Налог на имущество организаций. 2

      Введение

 

      На  современном этапе развития налоговой  системы России, наблюдается тенденция  к увеличению видов налогов, более  подробной регламентации прав и  обязанностей субъектов налогового права при их реализации.

      Особый  интерес представляют, так называемые имущественные налоги, то есть налоги, которые непосредственно связаны  с имущественными правами граждан  и соответственно с их интересами в данной области установленные в Конституции Российской Федерации.

      В условиях постоянного реформирования налогов и налоговой системы  в целом, наблюдаются тенденции  к сокращению льгот по имущественным  налогам, усиление контроля со стороны  налоговых органов, на всех уровнях  власти.

      Налог на имущество организаций значительно  отличается от налога на имущество  предприятий прежде всего порядком введения, объектом налогообложения, порядком исчисления и уплаты налога.

      Одним из факторов, оказывающих позитивное влияние на экономику Российской Федерации, является построение эффективной  системы норм налогового законодательства, что предполагает установление надлежащего  правового регулирования имущественных  отношений, при которых в полной мере учитывались бы имущественные  интересы граждан и юридических  лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Налог на имущество организаций 

      Потребность в эффективной системе норм налогового законодательства всё более возрастает с повышением роли налогообложения  в формировании доходов бюджетов, с усилением влияния налоговых  норм на коммерческий и финансовый оборот. В настоящее время, вот  уже несколько лет, в Российской Федерации проводится масштабная и  планомерная налоговая реформа. 
            Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем. Принципиальные положения реформы определены и сводятся к следующим приоритетным направлениям:  
- реальное снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков с помощью отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, проведения процедуры реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам; 
- выравнивание условий налогообложения, которое может быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам; 
- упрощение налоговой системы, осуществляемое в том числе посредством совершенствования контрольной работы налоговых органов. 
            В качестве способа реализации поставленных целей избрана кодификация законодательства о налогах и сборах. Специфика кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер.

      Концепция реформирования имущественных налогов  предусматривает постепенный переход  к налогообложению недвижимости. А именно: земли и имущественных  объектов, прочно с ней связанных  и относящиеся к недвижимому  имуществу в соответствии с Гражданским  кодексом.

      Налог на имущество организаций будет  вводиться в действие законами субъектов  РФ на территории соответствующего субъекта РФ. При введении налога субъекты РФ должны соблюдать норму Налогового кодекса РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Федеральные законы, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

      Следовательно, для того, чтобы налог на имущество организаций был введен на территории конкретного субъекта РФ с 2011 года, закон субъекта РФ должен быть официально опубликован не позднее 30 ноября 2010 года.

      Если  закон субъекта РФ не был опубликован  до 30 ноября включительно, то налогоплательщики  могли в течение всего 2011 года не уплачивать налог на имущество организаций на территории данного субъекта РФ. Однако скорее всего налоговые органы были против такого решения налогоплательщика, и обоснованность решения скорее всего придется доказывать в судебном порядке. И следует заметить что, суды часто в таких ситуациях поддерживают налогоплательщика.

    1. Плательщики налога на имущество организаций.

      Плательщиками налога на имущество организаций, так  же как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости (исключение составляют организации применяющие специальные налоговые режимы). Правила, порядок и особенности уплаты налога иностранными организациями, следует рассмотреть более подробно. 

      1.2.  Объект (налогообложения)  налога на имущество  организаций. 

      Объект  налогообложения, в сравнении с  прошлым законодательством, был  изменён. И это очень важно, поскольку  нововведение призвано снизить налоговое  бремя, сделать «прозрачной» налоговою  базу и упростить расчёт налога.

      Согласно  ст. 374 Налогового кодекса1, объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств, признаваемые таковыми в соответствии с правилами бухучёта (включая имущество переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Исключения составляют:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и иные природные ресурсы), далее – объекты природопользования;
  • имущество, принадлежащие на праве хозяйственного веденья или оперативного управления  федеральным органом исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемая этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (далее - Имущество федеральных военизированных структур).

      Эти виды исключений будут рассмотрены  ниже более подробно.

      Как видно, с 1 января 2004 года, из-под налогообложения  были выведены нематериальные активы, товарно-материальные запасы и затраты, находящиеся на балансе организации2.

