Налог на имущество. 2

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

   «АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» 

 

Заочный  факультет

 

Специальность / направление: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Учет и отчетность в профсоюзных  организациях»

на тему: «Налог на имущество»

 

       

Выполнил:

Студент: Сторонкина Г.В.

Группы: ЗБУ 76/08

 

                                                                             Проверил:      

                                                                              _________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

Налог на имущество………………………………………………………4

Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество………………….8

Определение налоговой базы по налогу на имущество……………….14

Льготы по налогу…………………………………………………………17

Исчисление и уплата налога на имущество…………………………….22

Заключение……………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………31

 

Введение

 

Налог на имущество  предприятий – это один из налогов  налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным  законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

Налог на имущество  юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную  стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления  в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при  его рассмотрении.

Устанавливая  налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую  ставку в пределах, установленных  главой 30 НК РФ; порядок и сроки  уплаты налога; форму отчетности по налогу.

Кроме того, при установлении налога законами субъектов  РФ могут также предусматриваться  региональные налоговые льготы и  основания для их использования  налогоплательщиками.

Налог на имущество  предприятий занимает центральное  место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете  возможных изменений в порядке  расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также  изменений, ожидаемых в области  замены налога на имущество юридических  и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.

 

Налог на имущество

 

Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на основании Закона «О налоге на имущество предприятий» в качестве регионального налога.

В соответствии с данным законом, порядок и сроки  уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный  орган власти субъекта Российской Федерации.

Согласно  данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество  предприятий», разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.

Уже в конце  ХХ века в Российской Федерации стали  происходить кардинальные изменения  в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть  Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году – вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы  имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В соответствии с ее нормами, налог на имущество  организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации  и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

Налог на имущество  организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, как верно отмечает Н.В.Миляков, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит  к категории прямых и потому зависит  от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том  случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.

Очевидно, что  в системе имущественного налогообложения  налог на имущество организаций  занимает центральное место. Его  доля в общей сумме поступлений  от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах  консолидированного бюджета Российской Федерации невысок – около 5% и  не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество  корпораций за рубежом1.

В рамках бюджетных  правоотношений налог на имущество  организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 Бюджетного кодекса РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган  государственной власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации».

Полномочия  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения  региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом  об этом же налоге.

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган  государственной власти субъекта РФ при установлении регионального  налога вправе определить:

- налоговую  ставку в пределах, закрепленных  НК РФ;

- порядок  и сроки уплаты налога;

- налоговые  льготы и основания для их  использования налогоплательщиками.

Юридическая форма установления регионального  налога, согласно п.4 ст.1, абз.1 п.3 ст.12 НК РФ и п.п. «Д» п.2 ст.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», региональный налог имеет только одну форму юридического установления – форму закона субъекта РФ об этом налоге.

Отметим отдельные  аспекты регулирования уплаты налога на имущество организаций:

1) ст.372 НК  РФ и другими нормами НК  РФ определена сфера участия  субъектов РФ в установлении  и введении в действие налога  на имущество организаций. Законодательные  (представительные) органы государственной  власти регионов вправе определять  налоговую ставку в пределах, закрепленных главой 30 НК РФ, порядок  и сроки уплаты, а также форму  отчетности по упомянутому налогу;

2) ст.373 НК  РФ уточнены категории плательщиков  налога на имущество;

3) ст.374 НК  РФ изменен объект налогообложения  – с 1 января 2004 года им признаются  не основные средства, нематериальные  активы, запасы и затраты, находящиеся  на балансе плательщика, а только  движимое и недвижимое имущество,  относящееся к объектам основных  средств в соответствии с законодательством  РФ о бухгалтерском учете, или  только недвижимое имущество,  находящееся на территории России, безотносительно к его бухгалтерскому  учету;

4) ст.ст.377 и  378 НК РФ закреплены специальные  правила формирования налоговой  базы по налогу на имущество  организаций в рамках договора  простого товарищества (договора  о совместной деятельности) и в отношении имущества, переданного в доверительное управление;

5) п.1 ст.380 НК  РФ установлена предельная ставка  налога на имущество организаций  в 2,2%, что на 0,2% превышает предельную  ставку, закрепленную до 1 января 2004 года;

6) ст.381 НК  РФ сокращен перечень общих  льгот по сравнению с налоговыми  льготами, действовавшими до 1 января 2004 года;

7) ст.ст.382-385 НК РФ уточнены порядок исчисления  суммы налога на имущество  организаций и сумм авансовых  платежей по нему, а также особенности  исчисления и уплаты упомянутого  налога по месту нахождения  обособленных подразделений организаций  и в отношении объектов недвижимости, расположенных вне места нахождения  организации или ее обособленного  подразделения.

Таким образом, НК РФ не только установил единообразный  подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество предприятий, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.

 

Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество

 

Согласно  ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются:

-     российские организации;

- иностранные  организации, осуществляющие деятельность  в Российской Федерации через  постоянные представительства и  (или) имеющие в собственности  недвижимое имущество на территории  Российской Федерации, на континентальном  шельфе Российской Федерации  и в исключительной экономической  зоне Российской Федерации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика  в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В силу абз.2 п.2 ст.11 НК РФ, российскими организациями  признаются юридические лица, созданные  по законодательству России. Для целей  обложения налогом на имущество  не имеет значения деление юридических  лиц по признаку основной цели деятельности на коммерческие или некоммерческие организации, осуществляемое в соответствии с гражданским законодательством  РФ.

Правоспособность  российской организации возникает  в момент ее создания (п.3 ст.49, п.2 ст.51 ГК РФ), который определяется днем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических  лиц согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей».

Согласно  абз.2 п.2 ст.11 НК РФ, иностранными организациями  для целей налогообложения признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства.

Как следует  из письма МНС РФ от 11 мая 2001 года № 04-4-05/113-М905 «О налоге на имущество предприятий», налог на имущество предприятий  зачисляется в бюджет только по месту  нахождения организации (месту государственной  регистрации) и месту нахождения обособленных подразделений организации, а не по месту нахождения имущества  организации.

Форма собственности  при исчислении и уплате налога на имущество значения не имеет. Так, согласно письму Минфина РФ от 6 ноября 2001 г. № 04-05-06/85, в случае постановки на баланс организации государственного или муниципального имущества, осуществляемой согласно ГК РФ путем передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям, указанное имущество подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.

Таким образом, как и прежде, платить налог  на имущество должны все российские организации. По-прежнему должны платить  налог на имущество иностранные  фирмы в том случае, если они  осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства  и имеют в собственности недвижимость на территории России.

Под постоянным представительством в целях налогообложения  имущества, так же как и в целях  налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через  которое организация регулярно  осуществляет предпринимательскую  деятельность на территории РФ, связанную:

- с пользованием  недрами и (или) использованием  других природных ресурсов;

- с проведением  предусмотренных контрактами работ  по строительству, установке,  монтажу, сборке, наладке, обслуживанию  и эксплуатации оборудования, в  том числе игровых автоматов; 

- продажей  товаров с расположенных на  территории Российской Федерации  и принадлежащих этой организации  или арендуемых ею складов; 

- с осуществлением  иных работ, оказанием услуг,  ведением иной деятельности.

Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны платить  налог на имущество. Обязанность  уплаты налога у таких фирм возникает  лишь в отношении объектов недвижимого  имущества, находящегося на территории России.

Понятие налогооблагаемого  имущества содержится в ст.374 НК РФ – «Объект налогообложения».

Так, объектом налога на имущество для российских организаций признается движимое и  недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное  управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе  в качестве объектов основных средств  в соответствии с установленным  порядком ведения бухгалтерского учета.

Для иностранных  же организаций налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Объектом  налогообложения для иностранных  организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через  постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее  этим организациям на праве собственности.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских  прав (за исключением имущественных  прав), относящихся к имуществу  в соответствии с ГК РФ. Для целей гражданского законодательства «имущество» - объект гражданских прав.

