Налоги, формы и виды

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….………..3

1 Теоретические основы  налогов…………………………………………………5

1.1 Развитие учения о налогах…………………………………………………...5

1.2 Понятие и функции налогов…………….…………………………….……..8

1.3 Классификация налогов………………………………………………………13

1.4 Кривая Лаффера……………………………………………………………….17

2 Налоговая система Республики Беларусь……………………………………21

2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь………21

2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь………………………………………………………………………...…26

2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования. ……………………………………………………………..39

2.4 Пути совершенствования налоговой системы…………………………….41

Заключение……………………………………………………………………..…45Список использованых источников…………………………………………..…47

Приложение 1……………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Объект исследования ― налоги и налоговая система Республики Беларусь.

Предмет исследования ― основные принципы налогообложения, налоговые системы, особенности Республики Беларусь.

Цель работы: исследовать налоги и налоговую систему Республики Беларусь, перспективы её развития, показать возможные пути решения существующих проблем.

Методы исследования: описания, логического анализа, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа,  метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ налогов и налоговой системы Республики Беларусь, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения. 

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Ни одно государство не может  существовать без налогов. За счет налоговых  взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы  государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной  и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на  социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д.

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них  ни одно государство существовать не сможет.

С уверенностью можно сказать, что в сфере  научных знаний о закономерностях  общественного развития трудно назвать  более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большей части лишен социальной составляющей.

Наиболее распространенный подход состоит в том, что налоги - это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а  развитие налогообложения - объективно необходимый процесс в любом  государстве, обеспечивающий через  бюджетно-финансовые инструменты его продвижение вперед.

Теоретической основой курсовой работы явились  труды белорусских, российских и  других зарубежных ученых и экономистов, занимающихся исследованием и изучением  макроэкономических процессов. При  написании данной работы также была взята ориентация на материалы и статьи различных периодических изданий, допускалось использование ресурсов Интернет, непосредственно связанных с темой курсовой работы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВ.

 

 

1.1 Развитие  учения о налогах.

 

В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.

На  втором этапе (XVI-XIX вв.) в стране возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика.

Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны.

Многое  в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

По  мере разрастания Римского государства  происходили изменения в налоговой системе. Появились коммунальные (местные) налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались каждые пять лет. [11, с.14]

Позднее традиции и устои Древнего Рима перешли  к Византии. В империи существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Широко практиковались чрезвычайные налоги на строительство флота и др.

Понятие «налог»  уходит своими корнями в глубь  веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» — опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).

Классики экономической  мысли более 300 лет назад сформулировали основополагающие принципы налогообложения. На фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической теории — наука о налогообложении. Ее системное оформление ученые относят к эпохе расцвета теорий классической политэкономии, повсеместного развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности во многих странах. С этого времени экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала.

Основой теоретических исследований налоговых проблем являются совокупные положения экономических законов и законов, изучаемых наукой о государстве и праве. Ими обосновываются состав и структура налоговых отношений. В свою очередь, органичным элементом теории налогообложения является сфера методического обеспечения этих законов, включая выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (порядок исчисления и уплаты налогов, установление прав и обязанностей сторон налоговых отношений и т.п.).

Любая налоговая система базируется на объективной методологической базе — комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе и существующих на этой основе налоговых концепций. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического развития принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория и методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования, управления и контроля[14, с.89]

Теория  налогообложения является составной  частью теории финансов. Исследование налогообложения не требует какой-либо особой информации, кроме той, которая имеется в арсенале экономической теории, чтобы перевести эти знания в плоскость постижения экономической природы налоговых отношений[11, с.26].

На  прочную научно-практическую основу исследование внутренних и внешних взаимосвязей бюджетно-налоговых проблем было поставлено еще  Ф. Кенэ, разработавшим экономическую таблицу, которая позволяла с системных позиций подойти к фазам воспроизводства. В своих работах он четко сформулировал зависимости между производством и обложением. Позднее зависимости, но только между обложением и доходами государства, математически установил А. Лаффер. Современники ссылаются именно на эти труды, рассуждая о проблемах налогового гнета. Тяжесть налогообложения должна анализироваться, прежде всего, с воспроизводственных позиций и с позиций оценки стимулирующего или антистимулирующего воздействия налогообложения на производство. Зависимости между производством и налогообложением — вот та теоретическая проблема, без решения которой невозможно конструировать оптимальную налоговую систему. [14, с.102]

Исходя  из отмеченного, можно сделать вывод  о том, что налоги в равной степени имеют непосредственное отношение, как к доходной части бюджета, так и к системе корпоративных финансовых отношений. Другими словами, система налогообложения — это связующее звено между госбюджетом и корпоративными финансами. История развития экономической мысли и практики подтверждает органичную связь налогообложения с воспроизводственными процессами.

 

 

1.2 Понятие и функции налогов.

 

В экономической  литературе сложились два подхода  к определению понятия «налоги»:

  1. налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства;
  2. интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.

Первому подходу  отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни.

В частности, такие  известные экономисты начала XX в., как И.М.Кулишер, М.И.Слуцкий, Н.И.Тургенев, Л.В.Ходский, определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей [14, с.26].

В фундаментальных  работах современных налоговедов  И.В. Горского, В.В.Глухова, В.А.Кашина, С.Ф.Сутырина, Д.Г.Черника и др. налог определяется как «одна из форм пополнения государственной казны»           [9, с. 43] или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей» [12, с.38]. Аналогичное определение налога приведено в Налоговом кодексе РБ: «Налоги - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».

В отечественной  экономической литературе налоги определяются как «обязательные платежи юридических и физических в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей» [11, с.36].

Второй подход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др.

Подобная трактовка  понятия «налог» прослеживается в работах таких видных российских ученых, как А.В.Брызгалин, Н.Евстигнеев, Л.П.Окунева, Т.Ф.Юткина.

Например, по определению  А. В. Брызгалина, «налог - это категория  комплексная, это симбиоз экономики  и права, поэтому ни одна область  знаний не в состоянии получить здесь  безоговорочного приоритета... налог - это экономико-правовая категория».[3, с.11]

Т.Ф.Юткина рассматривает  налог как понятие, «интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и  в конкретно-содержательных образах функционирования и государстве в определенный период времени». [20, c.35] Для раскрытия категориального смысла понятия «налог», следует исследовать его категориальные свойства, причем в определенной иерархической последовательности.

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части дохода предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возрат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы.

Налогоплательщики обязаны беспрекословно подчиняться  Закону, а вопросы об установлении налогов и о государственном  бюджете страны не могут выносится на общенародный референдум. По своей сути налог – это односторонние движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его существованию служит принудительный и бесспорный характер взимания[5, с.7]

Таким образом, с учетом специфических черт можно дать следующее определение налогов. Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты[8, с16]. Сущность налогов состоит в том, что они являются объективной экономической категорией, отражающей экономические отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения ВВП в целях удовлетворения общегосударственных нужд[4, с.4].

Сущность любой  экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции показывают, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов[8, с16].

Выделяют следующие  функции:

- Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуется.

Мобилизуя через  налоги часть национального дохода , государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитии экономики в нужном направлении.

- Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятия в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.

- Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, налоговых каникул.

Объективно  существует своего рода оптимальный уровень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для стимулирования производства. Его превышение подрывает саму основу хозяйственной деятельности предприятия. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.[5,с.8]

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особового централизованного инструмента распределительных отношений.

Таким образом  через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.)

Формирование  доходов государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает государство  в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов  носит объективный характер, как  и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуется средства для выполнения своих функций[8, с18-19].

Одновременно  с возрастанием значения государства  в управлении общественными процессами и его потребностей в финансовых средствах возникает вопрос о границах их удовлетворения. Налоговые изъятия доходов у налогоплательщиков не должны быть чрезмерными и оставлять им достаточные финансовые ресурсы для дальнейшего развития. Такой принцип способствует расширению налоговой базы и увеличению поступлений средств в государственный бюджет даже при снижающихся ставках налогов. Противоположные действия государства, направленные на увеличение налоговой нагрузки на экономику, приводят лишь к краткосрочному эффекту, так как в дальнейшем по мере сужения налоговой базы бюджетные поступления начинают постепенно, но неуклонно снижаться. Научным методом было установлено, что доля налоговых изъятий не должна превышать 15% выручки от реализации и 30% прибыли организаций. В промышленности Республики Беларусь эти параметры значительно превышены. В государственный бюджет организации отчисляют в среднем пятую часть своей выручки и более 40% прибыли[4, с.5-6].

 

 

1.3 Классификация  налогов

 

Значительное  место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификации налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие, как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д. Многообразие налоговых классификаций, группировок и признаков, положенных в их основу различными исследованиями, в определенной степени отражает эволюцию практики налогов, а также позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков[1, с30].

Самым первым и  наиболее используемых до настоящего времени является деление налогов  на два основных вида – прямые и  косвенные.

Прямые налоги накладывают обязательства непосредственно на текущие доходы или имущество физических и юридических лиц. Типичным примером подобного налога является подоходный налог с физических лиц; применительно к юридическим лицам – налог на прибыль предприятий. Налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Прямые налоги в свою очередь подразделяют на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельными виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.д) на основе кадастра – перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Данные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объектов обложения к прямым реальным налогам относятся плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др. Личные налоги, в отличие от реальных, учитывают платежеспособность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на сверхприбыль; налог с наследств и дарений и др.

Косвенные налоги накладывают обязательства на деятельность и продукцию этой деятельности (товары и услуги). Наиболее существенные примеры: НДС, акцизы. Данными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы и др. Специалисты отмечают неоднозначность подобного деления налогов на два типа по причине переложения.

Прямые и косвенные налоги имеют свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги – это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Косвенное налогообложение, во-первых, приносит большие доходы в бюджет, так как имеет источником продажу товаров, во-вторых, косвенные налоги, будучи заложенными в цену товара, уплачиваются незаметно для налогоплательщика и наконец, в-третьих, они менее сопровождаются уклонениями от уплаты, поскольку взимаются в момент приобретения товара. Недостатки косвенных налогов обусловлены их регрессивным характером, т.е. обратной пропорциональностью платежеспособности налогоплательщиков. Кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара.

Также принята классификация налогов а зависимости от уровня органов власти, их устанавливающих. В соответствии с этим критерием налоги подразделяют на общегосударственные (которые устанавливаются на всей территории государства), региональные (действующие в рамках отдельных регионов) и местные (обязательные к уплате на территориях, подчиненных местному органу власти).

По наличию  целевого назначения взимаемого налога различают целевые и нецелевые налоги. В большинстве современных стран основную роль играют нецелевые налоги – соответствующие налоговые доходы, поступающие в бюджет национального регионального или муниципального уровня. При этом доходная часть бюджета является единым фондом средств, обеспечивающих реализацию его расходных статей (НДС, налог на прибыль предприятий, импортные пошлины).

В то же время  нередко вводятся специализированные налоги для финансирования конкретных программ общественного сектора. Как правило, доходы от таких налогов зачисляются в соответствующие специализированные внебюджетные фонды, предназначенные для целей социального страхования, развития инфраструктуры соответствующего уровня и т.д. Такие налоги называются маркированными. Типичным примером подобных налогов являются отчисления в дорожные фонды, важнейшим маркированным источником – страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). [11, с.80]

Налог, исчисляемый  на основании оценки объекта налогообложения  в натуральных единицах, называется специфическим. Например, акциз на спиртные напитки, исчисляемый из содержания в них чистого этилового спирта. При определении подобных налоговых обязательств некоторая ставка (в национальной денежной единице или на базе одной из мировых валют) умножается на оценку объекта налогообложения в натуральных единицах.

Вместе тем  большинство налогов ориентированы на оценку объекта налогообложения в стоимостной форме. Соответственно, объем налоговых обязательств в этом случае определяется умножением величины налоговой ставки, описываемой долевым показателем (в процентах) на полученную стоимостную оценку объекта налогообложения (имущества, товаров и т.д.). Такой налог называется стоимостным (адвалорным).

В зависимости  от характера изменения доли налогового платежа в доходе налоги классифицируют следующим образом:

  • если данный показатель, называемый средней нормой налогообложения (т.е. рассчитываемый для исследуемого конкретного налога или некоторой группы налогов), растет быстрее, чем доход, то налог называется прогрессивным;
  • если средняя норма налогообложения для данного налога растет медленнее дохода, то налог называется регрессивным;
  • особый пограничный случай налога, для которого средняя норма неизменна, называется пропорциональным.

Когда речь идет о пропорциональном, прогрессивном  или регрессивном характере косвенного налога, как правило, имеется в  виду не формула, с помощью которой налог начисляется по отношению к цене, объему продаж, добавленной стоимостью, а его фактическое соотношение с доходами плательщиков. Так, акциз, установленный в твердой сумме с единицы продажи, способен выступать в качестве регрессивного налога по отношению к доходам.

Различия между  пропорциональными, прогрессивными и  регрессивными налогами связаны  с неодинаковыми соотношениями  предельных и средних норм налогообложения.

Классификация помогает обеспечить группировку налогов  по схожим признакам, что позволяет систематизировать анализ налогов для выявления тенденций и выработки направлений совершенствования взимания части частных доходов на удовлетворение общественных потребностей[19, с 25-29].

 

1.4 КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Теории экономики предложения активно пропагандируют идеи сокращения налогов как панацею для обеспечения экономического роста. В основе подхода заложена классическая теория идея необходимости обеспечения нейтральности налогов к пропорциям общественного воспроизводства.

Одной из ведущих налоговых концепций современной экономики предложения (теория, обосновывающая способ борьбы с кризисными явлениями в экономике путем снижения предельных налоговых ставок) связана с исследованиями Артура Лаффера.

Объем налоговых  поступлений зависит от размеров налоговых ставок. При этом общее правило формирования уровня налоговых ставок гласит, что чем шире налоговая база, тем меньше могут быть ставки налогообложения, и наоборот, ставки налогов будут высоки, если налоговая база из относительно небольшая.

Налоги, формы и виды