Налоги и налогооблажение. 3
Содержание
- Введение…………………………………………………………
……..3 - Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………6
- Функции налогов………………………………………………………15
- Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования………………………18
- Список литературы………………………………………………….
..26
Введение.
Среди
экономических рычагов, при
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов
управления и
обеспечения взаимосвязи
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -
правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В
условиях перехода от
Налоговая
система в Российской
валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной
налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной
концептуальной
базы в области финансов и налогов.
Подтверждением являются дискуссии по
вопросу о природе налога, определение
налогоплательщиков и элементов налогообложения.
А ведь вопросы теории - вовсе не праздные
(как продолжают считать многие). Все наши
нынешние шараханья во многом вызваны
тем, что под налоговое законодательство
не подведена научная база. Вряд ли кто
сегодня сумеет объяснить, почему в стране
действуют те или иные виды налогов, как
они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны
ли вообще. Таким образом, для решительных
преобразований необходима не теория
"проб и ошибок", а метод "от
теории к практике". В этих условиях
важным является определение сущности
налога как экономической категории.
Сущность налога. Основные принципы налогообложения.
Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Налоги
- это обязательные платежи,
С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.
С экономических позиций налоги представляют главный инструмент
перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
Налоговое
регулирование доходов ставит
своей основной задачей
Общественное
назначение налогов
фискальная и экономическая.
Фискальная
состоит в формировании
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на
общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.
Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.
Элементы налога и способы его взимания
Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1) объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие
обложению;
2)
субъект налога - это налогоплательщик,
то есть физическое или
3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5)
налоговая льгота - полное или
частичное освобождение
В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:
1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект
налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.
2) на основе декларации
Декларация
- документ, в котором плательщик
налога приводит расчет
Примером
может служить налог на
3) y источника
Этот
налог вносится лицом,
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
Налогообложение
относится к числу давно
1.
Подданные государства должны, по
возможности, соответственно
соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как
плательщику должно быть удобнее всего платить его...
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и
удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...
Как
видно А.Смит исходил из
равномерность,
понимаемую как
налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
неотягощенность,
т.е. умеренность,
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они
классифицируются:
· прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
· федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
· налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
· пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в
зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
· по целевому назначению налога (общие, специальные).
В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
Специальные
налоги имеют целевое
Рис.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги.
|
Прогрессивный налог
T - процентная доля дохода, выплаченная в виде налогов
Y - доход
Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом.
Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.
Регрессивный
налог характеризуется
Пропорциональный
налог, забирает одинаковую
Состав
налогов отечественной
· объект обложения,
· особенности ставки,
· полнота прав соответствующих бюджетов в использовании
поступающих налоговых сумм
· и другие.
Существующие
налоги в зависимости от
физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом
хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом - платежеспособности. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или
определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.
Косвенные
налоги вытекают из
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
Косвенные
налоги называют еще
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что
прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает,
налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.
В
соответствии с Налоговым
К Федеральным налогам и сборам относятся:
· Налог на добавленную стоимость
· Акцизы
· Налог на прибыль предприятия
· Налог на доходы от капитала
· Федеральный подоходный налог с физических лиц
· Социальный
· Государственные пошлины
· Таможенные пошлины и сборы
· Плата за право использования недрами
· Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы
· Платежи за загрязнение окружающей природной среды
· Сбор за использование государственной символики РФ
· Федеральные лицензионные сборы
К Региональным налогам и сборам относятся:
· Региональный налог на прибыль предприятия
· Региональный подоходный налог с физических лиц
· Налог на имущество предприятия
· Региональный налог с владельцев транспортных средств
· Лесной налог
· Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона
· Региональный лицензионный сбор
· Сбор за использование региональной символики
К
местным налогам и сборам
· Налог на землю
· Налог на имущество физических лиц
· Налог, связанный с использованием муниципального жилищного
фонда и других объектов инфраструктуры города (района)
· Налог на рекламу
· Местные лицензионные сборы
· Сбор за получение имущества в собственность в порядке
наследования или дарения
· Курортный сбор
· Налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем
· Гостиничный сбор
Если
же в качестве классификационного признака
налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик,
т.е. субъект налогообложения, то различают
налоги на юридических и физических лиц.
Функции налогов.
Взимание
налогов является одним из
экономических методов
инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на нее функций. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.
Вводя
налоги, увеличивая или уменьшая
их, правительство имеет
Налоги
помогают поощрять или
Налоги
как стоимостная категория
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в
крупнейшего экономического субъекта.
Другая
функция налогов как
появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Эта
функция налогово-финансовых
Распределительная
функция налогов обладает
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на
общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.