Налог на имущество организаций. 16

Содержание

 

  1. Налог на имущество организаций, его значение и роль……………2-4
  2. Механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций:
    1. налогоплательщики налога…………………………………...5-10
    2. объект налогообложения……………………………………..10-11
    3. налоговая база и порядок ее определения…………………..12-13
    4. ставки налога на имущество…………………………………14
    5. налоговые льготы……………………………………………..14-17
    6. налоговая декларация………………………………………...17-18
  3. Решение задачи……………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………….............19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налог на имущество организаций, его значение и роль.

Концепция имущественных  налогов предусматривает постепенный  переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных  объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является введение нового налога на имущество организаций, предусмотренного гл.30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ.

Глава 30 НК РФ введена в действие 1 января 2004г. Федеральным законом от 11 ноября 2003г. № 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов".

Налог на имущество  организаций обязателен к уплате на территории России и должен вводиться в каждом субъекте Российской Федерации региональным законом о налоге - в отличие от налога на имущество предприятий, который был введен в действие Законом РФ от 13 декабря 1991г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и действовал до 1 января 2004г.

Согласно п.1 ст.372 Налогового кодекса РФ налог на имущество должен вводиться в каждом субъекте Федерации соответствующим законом о налоге. Это обусловлено тем, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Для введения в конкретном регионе налога на имущество организаций с 1 января 2004г. необходимо было одновременно выполнить два условия: принять соответствующий закон субъекта РФ и официально опубликовать его до 1 декабря 2003г.

Действовавшие ранее  региональные законы с 1 января 2004г. утратили силу вместе с Законом РФ от 13 декабря 1991г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон № 2030-1). Этот Закон был отменен Федеральным законом от 11 ноября 2003г. № 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов", которым одновременно была введена в действие гл.30 НК РФ.

Для того чтобы налог  на имущество организаций начал взиматься с 1 января 2004г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации не позднее 30 ноября 2003г. должны были принять закон о налоге на имущество организаций и опубликовать его.

Все основные элементы налогообложения, а также порядок исчисления, уплаты налога и авансовых платежей предусмотрены  гл.30 НК РФ, а сроки уплаты утверждают законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов РФ о налоге могут только уточнять отдельные  положения гл.30 НК РФ (если такое  право передано Налоговым кодексом РФ региональным законодательным собраниям).

Согласно положениям гл. 30 НК РФ законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • определяют ставку налога, которая не может превышать 2,2 процента;
  • устанавливают дифференцированные ставки в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества;
  • имеют право ввести дополнительные налоговые льготы;
  • определяют сроки уплаты налога, а также вправе разрабатывать формы отчетности по налогу.

Кроме того, законы субъектов  Российской Федерации могут позволить отдельным категориям налогоплательщиков не вносить ежеквартальные авансовые платежи.

В соответствии с п.2 ст.379 НК РФ отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Но п.3 ст.379 НК РФ разрешает законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не указывать отчетные периоды по налогу.

Региональные законы могут устанавливать форму налоговой  декларации (налогового расчета по авансовым платежам). В то же время форма налоговой декларации может быть утверждена и рекомендована региональным законодательным органам ФНС РФ.

Следует обратить внимание на то, что законы субъектов Российской Федерации о налоге не могут изменять другие элементы налогообложения, в  том числе порядок исчисления налога и авансовых платежей. Региональные законодатели также не имеют права вводить новые термины и трактовать иначе установленные гл.30 "Налог на имущество организаций" НК РФ понятия, например такие, как "место уплаты налога", "объект налогообложения", "налоговая база".

 

 

 

 

 

  1. Механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций:

2.1 Налогоплательщики налога

Плательщиками налога на имущество организаций являются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.373 НК РФ).

Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Центральный банк РФ и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.

Следовательно, и эти, и коммерческие организации должны представлять налоговую отчетность об имуществе, подлежащем налогообложению (налоговую декларацию).

Как уже было сказано, в законах субъектов Российской Федерации о налоге на имущество  организаций могут быть установлены  льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, а также  плательщики единого налога на вмененный  доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и  те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. В гл.30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в гл.26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

Налогоплательщики - российские организации.

Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций  исполняют обязанности этих организаций  по уплате налогов по местонахождению  этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.

Среди обязанностей налогоплательщиков можно выделить следующие две  основные группы:

  • обязанность по уплате налога;
  • сопутствующие обязанности (ведение учета объектов налогообложения, представление налоговой декларации и т.д.).

В ст.384 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога на имущество исполняет не обособленное подразделение, а сама организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный  баланс. Делать это нужно по местонахождению каждого такого подразделения.

Следовательно, налог  на имущество в зависимости от желания налогоплательщика может  быть уплачен как с расчетного счета головного подразделения, так и с расчетного счета обособленного  подразделения. Рассчитывать налог и заполнять декларации руководитель организации может поручить служащим как головного подразделения, так и обособленного. Если организация освобождена от уплаты налога на имущество, то выполнять сопутствующие обязанности налогоплательщика (то есть вести учет объекта налогообложения и предоставлять налоговому органу необходимую информацию) она все равно должна.

