Налог на доходы физических лиц. 32

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский  государственный университет

Факультет Экономики и Управления

Кафедра Экономической теории и мировой  экономики 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по предмету:  

«Налоги и налогообложение» 

4 вариант: 

«Налог на доходы физических лиц» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: Кондратьева С.В.
                Группа: ЗЭУ-301
                Проверила: Пермякова Л.Н.
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2008

 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение  …………………………………………………………………………………… 3
1 Экономическое  содержание налога на доходы  физических лиц (НДФЛ) ………….. 4
2 Субъект  и объект налогообложения …………………………………………………… 5
 2.1 Субъект налогообложения …………………………………………………………. 5
 2.2 Объект налогообложения …………………………………………………………... 5
3 Налоговая  база и особенности ее определения  ……………………………………….. 7
4 Налоговые  ставки и порядок исчисления НДФЛ …………………………………….. 11
5 Льготы  по налогу на доходы физических  лиц ………………………………………... 13
6 Налоговые  вычеты ……………………………………………………………………… 16
 6.1 Стандартные налоговые вычеты  …………………………………………………… 16
 6.2 Социальные налоговые вычеты ……………………………………………………. 17
 6.3 Имущественные налоговые вычеты  ……………………………………………….. 18
 6.4 Профессиональные налоговые вычеты  ……………………………………………. 19
7 Обеспечение  соблюдения уплаты подоходного  налога ……………………………… 20
 7.1 Обязанности физических лиц и  предприятий …………………………………….. 20
 7.2 Порядок удержания и возврата  неправильно удержанных сумм  налогов ……… 20
7.3 Меры  ответственности юридических и  физических лиц за нарушение  Налогового кодекса ……………………………………………………………………………... 21
Заключение  ………………………………………………………………………………... 22
Библиография  ……………………………………………………………………………... 23
Тесты ………………………………………………………………………………………. 24
Практические  задания ……………………………………………………………………. 25
 

 

Введение 

      Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

      В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

 

1 Экономическое содержание

налога  на доходы физических лиц (НДФЛ) 

      Изучение  налогов с населения в развитии предоставляет нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.

      Центральное место в системе налогообложения  физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.

      Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

      Подоходное  налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

  • подоходный налог – это личный налог, т. е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
  • подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
  • налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
  • основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

      Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т. е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.

 

2 Субъект и объект  налогообложения 

      2.1 Субъект налогообложения

      Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников, расположенных в РФ.

      Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

      Для того, чтобы физическое лицо стало  налоговым резидентом РФ, ему необходимо находиться на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Физические лица, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами РФ не являются.

      В соответствии с первой частью НК РФ течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после даты прибытия в РФ.

      Российские  граждане, состоящие в трудовых отношениях с организацией, предусматривающих продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней, считается налоговым резидентом с начала года. Но если работник увольняется до истечения 183 дней (до 2 июля), организация не может подтвердить факт его резидентства, следовательно, сумма налога будет взиматься по «нерезидентским» ставкам.

      Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в РФ, получения  налоговых вычетов или иных налоговых  привилегий нерезидент РФ должен представить  подтверждение того, что они является налоговым резидентом государства, с которым у РФ заключен договор об избежании двойного налогообложения. В противном случае его доходы, полученные от российских источников, будут облагаться налогом по ставке 30%. 

      2.2 Объект налогообложения

      Объектом  налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в РФ и(или) от источников за пределами РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  • от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

      Источниками доходов физических лиц в РФ могут  выступать российские организации и(или) иностранные организации в связи с деятельностью их постоянного представительства в РФ. Перечень таких доходов (ст. 208 НК РФ) является открытым и включает в себя следующие виды доходов:

  • дивиденды и проценты;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая;
  • доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
  • доходы от реализации недвижимого и иного имущества, находящегося на территории РФ и принадлежащего физическому лицу; акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале; прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершения действия в РФ;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с российским законодательством или от иностранной организации;
  • доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобили в связи с перевозками в РФ и(или) из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;
  • доходы, полученные от использования любых трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и(или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

      Источник  выплаты доходов физическим лицам  за пределами РФ – иностранные организации. Перечень таких доходов также является открытым и включает в себя:

      1) дивиденды и проценты;

      2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;

      3) доходы от исполнения за пределами РФ авторских или иных прав;

      4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;

      5) доходы от реализации:

  • недвижимого и иного имущества, находящегося за пределами РФ;
  • за пределами РФ акций и иных  ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций;
  • прав требования к иностранной организации.

      6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершения действия за пределами РФ;

      7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

      8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки).

      Если  невозможно однозначно отнести доходы к источнику в РФ или к источнику  за ее пределами, то определение источника  осуществляет Минфин России. Он же устанавливает долю указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами РФ.

      Не  признаются доходами для целей налогообложения  доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключенных между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

 

3 НАЛОГОВАЯ БАЗА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

      Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится:

      1) российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в РФ, от которых налогоплательщик получил доход;

      2) предпринимателями без образования юридического лица;

      3) частными нотариусами, частными охранниками и детективами;

      4) физическими лицами, получившими вознаграждение от других физических лиц по договорам гражданско-правового характера;

      5) физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, получающими доход от источников за пределами РФ;

      6) физическими лицами, получающими другие доходы, когда при их получении не был удержан налог.

      При определении налоговой базы учитываются  все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной форме. Кроме того, в  налоговую базу включают права на распоряжения, которые у него возникают, а также доходы в виде материальной выгоды.

      Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых  установлены различные налоговые ставки.

      Для доходов, в отношении которых  установлена ставка 13%, налоговая  база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы дохода, подлежащих налогообложению, то налоговая база в этом периоде признается равной нулю, на следующий налоговый период отрицательная разница между суммами вычетов и доходами, подлежащими обложению, не переносится.

      Для доходов, в отношении которых  применяются налоговые ставки, отличные от 13%, налоговая база определяется как сумма денежного выражения таких доходов, подлежащих налогообложению, без применения налоговых вычетов.

      Налоговый кодекс установил особенности определения  налоговой базы при получении физическими лицами доходов в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды, по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, доходов от долевого участия в организации, доходов по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.

      К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной  форме, относятся:

      - частичная или полная оплата за него организацией или индивидуальным предпринимателем товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

      - полученные налогоплательщиком товары, выполненные в его интересах работы, оказанные на безвозмездной основе услуги;

      - оплата труда в натуральной форме.

      При оплате труда работников в натуральной  форме налоговая база определяется как стоимость выданной продукции по ценам, определяемым в соответствии со ст. 40 НК РФ. В стоимость таких товаров включаются НДС и акцизы. Сумма налога удерживается за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, но она не может превышать 50% суммы выплат.

      Материальная  выгода у налогоплательщика может  возникнуть в случае заключения с  организацией или индивидуальным предпринимателем договора займа (кредита). Налоговая база по налогу на доходы определяется как превышение суммы процентов за использование заемными средствами, исчисленной исходя из трех четвертей действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. При этом ставка рефинансирования берется на дату получения заемных средств.

      Определение налоговой базы при получении  дохода в виде материальной выгоды производится в день уплаты процентов  по полученным займам, но не реже чем  один раз в календарном году. Налог  на доходы с суммы материальной выгоды по процентам взимается за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

      Материальная  выгода не возникает в случае заключения налогоплательщиком договора коммерческого кредита либо договора о приобретении товаров в кредит или рассрочку.

      Доход в виде материальной выгоды может быть получен налогоплательщиком и при приобретении им товаров (работ, услуг) у физических или юридических лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику. В этом случае налоговая база определяется как превышение цены идентичных товаров, реализуемых зависимым лицом на рынке, над ценой, по которой этот товар тем же лицом продан налогоплательщику.

      При получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения  ценных бумаг, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов на их приобретение. Фактическое получение дохода от приобретения ценных бумаг, т.е. объект налогообложения, признается по дате перехода права собственности на приобретенные ценные бумаги к физическому лицу-покупателю.

      Если  физическое лицо приобрело обращающиеся ценные бумаги по цене ниже рыночной, определяемой с учетом предельной границы колебаний, налоговая база для целей исчислений налога на доходы определяется как разница между рыночной ценой таких бумаг, скорректированной с учетом предельной границы колебаний, и фактическими расходами физического лица на их приобретение.

      Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения связаны прежде всего с тем, что в нее не включаются страховые выплаты в связи с наступлением следующих страховых случаев:

      а) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством;

      б) по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат;

      в) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

      При определении налоговой базы не учитываются  доходы, полученные в виде выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

      Если  за физических лиц суммы страховых взносов вносятся из средств работодателей, то при определении налоговой базы не учитываются платежи в случаях:

  • если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;
  • если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2 тыс. руб. в год на одного работника.

      Помимо  перечисленных, НК РФ предусматривает  особенности налогообложения доходов  физических лиц при заключении договоров  добровольного имущественного страхования, включая страхование гражданской  ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

      Сумма дохода физических лиц  от долевого участия  в организации, полученного  в виде дивидендов, определяется с учетом следующих положений:

  • сумма налога по дивидендам, полученным от источников за пределами РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно. При этом налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на величину налогового платежа, который они уплатили по местонахождению источника дохода. Однако указанный источник дохода должен находиться в том иностранном государстве, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения. В случае если сумма налога, уплаченная по местонахождению источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с НК РФ, полученная разница возврату из бюджета не подлежит;
  • сумма налога по дивидендам, полученным от российской организации, исчисляется самой организацией, которая выполняет роль налогового агента.

      Теперь  к ценным бумагам приравнены паи в паевых инвестиционных фондах. При определении налоговой базы учитываются доходы физических лиц, полученные по следующим операциям:

  • купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
  • купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
  • с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги (фьючерсные и опционные биржевые сделки);
  • купли-продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, включая их погашение;
  • с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом.

      Налоговая база по каждой операции определяется отдельно. Доход (убыток) по операциям  купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом  суммы убытков.

      Доход (убыток) по операциям купли-продажи  ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиками.

      К указанным расходам относятся:

  • суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;
  • оплата услуг, оказываемых депозитарием;
  • комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг, скидка, уплачиваемая (возмещаемая) управляющей компании паевого инвестиционного фонда при продаже (погашении) инвестором инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемого в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных фондах;
  • биржевой сбор (комиссия);
  • оплата услуг регистратора;
  • другие расходы, непосредственно связанные с куплей, продажей и хранением ценных бумаг, произведенные за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.

      Если  расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть отнесены непосредственно к расходам на приобретение, реализацию и хранение конкретных ценных бумаг, указанные расходы распределяются пропорционально стоимостной оценке ценных бумаг на дату осуществления этих расходов.

      В случаях если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом. Имущественный налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.

      Налоговый агент определяет налоговую базу по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок по окончании налогового периода. В то же время помимо уплаты налога по окончании налогового периода, предусмотрена промежуточная уплата налога, если налогоплательщику производятся выплаты денежных средств до истечения очередного налогового периода (п. 8 ст. 214.1 НК РФ).

      При осуществлении выплаты денежных средств налоговым агентом до истечения очередного налогового периода  налог уплачивается с суммы дохода, которая определяется на основе расчета  доли общего дохода по операциям купли-продажи  ценных бумаг, соответствующей фактической сумме выплачиваемых денежных средств. Иначе говоря, налог уплачивается только с дохода, который включен в сумму, выплачиваемую налогоплательщику.