Налоги: функции и виды

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

  1. Налоги: функции и виды ______________________________________ 3
  2. Налоговый механизм_________________________________________ 5
  3. Принципы налогообложения___________________________________ 6
  4. Фискальная политика государства______________________________ 7
  5. Заключение_________________________________________________10
  6. Список используемой литературы______________________________12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Налоги: функции, виды, принципы налогообложения. Фискальная политика государства»

 

 

  1. Налоги: функции и виды.

 

Налоги – это обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоги возникают с появлением государства и вызваны его потребностями в определенных ресурсах.

Налоги выполняют две функции.

  • Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Уровень налоговых сборов определяется необходимостью реализации национальных программ (например, программы социальной защиты, программы охраны окружающей среды и др.), военных расходов, охраной правопорядка и т.д. Фискальная функция связана с обеспечением устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция определяет базовый уровень налогов.
  • Экономическая функция состоит в воздействии государства на общественное воспроизводство. Используя величину налогов, государство может стимулировать, ограничивать и контролировать воспроизводство в целом и развитие отдельных отраслей. Используя экономическую функцию, государство может решать стратегические задачи.

Обе налоговые функции взаимосвязаны. Фискальная функция создает материальную возможность для осуществления государством экономической функции. А экономическая функция способствует осуществлению фискальной функции, укрепляет ее.

Все виды налогов, взимаемых в стране, составляют налоговую систему.

В любой стране, по субъектам платежа (кто платит), выделяются два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги – это платежи лиц, получающих доход или имеющих собственность. Прямые налоги уплачивают работники, предприниматели, собственники. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Для физических лиц объектом квоты платежа служит имущество в любой форме  (земля, жилье, автомобили, денежные сбережения и пр.) или доход (зарплата, дивиденд, процент и пр.). Юридические лица (предприятия, организации, банковские и страховые компании и пр.) уплачивают налог на прибыль; налог с дивидендов или процентов, полученным по ценным бумагам; налог с доходов от долевого участи в других предприятиях.

Косвенные налоги – это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг.

В мировой практике используют следующие виды косвенных налогов: акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС); фискальные монопольные налоги таможенные пошлины.

Акцизный налог – определенная государством надбавка к цене на отдельные виды товаров, которые называются подакцизными товарами. В каждой стране государство четко определяет список таких подакцизных товаров. Критерий выделения товаров в такой список может быть разным. В развитых странах, как правило, в подакцизные товары входят такие, которые пользуются повышенным спросом и не относятся к жизненно необходимым товарам. Так, например, в России к подакцизным товарам относятся: ликероводочные изделия; табачные изделия; деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов; ювелирные изделия; меховые изделия (кроме овчинных); одежда из натуральной кожи и др. Акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы продаваемого товара. Покупатели данных товаров и являются плательщиками акцизного косвенного налога.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, который возникает в процессе движения товаров от производителя к потребителю. Добавленная стоимость определяется как разница между ценой продаваемых товаров и величиной производственных или коммерческих издержек. Государство устанавливает налоговую ставку на добавленную стоимость, и эта величина добавляется к цене товара. В итоге этот налог оплачивают покупатели, то есть – население.

Таможенные пошлины – сбор с ввозимых, вывозимых или транзитных товаров. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские, антидемпинговые и преференциальные. Фискальные таможенные пошлины вводятся с целью пополнения государственного бюджета. Протекционные таможенные пошлины вводятся с целью защиты отечественного рынка от проникновения иностранных товаров. При этом отечественные предприниматели бывают защищены и от конкуренции со стороны иностранных предпринимателей. Демпинговые ("бросовые") цены применяются иностранными конкурентами с целью проникновения на чужой рынок и завоевания его. Защищая национальную экономику, государство вводит антидемпинговые таможенные пошлины, которые, в принципе, являются протекционистскими мерами. Преференциальные ("льготные") пошлины устанавливаются либо на определенный вид импортного товара, в котором заинтересована страна, например, новые технологии; либо на весь импорт из определенной страны в соответствии с политическим или экономическим договором.

 

  1. Налоговый механизм.

 

Совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государством законодательным путем, образует налоговый механизм.

 Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налоги; что подлежит налогообложению (доходы, имущество, товары); из какого дохода уплачивается налог (зарплата, прибыль, рента, дивиденд); в каких единицах измеряется объект налогообложения (в денежных единицах, в гектарах и др.). Налоговый механизм включает в себя понятие и виды налоговых ставок.

 Ставка налога – это величина налога с единицы объекта налогообложения (в %). Виды ставок: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.

