Налог на игорный бизнес. 6

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги как обязательная безвозмездная передача индивидом части имущества на общественные (государственные) нужды в том или ином виде существуют практически со времен возникновения самого общества и государства.

Изначально уплата налогов регламентировалась обычаем. Зачастую власть передавала право сбора налогов частным лицам - откупщикам за определенную долю от собранных средств. Также имело распространение общинное налогообложение, при котором конкретная сумма налогов назначалась властью для общины в целом, а затем перераспределялась самой общиной между ее членами. Постепенно государство вместо натуральных налогов стало вводить денежные, роль налогов в формировании доходов государства увеличивалась; обязанность по уплате налогов стала регулироваться правом и была возложена практически на всех подвластных лиц исходя из их экономических возможностей.

В современном государстве основная часть государственных доходов формируется именно от налогов, а отсутствие средств в бюджете современного государства неминуемо приведет к прекращению существования данного государства.

Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.д., а, следовательно, также выплат заработной платы работникам бюджетной сферы. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования.

Налог на игорный бизнес для России выступает в качестве отраслевого варианта налога на прибыль, адаптированного к требованиям определенной сферы предпринимательской деятельности. 
В нашей стране налог на игорный бизнес был впервые введен в 1998 г., когда российское правительство, усилив контроль над деятельностью игорных заведений, приняло ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». 
С 1 января 2004 г. вступила в действие глава 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес». Одновременно изменился статус рассматриваемого налога — он был отнесен к региональным, и, следовательно, законодательные органы субъектов РФ в пределах установленных полномочий имеют право внести изменения по порядку его исчисления.

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде:

  • выигрыша;

  • платы за проведение азартных игр;

  • пари.

Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе.

По своей сути данный налог не что иное, как одна из разновидностей вмененного налогообложения (под налогообложение подпадает деятельность с использованием игровых столов, игровых автоматов, содержание тотализаторов и букмекерских контор).

Специфика данного налога состоит в формировании налоговой базы, которая не зависит от полученных доходов, а определяется по количеству объектов налогообложения. Несмотря на сравнительно простой алгоритм расчета, сумма игорного налога к уплате зачастую предмет разногласий между организаторами азартных игр и налоговых органов. В чем особенности расчета налога? По каким ставкам он рассчитывается и всегда ли он должен уплачиваться? В какой бюджет платить? Каков срок представления налоговой декларации? Эти вопросы мы и рассмотрим в настоящей работе.

В условиях часто меняющегося законодательства, постоянного внесения поправок и изменений в уже существующие акты и законы, тема работы является весьма актуальной.

 

Целью настоящей работы является изучение предмета, объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, порядка формирования налогооблагаемой базы и расчета налога на игорный бизнес, сроков уплаты и состава и сроков представления отчетности в налоговые органы.

Для этого поставлены следующие задачи:

- изучение объекта налогообложения;

- изучения порядка формирования  налоговой базы;

- изучение понятия налоговой  ставкой и налогового периода;

- изучение порядка исчисления  и сроков уплаты налога;

- закрепление изученного  материала на практическом примере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование налога на игорный бизнес

 

С 90-х годов XX столетия в истории российской игорной индустрии начался новый — легальный — период. Однако узаконивание азартного бизнеса отнюдь не явилось залогом безоблачного существования отрасли. Причины крылись в неимении должного представления о специфике данной индустрии и опыта законотворчества в этой сфере.

Поначалу налогообложение игорного бизнеса не отличалось от других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль в то время была одинакова практически для всех — 35%. Первое признание игорного бизнеса как вида предпринимательской деятельности произошло в декабре 1991 г. Тогда, 6 декабря 1991 г., Советом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, а 27 декабря 1991 г. — Закон «О налоге на прибыль с предприятий и организаций» № 2116-1. В этих двух законодательных актах впервые за многолетнюю историю существования государства Российского были определены ставки налогообложения игорного бизнеса. Однако перечень видов игорного бизнеса, упомянутый в этих двух законах, был достаточно скуден: казино, игровые автоматы и выигрыши по ставкам на ипподромах.

Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» № 2116-1 однозначно выделял деятельность в сфере игорного бизнеса как отличную от других видов предпринимательской деятельности. В целях налогообложения прибыль определялась как разница между доходами казино, игорных домов и другого игорного бизнеса, получаемую от реализации этих услуг, и расходами (включая расходы на оплату труда) на эти услуги. Также в Законе было определено, что данный вид дохода облагается по повышенной ставке — 70%.

Государственная налоговая служба РФ (ГНС РФ) 6 марта 1992 г. выпустила Инструкцию № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». В ней было определено, что «облагаемый доход казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса... исчисляется из выручки, полученной от проведения этой деятельности, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг, за исключением расходов по оплате труда». В те времена законодатели и чиновники от Госналогслужбы РФ подсчитали, что для содержания своих сотрудников игорным заведениям вполне достаточно чистой прибыли, остающейся после налогообложения.

Далее в вышеуказанную Инструкцию были внесены дополнения от 27 августа 1992 г. № 2, где было определено, что «доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются по ставке 90 процентов» (исчисление налога производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года). Данная ставка имела место и в Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Примечательно, что законодательством о налогообложении прибыли не было предусмотрено уменьшение дохода от игорного бизнеса на сумму исчисленных налогов (транспортный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и местные налога — на содержание муниципальной полиции, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений), относящихся к внереализационным расходам.

9 сентября 1994 г. было опубликовано  письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации № нп-6-01/336 «О практике применения налогового законодательства по предприятиям, получающим доходы от игорного бизнеса». На основании результатов проверок организаторов игорных заведений за 1993 г. и первый квартал 1994 г. (на момент проверки в Российской Федерации было зарегистрировано 496 плательщиков налога от игорного бизнеса) было обращено внимание на следующие недостатки:

• недостаточное внимание налоговых органов по контролю за деятельностью предприятий игорного бизнеса;

• несвоевременность расчетов с бюджетом по налогам;

• несовершенство законодательства по налогообложению и контролю за этим видом деятельности (как видим, этот вопрос остается нерешенным еще с 1994 г.).

В связи с этим предлагалось в срок до 1 марта 1995 г. сообщить о проведенных проверках предприятий игорного бизнеса и по результатам проверок дать предложении по внесению изменений в налоговое законодательство, а также предложения по методике проверок игорных заведений. Однако вразумительных предложений в Государственную налоговую службу так и не поступило.

В 1997 г. в Министерстве РФ по налогам и сборам началось активное обсуждение предложенных предпринимателями нововведений, поскольку 90%-ный налог на прибыль не устраивал ни предпринимателей, ни государство, а налоговые поступления не соответствовали ожидаемому результату. В конечном итоге появился проект федерального закона «О налогообложении казино, игорных домов (мест), игровых автоматов с вещевым и денежным выигрышем», который не был принят и совсем скоро уступил свое место новому законопроекту.

В декабре 1997 г. в Государственной Думе РФ появляется законопроект «О сборе с игорных заведений». Данный законопроект принят не был. Большую роль в непринятии этого законопроекта сыграли общественные организации, а именно Ассоциация деятелей игорного бизнеса.

Однако прошло совсем немного времени, и 31 июля 1998 г. был принят Закон № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». На основании Закона вводился налог на игорный бизнес, где ставка налога устанавливалась в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда на каждый объект налогообложения.

Несмотря на серьезные недостатки, принятый Закон явился знаменательной вехой в истории российской индустрии азарта: был выработан и официально утвержден понятийный аппарат как для предпринимателей, занимающихся деятельностью по организации и проведению азартных игр и пари, так и для контролирующих органов со стороны государства.

В мае 1999 г. в Государственную Думу поступил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес"». Законом в очередной раз предусматривалось увеличение налога на игорный бизнес, который, по мнению депутатов, был смехотворно мал.

Прошел год, и налоговые ставки на объекты игорного бизнеса снова было предложено поднять, однако 15 октября 2002 г. законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой.

В 2004 г. начался новый этап в сфере налогообложения деятельности по организации и проведению азартных игр и пари.

Налог на игорный бизнес является региональным прямым налогом, предусмотренным гл. 29 НК РФ, действующей с 1 января 2004 г. Налог на игорный бизнес ранее уплачивался на основании Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (утратил силу).

Региональные органы власти при регламентации налога на игорный бизнес в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ могут определить ставку налога в пределах, установленных НК РФ. Кроме того, если региональный закон вообще не принят, то применяются специально установленные федеральные ставки (п. 2 ст. 369 НК РФ). Соответственно, нет оснований говорить, что региональные органы власти вводят данный налог - он будет взиматься вне зависимости от их воли.








 

Схема 1. Место налога на игорный бизнес в системе налогов и сборов

 

 

Налог на игорный бизнес, как и любой другой налог, в первую очередь определяется элементами налогообложения (ст. 17 НК РФ), в частности:

- объектом налогообложения;

- налоговыми базой и  периодом;

- налоговой ставкой;

- порядком исчисления  и сроками уплаты налога.

Иные элементы данного налога, в том числе объект, база, период, сроки уплаты, регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ). Указанные особенности правового регулирования позволяют утверждать, что налог на игорный бизнес является региональным с достаточной степенью условности (он является скорее федеральным налогом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Плательщики и объект налогообложения

Для характеристики игорного бизнеса как элемента налогового законодательства необходимо ознакомиться с основными понятиями, используемыми в главе 29 НК «Налог на игорный бизнес».

Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или ИП доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы — организация или ИП, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.

Организатор тотализатора — организация или ИП, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.

Участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Игровой стол — специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор.

Игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре.

Игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Касса тотализатора или букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Налогоплательщик – это организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ)

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

 

Рисунок 1. Налогоплательщики игорного бизнеса

Вся деятельность по организации и проведению азартных игр и букмекерских контор и тотализаторов регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

Букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты вне игорных зон. Однако эти игорные заведения вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр только на основании лицензии (ст. 14, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17.07.2007 №451). Функционирование букмекерских контор и тотализаторов строится по сетевому принципу: игорное заведение обладает головным офисом (процессинговый центр) и рядом обособленных подразделений (пункты приема ставок).

Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес регистрируется в инспекции по месту его нахождения не позднее чем за 2 дня до даты открытия.

Объект налогообложения налогом на игорный бизнес являются (ст. 366 НК РФ):

  • игровой стол;

  • игровой автомат;

  • процессинговый центр тотализатора;

  • процессинговый центр букмекерской конторы;

  • пункт приема ставок тотализатора;

  • пункт приема ставок букмекерской конторы.

Игровой стол – это игровое оборудование, место с одним или несколькими игровыми полями.  С его помощью проводятся азартные игры либо только между участниками, либо с участием сотрудников (крупье) игорного заведения.

Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное и т.д.), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем. Выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового автомата, без участия организатора азартных игр или его работников.

Процессинговый центр букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр. Также здесь фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.

Процессинговый центр тотализатора – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.

Пункт приема ставок букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.

Пункт приема ставок тотализатора – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.

Каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции по месту установки не позднее чем за два рабочих дня до даты его установки.

Регистрация игрового оборудования или пункта приема ставок проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательным ой получением выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

 


 







 


 



 

 

Схема 3. Регистрация объектов налогообложения игорного бизнеса

 

Налоговая база и период

 

Налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения как общее количество соответствующих объектов.

Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц ( ст.368 НК РФ).

Также предусмотрены случаи, когда применяется ½ ставки налога. Если в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения или до 15-го числа (включительно) выбыл старый. При этом объект налогообложения считается выбывшим с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

 

Налоговые ставки

 

Налоговые ставки  устанавливаются законами субъектов РФ по каждому объекту налогообложения в следующих пределах (ст. 369 НК РФ):

Предельные размеры налоговых ставок:

Наименование объекта 
налогообложения

Минимальная

ставка (руб.)

Максимальная

ставка (руб.)

Игровой стол

25000

125000

Игровой автомат

1500

7500

Процессинговый центр тотализатора

25000

125000

Процессинговый центр букмекерской конторы

25000

125000

Пункт приема ставок тотализатора

5000

7000

Пункт приема ставок букмекерской конторы

5000

7000


 

 

 

В тех субъектах, где ставки налога на игорный бизнес не установлены, применяются минимальные налоговые ставки.

В настоящее время в России только одна действующая игровая игорная зона, расположенная на территории Краснодарского края, – «Азов-Сити». Законом  Краснодарского края установлены следующие налоговые ставки:

  • за один игровой стол - 125000 рублей;

  • за один игровой автомат - 7500 рублей;

  • за один процессинговый центр тотализатора - 125000 рублей;

  • за один процессинговый центр букмекерской конторы - 125 000 рублей;

  • за один пункт приема ставок тотализатора - 7 000 рублей;

  • за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 7 000 рублей.

 

Порядок исчисления и сроки уплаты налога

 

 

Порядок исчисления налога на игорный бизнес определен ст. 370 НК РФ.

Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ( см. ст. 371 НК РФ).

Также по месту регистрации объектов налогообложения в налоговый орган налогоплательщиком предоставляется налоговая декларация за истекший налоговый период (п. 2 ст. 370 НК РФ).

Сумма налога равна произведению налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставке налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Налог=Кол-во объектов 
налогообложения*Ставка 
налога

Этой же статьей предусмотрены особенности исчисления налога для игровых столов с двумя и более игровыми полями.


 


 

 


 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

Схема 4. Особенности порядка исчисления налога

 

При неизменном количестве объектов налогообложения налог на игорный бизнес рассчитывается как произведение их количества на ставку налога, установленную законом субъекта РФ.

 

Пример 1. Индивидуальный предприниматель занимается проведением азартных игр и имеет 2 зала игровых автоматов (по 10 в каждом), расположенных на территории разных субъектов РФ.

Налоговая ставка в одном регионе - 4000 руб., а в другом - 7500 руб. с игрового автомата.

Произведем расчет сумм налога за месяц отдельно по каждому игровому залу.

Сумма налога по игровым автоматам, установленным в субъекте РФ с меньшей ставкой, составила 40 000 руб. (10 авт. x 4000 руб.).

Сумма налога по игровым автоматам, установленным в регионе с максимальной ставкой, - 75 000 руб. (10 авт. x 7500 руб.).

Общая сумма налога при неизменном количестве всех игровых автоматов - 135 000 руб.

 

Заметим, что количество объектов налогообложения при расчете налога должно соответствовать их числу, указанному в свидетельстве о регистрации, так как излишне учтенные или неучтенные объекты будут обнаружены в ходе камеральной проверки предпринимателя. Последствия для него самые неблагоприятные - штраф, который взимается в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта игорного бизнеса (п. 7 ст. 366 НК РФ).

Если при неизменном числе объектов налогообложения правила расчета налога достаточно просты, то в случае изменения их количества Налоговым кодексом предусмотрен особый порядок исчисления налога. Суть его в том, что сумма налога определяется в зависимости от того, когда произошло изменение количества объектов налогообложения. При этом налоговый период, то есть текущий календарный месяц, нужно разделить на две части - с 1-го по 15-е число и с 16-го числа и до конца месяца. Далее порядок расчета зависит от того, устанавливаются игровые автоматы или выбывают.

При установке новых объектов до 15-го числа текущего налогового периода (календарного месяца) сумма налога будет определяться как произведение общего количества объектов налогообложения, включая установленный, и ставки налога для данного вида объектов. По-другому будет исчислена сумма налога, если игровой объект установлен после 15-го числа текущего календарного месяца. Сумма налога по установленным объектам налогообложения после 15-го числа текущего месяца будет определяться как произведение количества данных объектов и установленной для них одной второй ставки налога.

 

Рассмотрим расчет сумм налога на примере, когда новые объекты устанавливаются как в первой, так и во второй половине налогового периода.

 

Пример 2. Продолжим условия предыдущего примера.

Предположим, что индивидуальный предприниматель дополнительно к 20 игорным объектам установил по 5 новых игровых автоматов в каждом игровом зале. При этом в регионе с меньшими налоговыми ставками установка игровых автоматов зарегистрирована до 15-го числа текущего месяца, а в регионе с максимальными налоговыми ставками - после 15-го числа.

Тогда сумма налога по игровым автоматам, установленным в регионе с меньшей ставкой, составила 60 000 руб. ((10 авт. + 5 авт.) x 4000 руб.).

Сумма налога по игровым автоматам, установленным в регионе с максимальной ставкой, - 93 750 руб. (10 авт. x 7500 руб. + 5 авт. x 0,5 x 7500 руб.).

Общая сумма налога по всем игровым автоматам составит 153 750 руб.

Порядок расчета суммы налога на игорный бизнес при выбытии объекта налогообложения установлен п. 4 ст. 370 НК РФ. Как при установке новых объектов, так и при выбытии сумма налога зависит от периода, в котором выбывают объекты налогообложения.

В случае выбытия игровых объектов до 15-го числа текущего календарного месяца сумма налога по этим объектам определяется как произведение количества данных объектов на половину ставки налога, установленного для них. По остальным объектам налогообложения сумма налога рассчитывается исходя из полной ставки налога на игорный бизнес (п. 1 ст. 370 НК РФ). Соответственно, при демонтаже объектов во второй половине месяца сумма налога на игорный бизнес будет определяться как произведение общего количества соответствующих объектов, включая выбывшие объекты налогообложения, и ставки налога, установленной для данных объектов (п. 4 ст. 370 НК РФ).

Налог на игорный бизнес. 6