В соответствии со ст.128 ГК РФ к объектам гражданских  прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в  том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, для целей налогообложения к  имуществу относятся любые вещи, в том числе деньги (валюта РФ и иностранная валюта) и ценные бумаги, но не имущественные права.

В качестве объекта налогообложения для  российской организации законодатель определил только имущество, учитываемое  на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным  порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, никакое иное имущество не может  рассматриваться в качестве объекта  налогообложения. Если конкретное имущество  не относится к объектам основных средств по правилам бухгалтерского учета, оно не может быть признанным объектом налогообложения.

Исходя из изложенного, для российских организаций  объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая  имущество, переданное во временное  владение, пользование, распоряжение или  доверительное управление, внесенное  в совместную деятельность).

Это имущество  должно учитываться на балансе в  качестве объектов основных средств  по правилам бухгалтерского учета. Говоря иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое на счете 01 «Основные  средства», а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения  дохода. Такое имущество учитывается  на счете 03 «Доходные вложения в  материальные ценности».

То есть, из числа объектов налогообложения, по сравнению с ранее установленными правилами, исключены, в частности, следующие виды имущества:

- нематериальные  активы (счет 04);

- запасы  и затраты (счета 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», счет 45 «Товары отгруженные»);

- затраты  на приобретение основных средств  и строительно-монтажные работы (счет 08 «Вложения во необоротные активы»);

- расходы  будущих периодов (счет 97).

Объектом  налогообложения для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства, является  движимое и недвижимое имущество, относящееся  к объектам основных средств, которое  учитывается по правилам российского  бухучета.

Для иностранных  компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п.3 ст.374 НК РФ).

Не признаются объектами налогообложения:

- земельные  участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные  ресурсы);

- имущество,  принадлежащее на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления  федеральным органам исполнительной  власти, в которых законодательно  предусмотрена военная и (или)  приравненная к ней служба, используемое  этими органами для нужд обороны,  гражданской обороны, обеспечения  безопасности и охраны правопорядка  в Российской Федерации.

Значение  понятия «земельный участок» установлено  в Земельном кодексе РФ и Федеральном законе РФ «О государственном земельном кадастре».

Не признается объектами налогообложения по налогу на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для  нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

 

Определение налоговой базы по налогу на имущество

 

Как следует  из ст.376 НК РФ, налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту  постановки на учет в налоговых органах  постоянного представительства  иностранной организации), в отношении  имущества каждого обособленного  подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении  каждого объекта недвижимого  имущества, находящегося вне местонахождения  организации, обособленного подразделения  организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства  иностранной организации, а также  в отношении имущества, облагаемого  по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое  местонахождение на территориях  разных субъектов Российской Федерации  либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном  море Российской Федерации (на континентальном  шельфе Российской Федерации или  в исключительной экономической  зоне Российской Федерации), в отношении  указанного объекта недвижимого  имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта  недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

К таким объектам относятся линии электропередачи, автомобильные и железные дороги, трубопроводы (газопроводы, нефтепроводы), мосты, кабельные линии и т.д.

В отношении  такого объекта недвижимого имущества  налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ:

- в части,  пропорциональной доле балансовой  стоимости объекта недвижимого  имущества на территории соответствующего  субъекта РФ (для объекта российской  организации, а также для объекта  недвижимого имущества, относящегося  к деятельности иностранной организации  на территории РФ через постоянное  представительство);

- в части,  пропорциональной доле инвентаризационной  стоимости объекта недвижимого  имущества на территории соответствующего  субъекта РФ (для объекта, принадлежащего  на праве собственности иностранной  организации, не осуществляющей  деятельности на территории РФ  через постоянное представительство,  а также объекта, принадлежащего  на праве собственности иностранной  организации, осуществляющей деятельность  на территории РФ через постоянные  представительства, но не относящихся  к такой деятельности).

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы. Данное понятие – один из основных элементов налогообложения, которые  должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов  Российской Федерации и не могут  превышать 2,2%. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) облагаемого имущества.

Приказом  МНС РФ по налогам и сборам «Об  утверждении формы налоговой  декларации по налогу на имущество  организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению»2 утверждена форма расчетов по налогу на имущество – 1152001 форма по КНД, которая называется «Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (расчет по авансовому платежу)».