      Несмотря  на то, что правила бухгалтерского учёта не классифицирует объекты  недвижимости, находящиеся в процессе государственной регистрации, как  основные средства, Методические указания допускают, что объекты недвижимости, по которым закончены капитальные  вложения, оформлены соответствующие  первичные учетные документы  по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию  и фактически эксплуатируемые, возможно принять к бухгалтерскому учету  в качестве основных средств. 
           При этом, хотя Методические рекомендации указывают, что данные объекты недвижимости учитываются на отдельном субсчете к счету учета основных средств, вполне возможно, что налоговые органы к объекту налогообложения отнесут и вложения во внеоборотные активы, учитываемые на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", как это уже было со старым имущественным налогом. 
          Кроме того, поскольку правила бухгалтерского учёта применяется также и в отношении доходных вложений в материальные ценности, учитываемых на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", то налоговые органы могут отнести к объекту налогообложения и их. 
          Таким образом, несмотря на то, что с принятием главы 30 Налогового кодекса РФ порядок налогообложения налогом на имущество организаций существенно упростился, проблемы при определении объекта налогообложения остались3.

      Исключения  из объектов налогообложения  по налогу на имущество  организаций

          Следует различать льготы, перечень которых  установлен в ст. 381 Налогового кодекса  РФ4, и имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения. Перечень исключённого имущества прямо приведён в п. 4 ст. 374 НК РФ5. Он небольшой и состоит всего из двух пунктов, которые условно можно объединить в следующие группы:

  • Объекты природопользования;
  • Имущество федеральных военизированных структур.

      Объекты природопользования

          Не  являются объектами налогообложения  земельные участки и иные объекты  природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

      В ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»6 (далее — Закон № 7-ФЗ) сказано следующее. К природным ресурсам относятся: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Под природной средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

      Компоненты  природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

      Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный  ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

      Природно-антропогенный  объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной  и иной деятельности и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

      Полный  перечень объектов, которые относятся  к природно-антроногенным, также приведен в п. 3 ст. 4 вышеуказанного закона7.

      Не  относятся к антропогенным природным  объектам здания и искусственные сооружения, возведенные человеком.

      Имущество федеральных военизированных  структур

      Не  является объектом налогообложения  имущество, принадлежащее на праве  хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам  исполнительной власти, в которых  законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, и используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

      К военной службе также приравнивается фельдъегерская служба8.

      В соответствии с п. 1 Указа Президента9 и ст. 1 Федерального закона10 таможенные органы, в том числе региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, входят в систему правоохранительных органов РФ и относятся к государственным военизированным организациям.

      Следует обратить внимание на то что, не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Если указанное имущество используется не по назначению или сдается в аренду, оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

      При определении состава основных средств  для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка следует руководствоваться Законом РФ от «О безопасности»11. Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Например, учреждения, входящие в систему (в состав) указанных выше федеральных органов, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке. Речь идет о лабораториях, научно-исследовательских учреждениях, вычислительных центрах и других организациях и унитарных предприятиях.

      Федеральные органы исполнительной власти в целях  исчисления и уплаты налога на имущество  организаций обязаны вести раздельный учет основных средств, не являющихся объектом налогообложения в соответствии с пп. 2 п. 4. ст. 374 НК РФ12, и основных средств, облагаемых данным налогом в общеустановленном порядке. 

      1.3. Налоговая база  и порядок её  определения.

      Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не изменился: ею признаётся среднегодовая стоимость  имущества, подлежащего налогообложению13. В расчёт берётся его остаточная стоимость, определённая по правилам бухучёта. Если по правилам, принятым в бухучёте, по каким-то основным средствам начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения по прежнему будет определятся за вычетом износа14.

      Ещё одно нововведение заключается в  том, что в отличие от бывшего  порядка, налоговая база согласно ст. 376 НК РФ15, определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

  • организации (место её государственной регистрации);
  • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

      Данная  необходимость объясняется тем, что согласно закону налог должен уплачиваться по месту нахождения имущества. Исключение составляет движимое имущество, – оно включается в налоговою базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ели это имущество находится на балансе данного подразделения).

      Следовательно, по месте нахождения обособленного  подразделения, не имеющего отдельного баланса, в налоговою базу теперь включаются только стоимость основных средств, относящиеся к недвижимости. Другие основные средства, находящиеся в таком обособленном подразделении, включаются в налоговою базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения имеющего обособленный баланс (ели это имущество учитывается на балансе данного подразделения)16.

      Также следует обратить внимание, что в  главе 30 НК появилась новая норма  в отношении недвижимого имущества, которое находится вне места  нахождения организации или обособленного  подразделения, имеющего отдельный  баланс. Ранее налог по этому имуществу, нужно было уплачивать по месту нахождению самой организации. На данный момент, главой 30 предусмотрено, что налог  со стоимости такого имущества, должен уплачиваться по месту нахождения данного  имущества.

      Таким образом, организациям, имеющим вне  места своего нахождения какое-либо налогооблагаемое имущество (в обособленных подразделениях или ином месте), больше не нужно будет исчислять налоговою  базу и сумму налога в целом  по организации. Однако это не означает, что налоговые органы не будут  контролировать правильность исчисления и уплаты в бюджет налога в целом  по организации. Вопрос расчёта налога на имущество организации имеющее обособленные подразделения ниже будет рассмотрен более подробно.

      Для объектов недвижимого имущества, которые  находятся на территории разных субъектов  РФ (например, железная дорога), установлен особый порядок определения налоговой  базы. По ним налоговая база определяется отдельно, и принимается при исчисления налога в субъекте РФ в части пропорционально доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории данного субъекта РФ.

      Кроме того, налоговую базу нужно определять отдельно по имуществу, по которому региональные власти установили дифференцированные налоговые ставки.

      При определении налоговой базы в  рамках договора простого товарищества, т.е. у участников договора, в основном остался прежним. В соответствии с п. 1 ст. 377 НК РФ17, каждый участник договора, должен уплачивать налог за те основные средства, которые он внёс в совместную деятельность.

      Стоимость основных средств, которые были приобретены (созданы) в процессе совместной деятельности, делится между участниками простого товарищества пропорционально стоимости  их вклада в общее дело.

      Налоговым кодексом обеспечивается выполнение данного  порядка уплаты налога по основным средствам, переданным в совместную деятельность. Товарищ, ведущий учёт общего имущества, должен будет сообщать участникам договора простого товарищества сведенья об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество  товарищей, на первое число каждого  месяца соответствующего отчётного  периода и о доле каждого участника  в общем имуществе товарищей.

      С введением 30 Главы НК РФ, затраты  учтённые на счёте 08 «Вложения во внебюджетные активы», больше не участвуют в расчёте  налоговой базы18.

      Вопрос  определения налоговой базы в  рамках договора простого товарищества будет рассмотрен ниже более подробно. 

      1.3.1. Среднегодовая стоимость  и порядок её  расчёта.

      В то время как порядок определения  налоговой базы практически не менялся, расчёт среднегодовой стоимости  претерпел значительные изменения. Ранее, в расчёте среднегодовой стоимости учитывалась стоимость имущества на первые числа кварталов19.

      На  данный момент, формула определения  среднегодовой стоимости имущества, имеет весьма отличное строение, и  с 2004 сумма определяется как частное  от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости  имущества на первое число каждого  месяца налогового (отчётного) периода  и первое число следующего за налоговым (отчётным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчётном) периоде, увеличенное на единицу. Таким образом, на 2005 год, в расчёте будут участвовать показатели стоимости имущества на первое число каждого месяца.

      Новый порядок значительно уточнил  расчёт среднегодовой стоимости  имущества. Если ранее какое-либо имущество  может быть вообще не учтено при  расчёте налога (если оно приобреталось  или отчуждалось (списывалось) в  течении одного квартала, например, товары или материалы), то в настоящее время, вероятность включения в налоговою базу такова имущества значительно увеличивается.

      Но  возникает вопрос, кто является налогоплательщиком налога на имущество организации  в период с момента оформления акта приёмки-передачи объекта недвижимости ( например, при договоре купли-продажи ) и до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в едином государственном реестре: продавец или покупатель? Одни утверждают что данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне, другие что – покупатель, а третьи утверждают что, окончательный ответ на данный вопрос может дать только арбитражная практика20. Так же, необходимо отметить, что остаточная стоимость, учитываемая при расчёте среднегодовой стоимости имущества в соответствии с п.1 ст. 375 НК РФ21, формируется из установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, утверждённого в учётной политике. Следовательно, для целей налогообложения налогом на имущество будет признаваться любой применяемый согласно учётной политике организации способ начисления амортизации.

      По  объектам жилого фонда, объектам внешнего благоустройства и другим основным средствам, по которым в соответствии с п. 17 ПБУ22 амортизация не начисляется, их стоимость для целей налогообложения будет определяться как разница между их первоначальной стоимостью и величенной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учёта в конце каждого налогового (отчётного) периода.

      Следует заметить, что в бухгалтерском  учёте начисление износа на забалансовом счёте осуществляется лишь в конце отчётного года, тогда как для целей налогообложения износ будет начисляться каждый отчётный (налоговый) период. Следовательно, при расчёте среднегодовой стоимости по итогам отчётных периодов, а не только по итогам налогового периода организация сможет уменьшить стоимость не амортизируемых основных средств на сумму начисленного износа.

      Определение налоговой базы в  рамках договора простого товарищества

      Порядок определения налоговой базы у  участников договора простого товарищества, как уже было сказано выше, в основном остался прежним23. Согласно п.1 ст. 377 НК РФ24, каждый участник должен будет уплачивать налог за те основные средства, которые он внес в совместную деятельность.

      В качестве вклада в совместную деятельность нередко передаются основные средства, которые также облагаются налогом  на имущество25.

      Стоимость основных средств, которые были приобретены (созданы) в процессе совместной деятельности, будет делиться между участниками  простого товарищества пропорционально  стоимости их вклада в общее дело. Ранее, налог на имущество по таким основным средствам уплачивается пропорционально доле собственности каждого участника простого товарищества по договору. Поэтому в тех простых товариществах, где доля собственности участников в общем имуществе не равна доле их вклада в совместную деятельность, сумма налога, подлежащая уплате, перераспределится между участниками.

      При заключении индивидуальными предпринимателями  договора о совместной деятельности должны быть урегулированы и внесены  в договор такие важные положения, как денежная оценка вкладов товарищей; порядок пользования общим имуществом; обязанности товарищей по содержанию общего имущества; порядок ведения  общих дел; порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей; ответственность товарищей  по общим обязательствам; порядок  распределения доходов и покрытия расходов, а также другие вопросы, связанные с выполнением условий  договора26.

      Согласно  п. 2 ст. 377 НК РФ27, обеспечено выполнение описанного выше порядка уплаты налога по основным средствам, переданным в совместную деятельность. Товарищ, ведущий учет общего имущества, должен будет сообщать участникам договора простого товарищества сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на первое число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.

      Что касается налоговой декларации участников простого товарищества, то здесь тоже есть свои нюансы28:

      Нюанс первый. Порядок применения товарищами льгот по налогу в главе 30 кодекса  не оговорен. Так вот, если один из участников договора о совместной деятельности имеет право на льготу, применить  ее он может только в отношении  своей доли совместного имущества. На других товарищей его поблажка не распространяется.

      Нюанс второй. В прежней форме отчета была предусмотрена отдельная строка «Имущество в простом товариществе». Из ныне действующего бланка она исключена. Поэтому в декларации по строке 140 раздела 2 бухгалтер должен отразить единый показатель налоговой базы, состоящий из остаточной стоимости  активов:

    • внесенных в совместную деятельность;
    • приобретенных в рамках простого товарищества;
    • используемых в самостоятельной деятельности участника.

      Последние два показателя на 1-е число каждого  месяца участникам должен сообщать товарищ, ведущий учет общих дел. 

      1.3.2. Расчёт налога  на имущество в  организации имеющей  обособленные подразделения.

      Согласно  нормам ст. 373 НК РФ29, плательщиками налога на имущество признаются организации (юридические лица) а, в соответствии со ст. 384 и 385 НК РФ30, налог на имущество перечисляется по месту нахождения организации, по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, и по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации либо вне места нахождения обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.

      Если  обособленное подразделение (далее  — филиал) выделено на отдельный  баланс и имеет расчетный (текущий) счет, то удобнее всего, чтобы филиал начислял налог на имущество и перечислял его в бюджет самостоятельно, а затем передавал произведенные расходы в головную организацию для формирования сводной отчетности.

      Таким образом, при наличии объекта  налогообложения налог на имущество  уплачивается:

      — головной организацией — по месту  своего нахождения;

      — головной организацией — по месту  нахождения объектов недвижимости - учитываемых на балансе головной организации и расположенных вне ее места нахождения;

      — филиалами — по месту своего нахождения;

      — филиалами — по месту нахождения объектов недвижимости, учитываемых  на балансе филиала и расположенных  вне места его нахождения.

      В соответствии со ст. 374 НК РФ31, объектом налогообложения как по организации в целом, так и по филиалу признаются объекты основных средств (в том числе переданные в доверительное управление либо внесенные в совместную деятельность).

      Если  по каким-либо объектам в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств»32, амортизация не начисляется - то в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ33, объектом налогообложения признается стоимость основных средств за вычетом износа.