Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание и назначение; категории плательщиков; ставки

 
 

План

1.Введение……………………………………………………………………………………стр.2

2.Функции  налогов и их взаимосвязь………………………………………………………стр.4

3.Налог  на доходы физических лиц: экономическое содержание и назначение; категории плательщиков; ставки……………………………………………………………………...  стр.7

4.Список  литературы………………………………………………………………………стр.14

 

1.Введение.

Налог – это важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

( ст. 8 НК РФ часть 1)

Налоговая система России является самой молодой  в мире, постоянно развивающейся  системой. Надо сказать, что в мире вообще нет совершенных налоговых  систем, это же можно сказать о  ситуации в  нашей стране. В СССР была принята концепция, в соответствии с которой, во-первых, утверждалась возвратность налогов через общественные фонды, и, во-вторых, отмирание налогов при социализме. Жизнь опровергла эту концепцию. Впервые попытка создания единой налоговой системы в СССР была предпринята в 1990 году, что нашло отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (от 14.06.90г. № 1560-1) и в Законе «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».

Налоговые законы в совокупности оформили целостную  налоговую систему. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в  мировой практике, так как разрабатывалась  с учетом отечественного опыта 20-х  годов 19-го века и практики зарубежных стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития.

Чтобы государство существовало и нормально  развивалось каждый человек должен

уплачивать  налоги. Ни одно современное общество не может обойтись без

налогов, потому что  налоги – это основной источник доходов государства.

Помимо  этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для

экономического  воздействия государства на общественное производство, его

динамику  и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство

в состоянии  стимулировать или сдерживать деловую  активность, путем изменения

налоговых ставок, предоставления или отмены налоговых льгот, что является

важным  для экономического развития страны. 
 

 

2.Функции  налогов и их  взаимосвязь:

Налог – обязательный (императивный) индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений. 

Специфически  общественное назначение налогов, реализация их социально-экономической природы  в условиях рыночной экономики находит  отражение в объективно присущих им и выполняемых ими функциях.

В условиях трансформации экономики налоги выполняют следующие функции:

- фискальную  (бюджетная);

- распределительную  (социальная);

- регулирующую;

- контрольную.

-Фискальная функция вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач. 

-Распределительная  (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»

Иными словами, происходит передача средств  в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные  категории населения. В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

 На  стадии первичного распределения  формируются доходы юридических  и физических лиц, которые имеют  непосредственное отношение к  созданию валового внутреннего  продукта. Перераспределение первичных  доходов состоит в их налогообложении  со стороны государства, то  есть его доходы имеют вторичный  характер.

-Регулирующая функция налогов Переход украинской экономики на рыночные основы предполагает формирование иной, нежели это было в условиях административно-командной системы, роли налогов, которые наряду с выполнением фискальной и распределительной функций должны стать надежным инструментом регулирования экономических и социальных процессов.

Регулирующая  и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками - агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством. 

В практике налогового регулирования используются следующие методы: изменение объекта  налогообложения; смена способа  налогообложения; дифференциация налоговых  ставок; введение или отмена налоговых  льгот; отсрочка уплаты налога; изменение  сферы его распространения.

-Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налоговр-финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. 
 
 
 

3.Налог  на доходы физических  лиц: экономическое  содержание и назначение; категории плательщиков; ставки.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) это основной вид прямых налогов.      Основная налоговая ставка — 13 %. Считается в процентах от всех доходов физических лиц, за вычетом расходов документально подтвержденных, в соответствии с действующим законодательством. Подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налог на доходы физических лиц уплачивается гражданами Российской Федерации со всех видов доходов, полученных ими  в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, в частности, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши, оплата за питание, обучение (за счет предприятия) и т.п.

Основная  часть НДФЛ (прежде всего с заработной платы) рассчитывается, удерживается и  перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом). Доходы от продажи  имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. По итогам года заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию физическое лицо сдает в налоговую  инспекцию по месту постоянного  проживания (постановки на налоговый  учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.