Кроме этого, данным Приказом утверждена и Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций. В соответствии с п.1.1 данной Инструкции, налоговая декларация по налогу на имущество состоит из пяти разделов: сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика; расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства; расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) за налоговый (отчетный) период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство; расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) по недвижимому имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения, и по объектам недвижимого имущества российской организации, имеющим место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации); расчет среднегодовой (средней) стоимости необлагаемого налогом (подлежащего освобождению) имущества.

 

Льготы по налогу

 

Налоговые льготы – это полное или частичное  освобождение от налогообложения отдельных  категорий налогоплательщиков (юридических  лиц или физических лиц), предоставляемое  нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент  налогообложения.

Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.

В Российской Федерации с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».

Льготы по налогам и сборам – предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

В соответствии со ст.56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия  применения льгот по налогам и  сборам, не могут носить индивидуального  характера.

Налогоплательщик  вправе отказаться от использования  льготы либо приостановить ее использование  на один или несколько налоговых  периодов, если иное не предусмотрено  НК РФ.

Ст.381 НК РФ установлены  налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.

Так, освобождаются  от налогообложения:

- организации  и учреждения уголовно-исполнительной  системы – в отношении имущества,  используемого для осуществления  возложенных на них функций;

- религиозные  организации – в отношении  имущества, используемого ими  для осуществления религиозной  деятельности;

- общероссийские  общественные организации инвалидов  (в том числе созданные как  союзы общественных организаций  инвалидов), среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого  ими для осуществления их уставной  деятельности;

- организации,  уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов указанных  общероссийских общественных организаций  инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не  менее 50 процентов, а их доля  в фонде оплаты труда - не  менее 25 процентов, - в отношении  имущества, используемого ими  для производства и (или) реализации  товаров (за исключением подакцизных  товаров, минерального сырья и  иных полезных ископаемых, а также  иных товаров по перечню, утверждаемому  Правительством Российской Федерации  по согласованию с общероссийскими  общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением  брокерских и иных посреднических  услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества  которых являются указанные общероссийские  общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого  ими для достижения образовательных,  культурных, лечебно-оздоровительных,  физкультурно-спортивных, научных,  информационных и иных целей  социальной защиты и реабилитации  инвалидов, а также для оказания  правовой и иной помощи инвалидам,  детям-инвалидам и их родителям;

- организации,  основным видом деятельности  которых является производство  фармацевтической продукции, - в  отношении имущества, используемого  ими для производства ветеринарных  иммунобиологических препаратов, предназначенных  для борьбы с эпидемиями и  эпизоотиями;

- организации  – в отношении объектов, признаваемых  памятниками истории и культуры  федерального значения в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке;

- организации  – в отношении ядерных установок,  используемых для научных целей,  пунктов хранения ядерных материалов  и радиоактивных веществ, а  также хранилищ радиоактивных  отходов;

- организации  – в отношении ледоколов, судов  с ядерными энергетическими установками  и судов атомно-технологического  обслуживания;

- организации  – в отношении железнодорожных  путей общего пользования, федеральных  автомобильных дорог общего пользования,  магистральных трубопроводов, линий  энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической  частью указанных объектов. Перечень  имущества, относящегося к указанным  объектам, утверждается Правительством  Российской Федерации;

- организации  – в отношении космических  объектов;

- имущество  специализированных протезно-ортопедических  предприятий;

- имущество  коллегий адвокатов, адвокатских  бюро и юридических консультаций;

- имущество  государственных научных центров;

- организации  в отношении имущества, учитываемого  на балансе организации – резидента  особой экономической зоны, в  течение 5 лет с момента постановки  имущества на учет;

- организации  – в отношении судов, зарегистрированных  в Российском международном реестре  судов.

Таким образом, по сравнению с ранее действовавшими нормами, отменены следующие льготы:

- бюджетных  организаций (за исключением тех,  которые имеют имущество, используемое  для нужд культуры и искусства,  образования, физической культуры  и спорта, здравоохранения и социального  обеспечения);