Налоги и налогооблажение. 8

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Хорошо известно, что структура любой организации или учреждения, и в первую очередь – государственной или федеральной, должна соответствовать уровню задач, которые она призвана решать. В период перемен по Указу Президента Российской Федерации от 21.11.1991 N 229 на базе только что организованной ГНС, была создана самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации, а 23 декабря 1998 г. Указом Президента Российской Федерации N 1635 Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

 

Действующая ныне налоговая система России основывается на законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения она в основном отражает опыт общераспространенных в мировой практике налоговых систем. Перечень применяемых налогов и методы налогового администрирования, соответствуют принятым стандартам в современной рыночной экономике. Осуществление государственного контроля за соблюдением налогового законодательства - это очень сложная и многогранная работа, она требует солидного базового образования, практического опыта и трудолюбия. Инспектору приходится общаться с хорошо подготовленными налогоплательщиками, сведущими в учете и отчетности, оперативно распознавать ошибки и нарушения, ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве.

 

Непосредственное проведение мероприятий налогового контроля является центральным этапом контрольной деятельности уполномоченных органов. Именно в рамках данного лапа происходит реализация большей части контрольных полномочии налоговых органов, а также выявление и установление фактов нарушений налогового законодательства.

 

Цель контрольной работы: изучить и проанализировать этапы проведения налогового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Налоговый котроль - система обязательных процедур, регламентируемых гл. 14 (ст. 82—105) НК, проводимых должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется посредством:

 — налоговых проверок;

 — получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков  сборов;

 — проверки данных учета  и отчетности;

 — осмотра помещений и  территорий, используемых для извлечения  дохода (прибыли);

 — в других формах, предусмотренных НК.

 

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном НК. При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов. Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах (налоговых правонарушениях) и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Вопросы взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля раскрываются в письме МНС и ФСНП РФ от 5, 10 октября 1999 г. № АС-6-16/784, АА-3107. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

 

Показания свидетеля заносятся в протокол. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего  возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового  контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

 

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе могут быть привлечены эксперт (экспертиза), специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела, переводчик, а в случаях, предусмотренных НК, вызываются понятые. В соответствии со ст. 103 НК при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым налоговыми органами, а также судебных издержек (ст. 130, 131 НК).

 

 

 

  1. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Налоговый контроль – это непрерывный процесс,который состоит из ряда этапов, каждый из которых имеет циклический характер, происходит в разных правовых условиях, имеет свою характеристику основных элементов и решает определенные для каждого этапа задачи контрольной деятельности.

 

Критериями выделения этапов или стадий налогового контроля являются:

 

1) правовые нормы, которые меняются  на каждом этапе;

 

2) формы, которые меняются на  каждом этапе, методы и другие  элементы налогового контроля;

 

3) выраженный циклический характер контрольных действий и приёмов;

 

4) выполнение определенных задач  и функций, присущих каждому этапу  налогового контроля;

 

5) наличие взаимосвязи и взаимообусловленности  этапов КПР.

 

Выделяют следующие основные этапы налогового контроля:

 

1. Налоговое консультирование или  информационно-разъяснительная работа  с плательщиками налогов.

 

2. Учетный этап.

 

3. Информационно-аналитический этап.

 

4. Проведение проверок.

 

А также вспомогательные:

 

5. Оперативно-розыскная деятельность.

 

6. Взыскание налоговой задолженности.

 

7. Апелляция и судебные процедуры.

 

Выделенные этапы налогового контроля являются как последовательными, так и параллельными процессами, поскольку являются взаимообусловленными и носят непрерывный характер.

 

Основные этапы тесно связаны со вспомогательными, так как осуществление оперативно-розыскной деятельности налоговой милицией проводится по результатам работы:

 

- учётного этапа (отсутствие постановки  на налоговый учет, отсутствие  плательщика по месту регистрации);

 

- информационно-аналитического этапа (информация от других организаций  свидетельствует о возможности  уклонения от налогообложения, осуществления  незаконной предпринимательской  деятельности и т.п.);

этапа проведения проверок (выявление фактов криминального происхождения).

 

Процедуры вспомогательного этапа «Взыскание налоговой задолженности» возникают, как правило, вследствие проведения различных проверок (возникновение по их результатам налогового долга).

 

Процедуры вспомогательного этапа «Апелляция и судебные процедуры» связаны со всеми основными и вспомогательными этапами, так как административное или судебные обжалования действий контролирующих органов возможно на любом этапе.

 

Следует отметить, что основные этапы также имеют между собой прямые и обратные связи, которые возникают вследствие постоянного обмена налоговой информацией. Так, этап налогового консультирования обеспечивает остальные этапы нормативной документацией и согласовывает с ними ответы на обращения плательщиков налогов. Учетный этап формирует базы данных для анализа налоговых рисков и дальнейшей проверочной деятельности. По результатам проверок вносятся изменения в учетные данные и в другую аналитическую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге - поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.

 

Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

 

Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.

 

Таким образом, для организации налогового контроля любого государства весьма важное значение имеет наличие необходимой законодательной базы, регламентирующей деятельность органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Березова О.А., Зайцев Д.А. Налоговые проверки. -М.: Главбух, 2009, 129 с.
  2. Брызгалин А.В. Острые вопросы налогового контроля // www.cnfp.ru.
  3. Орешкин И.А. Субъекты налогового контроля и их взаимодействие // Финансовое право. - 2001. - N 1. - с. 39-41.
  4. Налоги: Учебн. пособие / Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 368 с.
  5. Морозова А.Л. Выездные налоговые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. – СПб., 2002.
  6. Налоговые правонарушения в рыночной экономике. Экономические и правовые аспекты. А.И.Горелко, Е.Л.Логинов, Краснодар 2006г.

 


Налоги и налогооблажение. 8