Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

 

Учреждение  образования

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

Налогообложение

(наименование  предмета)

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013г.

Содержание

1. Налоговая  система Республики Беларусь. Сущность  и принципы построения………………………………………………………………………………………….

  • 3

  •     1.1. Экономическая сущность и основные элементы налогов Республики Беларусь …......

    4

    2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов…………………………………………...

  • 9

  •     2.1. Плательщики налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Объекты налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов………………………….

  • 9

  •     2.2. Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов………………………

    11

        2.3. Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов………………………………..

    11

        2.4. Налоговый период налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций(расчетов) и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов…………………………………………………………...

     

    12

        2.5. Включение сумм налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении…………………………………………………………………………………...

    15

    3. Практическое задание………………………………………………………………………….

    18

    4. Приложение 1…………………………………………………………………………………...

    22

    5. Приложение 2…………………………………………………………………………………...

    23

    6. Приложение 3…………………………………………………………………………………...

    24

    7. Приложение 4…………………………………………………………………………………...

    25

    8. Список литературы…………………………………………………………………………….

    29


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Налоговая система Республики Беларусь.

    Сущность и  принципы построения.

    Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также  форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему, или систему налогообложения. Наиболее общий подход к построению налоговой системы был предложен в XIX в. Сисмонди - «налог никогда не должен падать на ту часть дохода, которая необходима для сохранения этого дохода». Принципы организации налоговой системы экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан. Принято выделять две группы принципов налогообложения:

    • всеобщие, или классические, принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и так или иначе используются в налоговых системах всех стран;
    • функциональные, или современные, на основании которых задаются 
      условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики.

    Всеобщие (классические) принципы: справедливость (равномерность и всеобщность), определенность, удобство, дешевизна (экономия). Эти принципы оформились в финансовой практике еще в XVI в., но впервые были научно сформулированы в XVIII в. А. Смитом («Исследование о природе и причинах богатства народов»):

    • принцип справедливости (равномерности и всеобщности), предполагает, как писал А. Смит, что плательщики должны участвовать в 
      содержании правительства «соразмерно доходам, которыми они пользуются под его покровительством и защитой»;
    • принцип определенности означает, что налог должен быть точно 
      определен по срокам, способам и сумме уплаты;
    • принцип удобства предполагает, что вид налога, способ платежа 
      и срок уплаты должны быть удобны плательщику;
    • принцип дешевизны (экономии) подразумевает сокращение расходов по сбору налогов: «каждый налог должен удержать из кармана на 
      рода как можно меньше сверх того, что он приносит казне».

    А. Вагнер, представитель немецкой исторической школы и один из основателей социально-правовой школы, развил классические принципы в отношении финансово-налоговой практики и сгруппировал основные правила построения налоговой системы следующим образом:

    • этические принципы обложения: всеобщность налогов, неприкосновенность личной свободы при взимании налогов, соразмерность 
      налогообложения с платежеспособностью;
    • принципы   налогового   управления:   определенность   обложения, 
      удобство уплаты налога и максимальное уменьшение издержек взимания;
    • народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника 
      обложения с целью возможно меньшего угнетения производства и 
      лучшего осуществления социально-политических целей налога;

    •правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая обеспечивала бы достаточность налоговых поступлений и эластичность (то есть учитывала последствия и условия переложения на 
    логов) на случай чрезвычайных государственных потребностей.

    С развитием  экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и дополнялись. В результате к настоящему времени оформились современные функциональные принципы налогообложения, отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики. Это:

    • всеобщность налогообложения;
    • исключение двойного налогообложения;
    • стабильность налоговой системы в течение достаточно длительного периода;
    • простота и ясность системы и процедуры уплаты налогов;
    • установление размера налога с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня его доходов;
    • оптимальность налоговых изъятий, обеспечивающая достаточное 
      финансирование государственных расходов, с одной стороны, и относительно небольшое и равномерно распределенное налоговое бремя 
      для налогоплательщиков – с другой;
    • минимизация затрат на взимание налогов;
    • корректировка распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе;
    • соответствие налогообложения структурной политике государства;
    • воздействие на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию и др.

    Налоговая система, учитывающая эти принципы, может стать мощным стимулом социально-экономического развития.

     

    Экономическая сущность и основные элементы налогов Республики Беларусь.

     

    Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в  финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете  на соответствующий год.

    С помощью налогов  осуществляется распределение и  перераспределение ВВП, в том  числе на социальную защиту и обеспечение  населения. Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его  кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

    Так как налоговые  поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду. В этой ситуации необходимо снижать налоги, чтобы был стимул к инвестированию. Чрезмерно высокие налоги – негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также стремление к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов в обществе. Налоги являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости. Именно прямое движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Особенность в том, что налоги носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству.

     За последние годы в экономико-правовой литературе было предложено несколько вариантов определения налоговой системы. А. В. Сидорович дает следующее понятие налоговой системы: «Налоговая система представляет собой сложное комплексное социальное образование, элементами которого являются система налогов, налоговое право, органы, осуществляющие налоговую деятельность, сама налоговая деятельность, включающая учет, контроль, а также принуждение к осуществлению налоговых обязанностей» [6, с. 145].

    Н. Е. Заяц понимает под налоговой системой совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях [4, с. 59].

     В Налоговом  кодексе Республики Беларусь  дано следующее определение налога:

    Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

    Элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) отражается в законодательных актах и нормативных документах государства. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов и налоговая терминология.

    Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

    Субъект налога (плательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог.

    Объект налога – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и т.д.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

    Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог.

    Налоговая база – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

    Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения.

    Налоговая система – совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются следующие принципы:

    1. Обязательность  уплаты налогов, сборов, пошлин.

    2. Равенство  и справедливость по отношению  ко всем налогоплательщикам.

    3. Определенность  и однозначность налогового законодательства.

    4. Однократность  налогообложения доходов.

    5. Соразмерность  налогов с величиной получаемых  налогоплательщиком доходов.

    6. Простота исчисления  налогов, удобство их уплаты.

    7. Стабильность  налогов.

    8. Гибкость налоговой  системы, адаптируемость к меняющейся  экономической ситуации.

    В Налоговом  кодексе Республики Беларусь отражены основные принципы налогообложения:

    1. Ни на кого  не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными  Налоговым кодексом (НК) Республики  Беларусь признаками налогов,  сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК Республики Беларусь либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, НК Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь.

    2. Каждое лицо  обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

    3. Налогообложение  в Республике Беларусь основывается  на признании всеобщности и  равенства.

    4. Допускается  установление особых видов таможенных  пошлин либо дифференцированных  ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК Республики Беларусь и таможенным законодательством.

    5. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате:

    – наносящих  ущерб национальной безопасности Республики Беларусь;

    – наносящих  ущерб политической и экономической  стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство республики;

    – наносящих  ущерб ее территориальной целостности;

    – ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Беларуси;

    – создающих  в нарушение Конституции и  принятых в соответствии с ней  законодательных актов иные препятствия  для осуществления предпринимательской  и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

    Налоговая система  государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния  на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

    В первую очередь  отметим, что в прошлые годы налог  за использование природных ресурсов (экологический налог) не только состоял  из множества различных платежей (и каждый имел свой состав плательщиков и налоговую базу), но и еще  регламентировался сразу двумя законодательными актами – Законом Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (далее – Закон об экологическом налоге) и Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее – Указ № 215).

    После вступления в силу с 1 января 2010 г. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения», который ввел в действие Особенную часть Налогового Кодекса, налог за использование природных ресурсов (экологический налог) был разделен на два самостоятельных налога:

    1) на непосредственно экологический налог, в состав которого входят платежи за загрязнение окружающей среды (гл. 19 НК);

    2) на налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (гл. 20 НК).

    Рассмотрим  изменения, которые произошли в  порядке исчисления платежей, которые  в текущем году составляют налог  за добычу (изъятие) природных ресурсов.

     

    Плательщики налога за добычу (изъятие) природных ресурсов

    1. Плательщиками  налога за добычу (изъятие) природных  ресурсов признаются организации  и индивидуальные предприниматели.

    2. Плательщиками  не признаются бюджетные организации.

    Объекты налогообложения налогом  за добычу (изъятие) природных ресурсов.

    1. Объектом налогообложения  налогом за добычу (изъятие) природных  ресурсов признается добыча (изъятие)  следующих природных ресурсов:

    1.1. песка формовочного, стекольного, строительного;

    1.2. песчано-гравийной смеси;

    1.3. камня строительного, облицовочного;

    1.4. воды (поверхностной  и подземной);

    1.5. минеральной  воды, полиметаллического водного  концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового  давления при добыче нефти;

    1.6. грунта для  земляных сооружений;

    1.7. глины, супесей,  суглинка и трепелов;

    1.8. бентонитовых  глин;

    1.9. соли калийной (в пересчете на оксид калия), каменной;

    1.10. нефти;

    1.11. мела, мергеля,  известняка и доломита;

    1.12. гипса (ангидрита);

    1.13. железных  руд;

    1.14. торфа влажностью 40 процентов;

    1.15. сапропелей  влажностью 60 процентов;

    1.16. мореного  дуба;

    1.17. янтаря;

    1.18. золота;

    1.19. виноградной улитки;

    1.20. личинок хирономид;

    1.21. зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной);

    1.22. гадюки обыкновенной;

    1.23. бурого угля (в пересчете на условное топливо);

    1.24. горючих сланцев (в  пересчете на условное топливо).

    2. Объектом налогообложения  налогом за добычу (изъятие) природных  ресурсов не признаются:

    2.1. добыча нефтяного попутного  газа;

    2.2. добыча полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, а также составляющих нормативные потери полезных ископаемых;

    2.3. изъятие полезных ископаемых  из недр при строительстве  подземных частей наземных капитальных строений (зданий, сооружений) и иных объектов строительства, не связанное с добычей полезных ископаемых, в том числе их изъятие со дна водоемов при производстве дноуглубительных работ;

    2.4. добыча грунта, песка  и песчано-гравийной смеси, используемых  для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    2.5. добыча попутных и  дренажных подземных вод, извлекаемых  при разработке месторождений  полезных ископаемых;

    2.6. добыча подземных и  поверхностных вод для противопожарного  водоснабжения;

    2.7. добыча подземных вод  из контрольных и резервных  скважин при проведении планового  контроля за их эксплуатацией,  из скважин заградительного дренажа,  предназначенных для защиты подземных  вод от загрязнения в районе  расположения мест хранения крупнотоннажных отходов;

    2.8. добыча подземных вод,  используемых для получения геотермальной  энергии.

     

    Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов

    (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

    Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных  ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем  добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

    Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных  ресурсов в отношении соли калийной определяется:

    как фактический  объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);

    как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении).

     

    Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов

    Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении  нефти и соли калийной, устанавливаются  в размерах согласно приложению 10 к Налоговому Кодексу Республики Беларусь (Приложение 1).

     

    Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти устанавливаются  исходя из среднего за истекший налоговый  период уровня цен на нефть сорта "Юралс" на мировых рынках нефтяного  сырья согласно приложению 10-1 к Налоговому Кодексу Республики Беларусь (Приложение 2).

    Под средним за истекший налоговый период уровнем цен на нефть сорта "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья понимается сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

     

    Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной устанавливаются согласно приложению 10-2 к Налоговому Кодексу Республики Беларусь (Приложение 3) и определяются в твердой сумме (специфическая ставка) и в процентном отношении (адвалорная ставка) в зависимости от средневзвешенной цены реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь.

    За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением  изъятия виноградной улитки, личинок хирономид, зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной), гадюки обыкновенной, без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

     

    Налоговый период налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Порядок исчисления, сроки представления налоговых  деклараций (расчетов) и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

    1. Налоговым  периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти, признается календарный квартал.

    Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных  ресурсов в отношении нефти признается календарный месяц.

    2. Сумма налога  за добычу (изъятие) природных  ресурсов исчисляется как произведение  налоговой базы и налоговой  ставки с учетом особенностей, установленных частями второй - седьмой настоящего пункта.

    При расчете  суммы налога за добычу (изъятие) природных  ресурсов в отношении нефти налоговая  ставка определяется в белорусских  рублях по официальному курсу Национального  банка Республики Беларусь, установленному на последнее число истекшего  налогового периода.

    Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной исчисляется  путем сложения произведения фактического объема добычи (изъятия) соли калийной (в пересчете на оксид калия) и  специфической ставки с произведением  фактического объема реализации калийных удобрений, средневзвешенной цены, адвалорной ставки.

    Плательщики, реализующие  калийные удобрения, представляют в  Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь не позднее 5-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, информацию о фактических объемах и ценах реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь на условиях поставки, приведенных к условиям FCA (поставка осуществляется в помещении продавца) в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС 2010), для последующего определения средневзвешенной цены для целей исчисления налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной и ее размещения в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

    Средневзвешенная  цена определяется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь исходя из информации о фактических объемах реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь:

    в стоимостном  выражении (как суммарное выражение  в белорусских рублях, определяемое исходя из объема фактической реализации в иностранной валюте, пересчитанное по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на последнее число истекшего налогового периода);

    в натуральном  выражении (в физическом весе в тоннах).

    Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов