Налог на имущество и земельный налог

    1. Теоретическая часть. 

    В настоящее время в Российской Федерации налог на недвижимость отсутствует. Его заменяют 2 вида налога: налог на имущество (организаций  и физических лиц) и земельный  налог. 

    Налог на имущество организаций: общие сведения 

    Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

    Налог на имущество организаций в своем нынешнем виде введен Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ.

    Налогоплательщики

    Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками признаются имеющие объекты налогообложения:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Налог на имущество не платят организации, работающие по специальным налоговым режимам. В главе 30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в главах 26.126.226.3 и 26.Налогового кодекса РФ.

    Не  признаются налогоплательщиками также  организаторы Олимпийских игр и  Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

    Объект  налогообложения

    Объектом  налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01(утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н).

    Объектом  налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

    При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

    Объектом  налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства', признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (пункт 3 статьи 374 НК РФ).

    Не  признаются объектами налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

    Налоговая база

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    При определении налоговой базы российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, то есть равна разнице между первоначальной стоимостью основного средства и суммой начисленной амортизации.

    Если  для отдельных объектов основных средств начисление амортизации  не предусмотрено, то их стоимость для  целей налогообложения определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

    Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

    Уполномоченные  органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую  инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

    Налоговая база в отношении каждого вышеназванного объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Налоговая база по месту постановки на учет иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется исходя из стоимости следующего имущества:

  • стоимости имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
  • стоимости имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

    Налоговые ставки

    Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.

    Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки.

    Порядок исчисления и уплаты налога

    Для российских организаций и иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период:

    Сумма начисленного налога за год = Налоговая  база × Налоговая ставка

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в целом за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода:

    Сумма налога за год (к уплате) = Сумма начисленного налога за год − Авансовые платежи

    Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период:

    Авансовый платеж = (Средняя стоимость имущества × Налоговая ставка)/4.

    Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации  через постоянные представительства' сумма авансового платежа по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

    Если  в составе организации есть обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, они платят налог по своему местонахождению. В соответствии с пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса РФ в налоговую базу по обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс, включается имущество, которое учитывается на этом балансе.

    Налог перечисляется также по местонахождению  недвижимого имущества, которое  находится вне местонахождения  организации либо его обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс. 

    Земельный налог: общие сведения

    Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ.

    Налогоплательщики

    Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса  Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    Плательщиками земельного налога не признаются организации и физические лицав отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

    Объект  налогообложения

    Объектами обложения земельным налогом  служат конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование.

    Не  признаются объектом налогообложения  земельные участки:

  1. изъятые из оборота;
  2. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  3. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  4. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда;
  5. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

    Налоговая база

    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

    Налоговая база определяется в отношении каждого  земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

    Налогоплательщики – организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

    Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственностиправе постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

    Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой  собственности, определяется для каждого  из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

    Налоговые ставки

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных и не могут  превышать:

    1) 0.3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

    2) 1.5% в отношении прочих земельных участков.

    Допускается установление дифференцированных налоговых  ставок в зависимости от категорий  земель и (или) разрешенного использования  земельного участка.

    Порядок исчисления и уплаты налога

    Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации и счисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

    Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

    Если  отчетный период определен как квартал, суммы авансовых платежей исчисляются  по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

    Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. 

    В 2010 году будут созданы условия для введения местного налога на недвижимость. Он должен заменить действующий сейчас земельный налог и налог на имущество.

    Минфин  подготовил и разослал на согласование в ведомства поправки, предусматривающие появление налога на недвижимость. Будут определены плательщик, объект налогообложения, налоговая база и ставки, суммы вычетов.

    Налог на недвижимость заменит два: на имущество  и землю, он должен появиться не раньше 2013 года. Сейчас налог на имущество организаций взимается с его балансовой стоимости, физических лиц — рассчитывается по оценке БТИ; база для земельного налога — кадастровая стоимость участка. Налог на недвижимость будут взимать с рыночной стоимости объекта.

    Базовая ставка будет определяться на федеральном  уровне, предлагается 0,1% от стоимости  недвижимости, но регионы смогут ее уменьшать. Возможно, для разных федеральных  округов или даже разных регионов базовая ставка будет разной, все  зависит от оценки стоимости недвижимости, которая пока не готова.

    Оценка  земли уже проведена, в отношении  имущества работа ведется Росреестром  и будет закончена до конца 2011 года, затем можно будет говорить о базовых ставках на федеральном  уровне, но общая налоговая нагрузка вырасти не должна. Оценят недвижимость на местах — для расчета итогового платежа — профессиональные оценщики, их будет нанимать регион, граждане смогут эту оценку оспорить. 
 

    Налогоплательщики

    Налогоплательщиками налога на недвижимость являются организации и физические лица, являющиеся собственниками объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.

    Налогоплательщиками в отношении находящихся в  государственной или муниципальной  собственности объектов недвижимости (в том числе земельных участков), признаваемых объектами налогообложения, признаются организации и физические лица, владеющие этими объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также землевладельцы и землепользователи, получившие земельные участки непосредственно от их собственника.

    Налогоплательщиками в отношении объектов недвижимости, находящейся в собственности (частной, долевой, общей, совместной) иных лиц, признаются собственники этих объектов недвижимости.

    Если  объект недвижимости находится в общей долевой собственности (владении, пользовании или распоряжении) нескольких лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц.

    Если  объект недвижимости находится в  общей совместной собственности (владении, пользовании или распоряжении) нескольких лиц, налогоплательщиком признается одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. При этом все собственники (владельцы, пользователи) несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства.

    Объект  налогообложения

    Объектом  налогообложения являются находящиеся на территории субъекта Российской Федерации: земельные участки, здания, строения, сооружения (в том числе подземные), жилые и нежилые помещения, а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности.

    Объекты незавершенного строительства относятся (включаются в состав) к объектам налогообложения в порядке, определяемом органами власти субъектов Российской Федерации, ответственными за проведение политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

    Не  может быть объектом налогообложения  следующая недвижимость:

    1) недвижимость органов государственной  власти и управления, Центрального  банка Российской Федерации и  его учреждений, органов местного  самоуправления, бюджетных организаций;

Налог на имущество и земельный налог