Налог на игорный бизнес в современной России и за рубежом

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      «СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

      (ФГОУ  ВПО СибАГС) 

      КАФЕДРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И УЧЕТА 
 
 
 
 
 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

      по  дисциплине «Региональные и местные налоги»

      тема: «Налог на игорный бизнес в современной России и за рубежом» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила:

      Студентка 4 курса гр. № 08123,

      Кондратьева И. В. 

      Принял:

      Заведующий  кафедрой,

      профессор кафедры,

      к.э.н., доцент

      Шумяцкий  Р.И. 
 
 
 

НОВОСИБИРСК 

2011

 

Содержание

 

Введение

     Игорный бизнес - один из самых доходных видов деятельности в мире. В периоды тяжёлого финансового положения в ряде стран этот бизнес выводил экономику из кризиса. В России возлагаемое на него налоговое бремя не столь велико, а налоговая система, регулирующая данный вопрос, всё время совершенствуется.

     Азартные  игры уходят своими корнями далеко в прошлое. Впервые в нашей  стране государство обратило внимание на игорный бизнес при императрице  Анне Иоанновне. При ней игры были запрещены, но через тридцать лет  императрица Елизавета Петровна разрешает некоторые из них. Проследив историю игорного бизнеса в России, можно с уверенностью сказать, что он очень стар.

     В современной России игорный бизнес очень быстро формируется, разрастается и набирает обороты, а вместе с  ним растёт и круг вопросов, которые необходимо решать. Поэтому вопросы, касающиеся бухгалтерского учёта и налогообложения игорных заведений, приобретают особую актуальность.

     Налог на игорный бизнес - региональный налог, взимаемый на основании главы 29 НК РФ.

     Существующая с незапамятных времен индустрия игорного бизнеса претерпевает значительные изменения. Отдельно стоящие казино постепенно замещаются более или менее масштабными казино-курортами, которые становятся центрами досуга для всей семьи. В ряде стран, в том числе и в России, принимаются новые законодательные акты, призванные урегулировать существующие противоречия в развитии игорного бизнеса. Однако результат этих реформ, как и при решении задачи из теории игр, может оказаться совсем неочевидным.

 

Налог на игорный бизнес в современной России

     Игорный бизнес в современной России с 1 июля 2009 года разрешён только в четырёх  особых экономическими зонах, называемых игорными зонами. Первое казино на этих территориях открылось в январе 2010 года, однако и до, и после этого российский игорный бизнес находил способы функционировать и вне зон — от переноса своих заведений за границу до прямого нарушения закона внутри России.

     По  итогам проверки Счётной палаты РФ, за 2007—2010 годы на обустройство игорных  зон было потрачено 1,4 млрд бюджетных рублей (из них 97 % в «Азов-Сити»), в виде налогов государству вернулись 98,7 млн рублей. Развитие игорных зон происходит медленно — инвесторы опасаются вкладывать средства, потенциальные клиенты предпочитают играть за пределами России, законы не справляются с регулированием игорной сферы. По мнению критиков, причина в том, что игорные зоны стали популистским проектом правительства в 2006 году, и в жертву скорости его воплощения была принесена экономическая эффективность.

     Согласно  федеральному закону России № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля 2009 года игорным заведениям в России было разрешено действовать только в четырёх специально отведённых для этого местах (так называемых игорных зонах):

       «Приморье» — в курортной зоне  Уссурийского залива (Приморский  край);

       «Сибирская монета» — в Алтайском  районе Алтайского края;

       «Янтарная» — в окрестностях  посёлка Янтарного Калининградской  области; 

       «Азов-сити» — на территории  Щербиновского района Краснодарского  края и Азовского района Ростовской  области.  

     На  всей остальной территории России игорные  заведения оказались запрещены. Более тридцати регионов страны (в том числе — Архангельская, Белгородская, Курганская, Омская, Челябинская области, Красноярский край, Татарстан, ряд регионов Северного Кавказа) ввели на своей территории запреты на игорные заведение ещё до вступления в силу федерального закона.

     Вступление  в действие запрета на деятельность игорных заведений вне четырёх  игорных зон повсеместно повлекло создание многочисленных нелегальных  и полулегальных заведений. В  ответ на это замгенпрокурора  России Евгений Забарчук в марте 2010 года обосновывая необходимость введения специальной статьи. По мнению юриста, из-за её отсутствия незаконная организация игорного бизнеса преследуется лишь по ст. 171 УК РФ («незаконное предпринимательство») — за первые девять месяцев действия закона о запрете игорных заведений таких дел в России было возбуждено 800, до суда дошло 40, а приговоров было вынесено всего 20, причём к лишению свободы не приговорён никто.

