Налоги и налогооблажение. 2

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                

                                                           Экономико-математический факультет 

                                                 Кафедра государственного управления и финансов

 

 

 

Контрольная РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Вариант №4

 

Выполнил: студент 3 курса

заочной формы обучения

группы Э-31св

Халиулина Н.Г.

№ зачетной книжки 10684 св

Проверил ст.пр. Хабибуллина Л.Р.

 

 

             

 

 

 

 

Нефтекамск 2012

Содержание

 

Введение                                                                                                                        3

1 Налоговое планирование                                                                                           4

1.1 Сущность  налогового планирования                                                                4

1.2 Виды налогового  планирования                                                                       5

1.3 Элементы  и этапы налогового планирования                                                 6

1.4 Правила  и риски налогового планирования                                                    8

2 Единый социальный  налог                                                                                     10

2.1 Плательщики  ЕСН                                                                                           10

2.2 Объект налогообложения                                                                                11

2.3 Порядок  исчисления ЕСН                                                                               12

2.4 Расчет страховых  пенсионных взносов в 2012 году                                     14

2.4.1 Сроки сдачи  отчетности                                                                            14

2.4.2 Изменения  в налогообложении иностранных  граждан                         15

2.4.3 Платежи  индивидуальных предпринимателей  и нотариусов               15

3 Налоговая политика  государства                                                                           17

3.1 Сущность  налоговой политики                                                                       17

3.2 Виды налоговой  политики                                                                              18

3.3 Система  и принцип налогообложения                                                           21

3.4 Основные  виды систем налогообложения  в РФ                                           22

3.5 Виды и  функции налогов                                                                                23

4 Налоговые теории                                                                                                   25

4.1 Понятие  теории налогов                                                                                  25

4.2 Общие теории  налогов                                                                                     25

4.3 Частные  теории налогов                                                                                  28

Заключение                                                                                                                 29

Список использованных источников                                                                       31

Приложение А                                                                                                            32

 

         Введение

 

Среди множества экономических рычагов  при помощи, которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма

государственного  регулирования экономики. Государство широко использует

налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на

негативные  явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются

мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Цель  работы – изучение налогового законодательства.

В связи с данной целью можно  выделить следующие задачи: 

- Понятие и определение налогового планирования;

- Изучение одного из видов налогов – единого социального налога;

- Изучение политики государства в области налогов;

- Характеристика налоговых теорий;

1 Налоговое планирование

1.1 Сущность налогового планирования

 

Налоговое планирование— организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Экономия на налогах с помощью  использования законных методов  налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности. Для российских предпринимателей налоговое планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки. Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают:

- учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

- разработку учетной политики предприятия;

- правильное и полное использования всех установленных законом льгот;

- оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

1.2 Виды налогового планирования

 

1. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.

2. В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.

3. В зависимости от типа налогоплательщика может                           быть корпоративным или индивидуальным.

Долгосрочное налоговое планирование — использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Элементы данного вида планирования:

- выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;

- выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.

Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

Элементы текущего планирования:

- использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;

- использование оптимальных форм договоров;

- разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

1.3 Элементы и этапы налогового  планирования

Элементами  налогового планирования являются:

  1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;
  2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;
  3. Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
  4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
  5. Налоговые льготы и организация сделок;
  6. Рациональное размещение активов и прибыли организации.

Способы налогового планирования:

- использование пробелов законодательства;

- применение налоговых льгот;

- выбор формы деятельности;

- правильное формирование учетной политики;

- применение офшоров;

- изменение срока уплаты налогов;

- правильная организация сделок;

- лоббирование;

- прогнозирование изменений налогового законодательства.

Этапы налогового планирования

Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения, как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.

1.4 Правила и риски налогового  планирования

 

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.

Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.

Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.

Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Риски налогового планирования

Любое налоговое планирование связано  с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

Отсутствие законодательно установленных  пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий:

- Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.

- В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.

- С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

2 Единый социальный налог

 

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств, для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

С2 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в  Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

2.1 Плательщики ЕСН

 

Плательщиками единого социального  налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса  данные о суммах исчисленных, а также  уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).

Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

2.2 Объект налогообложения

 

Объектом налогообложения ЕСН  у работодателя в соответствии со статьей 236 ГК РФ ч. II (1) признаются 

- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам, 

- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), 

- выплаты по авторским договорам. 

При этом объектом налогообложения  признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. 

Не относятся к объекту налогообложения  выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Как пример можно привести выплаты по договору аренды.  
          Указанные выше выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, то есть, если выплаты были произведены из "чистой прибыли". 