 

  В условиях рыночной экономики у государства  остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов  в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние  все больше приобретает косвенный  характер и осуществляется посредством  налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые  государством с юридических и  физических лиц в государственный  и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.

  По  своей экономической природе  установление налогов носит односторонний  характер. Поскольку налог взимается  в целях покрытия общественно  полезных потребностей, которые в  большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности  государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

  Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все  эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и  не влияют на характер платежа в  целом.

  Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика  и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог  как способ защиты частной собственности  от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса  прав и законных интересов граждан  и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.

  Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками  в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

  Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для  того, чтобы формировать государственный  бюджет, из которого затем финансируются  расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону  страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

  Налоги  поступают в пользу органов государственной  власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых  на тех же условиях, но установленных  в экономических или социальных интересах в пользу юридических  лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями.

  Целью взимания налогов является обеспечение  государственных расходов вообще, а  не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые  доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает  исключения в виде установления целевых  налогов.

  Налог, как экономический механизм, не имеет  непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее  планироваться, но предполагаемая сумма  расходов не оказывает императивного  воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в  принципе, не ограничен.

  Пошлины и сборы не имеют того финансового  значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные  интересы. В этом смысле сборы и  пошлины являются индивидуальными  платежами. Но поскольку государство  обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить  их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.

  Целью взыскания пошлины или сбора  является покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются  не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный  орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при  подаче искового заявления в суд  сопряжена с правом конкретного  лица на судебную защиту, однако, связана  с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности.

  Пошлина не обусловливает существование  государственного органа, так как  он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией  каким-либо государственным органом  своих функций. Характер пошлин и  сборов предполагает использование  иных принципов при определении  размера платежа, нежели те, которые  применяются при налогообложении.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ставки:

Ставка  налога - величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения.

Виды ставки:

-Прогрессивная налоговая ставка - налоговая ставка, возрастающая по мере роста облагаемого дохода (простая, сложная),

-Регрессивная налоговая ставка, понижающаяся по мере увеличения дохода,

-Шедyлярная ставка - весь доход,  получаемый налогоплательщиком, делится на  части  -  шедyлы.  Каждая  из  этих частей облагается налогом особым образом.  Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога (ст.224)

-Глобальная ставка - все доходы физических и юридических лиц облагаются  одинаково.  Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового результата для предпринимателей,

-Адвалорная - выражается в процентах %,

-Твердые стандарты - выражаются в рублях,

-Комбинированная - выражается и в рублях и в процентах.

-35 процентов:

Любые выигрыши и призы (в денежном эквиваленте), получаемые в проводимых конкурсах, и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, превышающие 4000 рублей; процентных доходов по рублевым или валютным вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками кредитных средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ.

-30 процентов:

В отношении  всех доходов, получаемых налоговыми нерезидентами  Российской Федерации, за исключением  доходов:

-9 процентов:

В отношении  доходов от долевого участия в  деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами налоговыми резидентами РФ; в отношении  доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007 года, а также по доходам  учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных  сертификатов участия, выданных управляющим  ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

-13 процентов:

Все остальные  доходы, полученные налоговыми резидентами  РФ; от осуществления налоговыми нерезидентами  трудовой деятельности, указанной в  статье 227.1 НК РФ; от осуществления налоговым  нерезидентом трудовой деятельности в  качестве высококвалифицированного специалиста  в соответствии с Федеральным  законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О  правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации".

-15 процентов:

по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций  иностранными организациями. При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных

ст. 275 НК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. – Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.
  2. Закон РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1 (ред. от 28.11.2009) (c изм., внес. ФЗ от 28.11.2009 г. N 283-ФЗ, вст. в силу 01.01.2010 г.) "О налогах на имущество физ. лиц".
  3. Учебное пособие.
Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание и назначение; категории плательщиков; ставки