     Осенью 2010 года законодатели предложили ужесточить наказание за нелегальную предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и усилить налоговую нагрузку на легальные заведения. В частности, комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству предложил добавить в раздел «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» Уголовного кодекса статью 2411 об ответственности за незаконную деятельность казино и игорных клубов, установив наказание до 6 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. Член Совета Федерации от Краснодарского края Александр Починок предложил ужесточить наказание вплоть до пожизненного заключения. Также он предложил новый источник пополнения госбюджета — повышение налоговых ставок для букмекеров и тотализаторов.

     Налог на игорный бизнес является в России местным, и конкретные налоговые ставки определяют местные законодатели. Каждая компания, предлагающая услуги букмекерской конторы или тотализатора, за возможность своей деятельности ежемесячно платит в бюджет 25—125 тыс. руб. Александр Починок предложил дополнительно обложить налогом каждый букмекерский пункт и тотализатор по ставке 5—7 тыс. руб. в месяц. Первый вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса Владимир Илюшин отметил в связи с этой законодательной инициативой, что похожесть предложенной ставки (до 7 тыс. руб. в месяц) на существующую ранее ставку для игорного автомата (7,5 тыс. руб. в месяц) приведёт к появлению, наряду с лотерейными, и букмекерских автоматов.

     Законодательные инициативы 2010 года остались нереализованными, но в 2011 году федеральное руководство  вновь вернулось к вопросу об уголовной ответственности за незаконный игорный бизнес. В марте 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости ввести «специальную уголовную ответственность за игорный бизнес» и поручил премьер-министру Владимиру Путину, генеральному прокурору Юрию Чайке и министру финансов Алексею Кудрину разработать соответствующие меры по совершенствованию законодательства. Несколько дней спустя генпрокуратура России выступила с законодательной инициативой дополнить УК РФ статьёй о незаконной организации игорного заведения и проведении азартных игр. Группа депутатов Госдумы, возглавляемая единороссом Евгением Фёдоровым, предложила свой законопроект. Обеими инициативами вновь предлагалось максимальное наказание до 6 лет лишения свободы либо штраф до 1 млн рублей. Были и другие предложения по изменениям в УК РФ.

     Кодекс  об административных правонарушениях  РФ также не предусматривал санкций  за организацию незаконных азартных игр, поэтому владельцам таких заведений  зачастую удавалось опротестовать в кассационном порядке даже наложенные на них административные штрафы. 

     Тем временем в некоторых регионах страны были отмечены и не предусмотренные  правовыми нормами меры борьбы с  игорным подпольем. Например, в феврале 2011 года в Набережных Челнах несколько интернет-салонов, подозреваемых в незаконных азартных играх, были вместе с персоналом и посетителями замурованы бетонными блоками. Около 40 человек провели таким образом в заточении от восьми часов до суток.

     23 июля 2011 года УК РФ и КоАП были дополнены статьями, соответственно, 171.2 и 14.1.1 с одинаковым названием «Незаконные организация и проведение азартных игр»:

       уголовная ответственность за  использование игорного оборудования  вне игорной зоны, за использование  Интернета и средств связи для организации азартных игр, за ведение игорного бизнеса в пределах игорной зоны без разрешения — от штрафа 500 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 3 лет, а за те же деяния в особо крупном размере — соответственно, до 1 млн рублей и до 6 лет;

       административная ответственность за игорный бизнес вне игорной зоны, в том числе посредством оборудования связи и Интернет — штрафы гражданам в размере 3—5 тыс. рублей, должностным лицам 30—50 тыс. рублей, юрлицам 700 тыс. — 1 млн рублей;

       административная ответственность за игорный бизнес в пределах игорной зоны без разрешения — штрафы гражданам в размере 2—4 тыс. рублей, должностным лицам 30—50 тыс. рублей, юрлицам 500—800 тыс. рублей;

       административная ответственность  за игорный бизнес в пределах  игорной зоны с нарушением правил — штраф юрлицам в размере 300—500 тыс. рублей.

     Нововведения  вступили в силу 5 августа 2011 года. Изменения  должны быть внесены и в городское  законодательство Москвы, по ряду пунктов  отличное от норм федерального. 

     Специалисты по игорному бизнесу скептически относятся к попыткам обуздать подпольный игровой бизнес законодательным образом. Так, президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса Игорь Балло назвал законодательную инициативу Генпрокуратуры «бесперспективной затеей», а заместитель исполнительного директора Российской ассоциации работников игорного бизнеса Самоил Биндер ещё в июле 2009 года предупреждал:

     Увеличивать ответственность за теневой игорный  бизнес — это смешно, надо просто хотя бы один раз пообщаться с теми людьми, на всю голову отмороженными, которые этим занимаются, чтобы понять, что никакие законодательные ужастики их не пугают.

