Налог на имущество. 6

Содержание

 

Введение……………………………………………………...……………………2

Налогоплательщики………………………………………………………………4

Объект налогообложения………………………………………………………...4

Налоговая база…………………………………………………………………….5

Налоговый период………………………………………………………………...7

Налоговые ставки…………………………………………………………………7

Порядок исчисления налога……………………………………………………...7

Уплата налога и отчетность………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….10

Литература……………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственные налоги возникли вместе с появлением государства как  средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций. Первоначально налоги взимались  в натуральной форме. С развитием  товарно-денежных отношений они  приобрели преимущественно денежный характер. В капиталистических странах  наблюдается большой удельный вес  налогов в общем объеме национального  дохода: от одной трети до половины его размера. Эти средства направляются на военные цели, содержание государственного аппарата, финансирование разного рода программ по регулированию экономики. Основная часть налоговых поступлений  в экономике капиталистических  стран формируется за счет налогов  населения (физических лиц).

Подобные процессы происходят сейчас и в нашей стране в связи  с переходом к рынку. Однако, в  отличие от капиталистических стран, в общей сумме поступающих  налоговых платежей значительный объем  занимают и суммы налогов предприятий, организаций и учреждений.

Налог на имущество организаций введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Хотя он не причислен к основным видам налогов ( в рыночной экономике основными налогами считаются налог на доходы с физического лица; налог на прибыль организации; косвенные налоги; взносы социального страхования), однако для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц.

Налог на имущество организаций - это  один из налогов налоговой системы  Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, находящиеся на балансе организации.

Устанавливая налог на имущество  организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных  главой 30 НК РФ; порядок и сроки  уплаты налога; форму отчетности по налогу.

Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также  предусматриваться региональные налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиками.

Налог на имущество организаций занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налогоплательщики

(ст.373 НК РФ)

 

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками (применяется до 1 января 2017 г.) :

  • организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
  • лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, - в отношении имущества, используемого исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских игр и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

 

 

 

 

Объект налогообложения

(ст.374 НК РФ)

 

Для российских организаций - движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектовосновных средств.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. 

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства - находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

  1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  2. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

 

Налоговая база

(ст.375, 376 НК РФ)

 

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

Налоговая база определяется отдельно в отношении:

  • имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
  • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
  • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
  • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база уменьшается  на сумму законченных капитальных  вложений на строительство, реконструкцию  и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных  на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это  положение не применяется в отношении  законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости  указанных объектов до 1 января 2010 года. (пункт введен ФЗ от 27.11.2010 N 308-ФЗ, применяется до 1 января 2025 года).

Особенности определения  налоговой базы:

  1. по договору простого товарищества (договора о совместной деятельности)
  2. по имуществу, переданному в доверительное управление, в паевой фонд, по концессионному соглашению 

 

 

 

Налоговый период

(ст.379 НК РФ)

Налоговый период: календарный год.

Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Органы власти субъектов  РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

 

 

Налоговые ставки

(ст.380 НК РФ)

 

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов РФ и не могут  превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости  от категорий налогоплательщиков и  имущества. 

 

 

Порядок исчисления налога

(ст.382 НК РФ)

 

Сумма налога исчисляется  по итогам налогового периода как  произведение налоговой ставки и  налоговой базы за налоговый период. 
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года = исчисленная сумма налога минуссумма авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога исчисляется  отдельно в отношении:

  1. имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
  2. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
  3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации, имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
  4. облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа  исчисляется по итогам каждого отчетного  периода в размере ¼ произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. 
Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

 

 

Уплата налога и отчетность

(ст.383, 386 НК РФ)

 

Налог и авансовые платежи  подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов  РФ. 

В течение налогового периода  налогоплательщики уплачивают авансовые  платежи, если законом субъекта не предусмотрено  иное. По истечении налогового периода  налогоплательщики уплачивают сумму  налога за год.

Иностранные организации  в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог  и авансовые платежи в бюджет по месту постановки представительств на учет. В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не имеющей представительств в РФ, налог и авансовые платежи уплачиваются по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Особенности исчисления и уплаты налога и авансовых платежей в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации:

  1. в отношении обособленных подразделений организации
  2. в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
  3. в отношении резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области
  4. в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения

Налогоплательщики обязаны  по истечении каждого отчетного  периода представлять в налоговые  органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода.

По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны  представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Умелое управление налоговой  политикой предприятия стало  одной из основных функций общего менеджмента. В этой связи знание высшим уровнем управления предприятия  налоговой системы страны может  дать существенное преимущество для  любой компании.

Среди основных налогов Российской Федерации налог на имущество  предприятий занимает далеко не последнее  место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь  с ним дело.

В условиях постоянного реформирования налогов и налоговой системы  в целом, наблюдаются тенденции  к сокращению льгот по имущественным  налогам, усиление контроля со стороны  налоговых органов, на всех уровнях  власти.

Несомненно, что налог  на имущество может значительно  увеличить налоговую нагрузку предприятия, особенно если существенную часть его  имущества составляют дорогостоящие  основные средства.

Однако большинством льгот  по налогу на имущество, установленных  законодательством, могут воспользоваться  лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности.

При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что  не вполне справедливо по отношению  к налогоплательщику, уплачивающему  с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение  одних и тех же объектов налогового учета.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Лазарева  Н.В. Налоги и налогообложение. Изд. "Феникс", 2009г.
  2. Манукян Л.С. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Изд.: "Экзамен", 2008г.
  3. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие.5-е изд. Изд.: "Академия", 2009г.
  4. http://www.nal-kodeks.ru/
  5. http://www.nalog.ru/ul/imush_pp/