2.3 Порядок исчисления ЕСН

 

Ставки единого социального  налога установлены в статье 241 НК РФ. Размер единого социального налога зависит не только от суммы выплачиваемого или получаемого дохода, но и от статуса налогоплательщика. Ставка единого социального налога является регрессивной. Она снижается при увеличении налоговой базы нарастающим итогом в двух интервалах: с 280 001 руб. до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.

Общая величина налоговой ставки для  организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, при величине налоговой базы до 280 000 руб. определена в размере 26%, из которых:

- 20% направляется в федеральный бюджет;

- 2,9% — в ФСС России;

- 1,1% — ФФОМС;

- 2% — ТФОМС.

Исключение составляют работодатели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, а также организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий). Для них ставки единого социального налога определены в пунктах 1, 3, 4 и 6 статьи 241 НК РФ.

Для некоторых категорий налогоплательщиков установлена пониженная ставка ЕСН. Так, например, для работодателей-сельхозпроизводителей  и организаций народных художественных промыслов ставка единого социального налога определена в размере 20% (при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280 000 руб.), из которых:

- 15,8% направляется в федеральный бюджет;

- 1,9% — в ФСС России;

- 1,1% — ФФОМС;

- 1,2% — ТФОМС.

с 1 января 2011 года размер тарифов увеличился. В ПФР перечисляли взносы в размере 26 процентов, в ФСС России - 2,9 процента, в ФФОМС - 2,1 процента, в ТФОМС - 3 процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, компаниям пришлось платить страховые взносы в размере 34 %(Таблица 1).

Таблица 1 - Ставки взносов в % при общей системе налогообложения 

Фонды

2009-2010 гг.

2011 г.

Изменение

2012 г.

ФСС

2,9

2,9

0

2,9

ФФОМС

1,1

2,1

+ 1,0

5,1

ТФОМС

2,0

3,0

+ 1,0

0

ПФР

20,0

26,0

+ 6,0

22,0

Итого

26,0

34,0

+ 8,0

30,0

В том числе ПФР

       

1966 г.р. и старше:

       

Страховая

20,0

26,0

+ 6,0

22,0

1967 г.р. и моложе:

       

страховая

14,0

20,0

+ 6,0

16,0

накопительная

6,0

6,0

0

6,0


 

В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков - для сельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года (Таблица 2).

Таблица 2 - Льготные ставки взносов в % для отдельных категорий плательщиков

Фонды

2010 г.

2011-2012 г.г.

2013-2014 г.г.

ФСС

0

1,9

2,4

ФФОМС

0

1,1

1,6

ТФОМС

0

1,2

2,1

ПФР

10,3

16,0

21,0

Итого

10,3

20,2

27,1

В том числе ПФР

     

1966 г.р. и старше:

     

страховая

10,3

16,0

21,0

1967 г.р. и моложе:

     

страховая

4,3

10,0

15,0

накопительная

6,0

6,0

6,0


 

2.4 Расчет страховых пенсионных взносов в 2012 году

 

В 2012 году действуют в соответствии с изменениями, вносимыми в 212-ФЗ законами, принятыми в 2011 году (основные изменения внес 339-ФЗ от 28.11.2011) следующие тарифы страховых взносов (смотрите Приложение А)

2.4.1 Сроки сдачи отчетности

 

 

          Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Все осталось без изменений, сроки предоставления отчетов остались прежними. Отчет по форме ФСС – не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным, т.е. до 15 января включительно (339-ФЗ от 28.11.11).  
Отчет по форме РСВ-1 и сведения по персонифицированному учету – не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. не позднее 15-го февраля. Отчет по форме 2-НДФЛ – не позднее 1-го апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 2011 года изменена справка по форме 2-НДФЛ.

2.4.2 Изменения в налогообложении иностранных граждан

 

Иностранные граждане или лица без гражданства, временно проживающие или временно пребывающие на территории РФ и заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ). 

          Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - как на страховую часть вне зависимости от возраста работника, для обычной категории налогоплательщиков он составляет 22%.

2.4.3 Платежи индивидуальных предпринимателей и нотариусов

 

 

         Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.      

      Сумма взносов в 2012 году для индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Если считать исходя из текущего размера МРОТ, то 

Взнос в ПФР 4611*12*26% = 14386,32 

Взнос в ФФОМС 4611*12*5,1% = 2821,93 

Общая налоговая  нагрузка составит 17208,25    

     В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:  20% на страховую, 6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).     

     Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.  
           В случае вступления в добровольные правоотношения с ФСС пособия выплачиваются исходя из среднего заработка, равного МРОТу. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Сроки сдачи отчетности для лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. С 2012 года эта отчетность предоставляется только главами крестьянско-фермерских хозяйств. Вопрос об отчетности за 2011 год пока окончательно не урегулирован. 

Налоги и налогооблажение. 2