     Попытки законодателей и контрольных  органов усилить контроль за игорным  бизнесом продолжаются. Технический  регламент для игрового оборудования предложил Минфин. 19 ноября 2011 года были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ.Отныне налогом на игорный бизнес стали облагаться букмекерские конторы и тотализаторы. Юристы предположили,что часть букмекеров уйдёт в тень.  
Налог на игорный бизнес за рубежом

     Европа  была первым из континентов, легализовавшим игорный бизнес. Это произошло  еще во времена Римской Империи. Сегодняшние формы европейского игорного бизнеса, его управление и  законодательное регулирование  самые полные и многогранные. Игорная деятельность разрешена практически во всех странах за исключением Сан-Марино, Лихтенштейна и Кипра (греческая часть).

     Практически все виды азартных игр, проводящиеся в игорных заведениях (казино, игровые  залы, тотализаторы, букмекеры, бинго) легализованы и находятся в управлении частного бизнеса. Существенные ограничения, в частности, государственная монополия на отдельные виды азартных игр (организация азартных игр в казино) применяются в Швеции, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Монако и т.д.

     Австралия и Океания - последний континент, легализовавший на своей территории игорный бизнес. Особенностью законодательного регулирования на этом континенте является его близость европейскому регулированию: первые законодательные акты Австралии и Новой Зеландии разрабатываются на основе британской модели правового регулирования игорного бизнеса.

     В большинстве государств мира поддерживаются достаточно большие размеры налогообложения  организаторов игорных заведений. Увеличение налогов на предприятия  игорного бизнеса связывается в основном с изменением политической ситуации в стране, увеличением игорных заведений (с целью ограничения их роста) или приходом крупных инвесторов на внутренний игорный рынок. По мнению экспертов игорного бизнеса Россия в этом плане – исключение: ни в одной другой стране мира за последние 30 лет не было зафиксировано столь значительных изменений в налогообложении организаторов игорных заведений. Кроме России хаотичное увеличение налоговых ставок наблюдается в Казахстане, Украине, Беларуси. Такие изменения носят в основном ограничительный характер, не подкрепленные экономическими показателями (исключением здесь является Беларусь, где деятельность по организации и проведению азартных игр и пари находится в зачаточном состоянии, несмотря на наличие в стране крупнейшей компании по производству игровых плат в СНГ).

     Данная  модель весьма не удобна тем, что в  случае если организатор в течение  налогового периода понес убыток, налог в казну он все равно  должен заплатить. Таким образом, де-факто  каждый оператор игорного заведения вместо того, чтобы серьезно заниматься бизнесом и развивать его, занимается в основном постановкой и снятием объектов игорного бизнеса с учета, для того, чтобы не переплатить налог на игорный бизнес в убыточные для себя месяца.

     До  недавнего времени применяемое в России налогообложение игорного бизнеса за единицу игорного оборудования (а не по ставкам налога на прибыль) оставалась достоянием отечественных законодателей. Однако теперь эта модель применяется в странах СНГ и ближнего зарубежья: в Украине, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Армении, Грузии, Молдавии, Беларуси, Латвии, Литве и Эстонии.

     В тех государствах, где налогообложение  формируется с доходов игорных  заведений, установка игровых столов и автоматов в казино или клубах автоматически отдается на откуп предпринимателям. Однако существуют и ограничения. Например, в Польше число игровых столов в казино не регламентируется, однако автоматов должно быть не более 30. По французскому же законодательству в лицензии должно фиксироваться точное число игровых автоматов, для изменения которого лицензиату необходимо подать прошение в комиссию об азартных играх, которое, к слову, может быть и не удовлетворено.

     Существуют  и смешанные системы налогообложения. Например, в Болгарии платится ежемесячный налог в размере 50 евро за один игровой автомат и 15% в месяц с дохода игорного заведения. Эта система применяется во многих странах, и, как правило, понятие «налог» здесь связано с лицензионными требованиями об уплате акциза на установку игрового автомата в казино или игровом зале. Такие взносы могут уплачиваться разово, ежемесячно и ежегодно в зависимости от Законов, регулирующих деятельность по организации и проведению азартных игр и пари в этих странах.

     Самое большое налогообложение игорного бизнеса в Германии. Там более 80% уходит в казну государства. Во всех остальных странах, налог на игорный бизнес не превышает 50% барьер.

     На  протяжении полутора десятилетий, прошедших  со времени легализации игорного бизнеса в России, наше государство  пытается выработать политику в отношении индустрии азарта. Однако, в условиях более чем 70-летнего отсутствии этой сферы предпринимательства в нашей стране прийти к грамотным решениям можно, лишь обратившись к опыту современных демократических государств, где доходы от лотерей, выигрышных займов и налогообложения организаторов и участников азартных игр и пари, как правило, поступают обезличенно в государственную казну и используются на финансирование расходов бюджета разных уровней государственной власти. Вместе с тем, входит в практику и целевое использование налоговых поступлений от обложения индустрии развлечений и игорного бизнеса.

     Во  Франции на доходы от организаторов  игорных заведений строили театры. Помимо этого открытие казино осуществлялось на термальных станциях для поддержания инфраструктуры курортов. В Баден-Бадене, (Германия), где, кстати, самые высокие налоговые ставки на доходы с игорных заведений, за счет налогов с индустрии азартных развлечений построили известный оперный театр. В Милане (Италия) еще во времена средневековья герцоги устраивали лотереи, на сборы от которых возводился знаменитый Миланский собор. В Нидерландах часть поступлений от налогов с игорного бизнеса идет сегодня на спонсирование чемпионата Голландии по футболу. Столетиями государство убеждалось в том, что человеческие страсти, в том числе азарт, невозможно ни запретить, ни искоренить – и единственный выход - нахождение разумного компромисса между интересами власть имущих, предпринимателей и игроков. Европейские страны с богатым игорным прошлым без труда адаптируются к быстро изменяющимся условиям игорного рынка, применяя как хорошо отлаженные, так и кардинально новые методы управления и регулирования игровых форм деятельности людей. России в этом отношении несколько сложней, однако, изучение зарубежного опыта и его адаптация к отечественной действительности приведут к выработке правильной стратегии государства в отношении развивающейся индустрии азарта.  

     Налогообложение игорного бизнеса  в США

     Когда-то игорный бизнес в Соединенных Штатах Америки был одним из трех китов, на которых держалась мафия (наряду с проституцией и наркотиками). В последние годы, однако, легальная игра стала одним из любимых занятий американцев, приносящим в казну существенный доход. И хотя каждый штат проводит собственную политику в отношении этого то ли бизнеса, то ли развлечения, общую ситуацию лучше всего характеризуют слова "ставки растут".

     Нынешний  расцвет официального игорного бизнеса  в США не имеет аналогов в истории  этой страны. С каждым годом американцы ставят на кон все больше и больше денег. В 1974 году жители страны сделали ставки в легальных игорных заведениях на общую сумму $17 млрд. Двадцать лет спустя, в 1994 году, эта цифра увеличилась до $482 млрд, то есть на 2800%. Из денег, на которые американцы играли в позапрошлом году, $40 млрд было проиграно. Эта сумма в шесть раз превышает количество денег, затраченное ими за то же время на билеты на все зрелищные виды спорта (включая такие популярные, как бейсбол, американский футбол и баскетбол). На бейсбольных матчах за год бывает 70 млн человек, а в разрешенных государством казино - $125 млн. Построенный в форме египетской пирамиды популярный отель Luxor в Лас-Вегасе, "игровой столице" Штатов, посещает в три раза больше туристов со всего мира, чем Египет. Находящиеся под контролем государства американские казино приносят в федеральную казну больше прибылей, чем все кинотеатры, театры и концертные залы США, вместе взятые.

     В последние годы, игра – одно из любимых занятий американцев. Известно, что американцы все больше и больше играют в игорных заведениях, в казино ходят чаще, чем на матчи таких популярных игр, как бейсбол, американский футбол и баскетбол.

     В настоящий период времени в каждом штате существует своя политика, регулирующая развитие данного бизнеса. Из истории игорного бизнеса Америки известно, что в период первых поселенцев, противников азартных игр, постоянно принимались законы, запрещающие азартные игры. Но в то время проводились бега, на которых существовал тотализатор, также проводились лотереи. Количество последних в тридцатые годы позапрошлого века сократилось до трех под давлением евангелической церкви. После гражданской войны лотереи вернулись, но снова попали под запрет в связи с крупными нарушениями. В США начался длительный период запрета игорного бизнеса.

     Однако, со временем азартная игра стала возрождаться, снова появились лотереи, которые  сопровождались рекламой патриотического  характера. Популярность лотерей росла, были созданы моментальные лотереи, телевизионная игра keno, более 50 тысяч автоматов для видеопокера были установлены в шести наиболее "передовых" штатов.

     После экономического спада восьмидесятых  годов власти легализовали игорный  бизнес в США с целью создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений. В 1988 году Конгресс легализовал игорный бизнес в США в резервациях индейцев, которые получили возможность использовать полученные от игры прибыли на свои социальные программы.

     Во  всех штатах страны, за исключением  являются лишь Юта и Гавайи, легальный игорный бизнес стал одной из главных доходных статей бюджета. Все же, критические атаки на азартные игры продолжаются и в 20 веке, как и в прошлые столетия. Для решения подобной проблемы игорного бизнесапроводились референдумы и конференции. Так, в 1995 году ни один штат не принял решения о легализации казино или видеопокера.

     Несколько лет назад в США был введен запрет на проведение азартных игр  в Интернете, за чем последовало  рассмотрение проекта закона, который  отменил бы данный запрет игорного бизнеса. Сторонниками такая необходимость объяснялась тем, что это поможет пополнить государственный бюджет налогами. Проект по снятию запрета на Интернет-казино был введен в 2006 году. Предполагается, что контроль за Интернет-казино будет осуществляться министерством финансов.  

     Налогообложение игорного бизнеса  в Великобритании

     В 2005 году в Великобритании был принят закон об игорном бизнесе, в соответствии с которым изменяется порядок  лицензирования и регулирования  в сфере игорного бизнеса. Кроме  того, закон наделяет особыми полномочиями в отношении регулирования игорного бизнеса территориальные органы власти - дает им право выделять помещения и земельные участки для заведений игорного бизнеса, а также делает их сферой ответственности тотализаторы, игровые автоматы и лотереи.

     Ранее за эти виды игорного бизнеса отвечали региональные органы лицензирования. Британские власти хотят избежать тенденции  к размножению мелких казино, однако тем не менее число игорных  заведений автоматически увеличится. По данным на конец октября 2007 г., в дополнение к 139 уже существующим в Великобритании казино должно быть открыто еще 111 новых. В Британию устремились ведущие операторы игорного бизнеса, например компания Thistle Hotels, которой владеет малайзийский миллионер Кек Ленг Чан. Группа подала заявку на открытие целых 16 казино, три из которых будут находиться в Лондоне, в отелях одноименного бренда - Thistle Victoria, Thistle Hyde Park и Thistle Marble Arch.

     Одна  из ведущих национальных сетей - London Club также получила лицензии на открытие шести казино. Это вызвало интерес у одного из лидеров международного игорного бизнеса - компании Harrah's Entertainment. В итоге последняя приобрела 83% акций London Club и, по данным агентства Assosiated Press, до конца года планирует взять под контроль все 100% акций английской компании. “Солидный портфель собственности London Club на рынке игорного бизнеса Великобритании обеспечит Harrah's Entertainment уверенный старт на развивающемся рынке игорного бизнеса Великобритании”, - заявил в этой связи президент Harrah's Entertainment Гарри Лавмен. Новые площадки гораздо больше уже действующих под маркой London Club казино, поэтому их освоение увеличит принадлежащие компании площадки под казино почти втрое, с 15 800 до 40 900 кв. м. 

     Налог на игорный бизнес в Германии

     История азартных игр в Германии исчисляется  веками. Известно, что уже в 1378 году в городе Франкфурт-на-Майне открывается  игорный дом, приносящий немалые  доходы в бюджет. В Средние века единой Германии не существовало, феодальная раздробленность привела к образованию множества княжеств и вольных городов. И хотя не существовало какой-то единой политики в сфере азартных игр (как это было, например, в Англии или Франции), однако практически все территориальные образования лояльно и часто доброжелательно относились к играм.

     Необходимо  отметить, что именно немецкий игорный  бизнес открыл миру Монте-Карло. Дело в  том, что владелец казино в местечке Бад-Хомбург (Германия) Франсуа Бланк  после того, как был вынужден закрыть  своё заведение в 1872 году, переехал на Лазурный берег и построил там казино, обеспечившее в дальнейшем всемирную популярность Монако.

     Что касается форм собственности игорных  заведений, то их можно разделить  на три вида: 

     1. Частный бизнес (Гамбург, Берлин, Гессен и др.).

     2. Совместный бизнес. Казино принадлежат  компаниям, учредителями которых  выступают как коммерческие организации,  так и власти земель. Данные  казино, как правило, управляются,  контролируются и инспектируются  одновременно государственной и частной стороной.

     3. Государственные предприятия (Бавария). Игорные заведения полностью  принадлежат землям.

     В Бремене, Сааре и Северном Рейне  – Вестфалии игорные дома являются подразделениями региональных общественных банков и спортивных обществ.

Налог на игорный бизнес в современной России и за рубежом