Твердая ставка – абсолютная сумма платежа на единицу обложения независимо от дохода, который дает владельцу этот объект.

Пропорциональная ставка – одинаковый процент с дохода независимо от его величины.

Прогрессивная ставка – возрастающий процент платежа по мере роста дохода.

Регрессивная ставка – снижение процента платежа по мере роста дохода.

Налоговый закон также определяет налоговую льготу - полное или частичное освобождение от налога (например, установление необлагаемого минимума).

В каждой стране создается своя система взимания налогов. В хозяйственной практике большинства стран наибольшее распространение получили три способа взимания налогов: кадастровый, "у источника", и по декларации. Кадастровый способ основан на использовании реестров классификации типичных объектов (земли, домов, месторождений) по их внешним признакам. Для таких типичных объектов устанавливается средняя доходность, и от величины этого предполагаемого дохода определяется квота налогового платежа. Изъятие "у источника" означает вычет бухгалтерией суммы налога из дохода работника еще до получения этого дохода самим работником. Способ изъятия по декларации предполагает добровольное заполнение налогоплательщиком декларации (письменного сообщения) о совокупном годовом доходе. Сокрытие или искажение величины доходов, подлежащих налогообложению, относится к уголовному правонарушению.

Официальным представителем в налоговой сфере является налоговая инспекция – государственное учреждение, осуществляющая контроль за применением законодательства о налогах. Для выявления крупных нарушений в области налогового законодательства инспекция может использовать свое внутреннее подразделение – налоговую полицию.

В России в целом сформирована система, состоящая из федеральных, республиканских и местных налогов.

 К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налог на прибыль с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с наследного имущества и дарений.

 К республиканским (краевым и областным) относятся: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной и курортный налоги.

К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы на содержание муниципальной милиции, на благоустройство и другие цели.

 

 

  1. Принципы налогообложения.

 

Значительный вклад в теорию налогов внес английский экономист А. Смит, который обосновал основные принципы.

Принципы понимаются как желательные качества налогообложения. А. Смит определил следующие качества:

1. Принцип справедливости. Каждый должен участвовать в покрытии расходов государства соразмерно получаемого дохода.

2. Принцип определенности. Размер налога должен быть не произвольным, а точно определенным. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Принцип удобности. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономии. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает государству.

Эти принципы являются аксиомой налоговой политики и развиваются в соответствии с требованиями нового времени.

Современные системы налогообложения руководствуются и другими принципами. К ним относятся, например, четкая определенность – кто, сколько, кому и когда должен уплачивать налог; простота системы ставок и взимания; оптимальное соотношение между стабильностью и гибкостью; использование мирового опыта взимания налогов и др.

 

 

  1. Фискальная политика государства.

 

Фискальная политика – это комплекс мер государства, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходования средств госбюджета.

Цели фискальной политики:

    • повышение темпов экономического роста;
    • достижение высокого уровня занятости;
    • сглаживание амплитуды колебаний экономического цикла;
    • контроль за уровнем инфляции.

Воздействовать на развитие экономики правительство может двумя способами:

а) расходованием бюджетных средств;

б) сокращением доходов госбюджета за счет снижения налогов.

Использование государственных расходов в качестве рычага экономического подъема формирует бюджетно-расходную фискальную политику. Государственные расходы – это использование бюджетных средств на содержание правительственных структур: аппарата управления, армии, органов внутреннего правопорядка. К государственным расходам относятся также трансфертные платежи и государственные закупки.

Государственные расходы оказывают столь же непосредственное воздействие на объем производства ВВП, как и инвестиции предпринимателей (график 1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Расходы

       

           
   

           
                 
 

       G

             
           

 

               
 

            Y

             
 

      

 

         
               
 

       C

           
               
 

               0

             Q1

   Q2

 

Q3

 

ВВП

 

 

С – расходы потребителей;

Y – инвестиции предпринимателей;

G – государственные расходы.

Государственные расходы увеличивают размеры совокупных доходов и совокупного спроса и, тем самым, стимулируют производство ВВП.

Государственные расходы обладают также мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (Mg) показывает, насколько возрастет ВВП в результате роста государственных расходов:

Mg =

Δ ВВП

Δ G


Использование величины налогов в качестве рычага экономического подъема формирует бюджетно-доходную часть фискальной политики. Рост налогов ведет к сокращению ВВП, а снижение налогов – к росту ВВП. Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, что, в конечном счете, проявляется в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для предприятий ведет к росту их доходов и, следовательно, к росту спроса на инвестиционные товары.

Снижение налогов также вызывает мультипликационный эффект. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов, так как при сокращении налогов часть возникшего дополнительного дохода населения уходит в сбережения, и рост совокупного спроса отстает от уровня снижения налогов.

Таким образом, и рост государственных расходов, и снижение налогов воздействуют на экономику в одном направлении – стимулируют экономический рост, обеспечивают высокую занятость, уменьшают циклические спады. Однако темпы и отдача у них разные.

Фискальная политика осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы – это бюджетное финанфинансирование четко выделенных направлений, таких, как расширенное воспроизводство, развитие инфраструктуры, развитие науки, структурная перестройка, содержание ВПК и др.

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. Такое воздействие может осуществляться путем использования налоговых льгот, изменения необлагаемого минимума доходов, политики ускоренной амортизации и т.д.

В зависимости от способов организации различают два вида фискальной политики: дискреционная и автоматическая политика.

Дискреционная политика – это сознательное регулирование государством своих расходов и налогообложения в целях улучшения экономического состояния страны. Например, в фазе кризиса проводится политика экономического роста, а в фазе подъема – политика сдерживания деловой активности. Во время подъема производства государство сдерживает и ограничивает доступ предпринимателей к деньгам. Кредиты становятся дорогими и труднодоступными. В результате этого - инвестиционные вложения в экономику ограничиваются и рост экономики тормозится. Во время кризиса государство обеспечивает доступный и дешевый кредит. В результате кризисный спад быстро преодолевается и совершается переход к фазе подъема. Таким образом государство манипулирует ценой денег, делая их дешевыми или дорогими. С такой же целью государство может маневрировать налогами: в период подъема налоги увеличиваются, во время кризисного спада налоги снижаются. При росте налогов предприниматели  сокращают инвестиции, а у населения уменьшается покупательная способность. В результате подъем производства тормозится. При снижении налогов все происходит в противоположном направлении. Государство также  целенаправленно использует величину бюджетных расходов. Во время кризисов государство увеличивает бюджетные расходы на закупки товаров и услуг, на социальные программы и создание дополнительных рабочих мест, на развитие инфраструктуры. Во время подъема все эти расходы значительно сокращаются.

Все эти меры правительство проводит осознанно, постепенно и целенаправленно: определяет необходимость мер, рассчитывает величину необходимых изменений, просчитывает последствия, проводит поправки в законодательстве. Все это требует столь много времени, что иногда оказывается неэффективным.

Автоматическая политика предполагает применение встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы – это такой экономический механизм, который регулирует экономику страны автоматически, без видимого вмешательства государства.

Автоматическими стабилизаторами являются:

а) прогрессивная система налогообложения;

 б) дифференцированная система  государственной социальной помощи.

В период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста. В период экономического спада налоговые поступления автоматически сокращаются, что вызывает рост совокупного спроса и подъем производства.

Система социальной защиты препятствует сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы государственные выплаты сокращаются, что сдерживает рост совокупного спроса.

В настоящее время в развитых странах целью финансовой политики является обеспечение равновесия экономики в целом, а не только государственного бюджета. При этом, как правило, возникает и увеличивается государственный долг. Правительства развитых стран полагают, что последствия государственного долга для страны менее губительны, чем нарушение экономического равновесия в целом. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия.

 

  1. Заключение.

 

Налоги – это обязательные сборы и платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством в определенных законом размерах. Налоги выполняют фискальную и экономическую функции. Все виды налогов и способы их взимания образуют налоговую систему страны. Налоги бывают прямые и косвенные, прогрессивные и регрессивные и т.д. Величина налогообложения оказывает влияние на развитие предпринимательства в стране, уровень инвестиций и на мировые экономические связи.

Меры государства по распределению и использованию финансовых ресурсов формируют фискальную политику в стране.

Фискальная политика распадается на бюджетно-доходную и бюджетно-расходную. Бюджетно-расходная – это воздействие на деловую активность в стране с помощью государственных расходов (закупки, кредиты, трансферты, дотации). Бюджетно-доходная политика – это воздействие в том же направлении с помощью изменения величины налогообложения. При этом возникает эффект мультипликатора государственных вложений и налоговый мультипликатор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список используемой литературы.

 

  1. Зыкова В.П. Экономика. Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и дополн. – Краснодар, КубГТУ, 2006. - 341 с.
  2. Булатов А.С. Экономика: Учебник / А.С.Булатова, 4-е изд. - М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.
  3. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, - М. 2010, 310с.

 

 


Налоги: функции и виды