Налоги. 7

Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

Налоги - это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере развития общественных отношений. Вместе с ними изменялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе (эпоха Древнего мира - начало средних веков) налоги носили исключительный, нерегулярный характер: дань с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношения и др. Государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств, которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период времени налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.

Рост государственных потребностей в денежных средствах, обусловленный расширением функций и задач, решаемых государством, сопровождался тем, что налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговых форм и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап (ХVI-ХVIII вв.). Преобладающими являлись прямые налоги (поземельные, поимущественные, подушные), развивалось косвенное налогообложение. Одновременно формировалось теоретическое обоснование налогов. Законченную форму представления о налогах приобрели в XVII в.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества, т.е. налоговая теория представляет собой комплекс научно обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Первой из самых общих теорий налогообложения является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и т.д.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена - атомистическая теория (по-другому - теория общественного договора", теория "публичного договора" - С. Вобан, Ш.Л. Монтескье). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX в. появляется теория наслаждения (Ж. Сисмонди), согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества наслаждения.

В тот же период складывается теория налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак-Кулох). По мнению авторов этой теории, налоги есть страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты государства на обеспечение обороны и правопорядка.

Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась. А. Смитом были предложены принципы налогообложения: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Развитие монокапиталистических отношений (XIX - XX вв. - третий - четвертый этапы в эволюции налоговых форм и научных взглядов на налоги) сопровождалось уменьшением количества налогов, формированием налоговых систем, основанных на принципах подоходного налогообложения. Признавалось рациональным сочетание прямого и косвенного налогообложения в целях сбалансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков. В общественных взглядах превалирующими стали те, в которых государство играло значительную роль в регулировании социально-экономических процессов, используя при этом такие рычаги, как налоги. В финансовой науке развивались идеи о принудительном характере налога, возрастании значения права при его установлении и взимании, т.е. происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости. Обоснования налогов как одного из воспроизводственных факторов содержатся в работах русских экономистов И.М. Кулишера, И.Х. Озерова, В.Н. Твердохлебова, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула и др. Несмотря на то что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т.е. ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.

Согласно кейнсианской теории (начало XX в.), налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых для ее успешного развития.

Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в 1950-х гг. М. Фридменом, принижала роль налогов (через налоги изымается лишняя денежная масса из обращения).

Теория экономики предложения, сформулированная в начале 1980-х гг. учеными М. Бернсом, А. Лэффером, Г. Стайном, рассматривала налоги как один из факторов экономического развития и регулирования. При этом отмечалось, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а это сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения и вследствие этого приводит к уменьшению налоговых поступлений.

У нас в стране отношение к налогам было отрицательное. Провозгласив построение первого в мире государства без налогов, социалистическая наука постепенно утвердила положение, согласно которому государство, являясь собственником предприятий, использовало во взаимоотношениях с ними так называемую систему "отчислений" в бюджет как нечто отличное от налогов. Соответственно, в экономической литературе советского периода вопросы теории налогов не нашли должного отражения. Экономическая мысль о налогах того периода сводилась к констатации текущих событий. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И. Пискотин, Г.П. Солюс и другие доказывали имманентность налогов при капитализме, а не при социализме, анализировали налоговые системы зарубежных стран. В трудах А.М. Александрова, А.М. Бирмана, Э.А. Вознесенского, В.П. Дьяченко и других исследователей раскрывались отдельные проблемы налогообложения. Налоговая проблематика в РФ вновь получила развитие с начала 1990-х гг. Особого внимания заслуживают труды российских экономистов по теории налогов и налогообложения, таких, как А.В. Брызгалина, И.В. Горского, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.Г. Русаковой, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др. Экономические преобразования в РФ требуют системного подхода. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Практика немыслима без теории.

Сущность экономической категории "налог" останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий является необходимым условием создания действенного механизма управления этими процессами. Категории должны через практические формы своего использования реализовать внутренний потенциал, который зависит от существующих на этот момент базисных реалий. А полнота его реализации определяется совершенством самой формы. Таким образом, любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

Экономическая категория - это совокупность экономических отношений, которые должны обладать определенными признаками, позволяющими выделить ее из множества других.

Любая экономическая категория, по определению профессора Э.А. Вознесенского:

·                        должна быть объективной реальностью, т.е. независимой от воли и сознания отдельных людей или групп личностей;

·   выражать реально существующие экономические отношения;

·   иметь специфическое общественное предназначение, которое реализуется в выполняемых функциях.

Рассмотрим преломление указанных признаков в категории "налог". Налоги объективно возникают на определенном этапе экономического развития. При уплате каких-либо налогов устанавливаются реальные отношения между государственной властью и корпоративными или индивидуальными собственниками, отчуждается часть их доходов для финансирования общегосударственных потребностей. В последнем и реализуется их общественное предназначение. При этом также осуществляется вмешательство в экономические и социальные процессы. Следовательно, можно заключить, что все три признака имеют место быть, значит, налог - экономическая категория. Поэтому целесообразно дать определение налога как экономической категории.

Налог - совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, безэквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле слова.

Конкретными формами проявления категории налога выступают виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. В узком смысле слова, с точки зрения организационно-правовой формы, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Такое определение зафиксировано в Налоговом кодексе РФ. Анализ данного определения указывает на следующие признаки налога: налог - это прежде всего обязательный платеж, при уплате которого возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Налог представляет собой индивидуальный платеж. Налогоплательщик не вправе переложить данную обязанность на других лиц, но при этом плательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. Налог - безвозмездный платеж, взимается обязательно в денежной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы построения российской налоговой системы

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимае мых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ. Это следующие принципы:

•               Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, вопервых, налог должен быть поименован в Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 13—15). Вовторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога:

•               объект налогообложения;

•               налоговая база;

•               налоговый период;

•               налоговая ставка;

•               порядок исчисления налога;

•               порядок и сроки уплаты налога.

•               Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без какихлибо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов.

•               Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

•               Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать вас непомерно состоятельным.

•               Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

•               Равное налоговое бремя. Под налоговым бременем понимается мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. Не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплатель щиками. Согласно этому принципу не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Следовательно, нельзя вводить повышенные ставки налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с гражданами Рос сийской Федерации. Налоговый кодекс и таможенное законодательство допускают установление особых видов пошлин (специальных, антидем пинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввоз ных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения това ра.

•               Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для:

•               государственного бюджета;

•               развития экономики;

•               налогоплательщика.

•               Налоги и сборы не должны препятствовать реализации граж данами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

•                Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо подругому ограничивать или препятствовать законной деятельно сти налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

•       Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145ФЗ), в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополне ний в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансо вый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64).

•               Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогопла тельщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает воз можные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти.

•               Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

•               Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом за конодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.

•               Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

•               Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.