Что касается обязанности  по представлению в налоговые  органы налоговой декларации по налогу на имущество, то, как указано в  ст.80 НК РФ, этот вопрос должен решаться в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Кодексом установлено, что инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются МНС России по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Иными словами, вопрос о  необходимости представлять налоговые  декларации организациями, не уплачивающими  налог на имущество, может быть решен  непосредственно местными инструкциями по заполнению налоговой декларации, которые должны выпускаться региональными и местными налоговыми органами.

Согласно гл.30 Налогового кодекса РФ налог на имущество  уплачивается по местонахождению:

  • самой организации;
  • каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению головной организации, обособленных подразделений, а также по местонахождению недвижимого имущества.

Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (ст.11 НК РФ). Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено его создание в учредительных документах организации или нет, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, предусмотрено  три условия, одновременное исполнение которых свидетельствует о наличии  у налогоплательщика обособленного  подразделения, а именно:

  • наличие оборудованных рабочих мест;
  • нахождение оборудованных рабочих мест вне местонахождения головной организации;
  • стационарный характер оборудованных рабочих мест, которые признаются таковыми, если создаются на срок более одного месяца.

 

Налогоплательщики - иностранные организации 

Главой 30 НК РФ определены другие категории налогоплательщиков и установлены особенности уплаты налога на имущество для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства, а также для иностранных организаций, которые не ведут деятельность на территории РФ, но имеют имущество в России на правах собственности.

Согласно ст.373 Налогового кодекса  РФ плательщиками налога на имущество  признаются иностранные организации, которые:

- осуществляют деятельность в  РФ через постоянные представительства; 

- имеют в собственности недвижимое  имущество на территории РФ;

- имеют в собственности недвижимое  имущество на континентальном  шельфе РФ и в исключительной  экономической зоне РФ.

Если иностранная организация  имеет несколько оснований для  признания ее плательщиком налога на имущество, то она является налогоплательщиком по всем имеющимся у нее основаниям.

При решении вопроса  об уплате налога на имущество иностранными организациями необходимо также учитывать положения международных договоров.

Так, согласно ст.7 Налогового кодекса  РФ, если международным договором, который  содержит положения, касающиеся налогообложения, установлены правила и нормы, отличные от тех, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, то применяются правила и нормы международных договоров.

Согласно п.9 ст.306 НК РФ иностранная  организация также рассматривается  как имеющая постоянное представительство, если эта организация:

  • осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем;
  • осуществляет деятельность, отвечающую признакам постоянного представительства (п.2 ст.306 НК РФ), через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства, также признаются налогоплательщиками, но только в отношении недвижимого  имущества (зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества), которое  находится на территории России и принадлежит указанным иностранным организациям на праве собственности.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории России через свои представительства, признаются плательщиками налога на имущество в отношении движимого и недвижимого имущества, которое находится на территории Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации). В налоговую базу для иностранных организаций входит имущество, как используемое для ведения предпринимательской деятельности, так и не используемое.

Согласно указанному Положению постановка на учет иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, производится в налоговых органах субъекта РФ, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны РФ.

Если у иностранных, международных организаций и  дипломатических представительств возникают трудности с определением места постановки на учет, решение  принимает налоговый орган, определенный МНС России или Управлением МНС  России по субъекту Российской Федерации, на основе представленных организацией (представительством) данных.

 

2.2 Объект  налогообложения

Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве объектов основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое вы передали другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение, в доверительное управление или внесли в совместную деятельность (п. 1 ст. 374 Кодекса).

Отметим, что с 1 января 2009г. к объекту налогообложения также отнесено имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению и отвечает указанным выше условиям.

Объект налогообложения  для иностранных организаций  различается в зависимости от следующих критериев:

  • ведет организация или нет деятельность в РФ через постоянное представительство;
  • имеет ли организация недвижимое имущество в РФ, если постоянного представительства у нее нет.

Если иностранная организация  ведет деятельность в России через постоянное представительство, то объектом налогообложения для нее будет любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным средствам по правилам бухгалтерского учета.

Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 Кодекса), а именно:

  • имущество является недвижимым;
  • имущество находится на территории РФ;
  • имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.

С 1 января 2009г. к объекту налогообложения отнесено также недвижимое имущество, которое получено иностранными организациями по концессионному соглашению и находится в России.

К объекту налогообложения не относится следующее имущество:

  • земельные участки;
  • иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Объектом налогообложения не признается также имущество федеральных органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются следующие условия (п.п. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса):

  • имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

 

 

 

 

2.3 Налоговая база и порядок ее определения

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база для каждой категории плательщиков налога на имущество определяется по-разному. Так, она различается (ст. 375 Кодекса):

  • для российских организаций;
  • иностранных организаций, которые ведут деятельность через постоянное представительство в РФ;
  • иностранных организаций, у которых нет постоянного представительства в РФ, но имеется в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Российские организации  определяют налоговую базу самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов. По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п. 1 ст. 375, п. 3, п. 4 ст. 376 Кодекса). Налоговая база по итогам отчетных периодов - I квартала, полугодия, 9 месяцев исчисляется по истечении каждого из них. Налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 4 ст. 376, п. 3 ст. 379, п. 6 ст. 382 Кодекса).

Налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом. Однако есть исключения. Так, налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. п. 1, 2 ст. 376 Кодекса):

  • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);
  • имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;
  • недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ.

Для исчисления налоговой  базы (среднегодовой и средней  стоимости имущества) необходимы данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости основных средств, которые  являются объектами налогообложения.

Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Иностранные организации  определяют налоговую базу самостоятельно (п. 3 ст. 376 Кодекса). При этом налоговая  база рассчитывается отдельно в отношении (п. п. 1, 2 ст. 376 Кодекса):

  • имущества постоянного представительства иностранной организации, которое облагается по месту постановки представительства на учет в налоговых органах;
  • недвижимого имущества, находящегося вне постоянного представительства иностранной организации;
  • имущества, которое облагается по разным ставкам;
  • недвижимого имущества, которое находится на территориях разных субъектов РФ либо частично в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

 

 

 

 

 

 

2.4 Ставки налога на имущество

 

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При этом для организаций  коммунального комплекса в отношении  имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в  том числе его ремонта и  обслуживания), у которых в общей  выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 40 %, налоговая ставка установлена в размере 1,1 процента.

Для организаций коммунального  комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 70 % налоговая ставка установлена в размере 0,6 процента.

 

2.5 Налоговые льготы

Льготы по налогу на имущество  устанавливаются и отменяются Налоговым  кодексом РФ и (или) соответствующими законами субъектов РФ (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 Кодекса).

Таким образом, льготы по налогу на имущество можно условно  разделить:

  • на льготы, которые установлены положениями Налогового кодекса РФ и применяются во всех субъектах РФ, где введен налог на имущество организаций;
  • льготы, которые предусмотрены соответствующим законом субъекта РФ и действуют только на территории этого субъекта.

Перечень льгот по налогу на имущество приведен в ст. 381 Кодекса.

Так, освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения  уголовно-исполнительной системы  - в отношении имущества, используемого  для осуществления возложенных  на них функций;

2) религиозные организации  - в отношении имущества, используемого  ими для осуществления религиозной  деятельности;

3) общероссийские общественные  организации инвалидов (в том  числе созданные как союзы  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды  и их законные представители  составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

4) организации, основным  видом деятельности которых является  производство фармацевтической  продукции, - в отношении имущества,  используемого ими для производства  ветеринарных иммунобиологических  препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении  объектов, признаваемых памятниками  истории и культуры федерального  значения в установленном законодательством  Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

7) организации - в отношении  ледоколов, судов с ядерными  энергетическими установками и  судов атомно-технологического обслуживания;

8) организации - в отношении  железнодорожных путей общего  пользования, федеральных автомобильных  дорог общего пользования, магистральных  трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся  неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

9) организации - в отношении  космических объектов;

10) имущество специализированных  протезно-ортопедических предприятий;

11) имущество коллегий  адвокатов, адвокатских бюро и  юридических консультаций;

12) имущество государственных научных центров;

13) организации - в отношении  имущества, учитываемого на балансе  организации - резидента особой  экономической зоны, созданного  или приобретенного в целях  ведения деятельности на территории особой экономической зоны;

14) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

От уплаты налога на имущество  организаций освобождаются:

  • организации - в отношении объектов внешнего благоустройства, содержание которых осуществляется за счет средств местного бюджета, и жилищного фонда;
  • предприятия общественного питания, обслуживающие школьные столовые, столовые при высших и средних учебных заведениях, больницах;
  • аэропорты международного класса;
  • сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общей выручке от реализации товаров этих товаропроизводителей доля выручки от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов;
  • религиозные организации, - в отношении имущества, используемого для осуществления уставной деятельности, за исключением имущества, участвующего в осуществлении предпринимательской деятельности;
  • организации - в отношении имущества детских оздоровительных лагерей (центров);
  • товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • организации, имеющие спортивные объекты с искусственным льдом, отвечающие требованиям для проведения соревнований по международным правилам.

 

2.6 Налоговая декларация.

Декларацию представляют все лица, которые признаются плательщиками налога на имущество организаций.

Обязанность подавать декларацию сохраняется и в том случае, если у организации отсутствует  объект налогообложения. В данном случае нужно представить «нулевую»  декларацию.

Налогоплательщики обязаны  представить декларацию в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 Кодекса).

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу налогоплательщики представляют не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

В зависимости от статуса  организации, вида имущества и места  его нахождения декларация может  представляться в разные налоговые  инспекции (п. 1 ст. 386 Кодекса, п. 1.2 разд. I Порядка заполнения декларации). В частности: