относятся пособия по безработице,  беременности и родам;

2) пенсии по государственному  пенсионному обеспечению и трудовые  пенсии, назначаемые в порядке,  установленном действующим законодательством;

3) алименты, получаемые налогоплательщиками;

4) суммы единовременной  материальной помощи, оказываемой:  налогоплательщикам в связи со  стихийным бедствием или с  другим чрезвычайным обстоятельством;

5) стипендии учащихся, студентов,  аспирантов, ординаторов, и др.;

6) доходы членов крестьянского  (фермерского) хозяйства, получаемые  в этом хозяйстве от производства  и реализации сельскохозяйственной  продукции, а также от производства  сельскохозяйственной продукции,  ее переработки и реализации, – в течение пяти лет, считая  с года регистрации указанного  хозяйства. Настоящая норма применяется  к доходам тех членов крестьянского  (фермерского) хозяйства, в отношении  которых такая норма ранее  не применялась;

7) доходы в денежной  и натуральной формах, получаемые  от физических лиц в порядке  наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам)  авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений  и промышленных образцов; и т.д.  

 

 

 

 

2.4 Налоговые вычеты

Налоговые вычеты:

1) Стандартные налоговые  вычеты;

2) Социальные налоговые  вычеты;

3) Имущественные налоговые  вычеты;

4) Профессиональные налоговые  вычеты;

1) Стандартные  налоговые вычеты.

Ст. 218 Налогового кодекса РФ предусматривает стандартные налоговые вычеты при определении размера налоговой базы, подлежащей налогообложению по ставке 13%. Налогоплательщик имеет право на получение одного из следующих стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода, которым признается календарный год:

1) в размере 3 000 рублей;

2) в размере 500 рублей;

3) в размере 400 рублей;

4) в размере 1000 рублей.

1) Право на получение  налоговых вычетов в размере  3000 рублей имеют лица пострадавшие  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, испытаниях ядерного оружия, инвалиды Великой Отечественной  войны и инвалиды военной службы  и т.д.

2) Право на получение  налоговых вычетов в размере  500 рублей имеют:

– Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

– участники Великой Отечественной войны;

– лица, находившиеся в Ленинграде в период его блокады;

– бывшие, в том числе несовершеннолетние, узники концлагерей, инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп;

– лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой;

– младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений, получившие сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи в период Чернобыльской катастрофы;

– рабочие и служащие, а также бывшие военнослужащие и уволившиеся со службы лица начальствующего и рядового состава органон внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получившие профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

– лица, эвакуированные из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС;

– родители и супруги военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите Родины;

– граждане, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия.

3) Право на получение  налоговых вычетов в размере  400 рублей за каждый месяц налогового  периода распространяется на  все иные категории налогоплательщиков и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, налоговый вычет не применяется;

4) право на получение  налоговых вычетов в размере  1 000 рублей за каждый месяц  налогового периода распространяется  на:

– каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

– каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.

Указанный налоговый вычет  действует до месяца, в котором  доход налогоплательщиков, исчисленный  нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена  налоговая ставка, установленная  п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет не применяется.

Данный налоговый вычет  производится на каждого ребенка  в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы  обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у  родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.

Указанный налоговый вычет  удваивается в случае, если ребенок  в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет предоставляется  в двойном размере единственному  родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. Налоговый вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может  предоставляться в двойном размере  одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления  об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Уменьшение налоговой  базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в  котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется  до конца того года, в котором  ребенок (дети) достиг (достигли) возраста 18 лет, или в случае истечения  срока действия либо досрочного расторжения  договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет  предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном  учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный  в установленном порядке в  период обучения.

2) Социальные налоговые вычеты.

Право налогоплательщика  на уменьшение налоговой базы в отношении  доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, полученных в налогооблагаемом периоде, на суммы произведенных в этом же налоговом периоде расходов на цели благотворительности, обучения и  лечения. Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику  на основании его письменного  заявления при подаче им налоговой  декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

3) Имущественные  налоговые вычеты.

Налогоплательщик имеет  право при определении размера  налоговой базы на получение имущественных  налоговых вычетов, представляемых в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи  жилых домов, квартир, дач, садовых  домиков или земельных участков, в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации  жилого дома или квартиры, также  в сумме, направленной на погашение  процентов по ипотечным кредитам.