Налог на имущество организаций. 4

 

 

Содержание

 

 

Введение

Цель работы: изучить налог на имущество при лизинге

Задачи работы: рассмотреть налог на имущество организаций и налог на имущество при лизинге.

 

Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.

Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне. В Москве налог взимается на основании Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

 

 

  1. Теоретическая часть

    1. Налог на имущество организаций

 

Налог на имущество организаций — это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность).

Налогоплательщики

Плательщиками указанного налога являются российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками признаются имеющие объекты налогообложения:

• российские организации;

• иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налог на имущество не платят организации, работающие по специальным налоговым режимам. В главе 30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в главах 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 Налогового кодекса РФ.

Не признаются налогоплательщиками (применяется до 1января2017 г.):

• организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

• лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, - в отношении имущества, используемого исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских игр и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н).

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства', признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (пункт 3 статьи 374 НК РФ).

Не признаются объектами налогообложения:

• земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

• имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, то есть, равна разнице между первоначальной стоимостью основного средства и суммой начисленной амортизации.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то их стоимость для целей налогообложения определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база в отношении каждого вышеназванного объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база по месту постановки на учет иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется исходя из стоимости следующего имущества:

• стоимости имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

• стоимости имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года (пункт введен ФЗ от 27.11.2010 N 308-ФЗ, применяется до 1 января 2025 года).

Налоговые льготы

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций:

• налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога;

• налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, которые в основном предусматриваются в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены статьей 381 Налогового кодекса РФ. Дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве.

Согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ, от уплаты налога освобождаются:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной  системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении  имущества, используемого ими для  осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные  организации инвалидов:

• среди членов, которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

• уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

• учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;

5) организации:

• в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;

• в отношении космических объектов;

• признаваемые управляющими компаниями инновационного центра "Сколково" и т.д.

6) имущество:

• специализированных протезно-ортопедических предприятий;

• коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

• государственных научных центров.

Налоговый (отчетный) период

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать (исключать) отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные периоды законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе. (ст.379 НК РФ)

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки.

Отчетность и порядок уплаты налога на имущество организаций

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.

Порядок исчисления налога на имущество организаций

Для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период:

Сумма начисленного налога за год =

Налоговая база * Налоговая ставка

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в целом за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода:

Сумма налога за год (к уплате) =

Сумма начисленного налога за год - Авансовые платежи

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период:

Авансовый платеж =

(Средняя стоимость имущества * Налоговая ставка): 4

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, сумма авансового платежа по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Если в составе организации есть обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, они платят налог по своему местонахождению. В соответствии с пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса РФ в налоговую базу по обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс, включается имущество, которое учитывается на этом балансе.

Налог перечисляется также по местонахождению недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации либо его обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.

    1. Налог на имущество при лизинге

Лизингополучатель в данном случае учитывает предмет лизинга на балансе по общей сумме лизинговых платежей, то есть помимо стоимости самого имущества амортизируется еще и маржа (доход) лизинговой компании. Поскольку налог на имущество уплачивает именно лизингополучатель, то его сумма в данном случае больше той, которую уплатила бы лизинговая компания, если бы имущество учитывалось у нее на балансе (конечно, при условии, что у лизингополучателя нет льготы по налогу на имущество). Следовательно, при одном и том же размере вознаграждения лизинговой компании затраты лизингополучателя, как правило, больше, если имущество учитывается у него на балансе.

Кроме того, существует еще одна проблема. Получается, что один и тот же предмет лизинга имеет две «первоначальные стоимости». Одну формирует лизинговая компания, другую — лизингополучатель (она отличается от первой на величину маржи лизингодателя). Если договор лизинга успешно завершается, то особых трудностей данное обстоятельство не вызывает. Но если договор расторгается досрочно и имущество возвращается лизинговой компании, то встает вопрос о корректном определении остаточной стоимости предмета лизинга, по которой лизинговая компания должна оприходовать имущество на баланс. Сегодня этот вопрос четко не разрешен ни в одном нормативном документе. А поскольку остаточная стоимость имущества является налогооблагаемой базой по налогу на имущество, то для лизинговой компании высока вероятность дополнительных налоговых рисков.

В соответствии со ст. 31 Закона о лизинге имущество, переданное лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон. Поэтому, одним из условий, которое должно содержаться в договоре лизинга, является условие о порядке балансового учета предмета лизинга. Это обусловлено еще и тем, что от постановки лизингового имущества на баланс зависит обязанность организации по уплате налога на имущество.

Применительно к лизинговой сделке это означает, что при учете лизингового имущества на балансе лизингополучателя налог на имущество уплачивается лизингополучателем, несмотря на то, что формально он не является владельцем этого имущества.

Особенности договора финансовой аренды (лизинга):

  • Имущество, передаваемое в лизинг, изначально приобретается для предпринимательской цели (ст. 665 Гражданского кодекса РФ).
  • Состав предметов лизинга ограничен, запрещено передавать земельные участки и другие природные объекты (ст. 666 Гражданского кодекса РФ).
  • Порядок учета лизингового имущества предусмотрен самим договором, в отличие от обычного договора аренды, где имущество, передаваемое в аренду, остается на балансе арендодателя.

Уплата налога на имущество по предметам лизинга зависит от того, на чьем балансе они учтены, т.к. состав объектов налогообложения определяется по данным бухучета (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ). По основным средствам - предметам лизинга организация, на балансе которой они учтены, рассчитывает и уплачивает налог на имущество так же, как и по остальным основным средствам.

Возможны два варианта (п. 1 статьи 31 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ):

  • предметы лизинга учитываются на балансе лизингодателя;

Объекты отражаются на счете 03 Доходные вложения в материальные ценности, лизингополучатель учитывает их за балансом на счете 001 Арендованные основные средства, налог на имущество по предметам лизинга платит лизингодатель (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

  • предметы лизинга учитываются на балансе лизингополучателя.

Объекты отражаются на счете 01 Основные средства, лизингодатель учитывает переданное имущество за балансом на счете 011 Основные средства, сданные в аренду , налог на имущество платит лизингополучатель (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

В течение всего срока действия договора лизинга право собственности на лизинговое имущество остается у лизингодателя (п. 1 статьи 11 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ).

 

  1. Расчетная часть

Дано:

Рассчитать сумму налога на имущество за 1 квартал 200х г. (ставка 2,2%), если остаточная стоимость облагаемого налогом имущества составила:

Таблица - Остаточная стоимость облагаемого налогом имущества

Дата

1 января

1 февраля

1 марта

1 апреля

Остаточная стоимость, руб.

100.000

120.000

240.000

212.000


 

Решение:

1. Средняя стоимость имущества за 1 квартал 2013 года составляет:

(100.000 + 120.000 + 240.000 + 212.000) / 3 +1 = 168.000 руб.

2. В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 382 НК РФ, сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период. Так как налоговая ставка составляет 2,2%, то  сумма налога на имущество (авансовый платеж) за 1 квартал 2013 года составит:

168.000 * 2,2% / 4 = 924 руб.

Ответ: сумма налога на имущество за 1 квартал 2013г. составляет 924 руб.

 

 

Заключение

От обложения налогом на имущество организаций с 2013 года освободят объекты, относящиеся к движимому имуществу (машины, оборудование). Регионам расширят полномочия по установлению налоговой ставки. В перспективе налоговая база по налогу будет определяться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, а не из остаточной стоимости имущества, как сейчас.

С 1 января 2013 года учтенное на балансе лизингодателя или лизингополучателя в рамках договора финансовой аренды (лизинга) движимое имущество в качестве ОС не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций. Об этом сообщает Минфин РФ в письме № 03-05-05-01/01 от 11.01.2013.

Соответствующие изменения предусмотрены пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

 

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 03.12.2013)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 2) от 26.01.1996N14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 01.09.2013)
  3. Федеральные законы РФ №129, 308, 164,202.
  4. Борисов, А. Б. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части первой, части второй. Постатейный. С практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. Составитель и автор комментариев – Борисов А.Б./ А. Б. Борисов. – М.: Дело, 2009
  5. Брызгалин, А. В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие./ А.В. Брызгалин. – М.: Аналитика – Пресс, 2010
  6. Качур, О.В. Налоги и налогообложение: учебник / О.В. Качур – СПб.: Питер, 2011.
  7. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учебник / Л. Н. Лыкова. – [2-е изд., перераб. и доп.]. – М.: Наука, 2010
  8. http://www.klerk.ru/buh/news/307432/ - Бухгалтерские новости
  9. http://www.snezhana.ru/- «Бухучет и налоги от Снежаны Манько»
  10. http://www.consultant.ru/- система КонсультантПлюс

 

 


Налог на имущество организаций. 4