Налог на имущество организаций. 17

 

 

                        Контрольная работа по дисциплине

                          «Налоги  и  налогообложение»

                 по теме «Налог на имущество  организаций»

2012

                                  Содержание

 

Введение                                                                                                             3

  1. Экономическая природа и цель введения налога на имущество организаций                                                                                                   4
  2. Плательщики налога и объекты налогообложения                                   6
  3. Порядок определения налогооблагаемой базы                                          8
  4. Ставки и льготы по налогу                                                                         13
  5. Механизм исчисления и порядок уплаты налога в бюджет                    18

      Заключение                                                                                                       23

      Список  использованной литературы                                                              24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налог на имущество организаций - это один из налогов налоговой  системы Российской Федерации, который  установлен федеральным законодательством.

Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.

Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения  налогоплательщиками, осуществляющими  деятельность на территориях различных  субъектов Российской Федерации, поскольку  им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения.

Кроме этого, немаловажен  и тот факт, что глава 30 НК РФ, устанавливающая  новые правила расчета и уплаты налога на имущество организаций, вступила в действие 1 января 2004 года, существенно  изменив некоторые важные положения порядка рассматриваемого вида налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая природа и цель введения налога на

имущество организаций

 

Теоретически экономическая  природа налога заключается в  определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на макро- и микроэкономические процессы.

Впервые экономическая  сущность налогов была исследована  в работах Давида Рикардо (1772-1823 гг.). "Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны" .

Рассматривая современные  точки зрения ученых-экономистов  на экономическую сущность налога, можно отметить, что сегодня не существует единого подхода при исследовании данного вопроса.

Наиболее распространенной точкой зрения является рассмотрение экономической сущности налога как  изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса для формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Налог на имущество организаций  относится к категории прямых налогов и взимается с владельца  имущества (как собственника, так  и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества.

Из этого вытекает фискальная и стимулирующая функции. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Налог является комплексной  категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому  важным моментом является определение налога в рамках законодательства. В свою очередь это будет способствовать правильному применению норм законодательства, определению объема и полномочий налоговых органов, реализации налоговой ответственности и пр.

Целями введения налога на имущество являются:

- обеспечение бюджетов  регионов стабильными источниками  для финансирования бюджетных  расходов;

- создание стимулов  освобождения от излишнего, неиспользуемого  имущества для предприятий и  организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

  2.   Плательщики налога и объекты налогообложения

 

Налогоплательщиками налога на имущество в силу п. 1 ст. 373 НК РФ признаются российские организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, а также иностранные организации, имеющие указанное имущество.

Объектами налогообложения  для российских организаций согласно п. 1 ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Исключение составляет имущество:

- переданное в доверительное управление, приобретенное в рамках договора доверительного управления (ст. 378 НК РФ). Оно подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления;

- составляющее паевой инвестиционный  фонд. Указанное имущество подлежит  налогообложению у управляющей  компании. При этом налог уплачивается  за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд;

- переданное концессионеру и  (или) созданное им в соответствии  с концессионным соглашением.  Данное имущество подлежит налогообложению  у концессионера (ст. 378.1 НК РФ).

Следует напомнить, что к недвижимому  имуществу в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) относятся:

- земельные участки,  участки недр и все, что прочно  связано с землей, т.е. объекты,  перемещение которых без несоразмерного  ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. При этом следует отметить, что земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) на основании п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения;

- подлежащие государственной  регистрации воздушные и морские  суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом  к недвижимому имуществу может быть отнесено и иное имущество.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к  недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

Объектами налогообложения  для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации  через постоянные представительства, в силу п. 2 ст. 374 НК РФ признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Причем данные иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, у иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объект налогообложения определяется в том же порядке, что и для российских налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          3. Порядок определения налогооблагаемой базы

 

Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Данное понятие является одним из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам устанавливаются НК РФ - ст. ст.53 и 54. Конкретно нормами главы 30 НК РФ установлены правила определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

В соответствии со ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как  среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При ее определении основные средства учитываются по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухучета, утвержденным в учетной политике организации.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту  постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В случае, если объект недвижимого  имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

- организации (по месту  постановки на учет в налоговых  органах),

- каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,

- каждого объекта недвижимого  имущества, находящегося вне местонахождения  организации, обособленного подразделения  организации, имеющего отдельный баланс.

При определении налоговой базы по налогу на имущество, необходимо учитывать то, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки. В связи с этим, для правильного определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, организация должна вести обособленный учет таких объектов.

Исключение составляет лишь движимое имущество, включаемое в  налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного  подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество находится на балансе данного подразделения).

Следовательно, по местонахождению  обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая  база будет исчисляться в отношении  основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений).

Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую  базу для целей налогообложения  по местонахождению организации.

Существует норма в  отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), в частности имущества, сданного в аренду.

Налог со стоимости недвижимого  имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться по местонахождению этого имущества.

Кроме того, для объектов недвижимого имущества, которые  находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, в  частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и других подобных объектов, установлен специальный порядок определения налоговой базы.

Налоговая база по этим объектам должна определяться отдельно, и приниматься  при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося на территории соответствующего субъекта.

Среднегодовая стоимость  имущества определяется как средняя  арифметическая величина.

В расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету. Таким образом, общая формула расчета налоговой базы имеет следующий вид:

НБ = (ос1 + ос2 + ... + осн) :( н + 1)

где ос1 - остаточная стоимость  объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1 января;

ос2 - остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1 февраля;

осн - остаточная стоимость  объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1-е числа  месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, соответственно апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за налоговым периодом;

н - число месяцев в  отчетном или налоговом периоде;

Пример 1. Для расчета  суммы налога на имущество, уплачиваемой в бюджет за отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год), сначала определяется среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества организации за этот период в следующем порядке.

Стоимость налогооблагаемого  имущества организации равна:

- на 1 января отчетного  года - 200 000 руб.;

- на 1 февраля отчетного  года - 210 000 руб.;

- на 1 марта отчетного года - 220 000 руб.;

- на 1 апреля отчетного  года - 230 000 руб.;

- на 1 мая отчетного  года - 240 000 руб.;

- на 1 июня отчетного  года - 230 000 руб.;

- на 1 июля отчетного  года - 180 000 руб.;

- на 1 августа отчетного  года - 175 000 руб.;

- на 1 сентября отчетного года - 170 000 руб.;

- на 1 октября отчетного  года - 200 000 руб.;

- на 1 ноября отчетного  года - 205 000 руб.;

- на 1 декабря отчетного  года - 210 000 руб.;

- на 31 декабря отчетного  года - 205 000 руб.

Налоговая база по итогам I квартала отчетного года составила : [(200 000 руб. + 210 000 руб. + 220 000 руб. + 230 000 руб.) : (3 + 1)] = 215 000 руб.

Налоговая база по итогам первого полугодия отчетного  года составила : [(200 000 руб. + 210 000 руб. + 220 000 руб. + 230 000 руб. + 240 000 руб. + 230 000 руб. + 180 000 руб.) : (6 + 1) ] = 215 714 руб.

Налоговая база по итогам 9 месяцев отчетного года составила : [(200 000 руб. + 210 000 руб. + 220 000 руб. + 230 000 руб. + 240 000 руб. + 230 000 руб. + 180 000 руб. + 175 000 руб. + 170 000 руб. + 200 000 руб.) : (9 + 1)] = 205 500 руб.

Преимущество такого порядка расчета среднегодовой  стоимости имущества состоит  в том, что данные являются более  детализированными. К расчету принимается  сумма ежемесячных остатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                     4. Ставки и льготы по налогу

 

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Данное понятие – один из основных элементов  налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  и не могут превышать 2,2%. Ставки могут  дифференцироваться в зависимости  от категорий налогоплательщиков и (или) облагаемого имущества.

Правда, региональные власти на местах вправе не устанавливать отчетные периоды. В этом случае организации не будут  уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года, а будут  уплачивать налог один раз по окончании  налогового периода.

Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогообложения  отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и  сборах; элемент налогообложения.

Налоговые льготы могут предоставляться  по одному или нескольким налогам  и сборам.

В Российской Федерации с принятием  НК РФ используется термин «льготы  по налогам и сборам».

Льготы по налогам  и сборам – предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии НК РФ части Ⅰ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование  на один или несколько налоговых  периодов, если иное не предусмотрено  НК РФ.

Согласно НК РФ части Ⅱ и закону по Волгоградской области установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.

Так, освобождаются от налогообложения:

- организации и учреждения  уголовно-исполнительной системы  – в отношении имущества, используемого  для осуществления возложенных  на них функций;

- религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

- общероссийские общественные  организации инвалидов (в том  числе созданные как союзы  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды  и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный  капитал которых полностью состоит  из вкладов указанных общероссийских  общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными  собственниками имущества которых  являются указанные общероссийские  общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого  ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

- организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- организации – в  отношении ядерных установок,  используемых для научных целей,  пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

- организации – в  отношении ледоколов, судов с  ядерными энергетическими установками  и судов атомно-технологического  обслуживания;

- организации – в  отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

- организации – в  отношении космических объектов;

- имущество специализированных  протезно-ортопедических предприятий;

- имущество коллегий  адвокатов, адвокатских бюро и  юридических консультаций;

- имущество государственных научных центров;

- организации в отношении  имущества, учитываемого на балансе  организации – резидента особой  экономической зоны, в течение  5 лет с момента постановки  имущества на учет;

- организации – в  отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Таким образом, по сравнению  с ранее действовавшими нормами, отменены следующие льготы:

- бюджетных организаций  (за исключением тех, которые  имеют имущество, используемое  для нужд культуры и искусства,  образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);

- предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной  продукции, выращиванию, лову  и переработке рыбы и морепродуктов  при условии, что выручка от  указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- предприятий народных  художественных промыслов; 

- жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных  кооперативов, садоводческих товариществ;

- национально-культурных  обществ и др.

При этом, освобождение от налогообложения для налогоплательщика  существенно отличается от налогообложения  по налоговой ставке 0 процентов.

При освобождении от налогообложения  какого-либо лица это лицо не только освобождается от обязанности платить налог, но может и не выполнять никаких иных обязанностей, связанных с конкретным налогом (например, не вести учет объектов налогообложения, не представлять налоговые декларации и налоговые расчеты).

Когда от налогообложения освобождается отдельный вид имущества, то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за ошибки при учете такого имущества или за представление искаженных данных о таком имуществе, если такие ошибки и искажения не привели к занижению сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.

Несомненно, что при  освобождении от налогообложения региональные власти (как законодательные, так  и исполнительные органы субъектов  РФ) лишаются возможности на основе данных налоговой статистики оценить  размеры тех доходов, которые могли быть ими получены, если бы не вводилось соответствующее освобождение (так называемые налоговые расходы бюджетов).

В подавляющем большинстве  субъектов РФ, однако, законодательные (представительные) органы предпочли  устанавливать налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков и отдельных видов доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Механизм исчисления и порядок уплаты налога в бюджет

 

Сумма налога на имущество  организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

В соответствии с НК РФ часть Ⅱ, налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. В силу НК РФ часть Ⅰ по окончании налогового периода определяется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате.

Положения НК РФ часть Ⅱ корреспондируют раскрытым правилам общей части налогового права и предписывают исчислять сумму налога на имущество организаций по итогам налогового периода путем умножения налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на величину налоговой базы.

Если законом субъекта РФ о введении налога на имущество  организаций были установлены отчетные периоды по налогу и предусмотрены авансовые платежи, то согласно НК РФ часть Ⅱ, сумма налога, подлежащая уплате, определяется как разность между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой уплаченных в течение этого периода авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет российской организацией, исчисляется отдельно в отношении:

- имущества, подлежащего  налогообложению по местонахождению  организации; 

- имущества каждого  обособленного подразделения организации,  имеющего отдельный баланс;

- каждого объекта недвижимого  имущества, находящегося вне местонахождения  организации, или обособленного  подразделения организации, имеющего  отдельный баланс;

- имущества, облагаемого  по разным налоговым ставкам. 

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет иностранной организацией, исчисляется отдельно в отношении:

- имущества, подлежащего  налогообложению месту постановки  на учет в налоговых органах  постоянного представительства  иностранной организации;

- каждого объекта недвижимого  имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства иностранной организации;

- имущества, облагаемого  по разным налоговым ставкам. 

Кроме того, отдельно должны исчисляться суммы налога по объекту  недвижимого имущества, имеющему местонахождение  на территориях разных субъектов РФ и (или) на территории субъекта РФ и в территориальном море (континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ).

Сумма авансового платежа  по налогу исчисляется по итогам каждого  отчетного периода в размере  одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с НК РФ часть Ⅱ.

Сумма авансового платежа  по налогу исчисляется по истечении  отчетного периода как одна четвертая  инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку в отношении:

- объектов недвижимого  имущества иностранных организаций,  не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;

- объектов недвижимого  имущества иностранных организаций,  не относящихся к деятельности  данных организаций в Российской  Федерации через постоянные представительства. 

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть (в региональном акте законодательства) для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В НК РФ часть Ⅱ устанавливаются:

- общий порядок уплаты  налога и авансовых платежей (особенности  уплаты налога для российских  организаций, имеющих обособленные  подразделения и объекты недвижимого  имущества, расположенные вне  местонахождения организации, установлены в НК РФ часть Ⅱ);