Налоги и налогооблажение. 3

Содержание 

  1.    Введение………………………………………………………………..3
  2.    Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………6
  3. Функции налогов………………………………………………………15
  4. Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования………………………18
  5. Список литературы…………………………………………………...26

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Среди  экономических рычагов, при помощи  которых государство воздействует  на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

     Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов  является одним из экономических методов

управления и  обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с

коммерческими интересами предпринимателей, предприятий  независимо от

ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -

правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     В   условиях перехода от административно  - директивных методов управления  к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

     Налоговая  система в Российской Федерации  практически была создана в  1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим,  обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики  и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста – дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80%

валовой прибыли  стимулирует предпринимателей к  ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в  России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной

налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной

концептуальной  базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплательщиков  и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще. Таким образом, для решительных преобразований необходима  не теория "проб и ошибок", а  метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как экономической категории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  налога. Основные принципы налогообложения.

     Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

     Налоги - это обязательные платежи, взимаемые  государством на основе закона  с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан – для удовлетворения общественных потребностей.

     С  правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного  Совета.

     С  экономических позиций налоги  представляют главный инструмент

перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

     Налоговое  регулирование доходов ставит  своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

     Общественное  назначение налогов проявляются  в их функциях. Их две -

фискальная и  экономическая.

     Фискальная  состоит в формировании денежных  доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

     Экономическая  функция налогов состоит в  воздействии через налоги на

общественное  воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

     Функции  налогов взаимосвязаны - реализация  фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

     Элементы  налога и способы его взимания

     Каждый  закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

     1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие

обложению;

     2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

     3) источник  налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

     4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;

     5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

     В  практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

     1) "кадастровый" -  (от слова  кадастр - таблица, справочник), когда  объект

налога дифференцирован  на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

     Примером  такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

     2) на основе декларации

     Декларация - документ,  в котором плательщик  налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что выплата налога производится после получения дохода.

     Примером  может служить налог на прибыль.

     3) y источника

     Этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налооплатильщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сyммy налога.

     Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

     Налогообложение  относится к числу давно известных  способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны и сегодня:

     1. Подданные государства должны, по  возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е.

соответственно  доходу, каким они пользуются под  покровительством государства...

     2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

     3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как

плательщику должно быть удобнее всего платить его...

     4. Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и

удерживал из кармана  народа возможно сверх того, что  он приносит казначейству государства...

     Как  видно А.Смит исходил из следующих  принципов налогообложения:

     равномерность,  понимаемую как равнонапряженность, общность для всех

налогоплательщиков  правил и норм изъятия налога;

    определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

     простата  и удобство, понимаемые в прямом  смысле этих слов;

     неотягощенность,  т.е. умеренность, ограниченность  налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

     Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они

классифицируются:

·        прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);

·        федеральные, региональные, местные (по уровням управления);

·        налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);

·        пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в

зависимости, какую  долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);

·        по целевому назначению налога (общие, специальные).

     В  зависимости от использования  налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

     Специальные  налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.). 
 
 

 Рис.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги.

    

T
 
 

                                                                                  

Прогрессивный налог

                                                   Пропорциональный налог

                                                                               Y

                                                       Регрессивный налог

      

     T - процентная доля дохода, выплаченная в виде налогов

     Y - доход

     Налог  называется пропорциональным, прогрессивным,  или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом.

     Налог  считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.

     Регрессивный  налог характеризуется взиманием  более высокого процента с  низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

     Пропорциональный  налог, забирает одинаковую часть  от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

     Состав  налогов отечественной налоговой  системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам:

·        объект обложения,

·        особенности ставки,

·        полнота прав соответствующих бюджетов в использовании

поступающих налоговых  сумм 

·         и другие.

     Существующие  налоги в зависимости от подходов  к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и

физические лица и т.д. При этом сказать, что самая  широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.

     Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом

хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением  стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

     Преимущество  прямых налогов состоит в том,  что их легче приспособить  к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом - платежеспособности. К числу прямых  налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.

     Прямые  налоги трудно перенести на  потребителя.  Из них легче  всего дело

обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или

определяются  в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

     Косвенные  налоги вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость -  НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).

     Косвенные  налоги  переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами. Чем  менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     Косвенные  налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

     В  случае высокой эластичности  спроса увеличение косвенных  налогов  может привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что

прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные  на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

     В  зависимости от того, кто взимает  налог и в какой бюджет он  поступает,

налоги делятся  на государственные и местные. В  свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

     В  соответствии с Налоговым кодексом  РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13:

     К  Федеральным налогам и сборам  относятся:

·        Налог на добавленную стоимость

·        Акцизы

·        Налог на прибыль предприятия

·        Налог на доходы от капитала

·        Федеральный подоходный налог с физических лиц

·        Социальный

·        Государственные пошлины

·        Таможенные пошлины  и сборы

·        Плата за право использования недрами

·        Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы

·        Платежи за загрязнение окружающей природной среды

·        Сбор за использование государственной символики РФ

·        Федеральные лицензионные сборы

     К  Региональным налогам и сборам  относятся:

·        Региональный налог на прибыль предприятия

·        Региональный подоходный налог с физических лиц

·        Налог на имущество предприятия

·        Региональный налог с владельцев транспортных средств

·        Лесной налог

·        Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона

·        Региональный лицензионный сбор

·        Сбор за использование региональной символики

     К  местным налогам и сборам относятся:

·        Налог на землю

·        Налог на имущество физических лиц

·        Налог, связанный с использованием муниципального жилищного

фонда и других объектов инфраструктуры города (района)

·        Налог на рекламу

·        Местные лицензионные сборы

·        Сбор за получение имущества в собственность в порядке

наследования  или дарения

·        Курортный сбор

·       Налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем

·        Гостиничный сбор

    

     Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции налогов.

     Взимание  налогов является одним из  экономических методов государственного управления. Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, уровень налоговых поступлений оказывает влияние на привлечение иностранных

инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

     Налоги  необходимы для осуществления  государством возложенных на  нее функций. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.

     Вводя  налоги, увеличивая или уменьшая  их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

     Налоги  помогают поощрять или сдерживать  определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

     Налоги  как стоимостная категория имеют  свои отличительные признаки  и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

     Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ

выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется

общественное  назначение данной экономической категории как инструмента

стоимостного  распределения доходов. Отсюда возникает  главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

     Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов -  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в

крупнейшего экономического субъекта.

     Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что

появляется возможность  количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

     Эта  функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

     Распределительная  функция налогов обладает рядом  свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

     Экономическая  функция налогов состоит в  воздействии через налоги на

общественное  воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате  экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Налоги и налогооблажение. 3